Использование педагогического потенциала народного творчества в эстетическом воспитании школьников | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Муртузалиева, П. Ш. Использование педагогического потенциала народного творчества в эстетическом воспитании школьников / П. Ш. Муртузалиева, И. М. Раджабов. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы X Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2018 г.). — Чита : Издательство Молодой ученый, 2018. — С. 75-77. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/277/14052/ (дата обращения: 03.05.2024).



Изучение духовного богатства, созданного народом и сохранившего в произведениях народного творчества, всегда привлекало внимание представителей последующих поколений.

Как правило, потомков интересовали не только образ жизни и уровень развития своих предшественников, но и то, какими средствами, методами и приемами они готовили себе смену. Наряду с формированием нравственного облика молодого поколения, которое вместе с трудовым воспитанием ставилось на первое место, старшие поколения горцев Дагестана большое значение придавали эстетическому воспитанию будущих граждан. Многое из этого опыта сохранилось до наших дней в произведениях фольклора и приемлемо для современной школы и семьи в деле эстетического воспитания школьников.

В героико-исторических песнях и балладах нашла поэтическое воплощение извечная мечта горцев Дагестана о единении сил в борьбе с иноземными нашествиями. В них отразились наиболее крупные исторические события, яркие страницы освободительных войн, запечатлены взгляды, социальные устремления, нравственные нормы, обычаи и быт эпохи. Однако эта общность не исчерпывается идейно-содержательным компонентом, а проявляется во всей художественной системе: особенностях сюжета и композиции, способах обобщений и типизации, художественных средствах системы стихосложений и т. д. Происходивший на протяжении многих веков сложный процесс взаимосвязи и взаимопроникновения поэтических культур и языков обусловил однородность художественно-эстетического мышления, у различных дагестанских народностей, а это, в свою очередь, привело к единому характеру художественно-изобразительных средств устной поэзии этих народностей, и к формированию общенародного поэтического музыкального языка.

Исключительно многообразными по своим конкретно-локальным проявлениям, но едиными по характеру основных художественно-эстетических признаков и черт предстают музыка и хореография, зодчество, монументально-декоративное искусство, народные празднества, а также другие виды и формы художественного творчества народов Дагестана.

Исследователи отмечают, что основные выразительные средства музыки народов этого края развивались в общении и взаимообогащающих контактах. При этом каждая музыкальная культура имеет свои специфические, самобытные черты: жанровые, ладовые и метроритмические отличия, неповторимые интонационно-мелодические формы, характерные инструменты и ансамбли и т. д., свидетельствующие об их вполне самостоятельном и весьма индивидуальном облике.

Вся жизнь малышей проходит в основном на лоне природы; они рано начинают видеть и различать форму и узор цветов, листьев, трав, звуки птичьих трелей, краски времен года, живописных групп людей, стоящих или работающих на крышах, живое оригинальное творчество, что является большой ценностью в эстетическом воспитании детей и молодежи.

Другим средством эстетического воспитания у народов Дагестана является окружающая человека обстановка. Архитектура и убранство жилища, красота быта, одежды оказывают влияние на формирование вкусов, на развитие эстетических восприятий.

Совершенствование и повышение эффективности педагогического образования, в частности художественного образования в школах, возможны путем активного изучения и пропаганды народного творчества, повышения его роли в процессе обучения изобразительного искусства и соответствующей подготовки педагогических кадров в учебных заведениях.

Поколениями сложившееся дагестанское народное творчество выражает духовно-нравственные и эстетические идеалы народа.

Фольклор в своей генетической основе бесконечно обширен и разнообразен. Его первооснова — народная песня, т. е. песенный жанр, неиссякаемый источник красоты и вдохновения, питающий нашу музыку до сегодняшнего дня.

Далекие предки рассматривали фольклор как один из инструментов духовно-нравственного, эстетического совершенствования нации и народа.

Изобразительное искусство, музыка, художественный труд, народный фольклор тесно связаны между собой наглядным проявлением ассоциативно-образной связи языка художественной выразительности, которая обогащает и развивает художественно-эстетическое воспитание и мышление учащихся. Задача педагогов помочь учащимся в развитии их способностей, находя связь народного фольклора с дисциплинами художественно-эстетического цикла, а также межпредметные связи.

Утрата хоровой традиции в общеобразовательной школе есть в основном следствие того, что музыкальная культура детей не воспитывалась как духовно-нравственная категория.

