Идентификационные аспекты депортации талышей в историческом контексте | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: История

Опубликовано в Молодой учёный №16 (515) апрель 2024 г.

Дата публикации: 15.04.2024

Статья просмотрена: 41 раз

Библиографическое описание:

Алиев, Д. А. Идентификационные аспекты депортации талышей в историческом контексте / Д. А. Алиев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 16 (515). — С. 287-291. — URL: https://moluch.ru/archive/515/112928/ (дата обращения: 05.05.2024).



Одна из самых мрачных страниц истории СССР — сталинские депортации. Во время хрущёвской оттепели 60-х годов XX века, а также после распада СССР этой теме было посвящено много исследований как на постсоветском пространстве, так и за рубежом. Однако анализ депортаций из Талышского региона Азербайджана и их идентификационных аспектов до настоящего времени практически не проводился. В данной статье подробно рассматриваются причины невключения талышей в список жертв депортации, несмотря на то что их потомки до сих пор вынуждены жить в Казахстане. Также исследуется влияние вынужденной миграции населения в районы Кура-Араксинской низменности в рамках «очистки зоны от враждебных элементов» на демографическую ситуацию в регионе.

Представленное исследование призвано не только заполнить пробелы по теме депортации в азербайджанской историографии, но и сохранить историческую память и восстановить справедливость в отношении всех жертв этой трагедии, совершенной советской тоталитарной властью.

Ключевые слова: сталинские депортации, репрессии, талыши, иранцы, Казахстан, районы Кура-Араксинской низменности, Апшерон, Бина.

Эксперты характеризуют сталинские депортации как одну из форм репрессий. Они осуществлялись без решения суда, всегда были направлены не на конкретных лиц, а на группы, и, как правило, происходили по инициативе властных структур в соответствии с решениями партии и правительства. Наконец, одной из особенностей, подтверждающих, что депортации были по сути репрессиями, является то, что людей массово выселяли со своих мест жительства на опасные для жизни территории [1].

Ужасные процессы, произошедшие в Талышском регионе Азербайджана c середины 30-х до середины 50-х годов XX века, мало чем отличались от происходящего в других регионах.

После принятия Конституции СССР в 1936 году и ликвидации Закавказской Советской Федеративной Социалистической Республики отношение советской власти к национальным меньшинствам резко изменилось. Этот был период внедрения политики ассимиляции многих национальных меньшинств в пользу титульного народа, а их этнонимы были запрещены.

На пленуме Центрального Комитета Коммунистической партии Азербайджана, который состоялся 6 июня 1938 года, особое внимание было уделено вопросу «очищения» азербайджанского языка от арабских, персидских и османских слов. На фоне закрытия национальных талышских, татских, курдских и других школ, где началось обучение на азербайджанском языке, то есть на языке титульного статистического большинства, первому секретарю ЦК Компартии Азербайджана М. Багирову требовалось оправдать этот антиленинский поступок.

В ходе обсуждения М. Багиров, ведущий большевик республики, согласно инструкции, полученной из Москвы в январе 1938 года, заявил, что «пора перейти от татского, курдского и талышского языков к азербайджанскому языку. Наркомпрос должен проявить инициативу, все они азербайджанцы» [3]. Иными словами, он выразил запрет на использование этнических названий тюркского, татарского, курдского и талышского этносов и языков, вместо которых в политический лексикон вводились новые термины «азербайджанец» и «азербайджанский язык».

Именно по этой причине, несмотря на то что в 1989 году, после длительной борьбы, талыши смогли официально восстановить свой этноним, утраченный в процессе переписи населения в 1959 году, их название до сих пор не включено в список народов, подвергнутых сталинской депортации[1].

Следует отметить, что в Азербайджане отсутствует научная историография по данной проблематике. Некоторые азербайджанские историки (Дж. Гасанлы, Э. Исмаилов, М. Гасымлы и другие) в своих исследованиях, опубликованных на разных языках и в разных странах, представляют некоторые сведения по данной теме. Однако они не упоминают о талышах как об этносе, вероятно, в соответствии с подходом советской исторической науки [5‒10].

