Планирование творческих сюжетно-ролевых игр детей дошкольного возраста по программе «Детство» | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Белоусова, Е. Ю. Планирование творческих сюжетно-ролевых игр детей дошкольного возраста по программе «Детство» / Е. Ю. Белоусова, М. Н. Клевцова, А. С. Семерез, С. Ф. Ходеева. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). — Казань : Бук, 2014. — С. 54-56. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/143/6175/ (дата обращения: 29.04.2024).

Игра — самая любимая и естественная деятельность дошкольников. Она сопровождает их в течении всего времени пребывания в детском саду. А сюжетно-ролевые игры вместе с воспитателем помогают детям понять логику простых жизненных ситуаций, создание обогащенной игровой среды, побуждает к самостоятельному игровому творчеству дошкольников с игрушками, предметами-заместителями, к взаимодействию со сверстниками, и к воспитанию доброго отношения детей друг к другу.

Важное значение для правильной организации сюжетно-ролевых игр и руководства ими имеет осознание воспитателями сущности детской творческой игры и её педагогической ценности. В педагогике сюжетно-ролевая творческая игра рассматривается как специфический вид человеческой деятельности, направленной на отражение окружающей действительности, в частности трудовой деятельности взрослых, их жизни и общественных отношений. Характер и содержание игры социальны по своей природе конкретными культурными и социально-экономическими условиями жизни ребенка.

Интерес к творческим ролевым играм развивается у детей с трёх-четырёх лет. К этому времени у ребенка появляются новые потребности, новые мотивы деятельности, связанные с осознанием своих отношений со взрослыми. У ребенка появляется желание активно участвовать в общественной жизни.

Отражение ребенком окружающей действительности происходит в процессе его активной жизнедеятельности, путём принятия на себя определенной роли. Выполняя взятую на себя роль, ребенок стремится подражать тем взрослым, образы которых сохранились в его опыте. Однако ребенок подражает не полностью, ибо он не располагает реальными возможностями для действительного выполнения операций принятой роли. Связанно это со сложностью современного общественного производства и общественных отношений, а также уровнем знаний и умений ребенка, его жизненным опытом, умением ориентироваться в знакомых и новых ситуациях. Поэтому в творческой сюжетно-ролевой игре он выполняет символические действия, реальные предметы заменяет игрушками или условно теми предметами, которыми располагает, приписывая им необходимые функции.

Выполняя взятую на себя роль, дошкольник многократно возвращается к тому первообразцу, каким является для него окружающий мир, осваивается в нем, познает его. Произвольность действий детей является характерной особенностью сюжетно-ролевых творческих игр. Творческая сюжетно-ролевая игра дает ребенку возможность переходить от действительности к фантазированию и наоборот, при этом каждый раз отталкиваясь от реальной жизни.

На развитие сюжета игры решающее влияние оказывает расширение у ребенка представлений об окружающей действительности. Ролевая игра возникает и развивается, когда в центре ознакомления с окружающей действительностью стоит человек, его деятельность, поступки, отношения. Центральным моментом возникновения игры является принятие ребенком на себя роли. Именно это побуждает ребенка выполнять определенные игровые действия и развивать игровые отношения, отражающие реальное поведение взрослых, использовать предметы-заместители, устанавливать межличностные отношения. Беря на себя роль, ребенок должен подчиниться определенным правилам поведения, вытекающим из принятой роли.

Сюжетно-ролевая творческая игра — первая проба социальных сил их первое испытание. Педагогическая ценность игры состоит в том, что в процессе игры помимо взаимоотношений, диктуемых сюжетом, взятой на себя ролью или правилами, возникают отношения уже не условные, а реальные, действительные, регулирующие настоящие отношения между детьми. В игре выясняется: как относится ребенок к успехам или неудачам партнеров, вступает ли в конфликты, умеет ли сдерживать непосредственные побуждения, готов ли помочь товарищу. Игра помогает ребенку преодолеть свою слабость, управлять собой, создает условие для упражнения в трудовых навыках, в навыках нравственного поведения.

