Субъективное благополучие как составляющая толерантности педагога, работающего с детьми с ОВЗ | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 25 мая, печатный экземпляр отправим 29 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №16 (515) апрель 2024 г.

Дата публикации: 18.04.2024

Статья просмотрена: 3 раза

Библиографическое описание:

Геддерт, Т. П. Субъективное благополучие как составляющая толерантности педагога, работающего с детьми с ОВЗ / Т. П. Геддерт. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 16 (515). — С. 319-322. — URL: https://moluch.ru/archive/515/113072/ (дата обращения: 16.05.2024).



В статье представлены результаты теоретического и эмпирического исследования субъективного благополучия, как составляющая толерантности педагога. Проанализирована связь субъективного благополучия и толерантности педагогов, работающих с особей категорией детей. В рамках исследования применялись следующие методики: «Шкала субъективного благополучия» А. Перуэ-Баду, тест «Социально-психологической адаптации» Роджерса — Даймонда, опросник «Нервно- психическое напряжение личности» Т. А. Немчина, экспресс- опросник «Индекс толерантности» (Г. Солдатова, О. Кравцова, О. Хухлаев, Л. Шайгерова). Анализ полученных экспериментальных данных показал, что чем выше уровень эмоционального благополучия личности, тем выше общий показатель толерантности.

Ключевые слова. субъективное благополучие, социально- психологическая адаптация, приятие других, самовосприятие, эмоциональная комфортность, стремление к доминированию.

The article presents the results of theoretical and empirical research of subjective well-being as a component of tolerance of a teacher. The relationship of subjective well-being and tolerance of teachers working with individuals of the category of children is analyzed. Within the framework of the study, the following methods were used: the «Scale of subjective well-being» by A. Perue-Badu, the test of «Socio-psychological adaptation» by Rogers-Diamond, the questionnaire «Neuropsychic tension of personality» by T. A. Nemchin, the express questionnaire «Tolerance Index» (G. Soldatova, O. Kravtsova, O. Khukhlaev, L. Shaigerova). The analysis of the experimental data obtained showed that the higher the level of emotional well-being of the individual, the higher the overall tolerance index.

Keywords. subjective well-being, socio-psychological adaptation, acceptance of others, self-perception, emotional comfort, striving for dominance.

Современные тенденции сферы образования предъявляют особые требования к педагогам, используя умения и навыки строить свою профессиональную деятельность, учитывая особенности развития общества, следовать принципам толерантности на основе сотрудничества и диалога.

При работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья педагог следует целой системой профессионально- ценностных ориентаций которая состоит в признании личности обучающегося независимо от его физического и психологического нарушения, направленности своей профессиональной деятельности не только на получение образовательного результата, но и развитие личности ученика в целом, а так же в осознании своей ответственности как носителя культуры для обучающихся и сохранения их психологического комфорта. Данная система профессиональной деятельности требует больших эмоциональных и физических затрат.

При умеренном эмоциональном комфорте педагог не испытывает серьезных эмоциональных проблем, достаточно уверен в себе, активен, создает благоприятный климат на уроке, успешно взаимодействует с обучающимися, чем сохраняет их психическое здоровье, а также эффективно взаимодействует со всеми участниками образовательного процесса.

Положение о субъективном благополучии как феномене, связывающим счастье со степенью реализации человеческого потенциала изучали такие ученые как К. Рифф, К. Кейес, и с переживанием счастья с его бытийно-смысловыми основаниями (Р. Эммонс, Л. Кинг). Проблема субъективного благополучия педагогов актуальна в современном мире и в российском обществе в связи с ростом возможностей и свободы самоопределения личности. Кроме того, важно понять, насколько человек в стремлении к своему счастью готов учитывать интересы других людей, быть терпимым к ним.

