Влияние античной мифологии на современную гендерную культуру | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Культурология

Опубликовано в Молодой учёный №5 (85) март-1 2015 г.

Дата публикации: 03.03.2015

Статья просмотрена: 823 раза

Библиографическое описание:

Вдовина, Е. В. Влияние античной мифологии на современную гендерную культуру / Е. В. Вдовина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 5 (85). — С. 605-607. — URL: https://moluch.ru/archive/85/15956/ (дата обращения: 06.05.2024).

Мировая история культуры характеризуется разной степенью внимания к женщине в обществе. Существовали эпохи матриархата, активного подъема женской самостоятельности, которые сменялись патриархатом, подчиненным и угнетенным положением женщины. ХХ век прошел под знаком женской эмансипации, результаты которой плачевным образом сказались на развитии культуры, на состоянии семьи, на духовном облике современницы, которая, к сожалению, забыла о своем назначении — дарить жизнь [4, с. 252–259].

Основной задачей данной статьи не является доскональное изучение отдельных персонажей мифологии различных стран, мы рассмотрим особенности строения мифологии на примере Греции, общие гендерные стереотипы и изменяющиеся гендерные роли, закрепленные за женскими и мужскими образами в мифологических, этнических и социальных системах различных культур, а также выявим причины перехода отдельных ролей от персонажа к персонажу по половому признаку в зависимости от уровня развития общества во временном континууме [1, с. 195–197].

В первую очередь, нужно рассмотреть культ Великих Матерей, поскольку данное явление наиболее четко отображает изменение гендерных позиций в различных структурах — от полного почитания женского начала в мифологиях различных стран до перехода женской власти на вторые и третьи позиции по отношению к мужскому началу, а часто и вовсе сведение женского главенства к нулю и передача всех функций мужским божествам. Важно отметить, что под матриархатом мы понимаем не женское всевластие, а влияние женского начала на социум в родоплеменном и других обществах. Примером может служить наследование по материнской линии, при этом большое влияние имеют женские жреческие сообщества.

Рассмотрим мифологию Древней Греции в качестве примера распределение ролей между мужскими и женскими персонажами. (Ученые много спорили по временных рамках происхождения религиозной основы Греции. В итоге, на данный момент считается, что религия Древней Греции формировалась до 2000 года до нашей эры, так как позднее уже начинали строиться города в честь некоторых богинь и богов). Как во многих мифологических сказаниях, в древнегреческой мифологии ЖИЗНЬ начинает свое существование из хаоса, но хаос порожден мглой (женский персонаж).

Что появляется первым после хаоса? — Нюкта (ночь), Эреб (мрак) и Эрос (любовь) — это так называемое первое поколение богов. Дальше идет второе поколение богов: Эфир (воздух), Гемера (день), близнецы Гипнос (тяжелый сон) и Танатос (смерть), Керы (несчастья), Мойры (женские образы, определяющие судьбу всех существ, включая богов) и другие персонажи- дети Эреба и Нюкты. Далее появляется земля- Гея (олицетворение женского начала, дочь Эфира и Гемеры), которая символизирует Богиню-Мать и является прародительницей всего живого, началом всех начал. У Геи нет равного ей мужского персонажа, так сказать прародителя, что свидетельствует об особом почитании женщин.

Небо — Уран (порождённый Геей, по некоторым источникам он является братом Геи) -становиться супругом своей «матери», они рождают на свет титанов, но это не дает Урану (мужскому персонажу) равной власти, так как его же ребенок (Крон) свергает его. А так же в сюжете первого сказания о происхождения мира можно увидеть, что не только створяющая функция отдана женскому образу, но и уничтожающая. Вспомним Богиню ночь, именно, она порождает богиню Танату — смерть, Эриду — раздор, Апату — обман, бога уничтожение Кера, Гипнос — мрачный и ужасающий сон, Немесиду — отмщение за преступления — и множество других.