Игра — одно из незаменимых средств сплочения детского коллектива. Она помогает педагогу всесторонне изучить ребят, проникнуть в их духовный мир. Игровое общение педагога с детьми позволяет ему направлять ход игры, руководить отношениями между ними.

Расцвет ролевой игры начинается с четырёхлетнего возраста, своего наивысшего развития она достигает в 5–6 лет, а затем постепенно заменяется играми с правилами, возникающими после 7 лет.

Творческая сюжетно-ролевая игра дошкольника претерпевает существенные изменения как по тематике, характеру игровых действий, длительности, так и по силе воспитательного воздействия. Появление новой тематики не снижает интереса к старым, развиваемым раньше бытовым играм, но с каждым годом содержание их становится разнообразнее, полнее.

Чтобы организовать деятельность педагога по руководству играми, целесообразно в своей группе составить перспективный план развития игр в течении года, в котором наметить темы игр, в каком объёме и как их развивать.

В программе «Детство» под редакцией Т. И. Бабаева, тематика и сюжет игр представлен по возрастам.

В младшей группе тематика сюжетно-ролевых игр связана с отражением отношений в быту и элементарного профессионального взаимодействия взрослых. Ребенок стремится к отражению в сюжете привлекательных для него отношений и действий взрослых.

В средней группе у детей возрастает интерес к окружающей социальной действительности, появляется более устойчивый интерес к взрослым людям, их взаимоотношениям, к процессу их труда и стремление принять участие в этом труде. В этом возрасте продолжается обогащение и развитие сюжетно-ролевых игр, имевших место в предыдущей возрастной группе. Наряду с этим появляются новые сюжеты, в одной сюжетно-ролевой игре могут переплетаться разнообразные события.

В старшей группе тематика сюжетно-ролевых игр связана с социальной действительностью. При этом в одной игре могут переплетаться как реальные, так и фантастические события. Дети продолжают играть в игры знакомой тематики, но при организации таких игр важно учитывать особенности современной социальной жизни.

В подготовительной группе в сюжетно-ролевых играх дети отражают события, связанные с их непосредственным опытом, впечатлениями, полученных от телевизионных передач, книг, от ожиданий связанных с поступлением в школу.

Изучив тематику сюжетно-ролевых игр представленных в программе «Детство» под редакцией Т. И. Бабаевой, мы в работе с детьми стали использовать тематическое планирования сюжетно-ролевых игр поквартально и по возрастам.

Во II младшей группе планируются игры:

I квартал: Детский сад, Семья, Магазин.

II квартал: Семья, Больница, Магазин, Парикмахерская, Детский сад.

III квартал: Магазин, Магазин игрушек, Семья, Автобус, Пароход, Больница, Парикмахерская, Зоопарк.

В средней группе:

I квартал: Магазин, Семья, Автобус, Больница, Моряки, У зубного врача, Прачечная (с выдачей и приемом белья).

II квартал: Детский сад, Салон красоты, День рождения (Мишки, Винни-Пуха, Карлсона), Мы переходим улицу, Театр, Зоопарк, Экскурсия в музей, Пароход, Кукольный театр, Столовая (Кафе).

III квартал: Такси, Кафе «Пиццерия» (игры современной социальной жизни).

В старшей группе игры распределяются не поквартально, а по месяцам.

Сентябрь: Кондитерская фабрика, Семья, Поликлиника, Пароход, (Жатва) Магазин, Зоопарк.

Октябрь: Пароход, Транспорт сухопутный «Автобус», Транспорт воздушный «Поездка на самолёте», Транспорт водный «Путешествие на корабле», Магазин (кондитерский, хлебный), Подготовка к открытию детского сада.

