Плюсы и минусы применения нейропсихологического подхода в изучении английского языка | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №49 (496) декабрь 2023 г.

Дата публикации: 11.12.2023

Статья просмотрена: 12 раз

Библиографическое описание:

Кисиль, И. А. Плюсы и минусы применения нейропсихологического подхода в изучении английского языка / И. А. Кисиль. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 49 (496). — С. 155-158. — URL: https://moluch.ru/archive/496/108896/ (дата обращения: 29.04.2024).



Ключевые слова: нейропсихология, нейропсихологических подход, нейроны, нейронные связи, иностранный язык, английский язык, методы, подходы.

В условиях глобализации мировой экономической системы, стирания межнациональных границ и интернационализации образования первостепенное значение в современном мире приобретает полилингвизм, предоставляя людям возможность беспрепятственно общаться, быстро адаптироваться к изменяющимся внешним условиям, успешно строить профессиональный маршрут, знакомиться с культурой и традициями разных народов.

Осознание важности полилингвизма нашло живой отклик в общественном сознании, как в необходимости оперативного реагирования на вызовы национальной экономики и цифровизации, так и в личном стремлении человека быть разносторонне развитой и культурной личностью, стремящейся повысить, как уровень своего образования, так и собственную конкурентоспособность.

Изучение иностранных языков весьма значимо в современном мире и может быть реализовано человеком самостоятельно, например, в естественной среде, или на базе образовательных организаций согласно федеральным государственным образовательным стандартам.

Овладение иностранным языком, связанным с выбранной специальностью, на основе уже имеющегося базового уровня знаний иностранного языка, является необходимым условием развития творческого, технического и научного потенциала личности и последующего карьерного роста.

Из множества иностранных языков особого внимания заслуживает английский, как входящий в десятку языков международного общения, уступающий по распространенности лишь китайскому, количество носителей которого с каждым годом стремительно растет на планете Земля.

Сегодня, наравне с незаменимыми сферами (медицина, авиация, программирование, бизнес) происходит постоянное расширение направлений применения английского языка, который, будучи богатым на лексические и грамматические конструкции, является основным языком 90 % контента в сети, 50 % научных публикаций по проблемным вопросам биологии, химии, физики, 85 % международных конференций, 28 % мирового книжного оборота, 75 % корреспонденции мира.

В Российской Федерации английским языком владеет около 18 % населения, что является достаточно невысоким показателем, требует апробации и внедрения новых концептуальных подходов к его изучению, которые в совокупности с изданием новых обучающих материалов в текстовом, аудио- и видеоформатах представляют собой новаторские формы организации обучения [1]:

– обучение на уровне «Альфа», эффективность которого определяется стимулированием волн мозговой активности посредством света и звука, благоприятствующих улучшению способности к научению и запоминанию;

– «Каллан-метод», реализация которого сопряжена с интенсивным погружением в живую среду общения в формате живого и активного диалога для развития рефлексивной реакции, выработки автоматизма языковых навыков и развития мыслительной деятельности на неродном языке;

– методика «Генки», направленная на преодоление языкового барьера посредством геймификации;

– электронное обучение (eLeaming), основу которого составляет применение передовых цифровых технологий (онлайн-тренажеры, чат-боты, технологии дополненной (AR) и виртуальной реальности (VR));

– суггестопедия, инструментально основанная на применении техник поведенческой психологии — внушения с элементами геймификации для активизации на фоне специального аудиосопровождения подсознания и сверхпамяти;

– прямой метод, предполагающий имитацию овладения иностранным языком, как родным, за счет установления непосредственной связи слов и грамматических форм иностранного языка с их значением;

– метод Берлица, технология которого исключает родной язык из процесса преподавания;

– методика Э. Дорон, направленная на полное вовлечение обучающегося в творческий процесс и игровые формы взаимодействия в условиях специально создаваемой мотивирующей атмосферы.

Основополагающими тенденциями последнего десятилетия является глубокое проникновение «цифры» во все сферы жизнедеятельности, повышение динамики модернизационных и ускорения трансформационных процессов в образовании, постоянное увеличение объемов информации, кардинальное расширение информационных потоков, что во многом способствует изменению традиционных форм восприятия действительности подрастающим поколением, предполагающее поиск инновационных методов стабилизации мозговой деятельности.

