Воспитание личности школьника в сфере дополнительного образования | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 6. Внешкольная педагогика

Опубликовано в

V международная научная конференция «Педагогика: традиции и инновации» (Челябинск, июнь 2014)

Дата публикации: 03.06.2014

Статья просмотрена: 556 раз

Библиографическое описание:

Разенков, И. В. Воспитание личности школьника в сфере дополнительного образования / И. В. Разенков. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, июнь 2014 г.). — Т. 0. — Челябинск : Два комсомольца, 2014. — С. 81-83. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/104/5757/ (дата обращения: 05.05.2024).

Воспитание как средство подготовки подрастающих поколений к жизни возникло вместе с появлением человеческого общества. Накапливая производственный опыт, связанный с изготовлением орудий труда и присвоением продуктов природы, а также опыт сотрудничества и совместной деятельности, люди стремились передавать этот опыт последующим поколениям. Общественный прогресс и стал возможен лишь потому, что каждое вступающее в жизнь новое поколение людей овладевало производственным, социальным и духовным опытом предков и, обогащая его, уже в более развитом виде передавало своим потомкам. Поэтому воспитание как общественное явление, как специфическая деятельность по подготовке подрастающих поколений к жизни существует в обществе на всех этапах его развития [3, с. 10].

В первобытном обществе дети получали воспитание путем совместной трудовой деятельности и повседневного общения со старшими. В те времена опыт был сравнительно простым, и воспитание не было отдельной отраслью профессиональной деятельности. А это значит, что тогда еще не существовало ни специальных учреждений, ни людей, профессией которых было бы воспитание.

С годами человечество развивалось, развивалось и усложнялось сельскохозяйственное и ремесленное производство. Знания людей положили начало развитию науки. В этих условиях стало необходимо специально подготавливать и обучать новое поколение, что занимало довольно много времени. Становилось все более очевидным, что только с помощью образования и воспитания можно было преобразовать общечеловеческую природу так, чтобы человек овладел умениями и навыками в определенной отрасли труда и был приспособлен к выполнению соответствующих функций в сфере материального или духовного производства [3, с. 11].

С самого зарождения педагогической науки, образование включает в себя процессы обучения и воспитания. Однако, со второй половины 90-х гг. недавно ушедшего XX в. в нашей стране большинство специалистов по педагогике считают предметом педагогики обучение, а не воспитание, как это было ранее.

Во второй редакции Закона РФ «Об образовании» образование обозначает «целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства». Но, если в законе об образовании произошли изменения, то в сознаниях педагогов нет. Отказ от старого не привел автоматически к появлению новой концепции, скорее, можно говорить о кризисе образования и воспитания в стране.

Кризис проявляется в том, что большинство школ и внешкольных учреждений перестали целенаправленно заниматься воспитательной работой с детьми и подростками. Многие общественные детские и молодежные организации тоже перестали существовать. Молодежь оказалась в моральном вакууме, дезориентированной, лишенной определяющих жизненных идей, притом положение усугубляется сложной социально-культурной обстановкой и агрессивной средой, где одно из ведущих мест занимают средства массовой информации, шоу-культура и... сама молодежная субкультура с многочисленными неформальными объединениями, увлечениями, которые граничат с психическими эпидемиями. И к этим последним можно отнести массовое курение табака и потребление пива. Семья и семейное воспитание тоже находятся в кризисе и чаще всего не способны что-то сделать. Таким образом, все ведущие факторы воспитания (семья, школа, улица) оказались не способны эффективно выполнять свои функции [3, с 65–67].

В период обучения в школе формирование личности зависит от того, насколько полно учитываются ее персональные особенности, интересы и склонности, способности и дарования. Значительная часть работы с учащимися по их интересам приходится на внеурочное время. К сожалению, во многих школах утрачена давняя традиция, когда каждый учитель считал для себя честью и обязанностью ведение внеклассной и внешкольной работы с учащимися. Поэтому появилась необходимость создания специальных учреждений дополнительного образования.

Особенность дополнительного образования заключается в том, что оно является добровольным. Дети сами могут выбрать не только направление, но и педагога, и коллектив, в отличие от школы. Для эффективного процесса формирования личности ребенка необходимо создать благоприятную среду воспитания: педагог должен укреплять духовные контакты между всеми членами группы во время сотрудничества, формировать ответственное отношение к общему делу, постоянно побуждать учеников к самовоспитанию и самообразованию. Все эти задачи необходимо решать с учетом возрастных особенностей школьников [1].