Исследования по истории Южного Кавказа, включая работы таких ученых, как Криста А. Гофф и Т. Мартин из США, П. Кокайсл из Чехии, М. Ангелова из Болгарии и других, привлекают внимание своей объективностью и высоким уровнем методологии [11‒15].

К счастью, в последние годы множество архивных документов в России было исследовано на предмет устранения мифов и опубликовано на сайте «Электронная библиотека исторических документов». Это значительно расширило информированность по данной теме [16].

Начать обсуждение темы целесообразно с телеграммы, которую в январе 1938 года направил нарком внутренних дел СССР Н. Ежов (1895–1940) заместителю наркома внутренних дел Азербайджанской ССР Т. Борщеву (1901–1956)[2]. В этой телеграмме требовалось немедленно произвести очистку иранских районов Баку и Кировабада. Также настоятельно требовалось задерживать иранцев, не имеющих советского или иранского паспорта, в первую очередь, лиц, занимавшихся антисоветской деятельностью, проводить широкомасштабные допросы для выявления соучастников, а после вынесения судебного решения высылать их с семьями либо в Иран, либо в специально определенные места в пределах СССР.

Далее рассмотрим, кто были иранцы по этнической принадлежности и почему они вызвали гнев Москвы.

Иранцы начали мигрировать в Азербайджан, особенно в Баку, в качестве трудовых мигрантов начиная с 70-х годов XIX века, в период развития нефтяной промышленности. Хотя характер этого процесса неоднократно менялся, до момента закрытия советско-иранской границы в конце 1930-х годов он никогда не прекращался.

Во второй половине 1930-х годов в Иране происходили сложные события. Шах Реза Пехлеви (годы правления ― 1925–1941) внедрял непопулярные реформы, включая запрет на ношение чадры и введение принудительной военной службы. При этом около половины государственного бюджета тратилось на содержание структур власти, что ставило обычных граждан в трудное положение.

С другой стороны, племена шахсевенов, имевшие многочисленные привилегии в связи с их участием в конной армии, не подчинялись центральной власти и продолжали терроризировать приграничное население. Все это привело к тому, что население, состоявшее из талышей, гиляков, татов и других этносов, проживавших на юго-восточном побережье Каспийского моря, не имело другого выбора, кроме как иммигрировать в Азербайджанскую ССР.

Растущее недовольство и напряженность среди иранцев стали одним из ключевых факторов, формирующих негативное отношение советских властей как к иранским мигрантам, так и к иранской монархии. Это стало особенно заметно в январе 1938 года, когда три вооруженных инцидента на границе с СССР еще больше усилили напряженность в отношениях между двумя странами и подтвердили неприязнь к иранцам.

В соответствии с упомянутой телеграммой в преддверии Второй мировой войны советское правительство начало проводить политику «очищения приграничных районов от нежелательных и недостойных элементов». В результате этого значительное количество этнических талышей из районов Астара, Ленкорань, Лерик, Ярдымлы были депортированы в пустыни Казахстана и Азербайджана, несмотря на то что их этническая принадлежность не была упомянута в официальных документах [11].

Из интервью, взятого редактором газеты «Толыши садо» (Tolışi sədo) Гилалом Мамедовым у семьи репатриантов, становится ясно, что лишь небольшая часть талышей, находившихся в Казахстане, решилась вернуться в родной регион после того, как был снят запрет на возвращение. Однако старшее поколение продолжает считать себя иранцами («ирони» на талышском) несмотря на то, что говорит на талышском языке.

В письме, отправленном председателю Совнаркома В. Молотову, с подписями наркома внутренних дел Н. Ежова и начальника управления государственной безопасности СССР Л. Берии, датированном 24 сентября 1938 года, указывается: «Решением Политбюро от 19 января 1938 г. (Протокол № 56/308) НКВД СССР было предложено всех иранцев, проживавших в приграничных районах Азербайджана и оформивших советское гражданство, в месячный срок переселить в Казахстан. Это решение своевременно выполнено не было.

Сейчас учтено и подготовлено к переселению в Казахстан 2000 семей (6000 чел.) иранцев, оформивших советское гражданство. Переселение их было намечено начать 15 октября 1938 г.

Представляем проект постановления СНК СССР о порядке переселения и хозяйственного устройства иранцев. Просим его утвердить» [19].

