Факторы, влияющие на экономическую эффективность деятельности предприятия | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Калиева, О. М. Факторы, влияющие на экономическую эффективность деятельности предприятия / О. М. Калиева, Н. В. Лужнова, М. И. Дергунова, М. С. Говорова. — Текст : непосредственный // Инновационная экономика : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). — Казань : Бук, 2014. — С. 93-96. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/130/6162/ (дата обращения: 04.05.2024).

Рассмотрены понятие, особенности и классификация факторов, которые оказывают непосредственное влияние на эффективность деятельности предприятия.

Ключевые слова: фактор, экономическая эффективность, классификация факторов эффективности.

Технико-организационный уровень производства лежит в основе большинства экономических показателей коммерческой деятельности компании. К технико-организационному уровню производства относят такие показатели как: качество используемой техники, качество продукции, техническая вооруженность труда, прогрессивность технологических процессов, степень концентрации, степень комбинирования и кооперирования, ритмичность производства, длительность производственного цикла, уровень организации производства, уровень организации управления.

Техническая сторона производства, как таковая, не является предметом экономического анализа, но эти показатели изучаются в тесной взаимосвязи и взаимодействии с организацией и технологией производства.

Абсолютно все процессы и явления коммерческой деятельности компании находятся в тесной взаимосвязи, обусловленности и взаимозависимости, они либо непосредственно связаны между собой, либо косвенно. Так, на величину валовой продукции непосредственно влияют показатели численности работающих сотрудников и их уровень производительности, в свою очередь другие факторы оказывают косвенное влияние на данный показатель.

Каждое из явлений коммерческой деятельности может быть рассмотрено как причина и как следствие.

Каждый из показателей деятельности коммерческой организации зависит от множества различных факторов, если детально изучать влияние факторов на величину экономического показателя, то будет получен наиболее точный результат анализа и оценка качества деятельности предприятия. Следовательно одним из важнейших методологических вопросов в анализе экономической деятельности является исследование и измерение влияния различного рода факторов на значение исследуемых экономических показателей. Без всестороннего и глубокого анализа факторов невозможно прийти к обоснованному выводу о результативности деятельности, нельзя выявить резервы производства, а так же обосновать управленческие решения.

Обобщающие показатели складываются под влиянием определенных факторов. Существует разграничение понятий «фактор» и «причина», хотя они являются синонимами, в экономической литературе понятие фактор определяется как причинная связь, которая оказывает постоянное влияние на результативные показатели, которые учитываются при планировании и анализе показателей коммерческой деятельности. [7]

В свою очередь причина — это причинная связь, которая влияет на результаты деятельности предприятия, но не носит постоянный характер, причина может как быть, так и не быть.

В этом смысле экономические категории и факторы, которые отражаются при помощи показателей носят объективный характер.

Различают объективно и субъективно обусловленные факторы, то есть пути воздействия на показатели при помощи различных организационно-технических мероприятий. Факторы влияющие на эффективность деятельности предприятия представлены в таблице 1.

Таблица 1

Факторы влияющие на эффективность деятельности коммерческой организации

Категория показателей

Примеры

Народохозяйст-венные

Инвестиционная политика, научно-технический прогресс, общие социально-экономические тенденции развития народного хозяйства

Отраслевые

Конъюнктура отраслевого рынка, общие и структурные характеристики отрасли в структуре народного хозяйства

Территориальные

Географическое местоположение, природно-климатические условия, потенциал рынка и инвестиционный рынок

Экстенсивные

Рост объема используемых материалов, сырья, электроэнергии, топлива, трудовых ресурсов

Интенсивные

Рост производительности труда, материалоотдачи, фондоотдачи, капиталоотдачи и снижение капиталоемкости, фондоемкости, трудоемкости

Общие

Характер производства и его отраслевые особенности, состояние материально-технической базы

Структурно-организационные

Организационная структура снабжения, сбыта, производства, управления и производственно-экономических связей