Проблема толерантности педагога актуальна в настоящее время. Г. В. Безюлева, М. А. Перепелицина, О. Г. Шаврина рассматривали толерантность педагога как способность, а также готовность педагога к сотрудничеству со всеми участниками образовательного процесса на основе понимания и принятия их индивидуальных психологических, а также физических особенностей. В. А. Сухомлинский считал, что толерантность педагога заключается в формировании личность ученика.

Объектом нашего исследования является субъективное благополучие личности. Предметом исследования является взаимосвязь уровня субъективного благополучия и толерантности у педагогов, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Цель исследования — теоретически и эмпирически изучить взаимосвязь субъективного благополучия и толерантности педагогов, работающих с детьми с ОВЗ.

Экспериментальное исследование было проведено на базе школы- интернат. Нами были использованы следующие методики диагностического обследования: шкала субъективного благополучия А. Перуэ-Баду, тест «Социально-психологической адаптации» Роджерса — Даймонда, опросник нервно- психического напряжения Т. А. Немчина, экспресс-опросник «Индекс толерантности» (Г. Солдатова, О. Кравцова, О. Хухлаев, Л. Шайгерова),

В тестировании приняли участие 53 педагога работающих с детьми ОВЗ, среди которых 23 воспитателя, 17 учителей-предметников, 5 педагогов- психологов, 7 учителей-дефектологов, технический ассистент — 1.

После исследования когнитивного компонента субъективного благополучия с помощью методики «Шкала субъективного благополучия» А. Перуэ-Баду и опираясь на уровни выраженности изучаемого состояния мы получили следующие данные:

— 36 % испытуемых имеют умеренный эмоциональный комфорт, что говорит о том, что данная группа педагогов не испытывает серьезных эмоциональных проблем, достаточно уверены в себе, активны, успешно взаимодействуют с окружающими, адекватно управляет своим поведением, чем сохраняют психическое здоровье учащихся, эффективно взаимодействуют с окружающими людьми, создают благоприятный эмоциональный климат на уроке.

— 60 % испытуемых имеют умеренное субъективное благополучие. Такие люди характеризуется отсутствием серьезных проблем, но и о полном эмоциональном комфорте говорить нельзя. Для уточнения эмоционального дискомфорта нами были проведены диагностики на определение социально- психологической адаптации, которые содержат такие показатели, как эмоциональный комфорт — эмоциональный дискомфорт, принятие — непринятие себя/ других.

— 4 % испытуемых испытывают субъективное неблагополучие. Такие люди склонны к депрессии и тревогам, они пессимистичны, замкнуты, зависимы, плохо переносят стрессовые ситуации, а также характеризуются эмоциональной сухостью педагога, расширением сферы экономии эмоций, личностной отстраненностью, игнорированием индивидуальных особенностей учащихся. Такое состояние оказывает достаточно сильное влияние на характер профессионального общения учителя.

При количественном анализе «Шкалы субъективного благополучия» А. Перуэ-Баду и «Опросника нервно- психического напряжения» Т. А. Немчина эта группа людей имеет первую степень нервно-психического напряжения, что характеризуется устойчивой сохранностью характеристик психической деятельности, без особых сдвигов. У таких педагогов отсутствует активизация когнитивной деятельности на фоне эмоционального подъема. Данный феномен может говорить об эмоциональном выгорании. (См. рис. 1).

Показатели эмоционального благополучия в процентном соотношении

Рис. 1. Показатели эмоционального благополучия в процентном соотношении

На основании данных индекса толерантности групповая оценка выявленного уровня показала:

— 6 % испытуемых с низким уровнем толерантности. Такой учитель не в силах понять и принять учащихся такими, какие они есть, он не учитывает их возрастные, индивидуальные особенности. В процессе своей профессиональной деятельности у такого учителя проявляется нежелание взаимодействовать с учащимися мирным способом, что ведет к эмоциональному и профессиональному выгоранию.

