К вопросу о правовой сущности ведомственных правовых актов субъектов Российской Федерации и значении их государственной регистрации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №49 (496) декабрь 2023 г.

Дата публикации: 10.12.2023

Статья просмотрена: 5 раз

Библиографическое описание:

Шатанова, С. Н. К вопросу о правовой сущности ведомственных правовых актов субъектов Российской Федерации и значении их государственной регистрации / С. Н. Шатанова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 49 (496). — С. 454-458. — URL: https://moluch.ru/archive/496/108889/ (дата обращения: 28.04.2024).



В статье рассматривается сущность нормативных правовых актов исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и их значимость в современных условиях, происходящих в стране преобразованиях, которые затрагивают многие сферы государственного управления, а также необходимость принятия мер по обеспечению соответствия принимаемых нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации федеральному законодательству для поддержания единства правового пространства Российской Федерации, в том числе соблюдения принципа открытости и общедоступности правовой информации. Автор анализирует сущность и практическую ценность нормативных правовых актов исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, обращает внимание на необходимость процедуры государственной регистрации нормативных правовых актов как на инструмент правового регулирования.

Ключевые слова: Конституция Российской Федерации, нормативные правовые акты, исполнительные органы государственной власти, государственная регистрация, нормативные правовые акты, субъекты Российской Федерации, правовое регулирование, правовое обеспечение, антикоррупционная экспертиза.

Одним из основных способов выражения норм права в современных государствах общепризнанно является нормативный акт. Преимущество нормативных правовых актов в регулировании важнейших общественных отношений подтверждается, тем что в них содержится наибольшая часть норм права. Нормативный правовой акт играет значимую роль в координации социальных, экономических, национальных и международных отношений, тем самым внося значительный вклад в исторический этап эволюционного развития всеобщего правового регулирования. Стоит отметить, что изначально нормативное регулирование имело отношение только к тем сферам жизни общества, где затрагивались непосредственно отношения к интересам государственной власти.

В российской правовой системе, которая принадлежит к романо-германской правовой семье, основной формой выражения права выступает нормативный правовой акт.

Множество научных трудов и работ посвящено теории возникновения нормативного правового акта, его понятию, признакам и классификации, их отдельным видам.

Как отмечает В. Л. Кулаков, «нормативно-правовые акты являются наиболее совершенной и основной формой современного права». [5, с. 776]

Специфика нормативных правовых актов определена тем, что в механизме государства существует различная структура органов, обладающих собственным набором функций и правотворческих полномочий, что обуславливает различные по видам и юридической силе нормативные акты.

Иерархическая структура нормативных правовых актов позволяет вести контроль за нижестоящими актами, этим самым поддерживает порядок и стабильность в правовом поле, гарантирует соблюдение законности и справедливости в обществе.

Нормативные правовые акты, при этом имеют конкретную направленность по субъектам правореализации.

По признаку иерархичности нормативные правовые акты делятся на законы и подзаконные акты, те и другие, в свою очередь, также делятся «по иерархической подчиненности». [6, с. 196]

По мнению А.В Малько, «нормативный правовой акт — это письменный официальный документ, принятый органом государственной власти в пределах его компетенции, в соответствии с определенной процедурой, содержащий правовые предписания, адресованные неопределенному кругу лиц, рассчитанные на многократное применение». [7, с. 145]

Немаловажное место в регулировании значимых общественных отношений занимают нормативные правовые акты исполнительных органов государственной власти.

Управленческая и правовая особенность нормативных правовых актов исполнительных органов государственной власти широко раскрывают сущность и основную роль данных правовых актов в выполнении органами исполнительной государственной власти своих полномочий.

Как пишет доктор юридических наук, профессор Ю. Г. Арзамасов, «ведомственные нормативные акты организационно обеспечивают действие законов». [8, с. 24–25]

Принятие правовых актов государственными органами в лице министерств, ведомств, иных государственных органов, подчиненных высшему должностному лицу субъекта РФ, органам местной власти, понимается как ведомственное нормотворчество, которое направлено на непосредственное применение предписаний правовых актов вышестоящего законодательства.

Общепринято, что нормативные правовые акты, изданные министерствами и иными органами государственной власти, относятся к подзаконным актам, которые принимаются на основании и во исполнение, вышестоящего законодательства. Подзаконные нормативные правовые акты имеют структуру иерархии в соответствии с государственным органом власти.