С возрастом связан характер деятельности человека, особенности мышления, круг его запросов и интересов. Каждому возрасту присущи свои возможности и ограничения. Ребенок от природы является существом совершенным, и воспитание не должно нарушать это совершенство, а идти за ним, выявляя и развивая лучшие качества детей. Педагог должен внимательно изучать детей, знать его особенности и опираться на них в процессе воспитания. Существуют особенности развития и воспитания школьников разных возрастных групп:

Дети младшего школьного возраста, в отличие от раннего детства, переходят на новый уровень отношений со взрослыми. В этом возрасте ребенок становится способным удовлетворять многие свои потребности самостоятельно. В результате чего совместная деятельность взрослых и детей распадается, хотя старшее поколение остается центром, вокруг которого строится жизнь ребенка. Поэтому дети этого возраста стремятся активно участвовать в жизни взрослых, а поступки носят подражательный характер. Это нужно учитывать в процессе воспитания.

С момента рождения в условиях постоянного общения со взрослыми у детей формируется знание многих социальных норм, которые начинают осознаваться в начальной школе. Именно на основе этих знаний начинает формироваться личность ребенка. Весьма большое влияние на воспитание и развитие младших школьников оказывает личность учителя, а также родителей и взрослых.

Поэтому учитель, должен быть сам высоконравственным человеком, эталоном воспитанности и образованности. На занятиях обязательно нужно знакомить детей с биографией выдающихся личностей, а еще лучше организовывать встречи с такими людьми.

Средний школьный (подростковый) возраст является ключевым этапом в развитии личности. У учащихся этого возрастного периода как бы переплетаются черты детства и черты, во многом присущие юности, но еще находящиеся в стадии становления и развития. Как взрослый, он ощущает быстрый рост физических сил и духовных потребностей; как ребенок, он еще ограничен своими возможностями и опытом, чтобы удовлетворить все возникающие запросы и потребности. Этим объясняется сложность и противоречивость характера, поведения и развития подростков, что дает основание считать этот возраст в определенной мере трудным для воспитания.

В силу своих психологических особенностей, подростки охотно соблюдают правила поведения, если эти правила хорошо осознаются ими и выступают как их собственные моральные принципы. Поэтому глубокое разъяснение моральных норм и правил и формирование у подростков нравственных взглядов и убеждений должно составлять существенную особенность нравственного воспитания. Вместе с тем не теряет своего педагогического значения и тактично осуществляемая регламентация, а также контроль над поведением учащихся как меры, предупреждающие шалости и необдуманные поступки.

Существенной возрастной чертой является стремление к утверждению своего достоинства и престижа среди товарищей. Основные пути к этому — хорошая учеба, общественная активность, проявление способностей в тех или иных видах деятельности, внешнее обаяние и т. д. Вполне понятно, что учителям следует внимательно изучать взаимоотношения учащихся со своими товарищами и помогать им закреплять свой престиж в коллективе.

Возрастающие интеллектуальные способности, общий духовный рост и расширение межличностных связей стимулируют развитие самосознания подростков, возбуждают мечты о своем призвании будущем. Подростки сопоставляют себя со сверстниками, оценивают свои достоинства и недостатки. Но если о недочетах других они судят строго, то по отношению к себе они менее взыскательны. Это обусловливает необходимость развития у них самокритичности и побуждения к самовоспитанию [6]

Существенной особенностью воспитательной работы с подростками является профориентация. Дополнительное образование является добровольным, и дети выбирают тот вид деятельности, который им нравится. Поэтому задача педагога состоит в том, чтобы показать учащимся, как эта деятельность может стать их профессиональной деятельностью, раскрыть все ее особенности, достоинства и недостатки.

Старший школьный возраст — период ранней юности, характеризующийся наступлением физической и психической зрелости. Однако процесс формирования личности у этого возраста происходит не гладко.

Старший школьный возраст характеризуется тем, что заканчивается половое созревание, общий темп роста замедляется, но укрепление физических сил и здоровья продолжается. Все это сказывается на поведении старшеклассников. Они отличаются достаточно высокой физической работоспособностью, относительно меньшей утомляемостью, что иногда обусловливает переоценку своих сил, неумение более обдуманно подходить к своим физическим возможностям. В связи с этим необходимо приучать детей к физической деятельности и учить направлять энергию в нужное русло.