Далее идет отчетливая дискриминация по половому признаку: страх Крона, что и его может свергнуть кто-то из детей, поэтому он поглощает их, дабы оставаться властителем. Однако это продолжается недолго. История повторяется и тогда, когда к власти приходит Зевс — один из самых могущественных богов в мифологии Древней Греции, являющийся верховным богом Олимпа (боги Олимпа отличаются особым могуществом и бессмертием). Здесь можно подумать, что вот он переход власти от женщины к мужчине, но нет. Зевс имеет равных себе по значению богов — своих освобождённых братьев и сестер. Нужно ли говорить о том, что хотя Зевс и считался царем богов, он не в праве был управлять своей судьбой. Судьбой Зевса управляют три Мойры (женский образ). Первая — Лахесис — определяет судьбу до рождения. Вторая — Клото — прядет нить человеческой жизни. Третья мойра — Атропос -предписывает смерть. Издавна определение судьбы является исключительно женской ролью, эту особенность можно назвать гендерным стереотипом. Но такая функция не приносила счастья женщинам, так как считалось, что женщины, предсказывающие судьбы, — ведьмы (они могли знать больше, чем обычный человек-это пугало людей, существует небезызвестный список примерного описания ведьмы «Молот ведьм». Были и такие времена, когда женщины сжигались, изгонялись и пр. только из-за злых языков).

Итак, Олимп считался «домом» главных божеств, их было двенадцать:

1.         Зевс- громовержец, бог молнии и грозы (покровитель воинов, главный из богов, так как могущество и смелость — самые ценные качества для мужчин древности, это объясняется постоянной опасностью нападения, непрерывные завоевания, в которых побеждает сильнейший).

2.         Аполлон (или Феб) — бог света и солнца, олицетворение гармонии (мирное время очень ценилось греками, поэтому данное божество входило в список наиболее почитаемых).

3.         Артемида — изначально богиня охоты, с развитием общества ее функции менялись, она стала богиней луны и покровительницей рожениц, Артемида являлась сестрой- близнецом Аполлона, что говорит об одинаково важном значении этих божеств (функции Артемиды менялись не случайно. Богиня охоты — это огромное значение при родоплеменном строе, так как охота являлась одним из главных источников пищи, а так же умение охотиться сопоставлялось с умением защитить себя и свое племя, что тоже немало важно в неспокойные времена. Затем функции ее меняются: покровительство роженицам — главной функцией женщин всегда считалось рождение на свет детей. А что бы роды прошли хорошо, ребенок родился здоровым, необходимо божество, которому приносились бы жертвы. К тому же роды часто сопровождались кровотечениям, а потеря крови считалась утратой энергии божества, которую нужно пополнить, принеся жертву, которая дала бы новую кровь богине, что бы та и впредь помогала при родах).

4.                            Арес — бог войны (военные действия часто приносили выгоду, новые земли, ценные вещи, но забирали жизни людей, Арес же должен был помочь сохранить воину жизнь и одержать победу).

5.                            Афина — богиня военной мудрости, покровитель знаний и ремесел (интересно появление Афины на свет, она выходит из головы Зевса в полном военном облачении. Э эта богиня является одной из наиболее почитаемых, считается любимой дочерью Зевса, обладательницей мудрости, которой так часто не хватало людям).

6.                            Афродита — богиня любви и красоты, ее атрибутом считается пояс (любовь- наиболее сильное и важное чувства в жизни людей, считалось, что любовь приходит и уходит по воле Афродиты, так же девушки обращались к данной богине для сохранения красоты и молодости, эта богиня так же входила в список наиболее почитаемых).

7.                            Гера — жена и сестра Зевса, главная из богинь Олимпа, считалась хранительницей Олимпа (отвечала за домашний уют, покровительница брака и семьи).

8.                            Гермес — изначально бог скотоводства и покровитель пастухов, но с течением времени, когда скотоводство перестает играть одну из важнейших ролей, Гермес становиться вестником олимпийских богов, покровителем путешественников. Так же он считается проводником умерших душ до царства Аида, а с развитием торговли приобретает функцию покровительства купцам (в данном случаи явно прослеживается изменение функции божества с развитием общества).

