Межличностные и статусно-ролевые взаимоотношения младших школьников как фактор эффективной игровой деятельности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №5 (85) март-1 2015 г.

Дата публикации: 05.03.2015

Статья просмотрена: 372 раза

Библиографическое описание:

Курникова, Н. О. Межличностные и статусно-ролевые взаимоотношения младших школьников как фактор эффективной игровой деятельности / Н. О. Курникова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 5 (85). — С. 566-569. — URL: https://moluch.ru/archive/85/15992/ (дата обращения: 06.05.2024).



Межличностные истатусно-ролевые взаимоотношения младших школьников как фактор эффективной игровой деятельности

Курникова Нина Олеговна, магистрант

Тольяттинский государственный университет (Самарская обл.)

Данная статья посвящена проблеме взаимоотношений младших школьников, в ходе командообразования в игровых видах спорта (на примере волейбола), и влияние данного процесса на эффективность игровой деятельности в команде, за счет внедрения в учебно-тренировочный процесс программы тренинговых заданий и упражнений.

Ключевые слова: межличностные взаимоотношения, младшие школьники, комадообразование, эффективность игровой деятельности.

Межличностные отношения в команде оказывают огромное влияние на уровень спортивных достижений, наряду с такими компонентами тренировочного процесса как: теоретическая, тактическая и техническая подготовка. Юных спортсменов нужно обучить, как правильно строить свои взаимоотношения в коллективе, отношения с людьми, от этого будет зависеть успех в дальнейшей жизни. Ведь общительность, умение контактировать с окружающими людьми — необходимая составляющая самореализации человека, его успешности в различных видах деятельности, в том числе и спортивной [1].

Отмеченная социально-педагогическая и психологическая специфика современного спорта делает чрезвычайно актуальной разработку путей и методов эффективного управления взаимоотношениями в спортивных коллективах и командах, формированию благоприятной «психологической атмосферы» спортивных команд.

Н. В. Костикова с соавторами (2013) отмечают, что командообразование — это внутриколлективный процесс, подчиненный повышению сплоченности коллектива на основе общих ценностей и представлений ставит перед собой цели: формирование навыков успешного взаимодействия членов команды в различных ситуациях; повышение уровня личной ответственности за результат; переход из состояния конкуренции к сотрудничеству; повышение уровня доверия между членами команды; переключение внимания участника с себя на команду; повышение командного духа, вывод команды на лидирующие позиции турнира 2, С.88.

На современном этапе в нашей стране можно отметить возрождение ранее актуальных психолого-педагогических проблем командной подготовки в спорте. Это требует особого внимания ученых для получения научной информации о причинах подъема общественного интереса к ранее актуальным проблемам психологии спорта, к спортивной педагогике как средству развития личности, сохранения и укрепления здоровья нации.

Следовательно, проблема исследования обусловлена значимостью исследования динамики межличностных отношений в спортивной команде как средства развития личности, сохранения и укрепления здоровья юных спортсменов.

Для решения данной проблемы мы разработали программу и решили внести в нее игры-тренинги, которые позволили нам эффективно использовать время для формирования спортивного коллектива в тренировочной деятельности.

Такая форма как тренинг был выбран нами не случайно, так как данная форма обучения позволяет закрепить навык командного взаимодействия и делает учебно-тренировочный процесс более содержательным и качественным.

При этом, как отмечает Н. В. Костикова с соавторами (2013), среди самых активных методов обучения весьма эффективным являются ролевые игры (исполнение участниками определенных ролей с целью решения или проработки определенной ситуации) и групповые дискуссии совместное обсуждение и анализ проблемной ситуации, вопроса или задачи, так как, выполняя в процессе игры роль юные спортсмены имеют возможность знакомства с комплексом моделей поведений, косвенной ориентации на них 2, С.89.

Реализация нашей программы состоит из трёх этапов:

  1. Подготовительный этап.
  2. Основной этап.
  3. Заключительный этап.

I. Подготовительный этап— упражнения тренинга общения.

Цель этапа — формирование навыков и умений общения с разными группами людей.

Задача данного этапа — подготовить учеников к их совместной деятельности в игре, наблюдая за общением детей в коллективе, выявить лидеров и пассивных участников, определить эмоциональный фон в целом.

