Создание равных возможностей для детей-инвалидов во всех сферах жизни путем обеспечения доступности образования | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Виноградова, Н. И. Создание равных возможностей для детей-инвалидов во всех сферах жизни путем обеспечения доступности образования / Н. И. Виноградова. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2011 г.). — Т. 1. — Пермь : Меркурий, 2011. — С. 64-66. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/17/87/ (дата обращения: 27.04.2024).

 …Новая школа - это школа для всех.

В любой школе будет обеспечиваться успешная

социализация детей с ограниченными

возможностями здоровья, детей-инвалидов, детей,

оставшихся без попечения родителей,

находящихся в трудной жизненной ситуации…

Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»

По данным Министерства образования и науки РФ на начало 2009 года в России было зарегистрировано 534 тысяч детей-инвалидов. В 2009-2010 учебном году в обычных классах обычных школ обучалось 142 659 детей-инвалидов, в коррекционных классах обычных школ - 148 074 детей-инвалидов. В коррекционных школах и школах-интернатах - 210 842 детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.

В Концепции модернизации российского образования заявлен принцип равного доступа молодых людей к полноценному качественному образованию в соответствии с их интересами и склонностями, независимо от материального достатка семьи, места проживания и состояния здоровья. Одним из направлений реализации данного требования является внедрение новых моделей содержания образования и его организации, в том числе развитие дистанционного образования.

Дети-инвалиды, а также больные дети, которые не могут ходить в обычную школу в силу ограничений по состоянию здоровья, часто лишены возможности получить качественное образование.

В 2009 году на территории Тверской области, как и на всей территории Российской Федерации, в рамках приоритетного национального проекта «Образование» было принято решение о реализации мероприятий по созданию условий для организации дистанционного образовании детей-инвалидов. Сегодня можно говорить о первых результатах данной деятельности.

На первом этапе была разработана концепция и структурно-функциональная модель организации дистанционного обучения детей - инвалидов на основе формирования базы данных по детям-инвалидам, проживающим в Тверской области. Она включает:

  1. Анализ передового опыта организации дистанционного обучения в Российской Федерации, в том числе зарубежного (условия обучения детей-инвалидов, нормативно-правовых документов).

  2. Анализ ситуации по образованию детей-инвалидов в Тверской области.

  3. Оценку готовности детей-инвалидов Тверской области и их родителей или законных представителей к дистанционному образованию.

  4. Структурно-функциональную модель организации дистанционного обучения детей-инвалидов в Тверской области.

  5. Методические рекомендации по подготовке детей-инвалидов и их родителей к обучению в дистанционной форме.

  6. Примерные нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность всех участников образовательного процесса при организации дистанционного обучения детей-инвалидов (финансирование, организация, кадровое и материально-техническое обеспечение).

  7. Экономические расчеты реализации проекта по организации дистанционного обучения детей-инвалидов в Тверской области.

  8. Изучение общественного мнения на проблемы обучения детей-инвалидов в Тверской области.

  9. Информационные материалы для формирования положительного общественного мнения об организации дистанционного обучения детей-инвалидов в Тверской области.

На основе данного исследования были сформированы реестры педагогических работников и детей-инвалидов, включенных в проект; началась работа по поставке и подключению специализированного оборудования в центры дистанционного образования, педагогам, детям.


Фото 1. На 1 фотографии изображено рабочее место ребенка – инвалида. Базовая аппаратная платформа комплекта программно-технических средств рабочих мест детей-инвалидов включает в себя двухъядерный процессор с базовой тактовой частотой не менее 2,5 ГГц и кэш-памятью 2-го уровня не менее 3Мб.

Помимо технической поддержки данного проекта требовалась методическая поддержка преподавателей, обучающихся, родителей.
Было принято решение о создании «Виртуальной школы».


Она активно наполняется цифровыми образовательными ресурсами. В школе школы педагоги, психологи, родители могут поделиться опытом организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, обменяться мнениями, изучить и практически освоить новые методики и программы, а учащиеся - активно обучаться по выбранным общеобразовательным предметам. В настоящее время в области включено в проект по дистанционному образованию 177 обучающихся, в 2011 году к ним добавится еще 80 детей с ограниченными возможностями здоровья.

Система образования в современной информационной России переживает глубокие изменения. Различные образовательные учреждения трансформируются в результате реформ и под влиянием рыночной экономики. При этом актуализируются ценности дистанционного образования детей, в том числе для детей с инвалидностью, для которых «дистант» порой единственная возможность реализовать себя, возможность быть успешным в жизни наравне со здоровыми сверстниками. И.И. Лошакова пишет: «…Очевидно, качество человеческих ресурсов в обществе зависит не только от качества учебной подготовки, но и от накопленного личностью социального опыта, социальной компетентности, в частности, умения использовать меняющихся ситуации и управлять жизненными обстоятельствами. С нашей точки зрения, социальную компетентность можно развивать, если осуществить задачу расширения доступа социально-уязвимых групп населения к социальным благам и престижным каналам социализации, тем самым предотвращая понижения их социального статуса…».