Особые

Факторы неопределенности и риска

Специфические

Соотношение между формами организации управления, степень соответствия структуры аппарата управления, соотношение между формами управления и методами управления, уровень механизации и автоматизации управленческих работ, уровень квалификации работников и эффективность их труда

Значение комплексной классификации факторов, оказывающих влияние на эффективность коммерческой деятельности фирмы, сводится к тому, что на ее основе можно моделировать деятельность, т. е. оказывать на нее непосредственное влияние, а так же осуществлять поиск резервов фирмы для повышения эффективности рыночной деятельности. Математическое моделирование факторов системы экономической деятельности, основано на ряде экономических критериев выделения факторов, как элементов факторной системы причинности, самостоятельности существования, специфичности и возможности количественного учета и измерения.

Существует множество классификаций факторов, оказывающих влияние на эффективность коммерческой работы. Так, например, факторы бывают общими и частными. Общие факторы оказывают влияние на ряд исследуемых показателей, в то время, как частные — специфичны для каждого из показателей.

Важное значение, исходя из задач анализа эффективности коммерческой деятельности, имеет деление факторов на внутренние и внешние, которое представлено на рисунке 1.

Рису. 1. Внешние и внутренние факторы эффективности коммерческой деятельности

Существует такой фактор, как фактор персонала — это группа показателей, которые связаны с состоянием, обеспеченностью и эффективным использованием трудовых ресурсов. К таким факторам относят: численность работников предприятия в целом и по категориям, затраты на оплату труда, структура работающего состава, размер фонда заработной платы, затраты на социальное развитие, система экономического стимулирования, затраты на подготовку и повышение квалификации кадров, затраты на охрану труда, текучесть кадров, производительность труда, уровень эффективности использования сотрудников, коэффициенты приема и увольнения сотрудников.

Для создания и эффективного функционирования коммерческой организации, существует необходимость укомплектовать предприятие нужными кадрами, соответствующих требованиям и обладающих необходимой компетенцией, а также организовать, при необходимости, подготовку и переподготовку кадров.

На коммерческом предприятии должна быть правильно организована система мотивации и поощрения сотрудников. При анализе эффективности деятельности необходимо определить уровень эффективности использования материальных и моральных стимулов и поощрений. Если система мотивации и стимулирования на предприятии неэффективна, то это может привести к оттоку высококвалифицированных сотрудников. В условиях современной экономики необходимо создания сбалансированного подхода к подготовке, мотивации и закреплению квалифицированных кадров. Одним из важных решений данной задачи является разработка стратегии «карьерной лестницы», по которой каждый из работников продвигается только при помощи своего труда и умения построить бизнес.

Фактор технология — это группа факторов, которая находится в прямой зависимости от уровня научно-технического прогресса, а так же миссии организации и потребностей рынка. К данной группе факторов относятся показатели, которые характеризуют обеспеченность, состояние и эффективность использования материально-технической базы компании. К ним относятся следующие показатели: стоимость основных фондов, уровень износа (амортизации) основных средств, структура основных средств, фондоемкость, производительность машин и оборудования, фондоотдача, фондовооруженность и др.

Эта группа факторов относится к стратегической, от этих факторов зависит конкурентоспособность и эффективность предприятия в целом, их необходимо учитывать при стратегическом планировании производства и сбыта, а также при экономическом анализе.

Фактор материальные ресурсы — это фактор, который является основой производственного процесса. Объем производства и реализации товаров и услуг зависит от полного, своевременного и качественного обеспечения материальными ресурсами.

К данной группе факторов относятся следующие показатели: материальные ресурсы и затраты, структура затрат, топливоемкость продукции, материалоемкость продукции, организация экономии материальных затрат, уровень отходов производства, платежи за экологию.

Фактор научные исследования и опытно-конструкторские работы (НИОКР), может характеризоваться следующей системой показателей: количественный и качественный состав НИОКР, эффективность использования результатов НИОКР, эффективность использования результатов НИОКР.