На основании этого письма 8 октября 1938 года было принято Постановление СНК СССР № 1084–269сс «О переселении иранцев из пограничных районов Азербайджанской ССР в Казахскую ССР», определяющее юридические, финансовые, технические и экономические аспекты данной депортации [20].

Согласно принятому решению, на осуществление указанных мероприятий было выделено лишь 3,4 миллиона рублей. Совнаркому Казахской ССР поручено осуществить строительство 1000 двухквартирных домов для размещения мигрантов в течение 1938–1939 годов. При этом мигранты должны были использовать собственные ресурсы как при строительстве, так и при подготовке строительных материалов. Отдельное внимание уделялось созданию колхозов, в которых должны были состоять иранские мигранты, и установлению общих принципов оплаты труда в натуральной форме.

Следует отметить, что в мае 1939 года для решения данной проблемы было дополнительно выделено 18,4 миллиона рублей. Кроме того, следует упомянуть постановление, подписанное заместителем председателя СНК Казахской ССР Таджиевым и секретарем Центрального комитета Коммунистической партии Казахстана Скворцовым 6 ноября 1938 года, в котором были четко определены места проживания иранских мигрантов:

  1. Алма-Атинская область — район Курдай:

― в колхозе «Караконуз» — 80;

― в колхозе «Шортобе» — 25;

― в колхозе «Каракамир» — 20;

― в селе Успеновка — 30;

― в селе Благовещенка — 40;

― в совхозе «Георгиевский» — 60;

― в Чустрое — 50 хозяйств (по одному хозяйству на семью).

  1. Южно-Казахстанская область — район Мерген:

― в колхозах — 90;

― в свеклосовхозе — 40;

― в колхозах Свердловского района — 70;

― в колхозах Джамбульского района — 110;

― в колхозах Джувалинского района — 120;

― в колхозах Ленгеровского района — 72;

― в колхозах Арысского района — 40;

― в колхозах Шаульдерского района — 50;

― в колхозах Туркестанского района — 200;

― в колхозах Каратасского района — 33;

― в колхозах Келесского района — 100;

― в совхозе «Дарбаза» — 30;

― в колхозах Бостандыкского района — 90;

― в колхозах Пахта-Аральского района — 60;

― в совхозе «Пахта-Арал» — 300;

― в Каучукпромхозе — 100 хозяйств [21].

В постановлении также было поручено руководству областей и районов обеспечить доставку семей иранских переселенцев в намеченные места в течение 12 часов после их прибытия в Казахстан. Ремонтные работы в специально подготовленных домах для них должны были быть завершены в течение четырех дней. Каждой семье должна была быть предоставлена сумма в размере 1600 рублей, чтобы они могли быстро привести свои домашние условия в порядок. В течение пяти дней должна была быть организована работа по обеспечению иранцев мукомольными продуктами и кормами для их скота.

Министерству просвещения поручено было провести точный учет детей переселенцев школьного возраста и создать условия для их обучения в местных школах. Если среди переселенцев были учителя, их следовало немедленно принять на работу независимо от знания казахского или русского языков и провести для них курсы переподготовки с полным сохранением заработной платы.

К сожалению, из-за финансовых затруднений и слабой материально-технической базы большинство указанных мер остались на бумаге, и переселенцы столкнулись с серьезными материально-бытовыми проблемами и различными инфекционными заболеваниями на своих новых местах жительства.

Следует отметить, что советское руководство имело планы привлечения иранцев к строительству Байкало-Амурской магистрали наряду с корейцами, поляками, курдами, армянами и другими. Об этом свидетельствует проект постановления, подписанный В. Молотовым в декабре 1938 года [22].

Для обеспечения безопасности 800-метровой[3] зоны у границы с Ираном в районе Ярдымлы Азербайджанской ССР с 1939 по 1953 год были проведены процессы депортации, начиная с принудительного переселения жителей сел Тезекенд, Сиброни, Алили и Абили в Пушкинский район, который в настоящее время известен как Билясуварский. Один из вынужденных переселенцев вспоминает: «Лучше бы я никогда не дожил до того дня, когда Сталин решил нашу судьбу. Помню, как однажды нас пришли забирать из нашей деревни. Это было похоже на плохой сон. Они переселили нас всех в Билясуварский район, который в то время был Пушкинским. Это было похоже на то, что тебя вырвали с корнем, как будто сердце было разорвано на части. Мы чувствовали себя потерянными в нашем новом окружении. То, что мы считали домом, теперь стало далеким воспоминанием» [14].

