Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №5 (504) февраль 2024 г.

Дата публикации: 05.02.2024

Статья просмотрена: 20 раз

Библиографическое описание:

Кряжева, О. С. Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста / О. С. Кряжева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 5 (504). — С. 167-169. — URL: https://moluch.ru/archive/504/111032/ (дата обращения: 27.04.2024).



В статье рассмотрено понятие, значение, виды и особенности использования пальчиковых игр для развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста.

Ключевые слова: пальчиковые игры, развитие, пальчиковые упражнения, мелкая моторика.

В настоящее время актуальной проблемой становится полноценное развитие детей уже с младенческого возраста. Немаловажную роль в успешности интеллектуального и психофизического развития ребенка играет сформированная мелкая моторика.

Сформированность навыков мелкой моторики руки имеет большое значение для общего физического и психического развития ребенка на протяжении всего. В последние годы роль пальчиковых игр значительно возросла и с каждым днём только набирает актуальность. Это напрямую связано с тем, что значительно увеличилось количество детей с различными нарушениями речи [1, с. 181].

В настоящее время пальчиковые игры активно применяются в детских садах с самого раннего возраста и далее эту работу продолжают учителя начальных классов и узкие специалисты.

Мелкая моторика — это способность использовать мелкие мышцы, особенно рук и пальцев, для выполнения точных движений. Развитие этих навыков у дошкольников крайне важно, так как оно напрямую связано с письмом, рисованием, и многими другими важными аспектами обучения.

Одним из средств развития мелкой моторики у дошкольников является использования пальчиковых игр.

Игра является неотъемлемой частью развития ребенка. С самого раннего детства дети учатся миру через игру, и это играет важную роль в их физическом, эмоциональном, социальном и когнитивном развитии.

Игра способствует физическому развитию детей. Когда ребенок играет, он активно двигается, развивая свою моторику и координацию. Он прыгает, бегает, лазает, катается на велосипеде или качается на качелях. В ходе игры дети также развивают свои силу, гибкость и выносливость. Таким образом, игра способствует физическому здоровью детей и формированию их основ физической активности.

С давних времен пальчиковые игры используются в качестве эффективного средства для развития мелкой моторики у детей. Эти простые, но в то же время увлекательные игры являются важным инструментом в арсенале каждого воспитателя и родителя.

Пальчиковые игры играют важную роль в развитии дошкольников. Они стимулируют мелкую моторику, что важно для развития письма и навыков самообслуживания. Также, пальчиковые игры помогают развивать речь и память, так как часто сопровождаются стихами или песенками, которые ребенок запоминает и повторяет. Это также отличный способ для социализации, так как пальчиковые игры часто предполагают взаимодействие с другими детьми или взрослыми. Кроме того, они могут помочь в развитии внимания и концентрации, так как требуют сосредоточения на выполнении определённых движений [2, с. 90].

Пальчиковые игры тренируют координацию между глазами и руками, что важно для чтения и письма. Выполнение сложных действий пальцами стимулирует работу мозга, улучшает память и внимание. Пальчиковые игры часто сопровождаются рассказами и песенками, что способствует развитию воображения. Многие игры предполагают групповое участие, что помогает детям учиться взаимодействовать друг с другом, работать в команде.

Мелкая моторика напрямую связана с письмом, а пальчиковые игры отлично тренируют мышцы рук для дальнейшего обучения письму.

Игры помогают детям выражать свои чувства через движения и ритм, способствуют развитию эмпатии и понимания эмоций других людей. Эти игры представляют собой один из самых приятных и естественных методов обучения для дошкольников. В их простоте кроется огромная польза для всестороннего развития ребенка [4, с. 198].

Наконец, игра имеет огромное значение для когнитивного развития детей. В процессе игры дети развивают свою концентрацию, внимание и память. Они учатся решать задачи, проблемы, развивать свое творческое мышление и воображение.