Данный фактор работает эффективно в крупных организациях — лидерах отрасли, но не оправдывает себя на средних и мелких предприятиях.

Во многих случаях при наличии развитых хозяйственных связей на эффективность коммерческой работы предприятия в значительной мере оказывает влияние деятельность других предприятий, так, например, на эффективность деятельности одного предприятия влияют стоимость, качество товаров, своевременность поставок, инфляционные процессы и конъюнктура рынка других компаний.

Часто на результаты работы фирмы влияют внешние факторы, такие как перемены в отрасли специализации и производственной кооперации. Эти факторы не характеризуют усилия данного предприятия, но исследование этих факторов позволяет точнее определять степень воздействия внутренних причин и, соответственно, более полно выявлять внутренние резервы коммерческого предприятия.

Деление факторов на объективные и субъективные представлено на рисунке 2.

Рис. 2. Объективные и субъективные факторы эффективности

Также факторы эффективности коммерческой работы подразделяются на общие и специфические. Общие факторы действуют во всех отраслях экономики, а специфические — действуют в условиях отдельной отрасли экономики, либо предприятия. Данная классификация факторов помогает более полно учесть особенности отдельных предприятий и отраслей, а также дать точную оценку их деятельности.

Если при анализе эффективности ставится цель — измерить то или иное влияние факторов, то применяется классификация факторов на количественные и качественные, прямые и косвенные, простые и сложные, измеримые и неизмеримые.

Количественные факторы выражают количественную оценку явления (количество оборудования, работников, ресурсов и так далее), качественные факторы оценивают внутренние качества и особенности, исследуемого явления или процесса (производительность труда, рентабельность и так далее).

Многие факторы, которые рассматриваются в оценке эффективности деятельности предприятия, состоят из ряда элементов. Но при этом существуют факторы, которые не раскладываются на составные элементы. Именно поэтому факторы эффективности деятельности делят на простые (элементарные) и сложные (комплексные), например, простой фактор — количество рабочих дней в периоде, а сложный — производительность.

Как упоминалось ранее, одни факторы оказывают непосредственное влияние на результативный показатель, другие — косвенное, в связи с этим различаются факторы первого, второго и последующих уровней. Чтобы оценить воздействие факторов на эффективность коммерческой деятельности предприятия, необходимо проведение анализа. С помощью экономического анализа изучаются и оцениваются факты и процессы коммерческой деятельности.

Но факты, как таковые, сами по себе зачастую мало что объясняют, именно поэтому задача экономического анализа состоит не только в том, чтобы их регистрировать, но и в том, чтобы раскрыть сущность явлений и существующую между ними взаимосвязь, а также уяснить причины из возникновения и тенденции их развития. Для того, чтобы проникнуть в сущность изучаемых экономических явлений, необходимо применение научных методов исследования.

Таким образом, существует множество факторов, которые влияют на экономическую эффективность коммерческой деятельности предприятия, а так же ряд методов экономического анализа, при помощи которых возможно наиболее полно описать исследуемые факторы.

Литература:

1.    Котлер Ф., Армстронг Г., Сондерс Дж., Вонг В. Основы маркетинга. 2-е Европ. изд. К., М., СПб.: Вильямс, 1998.

2.         Войтоловский, Н. В. Комплексный экономический анализ предприятия / Н. В. Войтоловский, А. П. Калинина. — СПб.: Питер, 2010.

3.         Баканов, М. И. Теория экономического анализа: учеб. пособие / М. И. Баканов. — М.: Финансы и статистика, 2003.

Основные термины (генерируются автоматически): коммерческая деятельность, экономический анализ, показатель, влияние, коммерческая организация, непосредственное влияние, предприятие, эффективность, эффективность деятельности, коммерческая работа.

Ключевые слова

экономическая эффективность, фактор, классификация факторов эффективности

Похожие статьи

Понятие экономической эффективности коммерческой...