По мнению автора Т. Н. Радько, «подзаконные нормативные правовые акты делятся на указы, постановления, решения, регламенты, приказы, инструкции и другие». [9, с. 139]

Необходимо отметить, что согласно Постановлению Пленума Верховного суда Российской Федерации от 25.12.2018 № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» [1] при рассмотрении дел судом об оспаривании нормативного правового акта, суд выясняет соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативного правового акта. В случае установления судом факта нарушения, то оспариваемый нормативный акт, или его часть признается недействующим.

Таким образом, ведомственные нормативные акты это подзаконные акты, содержащие общеобязательные правила поведения, выражающие волю исполнительного властного органа, которым был принят нормативный акт, и как способ регулирования общественных отношений, данные акты в обязательном порядке должны соответствовать Конституции Российской Федерации, Федеральным конституционным законам, федеральным законам и законодательным актам регионального уровня.

В то же время нормативные правовые акты органов исполнительной власти занимают значительную долю всего нормативного регулирования, ведь с их действием принято связывать почти все сферы административного правотворчества: право социального обеспечения, земельное, лесное, тарифное законодательство, особенно применительно к субъектам РФ, тесно связано с подзаконным ведомственным регулированием. Нельзя не упомянуть и административные регламенты предоставления государственных услуг и осуществления функций контрольно-надзорной деятельности, которые детально регламентируют все этапы данной работы. Административные регламенты предоставления государственных услуг последовательно закрепляют стадии их получения, полностью фиксируя и воспроизводя перечень необходимых и допустимых шагов как для гражданина (организации), намеренных получить услугу, так и для должностных лиц органов исполнительной власти конкретного министерства (ведомства), оказывающих такую услугу.

Следует отметить, что столь широкий круг вопросов, которые регламентируются ведомственными актами, делает их максимально приближенными к правоприменителю, ведь их принятие, зачастую конкретизирует, расшифровывает нормы законодательства большей юридической силы для граждан. Так, изучение того же административного регламента, зачастую, оказывается достаточным, чтобы понимать, какие документы необходимо принести для получения услуги, куда следует обратиться и в какой срок ожидать ответ. Подобная информация в доступной и понятном изложении всегда наличествует в ведомственном акте, регламентирующем порядок оказания услуги.

Конечно же, столь значительная роль ведомственных актов в правовом регулировании не может не сопровождаться потребностью в выработке механизмов повышения их качества. При этом вопрос об их качественном содержательном наполнении, то есть соответствие актам большей юридической силы, правилам юридической техники, должен решаться на этапе издания. Было бы гораздо деструктивнее по последствиям, если бы упомянутые юридические ошибки и пробелы обнаруживались уже на стадии применения, в момент реализации какого-то надзорного мероприятия, например, или оказания услуги и т. д.

Одна из мер повышения эффективности правоприменения при осуществлении своих государственных функций федеральными министерствами, службами является общий контроль по регулированию ведомственного нормотворчества.

Например, с принятием Федерального закона от 21.12.2021 № 414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации» [2] усилилась ответственность органов государственной власти субъектов Российской Федерации, направленная на повышение эффективной деятельности при издании нормативных правовых актов.

В связи с принятием данного Федерального закона Российской Федерации с 2022 года во многих субъектах Российской Федерации заметно активно стали разрабатываться нормативные правовые акты об осуществлении процедуры государственной регистрации нормативных правовых актов исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Данная процедура применялась ранее лишь в таких субъектах РФ, как например в Республике Бурятия, Республике Саха (Якутия), Калужской области и другие.

В соответствии с пунктом 5 статьи 36 Федерального закона от 21.12.2021 № 414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации» нормативные правовые акты исполнительных органов субъектов Российской Федерации подлежат государственной регистрации в соответствии с законами и (или) иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

По аналогии с государственной регистрацией нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, которая возложена на Министерство юстиции Российской Федерации в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.1997 № 1009 «Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации» [3], нормативные правовые акты исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации также подлежат государственной регистрации, задачей которого является конституционный принцип защиты прав, свобод и законных интересов граждан, а также обеспечение единства правового пространства.

Так, например, в Республике Бурятия согласно постановлению Правительства Республики Бурятия от 08.07.2004 № 146 «Об утверждении Правил подготовки и государственной регистрации нормативных правовых актов исполнительных органов государственной власти Республики Бурятия» [4] нормативные правовые акты, направленные для государственной регистрации в уполномоченный орган, наделенный высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации, проходят проверку на необходимость государственной регистрации и соответствие вышестоящему законодательству.