Основной принцип тренинга данного этапа — освоение активного стиля общения; совершенствование умений эффективного общения; формирование стиля доверительного общения; отработка навыков понимания окружающих людей.

II. Основной этап— упражнения, направленные на сплочение группы.

Цель этапа — объединение участников группы для совместного решения поставленных задач, приобретение умения в выражении симпатии и уважения участников друг к другу.

Задача этапа — организовать коллективную спортивную деятельность внутри группы.

III. Заключительный этап. Этот этап является самым сложным иодновременно важным— упражнения, направленные на разрешение, профилактику иуправление конфликтом.

Цель этапа — ознакомление со способами управления внутриличностными и межличностными конфликтами; формирование умений эффективного поведения в конфликтных ситуациях.

Задача этапа — обучение выбору эффективных стратегий разрешения межличностных конфликтов, позволяющих не только конструктивно решать возникающие проблемы, но и сохранять отношения людей.

Гипотеза нашего исследованиясостояла в том, что существует взаимосвязь между процессом командообразования в игровых видах спорта и динамикой межличностных отношений младших школьников, причём высокий уровень гармоничности межличностных отношений определяет достаточный для эффективного командообразования уровень сплоченности и социально-психологический климат группы (коллектива).

Опытно-экспериментальной базой исследования являлась МОУ СОШ № 165 г.о. Самара. Общее количество школьников составляло 52 человека, 28 человек — 2 «А» класс (контрольная группа) и 24 человека — 2 «Б» класс (экспериментальная группа). Опытно-экспериментальное исследование эффективности разработанной программы проходило с 2013 — по 2015 год, в ходе чего были получены следующие результаты исследования.

Изменились показатели включенного наблюдения, которое проводилось по шкале разработанной В. Л. Марищуком и Л. К. Серовой (таблица 1) [3].

По исходным данным оценки межличностного взаимодействия были получены следующие показатели:

1) 2 «А» класс — 2,35±0,63 балла;

2) 2 «Б» класс — 3,18±0,81 балла.

Как видно из таблицы 1 процент продуктивного общения на начало исследования был значительно выше во 2 «Б», а процент непродуктивного общения во 2 «А».

Эти показатели характеризуют уровень межличностного взаимодействия ниже среднего. Учитывая, что учащиеся, которые участвовали в эксперименте, отличаются низким уровнем спортивного мастерства, полученные данные следует считать достаточно объективными. Факт уровня достоверности различий между классами равный Р>0,05 свидетельствует о том, что учащиеся обеих групп в начале исследования обладали равными показателя межличностного общения и спортивного взаимодействия.

Таблица 1

Динамика показателей межличностного взаимодействия (МВС) учащихся по шкале наблюденияВ.Л.Марищуком иЛ.К.Серовой

Класс

Кол-во (n)

Исходные данные 1)

Δδ1

Р, Р1

Итоговые данные 2)

δ, δ2

Р, Р2

Уровень повышения (М2– М1)

δ, δ3

РР3

3 «А»

28

2,35

0,63

Р>0,05Р

3,02

0,47

Р<0,05

0,67

0,33

Р<0,05

3 «Б»

24

3,18

0,81

4,69

0,61

1,51

0,57

Примечания: δ1 — среднее квадратическое отклонение исходных данных; δ2 среднее квадратическое отклонение итоговых данных; δ3 среднее квадратическое отклонение уровня повышения показателей ОТТД; Р1 уровень достоверности различий между исходными данными; Р2 уровень достоверности различий между итоговыми данными; Р3 уровень достоверности различий между приростом показателей.

Согласно итоговым данным МВС наблюдалось повышение успешности действий учащихся в условиях тренировки и соревнований. В обоих классах произошел уровень прирост показателей, однако в исследуемых группах он был не одинаковым и в среднем составил:

1) прирост показателей 2–3 «А» класса составил в среднем 0,67±0,33 балла (Р>0,05);

2) прирост показателей 2–3 «Б» класса составил в среднем 1,51±0,57 балла (Р<0,05) (см.табл.1).

Полученные результаты показали, что улучшение функционального взаимодействия в исследуемых классах позволило повысить эффективность игровых взаимодействий, прежде всего за счет снижения количества нарушений, связанных с согласованной оценкой игровых действий, что положительно сказалось на эффективности технико-тактических действий в команде.