В 1942 году жители сел Абасаллы, Кёхнэ Кышлаг, Пирдовдан, Овра и Латсейр, а в 1953 году ― Арвана, Гаравулдаш, Деман, Аваш, Бинялар, Перинбель, Альверез, Онджакяле, Пештесер, Шатекер, Ниюжони, Фындыклы, Кышлаг, Вялишли, Ханбулаг, Аварек, Маджейир, Алиабад, Лимар, Шяля, Изран и Эчара были принудительно перемещены в Муганский и Ширванский регионы Азербайджана.

Если учесть тот факт, что в 1958 году в колхозах и совхозах Ленкоранского района было размещено 50 из 2150 азербайджанских семей, выселенных из Грузинской ССР в Узбекистан, то легко можно представить изменение в демографической структуре юго-восточного региона Азербайджана.

Главный коммунист Азербайджана М. Д. Багиров в совершенно секретном письме, отправленном Сталину в декабре 1936 года, сообщил, что за прошлый год из сел на границе с Ираном было депортировано 700 семей в другие области СССР ( скорее всего, в Казахстанскую ССР прим. авт. ), а также 300 семей были депортированы в различные районы Азербайджана.

После поездки М. Багирова в Ярдымлы летом 1937 года ЦК Компартии Азербайджана 1 августа 1937 года принял постановление № 14/2 о переселении жителей всех жилых районов, расположенных в пределах 500 метров от границы Ирана [24].

Еще один этап этнической чистки в Талышском регионе был осуществлен в начале 1950-х годов в соответствии с планами расширения производства хлопка, пшеницы и других культур в зоне Кура-Араксинской низменности (районы Сабирабад, Саатлы, Агдам, Агдаш, Агсу, Евлах, Хачмаз, Зардаб, Барда, Бейлаган и Билясувар).

Председатель Комитета государственной безопасности Азербайджанской ССР С. Емельянов направил письмо председателю Совета министров Азербайджанской ССР Т. И. Гулиеву с требованием о депортации из районов Лерик и Ярдымлы 165 семей (409 человек), которые ранее самостоятельно переехали в Масаллинский район. В то же время указом правительства от 14 февраля 1952 года «О чистке приграничных районов от подозрительных элементов, безработных, элементов, противоречащих общественному порядку» не предусматривалось, чтобы эти семьи были зарегистрированы на месте жительства. В результате дети не посещали школу, массово возникла безработица и т. д. Отмечая это, С. Емельянов предлагает их депортировать в районы Кура-Араксинской низменности.

Несколько месяцев спустя, в январе 1953 года, по другому приказу Емельянова, была проведена еще одна депортация в Талыше. В этот раз должны были быть принудительно переселены жители сел Унуз, Тангов, Армуди, Сиёв, Джар, Гейбетулламехелле, Кодон, Пийекянаруд, Зангуляш Астаринского района в районы Кура-Араксинской низменности.

Азербайджанцы, переселенные из горных районов Армении в Кура-Араксинские районы, столкнулась с антисанитарией и нехваткой питьевой воды. Из-за этого часть из них решила вернуться в Армению. Чтобы сохранить планы депортации, было принято решение направить туда жителей указанных сел Астаринского района. Кроме того, часть населения, проживающего вокруг Мингечевирской ГЭС, чьи дома были затоплены или должны были быть затоплены согласно плану, также была туда переселена.

В своем письме Гулиеву Емельянов пояснял, что депортация талышей с точки зрения государственной безопасности имеет большее значение, чем с экономической. Советские талыши, проживающие в приграничных районах, имеют тесные родственные связи с южными талышами в Иране, что может ослабить безопасность государства.

При выселении 130 семей из сел Алаша, Капычимехелле и Масджидмехелле Астаринского района также были учтены вышеупомянутые соображения Емельянова [11].