Ноябрь: Животноводы, Столовая, Магазин гипермаркет (отделы — Овощной, кондитерский, хлебный, молочный, мясной), Магазин игрушек, Детский сад, Путешествие в Атлантиду, на другую планету «Космическое путешествие».

Декабрь: Путешествие (в дальние страны), Больница с разными отделениями, Поликлиника, Аптека, Строители (космодрома).

Январь: Пароход, Отправляемся в путешествие (по России), Открываем новый детский сад, Магазин (кондитерский, хлебный), Строители (город будущего), Аэропорт, Артисты, Ателье.

Февраль: Семья, Цирк, Путешествие (с приключениями можно про пиратов), Пограничники, Художники, Рыболовецкое судно.

Март: Строители (город), Зоолечебница, Почта, Праздник 8Марта — дома, Как мы поздравляли мам в детском саду.

Апрель: Космическое путешествие, Цирковые артисты, Газетный киоск, Кулинария, Дискотека, Строители (города Старый Оскол).

Май: Лесная школа, Весенний бал, Уличное движение, В театре — премьера, В ботаническом саду.

Подготовительная группа:

Сентябрь: Школа, Путешествие (по России), Фабрика игрушек, Осенняя ярмарка, «Дары природы», Мы — фермеры.

Октябрь: Библиотека, Театр, Телефонная станция (салон сотовой связи), Путешествие «Мы едем на Украину, Белоруссию», Консервный завод, Путешествие (по пустыне, степям).

Ноябрь: Поход в лес, Салон красоты.

Декабрь: Стадион, Семья, Телефонная станция, Кинотеатр, Цирк.

Январь: Пограничники, Уличное движение.

Февраль: Скорая помощь, Почта, Телевидение, КВН, Театр.

Март: Пожарная часть, Зоолечебница, Мы — инопланетяне, Карнавал в Африке.

Апрель: Стоматологическая поликлиника, Дом моды, Полет в космос, Поле чудес, Путешествие (на батискафе).

Май: Аптека, Стадион, Конкурс красоты, Полет на луну, Зов джунглей (Телевизионная игра по усмотрению воспитателей данной возрастной группы), Дог-шоу.

Литература:

1.      Акулова О. В. Социализация. Игра. СПб.2012.

2.      Бабаева Т. И., Гогоберидзе А. Г., Михайлова З. А. — Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. СПб.,2011.

3.      Бойченко Н. А., Григоренко Г. И., Коваленко Е. И., Щербакова Е. И. — Сюжетно-ролевые игры дошкольников.К.,1982.

4.      Краснощекова Н. Ю. — Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста. 2011.

Основные термины (генерируются автоматически): детский сад, игра, ребенок, III, окружающая действительность, Магазин, отношение, Путешествие, творческая сюжетно-ролевая игра, Телефонная станция.

Похожие статьи

Сюжетно-ролевая игра «Киностудия»

интерактивная доска, ребенок, дошкольный возраст, игра, компьютер, детский сад, ИКТ, самый простой способ, интерактивная игра, интерактивная дидактическая игра.

старший дошкольный возраст, игра, ребенок, игровая деятельность, девочка, пол, мальчик, сюжетно-ролевая игра...

Сюжетно-ролевая игра как средство социально-личностного...

игра, действие, сюжетно-ролевая игра, игровая деятельность, ребенок, отношение, сюжет, индивидуальная игра, дошкольный возраст, распределение ролей. Влияние сюжетно-ролевой игры на формирование личности... Игра — основной вид деятельности ребёнка дошкольного...

Сюжетно-ролевая игра как средство социального развития детей...

ребенок, игра, взаимоотношение, отношение, сюжетно-ролевая игра, дошкольный возраст, эмоциональная идентификация, развитие личности, действие, взаимодействие.

Музыкальные сюжетно-ролевые игры | Статья в журнале...