В свою очередь, это актуализирует необходимость применения в педагогической практике креативных подходов и действенных методов нейропсихологии — области деятельности, которая предполагает исследование влияние мозга на психическое состояние и поведение человека.

Нейропсихология является относительно молодой наукой, возникшей в рамках синергетического эффекта на почве успехов психологии, нейрофизиологии и медицины (неврологии, нейрохирургии) начала XX века, основной посыл которой с точки зрения образования заключается в акцентировании внимания на индивидуальность каждого человека, уникальность черт его характера, психологических особенностей и предпочтений при тесной взаимосвязи этапов развития мозга. Это, в свою очередь, должно стать исходным материалом и начальными сведениями для проектирования оригинальных образовательных траекторий с подбором подходящих методов обучения и ориентиром на индивидуальные особенности личности обучающегося.

С точки зрения изучения иностранных языков, деятельность профессионала, квалификация которого связана с педагогикой и нейропсихологией, в данном контексте может быть направлена как на работу по коррекции, так и в направлении профилактической деятельности для выстраивания в мозгу обучающегося требуемых нейронных связей.

Статистические данные и результаты научных исследований свидетельствуют о том, что дети, взросление и воспитание которых проходит в мультилингвистической среде, демонстрируют значительные успехи в обучении, что также подтверждается изучением явления детского билингвизма. В частности, дети-билингвы обладают более гибким мышлением и развитой памятью, отличаются глубоким пониманием структуры языка, проявляют успехи при выполнении задач, сопряженных с запуском когнитивных процессов высшего порядка (одновременная обработка материалов вербального и визуального типов), являются социально активными и максимально открытыми для изучения всего нового.

Данные наблюдения и результаты исследований позволяют заключить, что изучение иностранного языка, в частности английского, с применением приемов и методик нейропсихологии обеспечивают увеличение объёма запоминаемой информации, снижение нагрузки на мозг, повышение «гибкости ума», развитие и коррекцию речевых навыков, стимулирование способности управлять собственными мыслями, эмоциями и действиями.

Нейропсихологический подход при изучении английского языка на фоне соответствующего эмоционального состояния обеспечивает задействование обоих полушарий мозга для активизации зрительного и слухового каналов восприятия, что гарантирует полноценное формирование определенных лингвистических схем, направленных на ускорение процессов запоминания и торможение процессов забывания новых слов, то есть новая лингвистическая единица сначала фиксируется в памяти, а затем бессознательно и естественно используется в речи.

Принципы нейропсихологии в сочетании с приемами педагогики позволяют реализовать коммуникативный и некоммуникативный подходы, активизировать логику и эмоции, развивать интуицию и рационализм, обеспечивать персонификацию обучения.

В процессе обучения осуществляется создание новых нейронных сетей, ключевая роль в функционировании которых отводится специализированным зонам контакта между отростками нервных клеток и другими возбудимыми и невозбудимыми клетками, обеспечивающим передачу информационного сигнала в виде импульсов, − синапсам. В зрелом возрасте, когда основные нейронные связи у человека уже сформировались, скорость приема импульсов замедляется, однако это не означает, что процесс обучения английскому языку окажется нерезультативным.

Нейропсихологический подход, в сущности, и призван обеспечить максимальную активизацию всех ресурсов мозга человека для установления новых нейронных связей и формирования нейронов, которые отвечают за развитие лингвистических способностей высшего уровня.

Обучающиеся разных возрастных категорий при изучении английского языка на основе нейропсихологического подхода, безусловно, требуют дифференциации подходов, которые бы в полной мере отвечали их психологическим и физиологическим особенностям с учетом индивидуального латерального профиля.

В частности, основу занятий с детьми, проводимых в формате игровизации, составляют, главным образом, нейропсихологические упражнения, обеспечивающие повышение качества работы и минимизацию информационных перегрузок, имеющие целью проработку лексических конструкций и фиксацию грамматических знаний. При этом в процессе занятий с детьми неотъемлемыми составляющими являются качественные аудиоматериалы, визуальные эффекты, различные активности по развитию мелкой моторики, что в комплексе обеспечивает быстрое установление новых нейронных связей. Вместе с тем, встречаются ситуации, когда ответная реакция на обучение не является достаточно активной, что, впрочем, не говорит о торможении процесса формирования нейронных связей, а скорее об индивидуальных особенностях физиологических механизмов психической деятельности мозга каждого конкретного обучающегося, что требует дополнительной педагогической поддержки.