Согласно решению Совета министров Азербайджанской ССР и ЦК АКП, принятому в 1952 году, из Лерикского района было выселено 400 семей (2267 человек) в упомянутые районы.

В общей сложности в период с 1952 по 1955 год из районов Астара, Ленкорань, Лерик, Ярдымлы и Астрахан-Базар в зону Кура-Аракс было переселено 14 000 человек преимущественно из числа этнических талышей [11].

В конце 1930-х годов для иранцев, которые были депортированы в Казахстан, были предусмотрены те же социальные льготы и мероприятия, что и для тех, кто был переселен в районы Кура-Аракс. Другими словами, несмотря на то, что это происходило внутри республики, властные органы осознавали отсутствие различий с депортацией. В подготовленных в 1953 году плакатах, размещенных Комитетом по переселению Азербайджанской ССР, в районных центрах и местах скопления людей колхозникам сообщалось, что в этой зоне имеются широкие возможности для развития технических культур, таких как хлопок, лен и т. д., а также общественного скотоводства. В документе устанавливаются правила переселения в эти районы, определены социальные льготы и привилегии, а также указывается, что переселение осуществляется строго по принципу добровольности [25].

Однако даже при наличии установленных правил переселения силовые структуры, ответственные за депортацию, часто вытесняют людей из родных деревень и сел. Например, в своем отчете, написанном в 1953 году, когда шла депортация жителей села Бэндесар в Астаринском районе, С. Емельянов отмечал необходимость сохранения значительного расстояния между переселенцами и их родственниками в Иране [11].

Кроме того, в Кура-Араксинской зоне условия были крайне неблагоприятными. Распространение малярии и других инфекционных заболеваний вследствие недостатка питьевой воды, антисанитария, отсутствие больниц и школ, задержки в строительстве жилых домов из-за переселения, отсутствие обещанных денежных пособий и кредитов — лишь некоторые из проблем, с которыми сталкивались депортированные.

По данным исследований Кристы Гофф, переселенцы из приграничных районов Астары, обеспокоенные здоровьем своих детей, обращались с жалобами в правительственные органы в Баку и Москву, выражая просьбу о переселении в горные районы Масаллы, Ленкораня или Астары [26].

Здесь следует отметить, что властные структуры, осознавая непригодность для жизни условий в районах Кура-Аразской зоны, не препятствовали самостоятельному переселению депортированных семей в села Апшерона, Сумгаита и прочих районов. Неслучайно большинство жителей поселка Бина Хазарского района города Баку (по неофициальным данным, около 150 тысяч человек) с конца 1930-х до середины 1950-х годов переселились из Зуванда, где преимущественно проживали этнические талыши.

В заключение важно отметить, что размещение национальных меньшинств на границе с соседней страной было направлено на укрепление государственной границы и достижения целей, которые преследовали депортации во времена Сталина.

Депортация, осуществленная в отношении национальных меньшинств как в Азербайджанской ССР, так и в других регионах Советского Союза, была целенаправленной политикой, нацеленной на ускорение процесса ассимиляции этих меньшинств в более крупные этнические группы.

Таким образом, анализ архивных материалов и научных исследований позволяет сделать вывод, что население Талышского региона Азербайджана, в основном состоящее из талышей, подверглось как этнической депортации, так и профилактическим мерам.

Однако для полного понимания и оценки этого сложного периода советской истории необходимо провести дополнительное исследование архивных материалов. Только таким образом мы сможем глубже понять репрессии времен Сталина и их влияние на талышское сообщество и историю всего региона.

Литература:

