Мониторинг предоставления государственных и муниципальных услуг
Автор: Винокурцева Елена Александровна
Рубрика: 15. Региональная экономика
Опубликовано в
V международная научная конференция «Актуальные вопросы экономики и управления» (Москва, июнь 2017)
Дата публикации: 05.04.2017
Статья просмотрена: 5111 раз
Библиографическое описание:
Винокурцева, Е. А. Мониторинг предоставления государственных и муниципальных услуг / Е. А. Винокурцева. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы экономики и управления : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2017 г.). — Москва : Буки-Веди, 2017. — С. 142-144. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/222/12229/ (дата обращения: 08.10.2024).
В современных условиях функционирования системы публичного управления в различных странах значительно возрастает актуальность проблемы повышения эффективности государственного администрирования. В настоящей статье автор рассматривает актуальное направление в деятельности государственных структур — предоставление государственных и муниципальных услуг.
Ключевые слова: мониторинг, государственная услуга, муниципальная услуга, контроллинг, качество, эффективность услуги
Одним из главных направлений совершенствования системы государственного управления является повышение качества и доступности государственных услуг.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» уровень удовлетворенности граждан Российской Федерации качеством предоставления государственных и муниципальных услуг к 2018 году должен составлять не менее 90 %.
Для обеспечения повышения качества и доступности массовых и общественно значимых государственных услуг гражданам в субъектах РФ проводится ежегодный мониторинг качества и доступности государственных услуг, а также исследования степени удовлетворенности граждан качеством деятельности государственной власти и органов местного самоуправления в части предоставления государственных, муниципальных услуг.
Основная цель ежегодного мониторинга государственных и муниципальных услуг — систематическое выявление наиболее проблемных сфер оказания государственных и муниципальных услуг, а также отслеживание динамики основных показателей оказания наиболее массовых услуг.
Данный мониторинг является одним из инструментов получения объективной информации о степени удовлетворенности граждан качеством деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в части предоставления государственных и муниципальных услуг.
Цель написания данной статьи — изучение основ предоставления и выработка современных подходов к проведению мониторинга государственных и муниципальных услуг.
Объект исследования — субъект РФ, государственные и муниципальные услуги, качество и удовлетворенность граждан, получаемыми услугами.
Для достижения поставленной цели исследования сформулированы задачи и пункты исследования:
- Изучение в теоретическом аспекте понятий: «государственная услуга» и «муниципальная услуга»;
- Выработка современных подходов к проведению мониторинга государственных и муниципальных услуг.
Государственная услуга, предоставляемая федеральным органом исполнительной власти, органом государственного внебюджетного фонда, исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органом местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации — деятельность по реализации функций соответственно федерального органа исполнительной власти, государственного внебюджетного фонда, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органа местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации полномочий органов, предоставляющих государственные услуги.
Муниципальная услуга, предоставляемая органом местного самоуправления — деятельность по реализации функций органа местного самоуправлении, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и уставами муниципальных образований [1].
Основными принципами предоставления государственных и муниципальных услуг являются:
1) правомерность предоставления государственных и муниципальных услуг органами,
2) заявительный порядок обращения за предоставлением государственных и муниципальных услуг;
3) правомерность взимания с заявителей государственной пошлины за предоставление государственных и муниципальных услуг;
4) открытость деятельности органов, предоставляющих государственные услуги, и органов, предоставляющих муниципальные услуги;
5) доступность обращения за предоставлением государственных и муниципальных услуг и предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе для лиц с ограниченными возможностями здоровья;
6) возможность получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме [1].
Мониторинг понимается как процесс систематического наблюдения за объектом, контроля, анализа, оценки и прогнозирования его состояния.
Мониторинг как инструмент контроля является неотъемлемой частью управленческого цикла. Функциональная важность мониторинга состоит в обеспечении «обратной связи»: возможности выявления потребностей объекта управления, оценки эффективности и результативности выбранных методов и инструментов воздействия на него со стороны субъекта.