Успешность игрового взаимодействия изучалась по профилю Ю. Ханина используемый для изучения характера внутригруппового общения в команде [4].

Анализ успешности игрового взаимодействия и характера внутригруппового общения показал, что повысился процент продуктивного общения в обеих группах, а так же снизился процент отсутствия общения и непродуктивного общения (таблица 2).

Таблица 2

Успешность игрового взаимодействия ихарактер внутригруппового общения

Характер реагирования игроков

Контрольная группа 3 «А» класс (в%)

Экспериментальная группа 3 «Б» класс (в%)

Продуктивное общение

21,3

31,2

Отсутствие общения

15,7

22,1

Непродуктивное общение

5,4

1,8

Однако прирост показателей продуктивного общения в контрольной группе составил всего 3,1 %, в то время как в экспериментальной группе прирост составил 21,1 %. Следовательно, уровень продуктивного общения в экспериментальной группе относительно показателей контрольной группы повысились на 18 %.

В экспериментальной группе наблюдается больший процент отсутствия общения в игре, однако если сравнить результаты до и после эксперимента, мы увидим, что отсутствие общения в экспериментальной группе снизилось на 18,9 %, в контрольной группе на 4,5 %. Следовательно, уровень отсутствия общения в игре в экспериментальной группе относительно показателей контрольной группы снизился на 14,4 %.

Рис. 1. Показали общения на основе группового профиля

Как видно из рисунка 1 процент продуктивного общения значительно выше в экспериментальной группе, а процент непродуктивного общения в контрольной группе, таким образом, из полученных результатов можно сделать вывод, что в целом уровень успешности игрового взаимодействия стал значительно выше в экспериментальной группе.

Обобщая вышесказанное, необходимо отметить, что в процессе спортивной подготовки, отношения в группе характеризуются определенной разницей психолого-педагогического влияния на психологическое состояние каждого учащегося.

Таким образом, в динамике социально-психологических позиций учащихся в процессе данного исследования, можно отметить наличие достоверного (Р<0,05) повышения показателей межличностных отношений, что подтверждает гипотезу исследования, которая состояла в том, что существует взаимосвязь между процессом командообразования в командных видах спорта и динамикой межличностных отношений младших школьников, причём высокий уровень гармоничности межличностных отношений определяет достаточный для эффективного командообразования уровень сплоченности и социально-психологический климат группы (коллектива).

Следовательно, применяемая нами программа, на основе тренинговых упражнений оказалась эффективной, что подтверждается результатами исследования.

Литература:

  1. Ильин, Е. П. Психология спорта/ Е. П. Ильин. — СПб.: Питер, 2008. — 352 с.
  2. Костикова, Н. В. Тренинговые технологии как инновационный проект в подготовке спортивного резерва в футболе/ Н. В. Костикова, Л. Г. Уляева, Г. Г. Уляева // Сборник материалов IX-ой Международной научно-практической конференции психологов спорта и физической культуры. — М.: РГУФКСМиТ, 2013. — С.88–90.
  3. Психодиагностика в спорте: Учебное пособие/ Под ред. В. Л. Марищук, Ю. М. Блудова, Л. К. Серовой. — М.: Просвещение, 2005. — 349 с.
  4. Ханин, Ю. Л. Психология общения в спорте/ Ю. Л. Ханин. — М.: ФиС, 1980. — 208 с.
Основные термины (генерируются автоматически): III, задача этапа, заключительный этап, игровая деятельность, игровой вид спорта, класс, команда, межличностное взаимодействие, основной этап, отношение, Подготовительный этап, средство развития личности, формирование навыков, школьник, этап.


Ключевые слова

младшие школьники, межличностные взаимоотношения, комадообразование, эффективность игровой деятельности., эффективность игровой деятельности

Похожие статьи

Формирование игровой деятельности у детей с ограниченными...

Е. В. Зворыгина выделяет два этапа развития игровых действий у детей: ‒ ознакомительный этап характеризуется тем, что действия ребенка с игрушками и другими предметами носят манипулятивный характер

Игровые технологии как средство активизации учебного процесса...