Кроме того, игра играет фундаментальную роль в развитии детей. Она помогает им осваивать навыки, необходимые для успешной адаптации в обществе, повышает их самооценку и самодисциплину, а также способствует развитию их креативности и воображения. Родители и педагоги должны поощрять и поддерживать игровую активность у детей, создавая для них безопасное и стимулирующее окружение для игр и взаимодействия.

Пальчиковые игры, такие как «Сорока-воровка», «Ладушки», «Пальчиковый театр», не только развлекают детей, но и способствуют развитию координации, ловкости и точности движений. Кроме того, они развивают воображение, память, внимание и способствуют расширению словарного запаса [3, с. 12].

Рассмотрим подробнее виды пальчиковых игр:

  1. Ритмические стихи с движениями пальцев. Примером может служить игра «Ладушки», где в ритм стихотворения дети хлопают в ладоши, трясут пальчиками и соприкасаются ладонями друг с другом.
  2. Пальчиковый театр. Здесь пальцы превращаются в персонажей сказок или историй, и дети используют их для визуализации происходящего. Это может быть как использование пальцев без атрибутики, так и игра с марионетками, надетыми на пальцы.
  3. Игры с использованием мелких предметов. К примеру, перекладывание и сортировка круп, бусинок, пуговиц способствует развитию точности движений пальцев.
  4. Конструирование из мелких деталей. Игры с конструкторами, мозаиками и другими наборами для творчества помогают не только развивать моторику, но и учат детей концентрации и терпению.

Как показывают результаты апробации и проведенного эксперимента на базе МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 39 «Килэчек» г. Елабуга гипотеза о том, что использование комплекса пальчиковых игр будет эффективным для развития мелкой моторики детей дошкольного возраста нашла сове подтверждение.

Результаты диагностики уровня развития мелкой моторики детей дошкольного возраста на контрольном этапе представлены на рисунке 1.

Результаты диагностики уровня развития мелкой моторики детей дошкольного возраста МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 39 «Килэчек» г. Елабуга на контрольном этапе

Рис. 1. Результаты диагностики уровня развития мелкой моторики детей дошкольного возраста МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 39 «Килэчек» г. Елабуга на контрольном этапе

На контрольном этапе опытно-экспериментальной работы по использованию пальчиковых игр как средства развития мелкой моторики детей младшего дошкольного экспериментальная и контрольная группы показали разные результаты. Показатели диагностики экспериментальной группы значительно выше показателей диагностики детей контрольной группы.

Таким образом, использование пальчиковых игр в образовательном процессе дошкольного возраста — это увлекательный и эффективный способ поддержки развития мелкой моторики. Эти игры легко вписываются в повседневную рутину и оставляют яркие воспоминания у детей, одновременно способствуя их гармоничному развитию. Полученные данные обосновывают эффективность применения в образовательной и воспитательной деятельности разработанного комплекса пальчиковых игр.

Литература:

  1. Катаева, Д. М. Развитие мелкой моторики рук у детей / Д. М. Катаева // Молодой ученый. — 2021. — № 40 (382). — С. 181–183.
  2. Михайлова, Л. А. Когнитивное развитие детей дошкольного возраста через использование пальчиковых игр / Л. А. Михайлова, Е. Ю. Зобенкова // Молодой ученый. — 2021. — № 41 (383). — С. 90–92.
  3. Потапова, Р. А. Роль пальчиковых игр в формировании мелкой моторики детей раннего дошкольного возраста / Р. А. Потапова // Вопросы дошкольной педагогики. — 2022. — № 1 (49). — С. 12–13.
  4. Чусовитина, И. Ф. Характеристика пальчиковых игр в дошкольном образовании / И. Ф. Чусовитина. // Молодой ученый. — 2020. — № 11 (301). — С. 198–201.
Основные термины (генерируются автоматически): игра, мелкая моторика, дошкольный возраст, ребенок, мелкая моторика детей, контрольный этап, Детский сад, елабуга, контрольная группа, результат диагностики уровня развития.


Похожие статьи

Задать вопрос