Мониторинг как процесс имеет следующие характеристики.
1) систематическое повторяющееся наблюдение;
2) комплексное использование информации из разных источников (статистическая отчетность, социологические обследования, внутренняя отчетность);
3) методологическое обеспечение (единая система показателей и классификаций, гармонизированный инструментарий, оценка качества данных и др.);
4) комплексный анализ, в т. ч. построение рейтингов;
5) распространение данных, полученных по результатам мониторинга.
Обязательным и неотъемлемым условием оказания государственной или муниципальной услуги является наличие административного регламента на оказание данной услуги.
В настоящее время в государственных и муниципальных учреждениях насчитывается не менее 10 административных регламентов на оказание муниципальных или государственных услуг.
Каждый административный регламент имеет свою структуру, порядок согласования, утверждения и обнародования.
Кроме того, в структуре административного регламента определяется ряд приложений с бланками документов, необходимых для начала оказания и завершения муниципальной или государственной услуги.
Ежегодно государственными и муниципальными учреждениями составляются отчеты о выполнении планового задания по оказанию услуг.
Кроме того, осуществляется общественное обсуждение, оценка качества предоставления муниципальных и государственных услуг с обязательным опубликованием на сайте http:bus.gov.ru (сайт для размещения информации о деятельности государственных и муниципальных учреждений).
Как отрицательный фактор сказывается недостаточное финансирование бюджетных ассигнований для оказания государственных и муниципальных услуг.
Все учреждения, оказывающие услуги ежегодно проводят расчеты нормативов затрат по всем статьям калькуляций для оказания услуг. Но ограниченность местных и региональных бюджетов не в полной мере может обеспечивать и перекрывать финансовую потребность для оказания той или иной муниципальной (государственной услуги). Что определяет ориентир для оказания некоторых видов муниципальной и государственных услуг на платной основе в соответствии с рассчитанными и утвержденными тарифами.
В этой связи проведение мониторинга государственных и муниципальных услуг должно быть направлено не только на выявление порядка их предоставления и оценки качества, но и проведения оценки финансовой обеспеченности каждой услуги.
В качестве современных подходов к проведению мониторинга государственных и муниципальных услуг предлагается:
‒ проведение первичного мониторинга оказания государственных и муниципальных услуг учреждением, оказывающим услугу путем оценки качества и своевременности оказания с применением опросных листов для населения;
‒ анализ проведенного анкетирования населения с выработкой предложений, корректирующих выявленные отрицательные факторы при оказании государственной (муниципальной) услуги;
‒ привлечение независимых экспертов для оценки уровня оказания государственных и муниципальных услуг в определенном административно-территориальном образовании;
‒ анализ жалоб на оказание государственных и муниципальных услуг в определенном административно-территориальном образовании с определением причин и выявлением должностных лиц, повлиявших на оказание услуг с нарушением административных процедур.
В заключении написания данной статьи, следует сказать, что Концепция нового государственного управления, положенная в основу административной реформы современной России, позволяет обеспечить эффективное управление социально-экономическими процессами.
Анализ мирового опыта и отечественной практики позволяет сделать вывод, что одним из важных компонентов преобразований в сфере публичного управления является переход на принципы клиентской ориентации в деятельности исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления. При этом важнейшим становится поиск путей повышения качества оказания государственных и муниципальных услуг.
Следует отметить, что положительным фактором в оказании государственных и муниципальных услуг в настоящее время является предоставление наибольшей его части в электронной форме, что оценивается населением субъектов РФ как положительная тенденция и не требует выхода из дома для получения определенной услуги.
Во время всемирной автоматизации и компьютеризации предоставление государственных и муниципальных услуг в электронной форме может стать рычагом для инновационной деятельности государственных и муниципальных учреждений.
Следует отметить, что ежегодно обновляются базовые отраслевые перечни государственных и муниципальных услуг, что определяет разработку административных регламентов на каждую новую услугу.