Технология проекта предусматривает следующие этапы: подготовительный, основной, заключительный.

На основном этапе работы студенты осуществляют самостоятельную деятельность.

Программа формирования спортивного коллектива в группе...

I. Подготовительный этап (подготовительная игра).

I. Основной этап (комплекс игр и упражнений, направленный на сплочение и коллективизм группы).

Заключительный этап (итоговые упражнения и игры).

Деловая игра как средство развития творческой активности...

Занятие проводится на заключительном этапе изучения темы в форме деловой игры «Капитал фирмы» продолжительностью два академических часа.

Задача занятия — формирование навыков принятия практического решения на игровых этапах «создания» и «развития...

Игры и игровая деятельности на уроках английского языка...

Игры более эффективны как средство развития (формирования новых способов деятельности или мышления, например) и воспитания.

Включение ролевой игры возможно на любом этапе обучения, однако, обычно лучше оставлять ролевую игру на заключительные...

Формирование положительных взаимоотношений детей...

Эти этапы по аналогии со сферой общения со взрослым были названы формами взаимоотношения дошкольников со сверстниками.

Задачи второго занятия направлены на развитие межличностного доверия, усиление групповой динамики, развитие таких навыков...

Формы работы по развитию коммуникативных умений младших...

На первых этапах введения этого действия одна группа отмечала ошибки и недоделки в работе другой

Развитие коммуникативных навыков общения младших школьников с ограниченными возможностями здоровья средствами игровой деятельности (из опыта работы).

Игровые технологии — эффективное средство формирования...

Основные термины (генерируются автоматически): игровой момент, отдельный этап урока, игра, класс, дидактическая игра, команда, урок, игровая деятельность, организация игры, испорченный телефон.

Формирование навыков коллективного взаимодействия у детей...

Проводится на всех этапах формирования навыков коллективного взаимодействия. Этап «Ребенок-ребенок».

Формирование навыков конструктивного межличностного взаимодействия у детей и подростков.

Похожие статьи

Формирование игровой деятельности у детей с ограниченными...

Е. В. Зворыгина выделяет два этапа развития игровых действий у детей: ‒ ознакомительный этап характеризуется тем, что действия ребенка с игрушками и другими предметами носят манипулятивный характер

Игровые технологии как средство активизации учебного процесса...

Технология проекта предусматривает следующие этапы: подготовительный, основной, заключительный.

На основном этапе работы студенты осуществляют самостоятельную деятельность.

Программа формирования спортивного коллектива в группе...

I. Подготовительный этап (подготовительная игра).

I. Основной этап (комплекс игр и упражнений, направленный на сплочение и коллективизм группы).

Заключительный этап (итоговые упражнения и игры).

Деловая игра как средство развития творческой активности...

Занятие проводится на заключительном этапе изучения темы в форме деловой игры «Капитал фирмы» продолжительностью два академических часа.

Задача занятия — формирование навыков принятия практического решения на игровых этапах «создания» и «развития...

Игры и игровая деятельности на уроках английского языка...

Игры более эффективны как средство развития (формирования новых способов деятельности или мышления, например) и воспитания.

Включение ролевой игры возможно на любом этапе обучения, однако, обычно лучше оставлять ролевую игру на заключительные...

Формирование положительных взаимоотношений детей...

Эти этапы по аналогии со сферой общения со взрослым были названы формами взаимоотношения дошкольников со сверстниками.

Задачи второго занятия направлены на развитие межличностного доверия, усиление групповой динамики, развитие таких навыков...

Формы работы по развитию коммуникативных умений младших...

На первых этапах введения этого действия одна группа отмечала ошибки и недоделки в работе другой

Развитие коммуникативных навыков общения младших школьников с ограниченными возможностями здоровья средствами игровой деятельности (из опыта работы).

Игровые технологии — эффективное средство формирования...

Основные термины (генерируются автоматически): игровой момент, отдельный этап урока, игра, класс, дидактическая игра, команда, урок, игровая деятельность, организация игры, испорченный телефон.

Формирование навыков коллективного взаимодействия у детей...

Проводится на всех этапах формирования навыков коллективного взаимодействия. Этап «Ребенок-ребенок».

Формирование навыков конструктивного межличностного взаимодействия у детей и подростков.

Задать вопрос