Ключевые слова: экономическая эффективность, коммерческая деятельность, классификация показателей эффективности, оценка эффективности деятельности.

Анализ эффективности деятельности организации на примере...

В данной статье рассмотрена значимость проведения анализа эффективности деятельности предприятия. Обосновывается экономическая сущность финансовых результатов деятельности хозяйствующего субъекта.

Анализ методических подходов к оценке экономической...

Понятие экономической эффективности коммерческой... Ключевые слова: экономическая эффективность, коммерческая деятельность, классификация показателей эффективности, оценка эффективности деятельности.

Показатели прибыли и рентабельности и их влияние на...

Ключевые слова: экономическая эффективность, коммерческая деятельность, классификация показателей эффективности, оценка эффективности деятельности.

Теоретические и практические аспекты анализа эффективности...

Для количественного определения экономической эффективности используется относительные показатели эффективности деятельности, которые рассчитываются исходя из абсолютных характеристик результата и затрат (ресурсов).

Методологические аспекты организации коммерческой...

Методологические аспекты организации коммерческой деятельности потребительских рынков.

Поэтому торговля и коммерческая деятельность тесно связаны между собой и оказывают непосредственное влияние на выполнение функций друг друга.

Финансово-хозяйственная деятельность коммерческих...

Финансово-хозяйственная деятельность коммерческих организаций. Автор: Барсова Ульяна Валерьевна.

ТФП оказывают непосредственное влияние на финансовое состояние организации, и характеризуют её потребность в краткосрочном кредите.

Анализ деловой активности организации на примере ООО...

Показатели рентабельности характеризуют эффективность работы предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности (производственной, коммерческой, инвестиционной), окупаемость затрат и т. д...

Особенности оценки экономической эффективности...

Понятие экономической эффективности коммерческой... Ключевые слова: экономическая эффективность, коммерческая деятельность, классификация показателей эффективности, оценка эффективности деятельности.

Похожие статьи

Понятие экономической эффективности коммерческой...

Ключевые слова: экономическая эффективность, коммерческая деятельность, классификация показателей эффективности, оценка эффективности деятельности.

Анализ эффективности деятельности организации на примере...

В данной статье рассмотрена значимость проведения анализа эффективности деятельности предприятия. Обосновывается экономическая сущность финансовых результатов деятельности хозяйствующего субъекта.

Анализ методических подходов к оценке экономической...

Понятие экономической эффективности коммерческой... Ключевые слова: экономическая эффективность, коммерческая деятельность, классификация показателей эффективности, оценка эффективности деятельности.

Показатели прибыли и рентабельности и их влияние на...

Ключевые слова: экономическая эффективность, коммерческая деятельность, классификация показателей эффективности, оценка эффективности деятельности.

Теоретические и практические аспекты анализа эффективности...

Для количественного определения экономической эффективности используется относительные показатели эффективности деятельности, которые рассчитываются исходя из абсолютных характеристик результата и затрат (ресурсов).

Методологические аспекты организации коммерческой...

Методологические аспекты организации коммерческой деятельности потребительских рынков.

Поэтому торговля и коммерческая деятельность тесно связаны между собой и оказывают непосредственное влияние на выполнение функций друг друга.

Финансово-хозяйственная деятельность коммерческих...

Финансово-хозяйственная деятельность коммерческих организаций. Автор: Барсова Ульяна Валерьевна.

ТФП оказывают непосредственное влияние на финансовое состояние организации, и характеризуют её потребность в краткосрочном кредите.

Анализ деловой активности организации на примере ООО...

Показатели рентабельности характеризуют эффективность работы предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности (производственной, коммерческой, инвестиционной), окупаемость затрат и т. д...

Особенности оценки экономической эффективности...

Понятие экономической эффективности коммерческой... Ключевые слова: экономическая эффективность, коммерческая деятельность, классификация показателей эффективности, оценка эффективности деятельности.