Также в течении несколько лет государственные и муниципальные услуги обязаны вносить все оказывающие услуги на сайт «Электронный бюджет Российской Федерации» с указанием наименования услуги, реестрового номера, наименования учреждения, оказывающего услугу.
Без внесения указанных данных на сайт «Электронный бюджет Российской Федерации» возможно, будет затруднено финансирование услуг и проведение финансовых операций Федеральным Казначейством России.
Деятельность государственных и муниципальных учреждений направлена в первую очередь на качественное оказание услуги для населения.
Платная основа оказания государственных и муниципальных услуг станет лишь временной мерой стимулирования увеличения финансовых ресурсов в момент финансово-экономического кризиса в Российской Федерации и за ее пределами.
На территории Российской Федерации активно внедряется деятельность Многофункциональных центров оказания государственных и муниципальных услуг, которые в своей организационной структуре определяют филиалы в труднодоступных территориальных образованиях.
Деятельность Многофункциональных центров оказания государственных и муниципальных услуг сосредотачивается на оказание услуг широкого профиля (реестровых записей из государственного реестра, выдача справок различного профиля и др.услуги).
Однозначно, можно сказать, что такое «нововведение», как создание Многофункциональных центров оказания государственных и муниципальных услуг просматривается как инновационная разработка и удовлетворяет требованиям современных потребностей населения России.
В качестве взаимодействия государственных органов с субъектами, оказывающими услуги автором предлагается создание комиссий по разработке, согласованию и утверждению базовых отраслевых перечней оказания государственных и муниципальных услуг, также полезно учесть мнение граждан по введению новых услуг, оформленных в письменном виде в качестве предложений.
Литература:
- Федеральный закон «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» от 27.07.2010 № 210-ФЗ (действующая редакция, 2016).
- Указ Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления».
Ключевые слова
мониторинг, качество, контроллинг, государственная услуга, муниципальная услуга, эффективность услугиПохожие статьи
Совершенствование деятельности многофункциональных центров как условие повышения качества государственных услуг на региональном уровне
Данная статья рассматривает вопрос о совершенствовании деятельности многофункциональных центров предоставления государственных услуг (МФЦ) на региональном уровне и их влияние на качество предоставляемых государственных услуг. Автор анализирует текуще...
Проблемы организации мониторинга качества оказания государственных (муниципальных) услуг
В статье описываются существующие в наше время проблем, связанных со становлением систем мониторинга качества предоставляемых муниципальных и городских услуг, как-то отсутствие проработанных подходов к определению характеристик и методов оценки качес...
Государственная служба как механизм государственного управления
Статья посвящена государственной службе (далее также ГС) и ее функциям, связанным с контролем и регулированием общественных отношений. Актуальность выбранной темы связана с тем, что на протяжении долгого времени государство использует административно...
Особенности сертификации услуг ЖКХ: проблема низкого уровня предоставляемых услуг
Жилищно-коммунальное хозяйство представляет собой хозяйственный комплекс, включающий множество отраслей и экономических форм деятельности. Перестройка коммунальной отрасли будет способствовать совершенствованию механизмов, обеспечивающих трансформаци...
Возможности применения процессного подхода к совершенствованию государственных услуг в РФ (на примере государственной услуги по выдаче лицензии на оружие)
Статья посвящена проблеме применения процессного подхода в целях совершенствования и оптимизации государственных услуг при их переводе в электронную форму. Государственная услуга рассматривается как бизнес-процесс, аналогичный существующим в коммерче...
Саморегулирование предпринимательской деятельности по законодательству РФ
Модернизация государственно-общественных институтов приводит к появлению новых форм регламентирования социально и экономически значимых процессов хозяйственной деятельности. В последние годы в научном сообществе ведется активная дискуссия о возможнос...
Правовое регулирование предоставления государственных услуг на основе информационно-коммуникационных технологий
В данной статье акцентировано внимание на правовое регулирование предоставления государственных услуг на основе информационно-коммуникационных технологий. Внедрение информационно-коммуникационных технологий в государственное управление позволяет обес...