9.                            Гестия — богиня домашнего очага, покровительница вечного огня (огонь, очаг, тепло и дом- это сфера Гестии, которая была сестрой Зевса и покровительствовала женщинам-домохозяйкам).

10.                        Гефест — бог-кузнец, муж вечно молодой и прекрасной Афродиты (бог огня и кузнечного дела, которое считалось наиболее важным ремеслом для мужчин, сразу после военного дела так, как только благодаря хорошей работе кузнецов, воин мог пользоваться качественным оружием).

11.                        Деметра — богиня земледелия и плодородия (с развитием общества земледелие не уходит из жизни людей, оно всегда остается источником пищи, это говорит о важности функции Деметры).

12.                        На 12-е место среди Олимпийских богов претендовали: Посейдон — бог морей, источников и различных вод, брат Зевса; Аид — бог царства мёртвых, брат Зевса; Дионис (или Вакх) — бог растительности, виноградарства, виноделия, плодородия земли, самый веселый из богов, который покровительствовал виноделам (любимец народа, в честь этого божества устраивались особые праздники после сбора урожая- дионисии, когда все пили винные напитки и веселились) [2].

К наиболее почитаемым богам так же относят: Эрос (или Эрот) — бог любви. Сын Афродиты и Гермеса (Артемиды и Гермеса), крылатый, хитроумный, надменный и жестокий малыш. Геба — богиня юности, дочь Зевса. Персефона — богиня растительного мира, дочь Деметры.

Мифология античной Греции показывает, что в понимание женственности, кроме красоты и внешнего обаяния, человечество включило материнство и воспитание детей, творчество домашнего очага, помощь мужчине. Богоподобной женщину делает любовь. Когда женщина берет на себя функции мужчины, то есть стремиться быть «мужественно», это чревато драматическими последствиями для нее самой и для окружающих [3, с. 464–467].

Антагонизм женского и мужского начала в современной культуре — это показатель его неблагополучия. Культурологическое воспитание, посвященное вопросам пола, должно быть связано с возрождением проверенных временем нравственных аспектов [5., с.100–102].

 

Литература:

 

1.         Валеева Е. В. Взаимодействие духовного и чувственного в сознании современного человека // Мир науки, культуры, образования. 2010. № 4–2. С. 195–197.

2.         Наговицын А. Е. Трансформация гендерных ролей в мифологических системах. — М.: МПСИ: Флинта, 2005–440 с.

3.         Фортунатов А. Н. Коммуникация и одиночество: опыт диалектического анализа // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. 2014. № 1–2. С. 464–467.

4.         Фортунатова В. А. Философия современной культуры: между ростом и истощением // Приволжский научный журнал. 2009. № 3. С. 252–259.

5.         Фортунатова В. А., Валеева Е. В. Гуманитарная синергетика в системе образовательных технологий // Международный научно-исследовательский журнал. 2013. № 7–5 (14). С. 100–102.

Основные термины (генерируются автоматически): богиня, развитие общества, жизнь людей, Древняя Греция, бог, брат Зевса, домашний очаг, божество, женский образ, женщина, богиня охоты, мужской персонаж, начало, поколение богов, половой признак, сестра Зевса, судьба, функция.


Похожие статьи

Мифологические воззрения древних славян | Начальствующие боги

К этому уровню относились и женские божества. Например, Макошь — богиня урожая и удачливой судьбы, покровительница дома.

Её образ преломляется в образ женщины — матери; Род — бог, олицетворяющий единство людей.

Краткий обзор богов-врачевателей Древней Греции

Одним из главнейших аспектов жизни древнего эллина была религия, поэтому неудивительно, что медицина берет свое начало от сакральных таинств, проводимых жрецами божественных врачевателей.

Он добровольно перешел на сторону Зевса и других богов.

Образовательные возможности мифологии | Статья в журнале...