Развитие мыслительных способностей и стремление к теоретическим обобщениям стимулируют работу старшеклассников над речью, порождают у них желание облекать свои мысли в более точные и яркие словесные формы, использовать для этой цели афоризмы, выдержки из научных трудов и художественных произведений. Все это необходимо учитывать в учебно-воспитательной работе и помогать учащимся оттачивать свои мысли, учить их обращаться к словарям, подробно разъяснять научные термины, иностранные слова и т. д. [6, c. 71].

На более высокий уровень поднимается у старших школьников развитие чувств и волевых процессов, что оказывают сильное воздействие на нравственное формирование старшеклассников. Именно в этом возрасте на основе моральных знаний и жизненного опыта вырабатываются определенные нравственные взгляды и убеждения, которыми руководствуются юноши и девушки в своем поведении. Поэтому очень важно осуществлять гражданское и моральное воспитание, проводить беседы и вовлекать учащихся в общественную работу.

Старший школьный возраст для многих учащихся характеризуется сильными интимными переживаниями, первой любовью, нередко оставляющей след на всю жизнь. Поэтому педагоги должны бережно относиться к переживаниям школьников, не вторгаться в их чувства, понимать и щадить их. Но, при всей осторожности, так же необходимо ставить перед учениками вопросы дружбы и любви, взаимоотношений между полами.

Развитие чувств и сознательности оказывает большое влияние на волевые процессы. Школьники в этом возрасте уже обдумывают свое поведение и намерения. Чертами их характера становится целеустремленность, энергичность в работе, настойчивость в преодолении трудностей; вместе с тем появляется и требовательность к себе, самокритичность. Старшеклассники начинают осознанно заниматься самовоспитанием. Все это показывает, что большое значение имеют внутренние факторы в развитии личности старшеклассников. Педагогам необходимо помогать детям в определении целей и мотивов, формировании жизненных принципов и идеалов.

Зачастую в воспитании старшеклассников возникает проблема, которая заключается в том, что у многих из них формируется потребительское отношение к жизни. Это связано с тем, что родители, стремясь создать лучшие условия для жизни и учебы детей, снимают с них ответственность и обязанности. Преодоление указанных недочетов обусловливает необходимость расширения общественно полезной деятельности учащихся и привлечения их к систематическому труду.

Еще одной особенностью старшего школьного возраста является повышенная чувствительность ко всему новому. Они чутко и быстро улавливают это и стремятся копировать все ультрасовременное: длину волос, расцветку и необычный покрой одежды, «музыкальные» произведения... На этом фоне у них нередко обнаруживается неверное отношение к классике в искусстве и литературе, непонимание важной роли положительных культурных и трудовых традиций. При правильном подходе педагог легко может решить эти проблемы. Главной задачей является не борьба со стремлением учащихся ко всему новому, а своевременное и умелое приобщение их к современным веяниям в искусстве, литературе и моде, воспитание культуры восприятия этого нового, преодоление тех крайностей, которые иногда наблюдаются в следовании моде.

Воспитательная работа в дополнительных образовательных учреждениях проводится по различным, в том числе индивидуальным, авторским, профильным, комплексным и другим программам. Она строится на дифференцированном, индивидуальном и личностном подходе к детям с учетом их возрастных особенностей. Внешкольная работа расширяет межличностные связи школьников, способствует обогащению их жизненного опыта. Широкие полномочия имеют советы внешкольных учреждений, в которые входят воспитанники, педагоги, представители общественности.

Литература:

1.      Ковалева С. Г., Иванова О. М., Баталева Н. Ю., Стрелецкая Е. В., Крылов В. В. Внеклассная работа — как средство повышения компетентности учащихся: Монография. — СПб, 2011

2.      Коджаспирова Г. М. Педагогика в схемах, таблицах и опорных конспектах. — М.: Айрис Пресс, 2007. — 256 с.

3.      Педагогика: Учебник / Л. П. Крившенко, М. Е. Вайндорф-Сысоева и др.; Под ред. Л. П. Крившенко. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. — 432 с.

4.      Лихачев Б. Т. Педагогика: Курс лекций / Учеб. пособие для студентов педагог, учеб. заведений и слушателей ИПК и ФПК. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Юрайт-М,2001.—б07с.

5.      Харламов И. Ф. Педагогика. — М.: Гардарики, 1999. — 520 с.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, воспитание, старший школьный возраст, возраст, воспитательная работа, дополнительное образование, внешкольная работа, жизненный опыт, профессиональная деятельность, Существенная особенность.