Молодёжная политика как фактор развития муниципального образования (на примере Калининского района Тверской области)
Муниципальная молодежная политика выступает в роли важнейшего инструмента для формирования, развития и активного использования молодежного потенциала., а также является показателем развития любого общества. Ведение эффективной молодёжной политики обу...
Актуальные направления административной реформы РФ в области предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде
В статье автор анализирует актуальные организационно-правовые подходы административной реформы РФ в области предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде, в частности, механизмы общественного контроля за деятельностью многоф...
Особенности цифровой трансформации и внедрения процессного подхода в управлении в государственных бюджетных учреждениях
В статье рассматривается важность перехода от функционального к процессному подходу в управлении в государственных бюджетных учреждениях как федеральных, так и региональных, предлагаются некоторые общие рекомендации. Также рассматривается взаимосвязь...
Похожие статьи
Совершенствование деятельности многофункциональных центров как условие повышения качества государственных услуг на региональном уровне
Данная статья рассматривает вопрос о совершенствовании деятельности многофункциональных центров предоставления государственных услуг (МФЦ) на региональном уровне и их влияние на качество предоставляемых государственных услуг. Автор анализирует текуще...
Проблемы организации мониторинга качества оказания государственных (муниципальных) услуг
В статье описываются существующие в наше время проблем, связанных со становлением систем мониторинга качества предоставляемых муниципальных и городских услуг, как-то отсутствие проработанных подходов к определению характеристик и методов оценки качес...
Государственная служба как механизм государственного управления
Статья посвящена государственной службе (далее также ГС) и ее функциям, связанным с контролем и регулированием общественных отношений. Актуальность выбранной темы связана с тем, что на протяжении долгого времени государство использует административно...
Особенности сертификации услуг ЖКХ: проблема низкого уровня предоставляемых услуг
Жилищно-коммунальное хозяйство представляет собой хозяйственный комплекс, включающий множество отраслей и экономических форм деятельности. Перестройка коммунальной отрасли будет способствовать совершенствованию механизмов, обеспечивающих трансформаци...
Возможности применения процессного подхода к совершенствованию государственных услуг в РФ (на примере государственной услуги по выдаче лицензии на оружие)
Статья посвящена проблеме применения процессного подхода в целях совершенствования и оптимизации государственных услуг при их переводе в электронную форму. Государственная услуга рассматривается как бизнес-процесс, аналогичный существующим в коммерче...
Саморегулирование предпринимательской деятельности по законодательству РФ
Модернизация государственно-общественных институтов приводит к появлению новых форм регламентирования социально и экономически значимых процессов хозяйственной деятельности. В последние годы в научном сообществе ведется активная дискуссия о возможнос...
Правовое регулирование предоставления государственных услуг на основе информационно-коммуникационных технологий
В данной статье акцентировано внимание на правовое регулирование предоставления государственных услуг на основе информационно-коммуникационных технологий. Внедрение информационно-коммуникационных технологий в государственное управление позволяет обес...
Молодёжная политика как фактор развития муниципального образования (на примере Калининского района Тверской области)
Муниципальная молодежная политика выступает в роли важнейшего инструмента для формирования, развития и активного использования молодежного потенциала., а также является показателем развития любого общества. Ведение эффективной молодёжной политики обу...
Актуальные направления административной реформы РФ в области предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде
В статье автор анализирует актуальные организационно-правовые подходы административной реформы РФ в области предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде, в частности, механизмы общественного контроля за деятельностью многоф...
Особенности цифровой трансформации и внедрения процессного подхода в управлении в государственных бюджетных учреждениях
В статье рассматривается важность перехода от функционального к процессному подходу в управлении в государственных бюджетных учреждениях как федеральных, так и региональных, предлагаются некоторые общие рекомендации. Также рассматривается взаимосвязь...