Окружающий нас мир наполнен разными предметами и явлениями. И они все обладают своим звучанием.

Тончайший звук, откуда ты со мной

Ты создан птицей? Женщиной? Струной?

Быть может, солнцем? Или тишиной??

От сердца ли до сердца сеян луч?

Иль нежный с нежной заперся на ключ? (К. Бальмонт. Звук).

Невозможно воспитать в детях художественный, музыкальный, эстетический вкус, если не научить их видеть, чувствовать и слышать увиденное, воображаемое в фантазиях учащихся. Вслушивание в звуки природы, в ее состояние (задавать детям, как домашнее задание или в какой-либо другой форме) развивает в детях чувство поэзии звука, краски, движения, слова...

А как редко, к сожалению, мы сами бываем ограничены, слиты с природой. В природе все звучит: и луч солнца, и свет, и ветер, и дождь, и река, и звери, и деревья, и земля. И только почувствовав это, человек развивает в себе человеческое.

Есть в педагогической практике яркий пример, который несет в себе плодотворные результаты в развитии творческих способностей школьников, голоса, певческой культуры, зрительной памяти. Интересной и чрезвычайно полезной находят дети наблюдения за природой, за ее движением и т. д. Суть ее заключается в том, что педагог предлагает детям разнообразные творческие задания на:

‒ подражание звукам природы: пению птиц, шорохам травы, плеску воды в реке, ветру, грому, дождю, крикам зверей, урагану ит.д.;

‒ изображение звуков природы: птичий базар, утро в деревне, озеро в лесу, ночная тишина, перед дождем, на берегу моря и т. п.;

‒ записывание у бабушек и дедушек фольклорных песен, притч, рассказов, истории их жизни и т. п.

Наиболее органично дети включаются в импровизацию и «творят» звуковую картину.

Иногда поразительно получается у детей подражание фольклорным жанрам, таким как плач, причитание.

В дагестанском поэтическом фольклоре широкое употребление получили всевозможные символические образы. Символы помогают выразить содержание песни в форме яркой образности. Наиболее характерно использование символов в любовной лирике.

Даргинская песня:

Там, где нет деревьев,

Мое финиковое дерево,

С тех пор, как ты зацвело,

Глаза мои смотрят на тебя.

В безводном месте родник

со сладким шарабом.

Как я увидел тебя.

Сердце по тебе страдает.

Аварская песня:

О голубка на скале,

В оперенье золотом!

Что отдать мне за тебя

Своенравному отцу?

О, высоко в небесах

Реющая ласточка,

Как согласье получить

Твоих братьев-гордецов? и т. д.

В приведенных песнях поэтические символы «финиковое дерево», «голубка на скале», взятые сами по себе, мало о чем говорят. Но в общем тексте они придают песне необходимую эмоциональную окраску, в сочетании с последующими строками, которые конкретизируют настроение героя, помогают сильнее выразить нежные чувства юноши к любимой.

В народных лирических песнях встречаются, хотя и редко, символы древнего происхождения, в которых сохранились элементы архаического тождества, например, сердце — птица, солнце — глаза.

Солнце ли восходящего,

Гей, этот яркий свет?

Или же глаза моего сокола,

Красного сокола,

Гей, этот яркий свет?!

Таким образом, необходимо привести примеры, фольклорные характеристики разных национальностей, народов и народностей. И очень важно здесь то, как учащиеся используют образ-картину, образ-интерпретацию лирического сюжета через образ-строку, в своих декоративных композициях, эскизах и рисунках.

Основные термины (генерируются автоматически): звук природы, изобразительное искусство, народное творчество, народный фольклор, ребенок, яркий свет.

Похожие статьи

Художественно-эстетическое развитие дошкольников средствами...

Универсальное средство — народные сказки, они давно «включены в список» предпочитаемых средств работы с детьми.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, сказка, дошкольное образование, календарный детский фольклор, изобразительное искусство...

Музыкальный фольклор как педагогическое средство...

1. Боронина, Е. Г. Музыкальный фольклор как средство приобщения к традиционной народной культуре детей старшего дошкольного возраста: Автореферат дис… канд. пед. наук: 13. 00. 02 / Е. Г. Боронина. — М., 2007–23с.

Устное народное творчество как средство воспитания и развития...