Развитие глобальных сетей создало принципиально новые условия для получения образования. Занимаясь с помощью компьютера, ребенок перестает быть инвалидом, ограниченным в пространстве, — у него появляется связь буквально совсем миром. Он может учиться, не выходя из дома и в удобном для себя темпе.


Основные термины (генерируются автоматически): Тверская область, дистанционное образование, дистанционное обучение детей-инвалидов, ограниченная возможность здоровья, дистанционное обучение, образование детей-инвалидов, Российская Федерация, состояние здоровья, социальная компетентность, структурно-функциональная модель организации.

Похожие статьи

Дистанционное образование детей-инвалидов | Статья...

Сегодня направление «Развитие дистанционного образования детей-инвалидов» определено как одно из приоритетных направлений развития образования, предусматривающее совершенствование условий организации дистанционного обучения детей-инвалидов в...

Инновации в образовании: дистанционное обучение детей...

Ценность дистанционного образования детей с ограниченными возможностями здоровья заключается в том, что «дистант» -это порой единственная возможность реализовать себя, возможность быть успешным в жизни наравне со здоровыми сверстниками.

Особенности организации дистанционного обучения...

Дистанционное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья желательно осуществлять индивидуально. В организации дистанционного обучения нами были выделены следующие особенности

Анализ интернет-ресурсов для дистанционного обучения детей...

дистанционное обучение, система, дистанционное Образование, обратная связь

Дистанционное образование детей-инвалидов | Статья...

Дистанционное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья желательно осуществлять индивидуально.

Инклюзивное образование в рамках дистанционного обучения

Особенности организации дистанционного обучения... Ключевые слова: дистанционное обучение, инклюзия, инклюзивное образование.

инклюзивное образование, ограниченная возможность здоровья, Россия, ребенок, образование, Самарская область, Российская...

Возможности использования технологий социальной работы при...

дистанционное обучение, Российская Федерация, ограниченная возможность здоровья, состояние здоровья, дистанционное обучение детей, образовательный процесс, образовательное учреждение...

Дистанционное обучение детей с нарушениями...

В статье представлен опыт работы по технологии дистанционного обучения с обучающимися, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата (ДЦП). Ключевые слова: дистанционное образование, образование, ограниченные возможности здоровья...

Применение дистанционных образовательных технологий...

- созданы центры дистанционного обучения детей-инвалидов, которые организуют взаимодействие участников мероприятия РДОДИ

Можно с уверенностью сказать, что сегодня модель организации дистанционного образования детей-инвалидов создана, и теперь...

инклюзивное образование, ограниченная возможность...

Особенности организации дистанционного обучения...

инклюзивное образование, студент, массовая школа, профессиональное образование, ограниченная возможность здоровья, ребенок, большинство студентов, будущая профессиональная деятельность...

Похожие статьи

Дистанционное образование детей-инвалидов | Статья...

Сегодня направление «Развитие дистанционного образования детей-инвалидов» определено как одно из приоритетных направлений развития образования, предусматривающее совершенствование условий организации дистанционного обучения детей-инвалидов в...

Инновации в образовании: дистанционное обучение детей...

Ценность дистанционного образования детей с ограниченными возможностями здоровья заключается в том, что «дистант» -это порой единственная возможность реализовать себя, возможность быть успешным в жизни наравне со здоровыми сверстниками.

Особенности организации дистанционного обучения...

Дистанционное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья желательно осуществлять индивидуально. В организации дистанционного обучения нами были выделены следующие особенности

Анализ интернет-ресурсов для дистанционного обучения детей...

дистанционное обучение, система, дистанционное Образование, обратная связь

Дистанционное образование детей-инвалидов | Статья...

Дистанционное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья желательно осуществлять индивидуально.

Инклюзивное образование в рамках дистанционного обучения

Особенности организации дистанционного обучения... Ключевые слова: дистанционное обучение, инклюзия, инклюзивное образование.

инклюзивное образование, ограниченная возможность здоровья, Россия, ребенок, образование, Самарская область, Российская...

Возможности использования технологий социальной работы при...

дистанционное обучение, Российская Федерация, ограниченная возможность здоровья, состояние здоровья, дистанционное обучение детей, образовательный процесс, образовательное учреждение...

Дистанционное обучение детей с нарушениями...

В статье представлен опыт работы по технологии дистанционного обучения с обучающимися, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата (ДЦП). Ключевые слова: дистанционное образование, образование, ограниченные возможности здоровья...

Применение дистанционных образовательных технологий...

- созданы центры дистанционного обучения детей-инвалидов, которые организуют взаимодействие участников мероприятия РДОДИ

Можно с уверенностью сказать, что сегодня модель организации дистанционного образования детей-инвалидов создана, и теперь...

инклюзивное образование, ограниченная возможность...

Особенности организации дистанционного обучения...

инклюзивное образование, студент, массовая школа, профессиональное образование, ограниченная возможность здоровья, ребенок, большинство студентов, будущая профессиональная деятельность...