Похожие статьи

Трудовое воспитание детей младшего школьного возраста как...

Формирование личности рассматривается при условии синтеза учебной работы, воспитания и трудовой деятельности.

Младший школьный возраст — это наиболее благоприятная среда для воспитания трудолюбивой личности.

Дополнительное образование детей - потенциал воспитания

дополнительное образование, внешкольное образование, внешкольная работа, дополнительное образование детей, профессия, факультет, образование, народная педагогика, общее образование...

Особенности внеклассной работы с учащимися в школьном...

Высшее профессиональное образование. Педагогические специальности.

Формы внеклассной и внешкольной работы по иностранному... иностранный язык, внеклассная работа, занятие, форма работы, метод проектов, возраст учащихся, учебная экскурсия...

Психолого-педагогические особенности детей младшего...

Младший школьный возраст – этап развития ребёнка, который соответствует периоду обучения в начальной школе.

старшеклассники – учебно-профессиональная деятельность [1, 328]. Поступление в школу коренным образом меняет характер жизни ребёнка.

Возрастные и индивидуальные особенности развития личности

Существенной особенностью воспитательной работы с подростками является профориентация.

Старший школьный возраст - это период ранней юности, характеризующийся наступлением физической и психической зрелости.

Формирование педагогической профессии «педагог...»

дополнительное образование, дополнительное образование детей, учреждение, ребенок, Россия, внешкольное образование, дошкольный возраст, дополнительное образование дошкольников, век...

Особенности организации внеурочной работы в начальной школе

Внеурочная работа — это форма организации социального воспитания, осуществляемая за

эколого-биологическое дополнительное образование детей

физкультурно-оздоровительная и спортивно-массовая работа — физическое совершенствование ребенка, формирование...

История становления дополнительного образования детей...

дополнительное образование, дополнительное образование детей, учреждение, ребенок, Россия, внешкольное образование, дошкольный возраст, дополнительное образование дошкольников, век...

Воспитание гражданина | Статья в журнале «Образование...»

Рубрика: Внешкольное (дополнительное) образование и воспитание. Опубликовано в Образование и воспитание №5 (10) декабрь 2016 г.

В период школьного возраста развиваются высокие социальные мотивы и благородные чувства.

Похожие статьи

Трудовое воспитание детей младшего школьного возраста как...

Формирование личности рассматривается при условии синтеза учебной работы, воспитания и трудовой деятельности.

Младший школьный возраст — это наиболее благоприятная среда для воспитания трудолюбивой личности.

Дополнительное образование детей - потенциал воспитания

дополнительное образование, внешкольное образование, внешкольная работа, дополнительное образование детей, профессия, факультет, образование, народная педагогика, общее образование...

Особенности внеклассной работы с учащимися в школьном...

Высшее профессиональное образование. Педагогические специальности.

Формы внеклассной и внешкольной работы по иностранному... иностранный язык, внеклассная работа, занятие, форма работы, метод проектов, возраст учащихся, учебная экскурсия...

Психолого-педагогические особенности детей младшего...

Младший школьный возраст – этап развития ребёнка, который соответствует периоду обучения в начальной школе.

старшеклассники – учебно-профессиональная деятельность [1, 328]. Поступление в школу коренным образом меняет характер жизни ребёнка.

Возрастные и индивидуальные особенности развития личности

Существенной особенностью воспитательной работы с подростками является профориентация.

Старший школьный возраст - это период ранней юности, характеризующийся наступлением физической и психической зрелости.

Формирование педагогической профессии «педагог...»

дополнительное образование, дополнительное образование детей, учреждение, ребенок, Россия, внешкольное образование, дошкольный возраст, дополнительное образование дошкольников, век...

Особенности организации внеурочной работы в начальной школе

Внеурочная работа — это форма организации социального воспитания, осуществляемая за

эколого-биологическое дополнительное образование детей

физкультурно-оздоровительная и спортивно-массовая работа — физическое совершенствование ребенка, формирование...

История становления дополнительного образования детей...

дополнительное образование, дополнительное образование детей, учреждение, ребенок, Россия, внешкольное образование, дошкольный возраст, дополнительное образование дошкольников, век...

Воспитание гражданина | Статья в журнале «Образование...»

Рубрика: Внешкольное (дополнительное) образование и воспитание. Опубликовано в Образование и воспитание №5 (10) декабрь 2016 г.

В период школьного возраста развиваются высокие социальные мотивы и благородные чувства.