Эффективность данной процедуры подтверждается следующими обстоятельствами, как, например:

— правовая и антикоррупционная экспертизы на соответствие законодательству и подзаконным нормативно-правовым актам;

— принятие решения о направлении на государственную регистрацию, которая устанавливается юридической службой, наличием соответствующих критериев;

— присвоение регистрационного номера;

— внесение в реестр государственной регистрации нормативных правовых актов исполнительных органов государственной власти субъекта;

— официальное опубликование нормативно-правовых актов исполнительными органами государственной власти субъекта.

Следует подчеркнуть, что в случае возвращения актов без государственной регистрации при нарушениях установленного порядка предоставления на государственную регистрацию, а также по просьбе исполнительного органа государственной власти субъекта, нарушения должны быть устранены, и повторно представлены в течение месяца в уполномоченный орган на государственную регистрацию или направляется копия документа об отмене нормативного правового акта.

Таким образом, государственная регистрация нормативных правовых актов осуществляет непрерывный контроль за законностью нормативных правовых актов исполнительных органов государственной власти, так как государственная регистрация фактически является условием вступления данных нормативных правовых актов в силу.

Полагаем, что правовая сущность ведомственных актов органов исполнительной власти предполагает не только ряд признаков, присущих подзаконному акту в целом, но отдельные единообразные черты и общие шаблоны, которые оформляются только после их государственной регистрация. Указанная процедура, тем самым, как бы выстаивает все ведомственные акты в единую модель, «причесывает их», избавляет от разрозненности, заставляет подчиниться единым требованиям к юридическому наполнению, что благотворно сказывается на состоянии всего законодательства. Особенно такой вывод оправдан применительно к законодательству субъектов РФ.

Исходя из изложенного, можно говорить, что процедура государственной регистрации нормативных правовых актов исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации направлена не только обеспечить качественную и своевременную реализацию исполнения законов, но и поддержать единство правового пространства, тем самым повысить эффективность деятельности государства в целом.

Литература:

  1. Постановление Пленума Верховного суда Российской Федерации от 25.12.2018 № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами». Доступ из справ.-правовой системы КонсультантПлюс. (Дата обращения 10.11.2023);
  2. Федеральный закон от 21.12.2021 № 414-ФЗ (ред. от 04.08.2023) «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации». Доступ из справ.-правовой системы КонсультантПлюс. (Дата обращения 10.11.2023):
  3. Постановление Правительства Российской Федерации от 13.08.1997 № 1009 (ред. от 14.02.2023) «Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации». Доступ из справ.-правовой системы КонсультантПлюс. (Дата обращения 15.11.2023);
  4. Постановление Правительства Республики Бурятия от 08.07.2004 № 146 «Об утверждении Правил подготовки и государственной регистрации нормативных правовых актов исполнительных органов государственной власти Республики Бурятия». Доступ из справ.-правовой системы Консультант Плюс. (Дата обращения 15.11.2023).
  5. Кулаков В. Л. Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н. И. Матузова, А. В. Малько.- 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юристь, 2001. С. 776.
  6. Морозова Л. А. Теория государства и права: Учебник / Л. А. Морозова -- 4- изд., перераб. и доп.- Москва: Эксмо, 2010. С. 196. Текст: электронный
  7. Теория государства и права: учебник / под ред. А. В. Малько.- Москва: Проспект, 2022. С. 145. Текст: электронный
  8. Арзамасов Ю. Г. Теория и практика ведомственного нормотворчества в России: Монография. — М., Юрлитинформ, 2013. С. 24–25. URL:https://publications.hse.ru/pubs/share/folder/37orn5fxrj/91044426.pdf. (дата обращения 25.11.2023). Текст: электронный
  9. Радько Т. Н. Теория государства и права: учебник для бакалавров / Т. Н. Радько.- Москва: Проспект, 2015. С. 139. Текст: электронный
  10. Акчурина А. В. Институт государственной регистрации нормативных правовых актов исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации: проблемы и перспективы// Совершенствование законодательства.- г. Улан-Удэ:-2017.- 9(130).- С. 48–53 (дата обращения 27.10.2023). Текст: электронный.
Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, акт, государственная регистрация, государственная власть, нормативный правовой акт, орган, государственная власть субъектов, Бурятия, вышестоящее законодательство, исполнительная власть.


Похожие статьи

Задать вопрос