Инновационные подходы к формированию сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №3 (502) январь 2024 г.

Дата публикации: 23.01.2024

Статья просмотрена: 25 раз

Библиографическое описание:

Гибадуллина, И. Ш. Инновационные подходы к формированию сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста / И. Ш. Гибадуллина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 3 (502). — С. 145-147. — URL: https://moluch.ru/archive/502/110594/ (дата обращения: 29.04.2024).



В статье раскрыта важность сенсорных эталонов детей младшего дошкольного возраста и инновационные подходы по их формированию. Сенсорное развитие в младшем дошкольном возрасте превращается в познавательную деятельность, которая имеет свои цели, задачи и способы осуществления.

Ключевые слова : сенсорное развитие, сенсорные эталоны, ощущения, восприятие, дети младшего дошкольного возраста.

Формирование сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста — это процесс развития чувственного восприятия и распознавания различных сенсорных стимулов, таких как зрительные, слуховые, тактильные, вкусовые и обонятельные.

По мнению Л. А. Венгера, сенсорные эталоны — это общепринятые образцы внешних свойств предметов. Например, в качестве сенсорных эталонов цвета выступают семь цветов спектра и их оттенки по насыщенности. В качестве эталонов формы выступают геометрические фигуры. В качестве эталонов величины — метрическая система мер. В слуховом восприятии эталонами являются музыкальные ноты, фонемы родного языка. Также и во вкусовом восприятии имеются свои виды эталонов — это четыре основных вкуса: солёный, кислый, сладкий, горький и их сочетания. В обонятельном восприятии имеет место деление запахов на свежие, сладкие и горькие, легкие и тяжелые и т. д. [2, с. 4–6].

Н. Н. Поддьяков считает, что знание детьми сенсорных эталонов создает возможность пользоваться представлениями о разновидностях каждого свойства, для анализа и выделения свойств предметов в самых различных ситуациях, то есть использовать их в качестве единиц измерения [4, с. 112- 115].

Задачи сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста:

  1. Формирование у детей систем перцептивных действий.
  2. Формирование у детей систем сенсорных эталонов — обобщенных представлений о качествах, свойствах и отношениях предметов.
  3. Формирование умений самостоятельно применять системы эталонов в практической и познавательной деятельности.

Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста, является одним из основополагающих направлений формирования психических функций, имеющих первостепенное значение для возможности дальнейшего обучения.

Современному ребенку требуется современная предметно-развивающая среда, инновационные технологии и методы обучения, которые позволяют решать задачи в разных образовательных областях.

В связи с происходящими изменениями в дошкольном образовании инновационные подходы начинают внедрять в образовательный процесс с младшего дошкольного возраста.

Инновационные технологии — это система методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счёт динамичных изменений в личностном развитии ребёнка в современных социокультурных условиях.

К инновационным технологиям при формировании сенсорных эталонов у детей можно отнести:

  1. Сенсорная коробка — это методика, стимулирующая познавательных процессов и способствующая развитию мелкой моторики. В соответствии с тематикой и наполнением коробки, данное пособие развивает тактильное восприятие, зрение, обоняние и слух ребенка.
  2. Хеппенинг- форма современного искусства, которая включает в себя импровизацию. Представляет собой действия, события или ситуации, происходящие при участии художников, но не имеет четкого сценария. Для детей дошкольного возраста подходит рисование пальчиками. Этот вид хеппинга включает в себя примакивание пальцев рук к поверхности бумаги разными способами. Польза от рисования пальчиками: хорошо развивают мелкую моторику, которая в свою очередь развивает речь и тактильную чувствительность.
  3. Кинезиология — здоровьесберегающие технологии, позволяющие выявить скрытые способности ребенка. Упражнения кинезиологии расслабляют, снимают напряжение, создают эмоционально благополучную атмосферу, укрепляют нервную систему ребенка, таким образом развивают психологические и физические качества, сохраняют здоровье и предотвращают отклонений развития.
  4. Куклотерапия — направление, раскрывающая значимость эмоциональных контактов для детей и показывающая огромную роль кукол в развитии эмоциональной сферы личности ребёнка. Это методика собирает детей в команду, также устанавливает эмоциональные контакты детей, развивает психические процессы, обучает окружающему миру. В куклотерапии используются такие виды кукол, как куклы-марионетки, пальчиковые, плоскостные, перчаточные и веревочные.
  5. Ковролинография — совокупность игр на ковролине, которая проводит ориентированные упражнения по формированию сенсорных способностей. Занятия содержат развитие сенсорных эталонов формы, цвета, величины.
  6. ТРИЗ, или теория решения изобретательских задач — набор методов решения задач и усовершенствования систем, в основе которых лежит креативный подход. Целью методики является развитие гибкого мышления и фантазии, способности решать сложные задачи изящным и эффективным способами.
  7. Технология информационного обучения, в которой используют специальные технические средств для просмотра мультфильмов, сказок, песен, драматизаций: компьютера, мультимедийного проектора, принтера, телевизора, магнитофона, фотоаппарата, видеокамеры. Движения, звук, мультипликация привлекают внимание детей и являются стимулом их познавательной активности.

Исследованиям в области сенсорного развития дошкольников, уделяли внимание многие отечественные учёные. Наиболее значимыми в этом направлении, являются такие авторы как А. В. Запорожец, Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Е. И. Тихеева.

В заключение можно сказать следующее: применение инновационных технологий помогает сделать образовательно-воспитательный процесс эффективным и личностно-ориентированным, а также способствует общему развитию детей, их успеху в дальнейшем обучении и жизни.

Литература:

  1. Венгер, Л. А. Воспитание сенсорной культуры ребёнка от рождения до 6 лет [Текст] / Под ред. Л. А. Венгера. — М.: Просвещение, 1988. — 332 ч.
  2. Запорожец, А. В. Сенсорное воспитание дошкольников [Текст] / А. В. Запорожец, А. П. Усова. — М.: Академия педагогических наук, 2018. — 138 с.
  3. Пилюгина, Э. Г. Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста [Текст] / Э. Г. Пилюгина. — М., 2019. — 175 с.
  4. Поддьяков, Н. Н. Сенсорное воспитание в детском саду [Текст] / Н. Н. Поддьяков, Т. А. Комарова, Л. С. Журова. — М.: Просвещение, 2021. — 115 с.
  5. Тихеева. Е. И. Дошкольный возраст: сенсорное развитие и воспитание [Текст] / Е. И. Тихеева // Дошкольное воспитание. — 1993. — № 5. — С. 54–55.
Основные термины (генерируются автоматически): младший дошкольный возраст, дальнейшее обучение, задача, мелкая моторика, познавательная деятельность, ребенок, ребенок систем, рисование пальчиками, сенсорное развитие, сенсорное развитие детей.


Похожие статьи

Задать вопрос