Влияние устного народного творчества на формирование... устное народное творчество, ребенок, дошкольный возраст, сказка, детский

ребенок, сказка, дошкольное образование, календарный детский фольклор, изобразительное искусство, дошкольный возраст...

Изучение музыкального фольклора как средство развития...

фольклор, ребенок, песнь, народная педагогика, традиция, песня, окружающий мир, народное творчество, народная песня, фольклорный материал.

русский народ, устное народное творчество, ребенок, сказка, Русская изба, родная природа, русский быт, пальчиковый театр...

Приобщение детей раннего возраста к традициям русской...

Целенаправленное и систематическое использование произведений фольклора позволяет заложить фундамент психофизического

Основные термины (генерируются автоматически): русский народ, устное народное творчество, ребенок, сказка, Русская изба, родная природа...

Некоторые особенности освоения народных традиций...

традиционное народное творчество, фольклор, работа, использование фольклора, учреждение, народное искусство, молодое поколение, культурная среда

ребенок, устное народное творчество, народное творчество, игра, народный фольклор, ранний.

Ознакомление детей раннего возраста с народным фольклором

Детство – каждодневное открытие мира, и поэтому надо. Сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием. Человека и Отечества, их красоты и величия. В. Сухомлинский. Ознакомление детей 2-3 лет с устным народным творчеством я осуществляю в соответствии с программой...

Музыка, воплощенная в природе, как фактор духовного развития...

Использование педагогического потенциала народного творчества... Изобразительное искусство, музыка, художественный труд, народный фольклор тесно. Вслушивание в звуки природы, в ее состояние (задавать детям, как домашнее задание или в...

Колыбельная песня как источник формирования личности...

Главное влияние пения колыбельных на детей именно старшего дошкольного возраста — развитие гибкости и подвижности речевого аппарата, формирование правильного произношения звуков

Аникин, В. П.Русское устное народное творчество: учебник для вузов / В. П. Аникин.

Похожие статьи

Художественно-эстетическое развитие дошкольников средствами...

Универсальное средство — народные сказки, они давно «включены в список» предпочитаемых средств работы с детьми.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, сказка, дошкольное образование, календарный детский фольклор, изобразительное искусство...

Музыкальный фольклор как педагогическое средство...

1. Боронина, Е. Г. Музыкальный фольклор как средство приобщения к традиционной народной культуре детей старшего дошкольного возраста: Автореферат дис… канд. пед. наук: 13. 00. 02 / Е. Г. Боронина. — М., 2007–23с.

Устное народное творчество как средство воспитания и развития...

Влияние устного народного творчества на формирование... устное народное творчество, ребенок, дошкольный возраст, сказка, детский

ребенок, сказка, дошкольное образование, календарный детский фольклор, изобразительное искусство, дошкольный возраст...

Изучение музыкального фольклора как средство развития...

фольклор, ребенок, песнь, народная педагогика, традиция, песня, окружающий мир, народное творчество, народная песня, фольклорный материал.

русский народ, устное народное творчество, ребенок, сказка, Русская изба, родная природа, русский быт, пальчиковый театр...

Приобщение детей раннего возраста к традициям русской...

Целенаправленное и систематическое использование произведений фольклора позволяет заложить фундамент психофизического

Основные термины (генерируются автоматически): русский народ, устное народное творчество, ребенок, сказка, Русская изба, родная природа...

Некоторые особенности освоения народных традиций...

традиционное народное творчество, фольклор, работа, использование фольклора, учреждение, народное искусство, молодое поколение, культурная среда

ребенок, устное народное творчество, народное творчество, игра, народный фольклор, ранний.

Ознакомление детей раннего возраста с народным фольклором

Детство – каждодневное открытие мира, и поэтому надо. Сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием. Человека и Отечества, их красоты и величия. В. Сухомлинский. Ознакомление детей 2-3 лет с устным народным творчеством я осуществляю в соответствии с программой...

Музыка, воплощенная в природе, как фактор духовного развития...

Использование педагогического потенциала народного творчества... Изобразительное искусство, музыка, художественный труд, народный фольклор тесно. Вслушивание в звуки природы, в ее состояние (задавать детям, как домашнее задание или в...

Колыбельная песня как источник формирования личности...

Главное влияние пения колыбельных на детей именно старшего дошкольного возраста — развитие гибкости и подвижности речевого аппарата, формирование правильного произношения звуков

Аникин, В. П.Русское устное народное творчество: учебник для вузов / В. П. Аникин.