— 94 % испытуемых со среднем уровнем толерантности. Проявления толерантности у данной группы педагогов имеют место быть, но педагог не всегда способен адекватно оценить педагогическую ситуацию с точки зрения толерантного поведения и возможны, с его стороны проявления нетерпимости к окружающим. Так же учитель может совершать толерантные поступки, испытывая при этом теплые чувства и желание продлить благополучие в классе, но при этом он может встретить препятствия, недопонимание окружающих и его стремления угасают(См. рис. 2)

Групповая оценка выявленного уровня толерантности

Рис. 2. Групповая оценка выявленного уровня толерантности

Для доказательства гипотезы о том, что существует корреляция между уровнем субъективного благополучия и общим индексом толерантности у педагогов, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья, нами был использован метод корреляционного анализа данных Спирмена.

В результате расчёта коэффициента корреляции между показателем эмоционального благополучия и общим показателем толерантности было получено значение, попадающее в зону значимости. Ось значимости коэффициента корреляции между показателем эмоционального благополучия и общим показателем толерантности представлена на рисунке 3.

Взаимосвязь общего показателя толерантности и эмоционального благополучия

Рис. 3. Взаимосвязь общего показателя толерантности и эмоционального благополучия

Таким образом, общий показатель толерантности связан с эмоциональным благополучием на статистически значимом уровне. Данная взаимосвязь имеет следующий характер: чем выше уровень эмоционального благополучия личности, тем выше общий показатель толерантности.

Учитывая обратную направленность интерпретации баллов методики «Шкала субъективного благополучия», можно говорить о том, что при увеличении эмоционального благополучия на 1 Т-балл, общий показатель толерантности увеличивается на 0,48 балла. То есть, чем выше показатель эмоционального комфорта педагогов, тем выше показатель их эмоционального благополучия, а следовательно, выше общий показатель толерантности личности.

Резюмируя все выше сказанное, можно сделать вывод, что толерантность является профессионально важным качеством педагога. Системообразующим фактором в структуре данного феномена является эмоциональный комфорт, ценностное отношение к себе и к окружающим, а также внутренний и внешний самоконтроль. Психологическая интолерантность педагога может проявляться при эмоциональном дискомфорте, склонности к личностной отстраненности. Такое состояние оказывает негативное влияние на характер профессионального общения учителя с участниками образовательного процесса.

Литература:

  1. Мещеряков Ю. Г., Зинченко В. П. Большой психологический словарь, М.: АСТ, Прайм-Еврознак, 2009
  2. Шамионов Р. М. Субъективное благополучие личности: психологическая картина и факторы. Саратов: Изд-во «Научная книга», 2007.
  3. Скворцов Ю. В. Организационно-экономические вопросы в субъективных факторах благополучия: Учебное пособие. М.: Высшая школа, 2012.
  4. Профессиональный дизайн взаимоотношений как основа реабилитации лиц с интеллектуальными и тяжелыми и множественными нарушениями: сборник научно-методических работ: сборник научных трудов / под ред. И.:Нурлыгаянова. Москва, Директ-Медиа, 2020.
  5. Николаев А. В. Школьная этика. Нравственный закон: фундаментальный учебник и программа фундаментального предмета. Москва: Директ-Медиа, 2019.
  6. Геддерт, Т. П. Субъективное благополучие как составляющая толерантности педагога, работающего с детьми с ОВЗ / Т. П. Геддерт. — Текст : непосредственный // Постулат. — 2022. — № 1. — URL: https://pgusa.tmweb.ru/index.php/Postulat/article/download/3974/4029
Основные термины (генерируются автоматически): субъективное благополучие, общий показатель толерантности, эмоциональное благополучие, профессиональная деятельность, образовательный процесс, ограниченная возможность здоровья, педагог, эмоциональный дискомфорт, групповая оценка, личностная отстраненность.


Ключевые слова

субъективное благополучие, самовосприятие, социально- психологическая адаптация, приятие других, эмоциональная комфортность, стремление к доминированию

Похожие статьи

Задать вопрос