Музыка используется детьми в разных играх. В сюжетно-ролевых играх можно очень широко использовать знакомые песни и мелодии: можно спеть колыбельную кукле или поплясать

− Воспитание коммуникативных качеств и уважительного партнёрского отношения с родителями.

Значение сюжетно-ролевой игры для развития дошкольников

Психологи считают, что сюжетно-ролевая игра — это высшая форма развития детской игры, в дошкольном возрасте она выступает в роли ведущей деятельности.

Содержание игры отражает отношение ребенка к окружающей действительности.

Использование сюжетно-ролевой игры в полоролевой...

сюжетно-ролевая игра, ребенок, возраст детей, игрушка, режиссерская игра, Педагогический совет, обсуждение выполнения задания, Этап развития, младшая группа, детский сад.

Социальное развитие детей дошкольного возраста через...

Ребенок, игра, детский сад, официант, сюжетно-ролевая игра, кафа, игровой материал, дошкольный возраст, ребенок стали, обучение детей.

Влияние сюжетно-ролевой игры на формирование книжной...

Сюжетно-ролевая игра — это основной вид игры ребенка дошкольного возраста. Источник, питающий сюжетно-ролевую игру ребенка- это окружающий его мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников.

Игровая деятельность дошкольников | Статья в журнале...

ребенок, Игра, игровая деятельность, младшая группа, дошкольный период, детский сад, ранний возраст, игровая деятельность дошкольников, жизнь ребенка, сюжетно-ролевая игра.

Похожие статьи

Сюжетно-ролевая игра «Киностудия»

интерактивная доска, ребенок, дошкольный возраст, игра, компьютер, детский сад, ИКТ, самый простой способ, интерактивная игра, интерактивная дидактическая игра.

старший дошкольный возраст, игра, ребенок, игровая деятельность, девочка, пол, мальчик, сюжетно-ролевая игра...

Сюжетно-ролевая игра как средство социально-личностного...

игра, действие, сюжетно-ролевая игра, игровая деятельность, ребенок, отношение, сюжет, индивидуальная игра, дошкольный возраст, распределение ролей. Влияние сюжетно-ролевой игры на формирование личности... Игра — основной вид деятельности ребёнка дошкольного...

Сюжетно-ролевая игра как средство социального развития детей...

ребенок, игра, взаимоотношение, отношение, сюжетно-ролевая игра, дошкольный возраст, эмоциональная идентификация, развитие личности, действие, взаимодействие.

Музыкальные сюжетно-ролевые игры | Статья в журнале...

Музыка используется детьми в разных играх. В сюжетно-ролевых играх можно очень широко использовать знакомые песни и мелодии: можно спеть колыбельную кукле или поплясать

− Воспитание коммуникативных качеств и уважительного партнёрского отношения с родителями.

Значение сюжетно-ролевой игры для развития дошкольников

Психологи считают, что сюжетно-ролевая игра — это высшая форма развития детской игры, в дошкольном возрасте она выступает в роли ведущей деятельности.

Содержание игры отражает отношение ребенка к окружающей действительности.

Использование сюжетно-ролевой игры в полоролевой...

сюжетно-ролевая игра, ребенок, возраст детей, игрушка, режиссерская игра, Педагогический совет, обсуждение выполнения задания, Этап развития, младшая группа, детский сад.

Социальное развитие детей дошкольного возраста через...

Ребенок, игра, детский сад, официант, сюжетно-ролевая игра, кафа, игровой материал, дошкольный возраст, ребенок стали, обучение детей.

Влияние сюжетно-ролевой игры на формирование книжной...

Сюжетно-ролевая игра — это основной вид игры ребенка дошкольного возраста. Источник, питающий сюжетно-ролевую игру ребенка- это окружающий его мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников.

Игровая деятельность дошкольников | Статья в журнале...

ребенок, Игра, игровая деятельность, младшая группа, дошкольный период, детский сад, ранний возраст, игровая деятельность дошкольников, жизнь ребенка, сюжетно-ролевая игра.