Организация и развитие исследовательской деятельности в условиях ДОО | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №3 (502) январь 2024 г.

Дата публикации: 22.01.2024

Статья просмотрена: 1 раз

Библиографическое описание:

Лезенкова, Е. В. Организация и развитие исследовательской деятельности в условиях ДОО / Е. В. Лезенкова, Л. В. Пешкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 3 (502). — С. 171-172. — URL: https://moluch.ru/archive/502/110489/ (дата обращения: 27.04.2024).



В статье описан опыт организации исследовательской деятельности в детском саду. Описаны этапы, в ходе которых ребёнок учиться находить и применять нужную информацию.

Ключевые слова: исследовательская деятельность, креативность, инициативность, самостоятельность, целеустремлённость.

Окружающий нас мир стремительно меняется. Современному человеку, чтобы не потеряться в этом динамичном мире, все чаще приходится проявлять поисковую активность. Поэтому в настоящее время в образовании чрезвычайно высок интерес к исследовательской деятельности.

Что такое исследовательская деятельность? Исследовательская деятельность — это деятельность, которая связана с решением разнообразных творческих и исследовательских задач. Исследовательская деятельность — это знания, которые добывает ребёнок сам, это поиск истины.

В нашей образовательной практике значение исследовательской деятельности явно недооценивается. Мы торопимся научить ребёнка тому, что сами считаем важным, а он сам бы хотел исследовать всё. Ведь дошкольник прирождённый исследователь.

Зачем нам в детском саду нужна исследовательская деятельность? Потому что процесс познания благодаря исследовательской деятельности становиться более увлекательным, дети имеют возможность реализовать собственный творческий потенциал, расширить свои знания. Кроме того она оказывает положительное влияние на развитие таких личностных качеств, как креативность, инициативность, самостоятельность, целеустремлённость.

Значимость исследовательской деятельности заключается в том, что ребёнок не получает знания в готовом виде, а ему предоставляется возможность самому пройти весь путь получения новых знаний. В исследовательской деятельности мы не можем предоставить ребёнку заранее подготовленный материал и вести его по нашему пути, потому что тогда дети не научаться проводить исследование и тем самым мы обедняем его опыт. Исследовательская деятельность не имеет чётко определённых границ, движение познания развивается свободно. Важно, чтобы ребёнок научился добывать информацию сам. Заданная «сверху» деятельность не является исследовательской.

Исследовательская работа, как и всякое творчество, возможна и эффективна только на добровольной основе. Желание, что-либо исследовать возникает тогда, когда объект привлекает, удивляет, вызывает интерес. Тема «навязанная» ребенку, какой бы важной она не казалась нам взрослым, должного эффекта не даст. Естественно, для того чтобы выбрать тему, интересующую ребенка, нужно знать его склонности. Суметь услышать, понять, почувствовать его интересы сложная, но вполне решаемая педагогическая задача.

Как же проходит очень часто исследовательская деятельность в детском саду? Педагог подбирает эксперимент, готовит материал и оборудование, сам всё выставляет. И здесь два варианта развития событий — педагог проводит эксперимент вместе с детьми или сам демонстрирует, а дети только наблюдают. Далее идёт обсуждение: что получилось, что запомнилось. И на этом всё. И возникает вопрос, получили ли дети опыт организации исследовательской деятельности. К сожалению — нет. В исследовательской деятельности, мы не можем воспользоваться заранее подготовленным материалом, мы не знаем, что нам понадобиться. Почему это происходит? Потому что педагоги не всегда знают специфику исследовательской деятельности. И очень часто путают, принимая проведённый эксперимент за исследовательскую деятельность. Эксперименты могут быть, как часть исследовательской деятельности, когда хотим проверить какое-то предположение, гипотезу. Эксперимент всегда является частью исследовательской деятельности? Нет, он может существовать сам по себе. Когда хотим узнать, что будет, если…

Исследовательская деятельность предполагает прохождение нескольких этапов, в ходе которых ребёнок учиться находить и применять нужную информацию.

Проблемная ситуация .Именно с проблемной ситуации начинается исследовательская деятельность. Проблемных ситуаций в жизни ребёнка возникает огромное количество, самых разных и интересных. Ребёнок постоянно засыпает нас разными вопросами: почему? Зачем? Как? Откуда? Конечно, не все вопросы мы можем решить с помощью исследовательской деятельности, но некоторые можно и интересно. Тема должна быть интересна ребенку, должна увлекать его.

Определение проблемы. Что нужно сделать?

Выдвижение гипотезы (предположение: как, с помощью чего, что получится). Гипотеза может быть не одна, они могут возникать во время реализации действий.

Реализация действий по проверке гипотезы. (Собственно исследование, наблюдение, эксперимент, подбор фактов, информации). Ребёнок, конечно, исследователь от природы, но его на первых порах надо учить всему: как выявлять проблемы, как разрабатывать гипотезы, как наблюдать, как провести эксперимент и т. д. Его природный дар исследователя нуждается в неустанной педагогической заботе. Инициатива всегда остаётся за ребёнком, а взрослый рядом «страхует», помогает, когда собственные варианты действий у ребёнка исчерпаны. Но при этом не перехватывает инициативу у ребёнка. «Вместе», но не «вместо». Очень важно идти за интересом ребёнка: интересное понятно. Когда ребёнок сталкивается с ситуацией «неизвестность», он сам должен подумать и попробовать. И найти те пути решения, которые ответят на его вопрос.

Фиксация результатов исследования. Результаты должны быть зафиксированы. Фиксация результатов исследования может проходить одновременно с реализацией действий. Это могут быть фотографии, рисунки, схемы, карточки, альбомы, коллекции и т. д. Фиксировать результат сам ребёнок не сможет, конечно, его надо этому учить, фиксировать результат своих действий. Фиксация результатов нам нужна для того, чтобы провести следующие этапы исследования рефлексию и вывод.

Рефлексия. Сравниваем, сопоставляем, анализируем. Происходит коллективное обсуждение по итогам фиксации результатов. Дальше от рефлексии мы переходим к выводам.

Вывод. Что у нас получилось? Формулируем вывод.

Давая самостоятельность ребёнку в исследовательской деятельности, мы все понимаем, что будут ошибки. И педагоги больше всего этого боятся, боятся ошибок. Но не забывайте, что ошибка в исследовательской деятельности — это не плохо. Ошибка — это большой ресурс развития. В исследовательской деятельности, ошибка — это проблемная ситуация, которая требует разрешения и поиск правильного действия.

Педагогически правильная организованная исследовательская деятельность детей дошкольного возраста обладает мощным потенциалом развития ребёнка.

Богоявленская Д. Б. «…Имитация исследовательского поведения без наличия подлинного к нему интереса, развивает интеллектуальный формализм, разрушает познавательную мотивацию. Развитие таких субъектных качеств как инициативность, сопричастность, самостоятельность и ответственность при этом блокируется…»

Литература:

  1. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетина В. В. Неизведанное рядом. М., 2004
  2. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. / Под.ред.Л. Н. Прохорововй М., 2004
  3. Паршукова И. Л. Проведение исследовательских занятий в детском саду пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации /сост. Н. В. Нищева. — СПб., «Детство-пресс», 2006.
Основные термины (генерируются автоматически): исследовательская деятельность, детский сад, проблемная ситуация, ребенок, фиксация результатов, нужная информация, опыт организации, ошибка, подготовленный материал, реализация действий.


Похожие статьи

Задать вопрос