В древнейшей мифологии Богиня-мать основной своей функцией имела не только начало новой жизни, но и ее окончание. Так, за женским образом издавна закреплены рождение и смерть, а, следовательно, Богиня- мать — это начало всего живого, то есть богиня жизни...

Архетипические паттерны материнского поведения в период...

Гестия считается богиней домашнего очага.

Эти три богини подстраиваются к другим людям и потому уязвимы.

Гера – царственная супруга Зевса. Зевс часто изменял ей с богинями, и даже смертными.

Аполлон: амбивалентность культа и образа | Статья в журнале...

Ключевые слова: Древняя Греция, Аполлон, культ, Дельфийский оракул, Дидимский оракул, музы.

Будучи сыном Зевса и титаниды Лето (Латоны), Аполлон появился на свет на седьмой день месяца [2, 771], сразу

Его кормилицей стала Фемида, богиня судьбы и справедливости.

Образы Одиссея и богов в произведениях Гомера.

Ключевые слова: образ Одиссея-руководителя,боги, люди, власть, жертва.

И даже богиня Афина, прося за Одиссея на совете богов, характеризует его, как.

«Дочь светлоокая Зевса Афина тогда Одиссея.

Мифологизация образа женственности как основание русской...

В пантеоне божеств богиня Макошь продолжает древний образ женского божества плодородия, являясь богиней счастья. Лада представлена как богиня брака, олицетворяя обновления природы.

Отец и сын в античной патриархальной культуре (на примере...)

В качестве Отца-эталона в патриархальной культуре традиционно выступает верховный бог. Для древних греков это Зевс.

Зевс освобождает из отцовского чрева братьев и сестер, а Крона ввергает в Тартар (Псевдо-Аполлодор.

Похожие статьи

Мифологические воззрения древних славян | Начальствующие боги

К этому уровню относились и женские божества. Например, Макошь — богиня урожая и удачливой судьбы, покровительница дома.

Её образ преломляется в образ женщины — матери; Род — бог, олицетворяющий единство людей.

Краткий обзор богов-врачевателей Древней Греции

Одним из главнейших аспектов жизни древнего эллина была религия, поэтому неудивительно, что медицина берет свое начало от сакральных таинств, проводимых жрецами божественных врачевателей.

Он добровольно перешел на сторону Зевса и других богов.

Образовательные возможности мифологии | Статья в журнале...

В древнейшей мифологии Богиня-мать основной своей функцией имела не только начало новой жизни, но и ее окончание. Так, за женским образом издавна закреплены рождение и смерть, а, следовательно, Богиня- мать — это начало всего живого, то есть богиня жизни...

Архетипические паттерны материнского поведения в период...

Гестия считается богиней домашнего очага.

Эти три богини подстраиваются к другим людям и потому уязвимы.

Гера – царственная супруга Зевса. Зевс часто изменял ей с богинями, и даже смертными.

Аполлон: амбивалентность культа и образа | Статья в журнале...

Ключевые слова: Древняя Греция, Аполлон, культ, Дельфийский оракул, Дидимский оракул, музы.

Будучи сыном Зевса и титаниды Лето (Латоны), Аполлон появился на свет на седьмой день месяца [2, 771], сразу

Его кормилицей стала Фемида, богиня судьбы и справедливости.

Образы Одиссея и богов в произведениях Гомера.

Ключевые слова: образ Одиссея-руководителя,боги, люди, власть, жертва.

И даже богиня Афина, прося за Одиссея на совете богов, характеризует его, как.

«Дочь светлоокая Зевса Афина тогда Одиссея.

Мифологизация образа женственности как основание русской...

В пантеоне божеств богиня Макошь продолжает древний образ женского божества плодородия, являясь богиней счастья. Лада представлена как богиня брака, олицетворяя обновления природы.

Отец и сын в античной патриархальной культуре (на примере...)

В качестве Отца-эталона в патриархальной культуре традиционно выступает верховный бог. Для древних греков это Зевс.

Зевс освобождает из отцовского чрева братьев и сестер, а Крона ввергает в Тартар (Псевдо-Аполлодор.

Задать вопрос