Для подростков, у которых происходит процесс формирования личности на фоне укрепления связей между нейронами, занятия по изучению английского языка во многом охватывают сенсорику и задействуют разные каналы (зрение, слух, осязание, вкус, обоняние), при этом центром процесса обучения становятся интересы подростка и его целевые ориентиры, через призму которых происходит освоение языка.

Занятия для взрослых по изучению английского языка проводится с привлечением визуальных, слуховых, кинестетических и дигитальных каналов усвоения информации, обеспечивая развитие системного мышления на основе комплексного развития знаний и навыков.

Безусловно, нейропсихологический подход к изучению английского языка, основанный на научном методе и рассматривающий отдельные психические процессы как процессы обработки информации, обеспечивает положительный эффект, который сложно переоценить, и обладает значительными преимуществами по сравнению с традиционными методиками обучения, как например, создание психологического комфорта при работе с обучающимися, возможность сохранить и укрепить их ментальное состояние.

Следует отметить, что применение нейропсихологического подхода не является чем-то универсальным, поскольку педагог, ориентируясь при разработке занятия и выборе материала на повышение эффективности работы, может столкнуться с проблемой разноуровневости мозговой деятельности обучающихся и степени сформированности нейронных связей, что существенно осложнит прогресс учебного процесса, следовательно, необходима предварительная психодиагностика обучающихся, исключительно персональный подход, анализ проведённой работы и мониторинг полученных результатов.

На сегодняшний день нейропсихологический подход к обучению английскому языку, а также методики сопровождения обучения, которые основаны на данном подходе и учитывают особенности индивидуального латерального профиля, психологических и физиологических особенностей человека, прошли достаточную проверку временем, были апробированы, однако пока не нашли широкого применения в общеобразовательных организациях, имея локальные успехи в организациях дополнительного образования [2].

Вместе с тем, внедрение нейропсихологического подхода связано с рядом вопросов профессионального характера, которые должны быть решены для успешного тиражирования и масштабирования опыта реализации рассматриваемого похода при изучении английского языка (подготовка педагога по программам дополнительного образования в направлении нейропсихологии и нейродидактики, разработка учебно-методического обеспечения образовательного процесса, необходимость реализации пилотных проектов обучения с применением инновационных методик).

Нейропсихологический подход, как элемент нейропедагогики, как перспективное обучающее направление будущего в условиях нарастающих темпов цифровизации образования, обладает огромным потенциалом для расширения арсенала методов и форм педагогической деятельности, позволяет осуществить радикальное обновление инструментальных и методологических средств педагогики, что, требуя определенных усилий и временных затрат, в совокупности должно значительно усовершенствовать процесс преподавания иностранных языков.

Литература:

1. Гулая Татьяна Михайловна, Романова Светлана Анатольевна Нейродидактика и ее использование в преподавании иностранных языков // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2017. № 10–1 (76). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/neyrodidaktika-i-ee-ispolzovanie-v-prepodavanii-inostrannyh-yazykov (дата обращения: 12.11.2023).

2. Кисиль, И. А. Нейропедагогика и обучение иностранному языку в условиях дополнительного образования / И. А. Кисиль. — Текст: непосредственный // Педагогика сегодня: проблемы и решения: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, апрель 2020 г.). — Санкт-Петербург: Свое издательство, 2020. — С. 39–42. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/364/15733/ (дата обращения: 13.11.2023).

Основные термины (генерируются автоматически): английский язык, нейропсихологический подход, иностранный язык, изучение, дополнительное образование, индивидуальный латеральный профиль, подход, процесс обучения, процесс преподавания, современный мир.


Ключевые слова

методы, английский язык, иностранный язык, подходы, нейроны, нейропсихология, нейропсихологических подход, нейронные связи

Похожие статьи

Задать вопрос