  1. Бугай Н. Ф. 30-е годы: о депортации иранцев из Азербайджана в Казахстан // Восток. ― 1994. ― № 6.
  2. Сталинские депортации. 1928–1953. / Под общ. ред. акад. А. Н. Яковлева; Сост. Н. Л. Поболь, П. М. Полян. ― М. : МФД : Материк, 2005.
  3. Исмаилов Э. История «большого террора» в Азербайджане. ― М. : Политическая энциклопедия, 2015. ― С. 156.
  4. Гасанлы Дж. Хрущевская «оттепель» и национальный вопрос в Азербайджане: 1954–1959 М. : Флинта, 2009.
  5. Həsənli C. Ağ ləkələrin qara kölgəsi: 20–30-cu illərdə Azərbaycanda sovet totalitarizmi. ― Bakı, 1991.
  6. Исмаилов Э. Очерки по истории Азербайджана. ― М. : Флинта, 2010.
  7. Наджафов Б. Депортация. ― Баку, 2006.
  8. Вагабзаде Б., Пашабеков Р. Беженцы: 1918–1920, 1948–1952, 1988–1989. ― Баку : Гянджлик, 1992.
  9. Shafiyev F. Resettling the borderlands. State relocations and ethnic conflict in the South Caucasus. ― McGill–Queen's University Press, 2018.
  10. Shukurov K. Great tragedy deportation of Azerbaijanis from Armenia // Visions of Azerbaijan. ― 2010. ― November/December. ― P. 58‒61.
  11. Goff Krista A. Nested Nationalism. Making and Unmaking Nations in the Soviet Caucasus. ― Cornell University Press, 2021.
  12. Мартин Т. Империя «положительной» деятельности. Нации и национализм в СССР, 1923–1939. ― М. : РОССПЭН, 2011.
  13. Баберовски Й. История сталинизма. М. : РОССПЭН, 2007.
  14. Kokaisl P. The evolution Talysh ethnic identity: from Soviet manipulation to contemporary reality. ― URL: https://www.researchgate.net/publication/378021723_The_Evolution_of_Talysh_Ethnic_Identity_From_Soviet_Manipulation_to_Contemporary_Reality
  15. Ангелова М. Етнография, демография и асcимилация — как изчезнаха талишите в Съветски Азербайджан. ― URL: https://doi.org/10.37708/bf.swu.v31i2.9
  16. Электронная библиотека исторических документов. ― URL: https://docs.historyrussia.org/ru/nodes/1-glavnaya
  17. Шифротелеграмма наркома внутренних дел СССР Н. И. Ежова заместителю наркома внутренних дел Азербайджанской ССР Т. М. Борщеву об аресте иранцев. 18 января 1938 г. // РГАНИ. Ф. [?]. Оп. [?] (Комиссия Шверника). Д. 4. Л. 15.
  18. Boçi deportasiyə kardə bıə tolışon bə vətən oqarde pidəjon ni? ― URL: https://youtu.be/iLciWv_rh50?si=bfq8q5C3hdovQXAd
  19. ГАРФ, ф. Р-5446, оп. 30, д. 29, л. 23.
  20. ГАРФ, ф. P-5446, оп. 1, д. 501, л. 25–26.
  21. ЦГАОР, ф. 5446, оп. 30, д. 29, л. 6–10
  22. ГАРФ, ф. Р-9479, оп. 1, д. 55, л. 24–28.
  23. ЦГАОР, ф. 5446, оп. 30, д. 50, л. 13–15.
  24. Qasımlı M. Yardımlı-dünən, bu gün // Azərbaycan. ― 2013. ― 8 сентября. ― С. 3.
  25. РГАЭ, ф. 5675, оп. 1, д. 41311, л. 5–6.
  26. РГАЭ, ф. 5675, оп. 1, д. 770, л. 9–10.

[1] В переписи населения 1939 года этнонимы курдов, татов, лаков и цахуров не были включены в переписные листы. Однако, учитывая относительно большое количество талышей, было принято решение включить их в следующую перепись. Поскольку в переписи, проведенной в 1959 году, символическое число талышей составило всего 85 человек, в последующем, до 1989 года, слово «талыш» вообще исчезает из переписных листов.

[2] Упомянутые и другие должностные лица, участвовавшие в репрессиях, в разное время были приговорены судом к заслуженным наказаниям.

[3] В исследовании профессора М. Гасымлы «Azərbaycan türklərinin mücadiləsi.1920–1953-ci illər». (Стамбул, 2014) указано 500 метров.

Основные термины (генерируются автоматически): район, Казахстан, Иран, быль, колхоз, Кура-Араксинская низменность, Азербайджан, депортация, СССР, талыш.


Ключевые слова

Казахстан, иранцы, репрессии, сталинские депортации, талыши, районы Кура-Араксинской низменности, Апшерон, Бина

Похожие статьи

Задать вопрос