Социальный, духовный и материальный компоненты в представлениях о счастье у лиц с разными ценностными ориентациями | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №49 (496) декабрь 2023 г.

Дата публикации: 08.12.2023

Статья просмотрена: 15 раз

Библиографическое описание:

Матвеева, Е. П. Социальный, духовный и материальный компоненты в представлениях о счастье у лиц с разными ценностными ориентациями / Е. П. Матвеева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 49 (496). — С. 662-663. — URL: https://moluch.ru/archive/496/108844/ (дата обращения: 28.04.2024).



В статье автор исследует социальный, духовный и материальный компоненты в представлениях о счастье у лиц с разными ценностными ориентациями.

Ключевые слова: счастье, ценность, восприятие.

В условиях современного стрессового образа жизни и повышенной нагрузки на психическое здоровье, изучение счастья становится важным аспектом психологии. Изучение счастья напрямую связано с повышением качества жизни. Это включает в себя не только материальные аспекты, но и психологическое благополучие, уровень удовлетворенности жизнью и общее чувство смысла. Социальные и экономические кризисы, такие как пандемия, подчеркнули важность изучения ментального здоровья и счастья. В контексте представлений о счастье интересно рассмотреть и смысложизненные ориентации, которые играют важную роль в понимании человеческого поведения и жизненных выборов.

В качестве гипотезы исследования выступало предположение о том, что существуют особенности представлений о счастье у лиц с разными смысложизненными ориентациями, а именно:

— В представления о счастье, не зависимо от преобладающих ценностных ориентаций, будут фигурировать социальный, духовный и материальный компоненты;

— Вне зависимости от преобладающих ценностей в структуре ценностных ориентаций, в представлении о счастье у людей преобладает социальный компонент.

Исследование ценностных ориентаций даёт некоторую структуру ценностей каждого человека, где каждая ценность выражена в разной степени. Однако люди не всегда четко осознают свои ценности и связывают их со счастьем. Поэтому в рамках гипотезы предполагается, что представления о счастье, не зависимо от преобладающих ценностных ориентаций, будут похожи. И в этих представлениях будут фигурировать ценности семьи, любви, общения с близкими людьми. То есть, будет преобладать социальный компонент.

В ходе эмпирического исследования была проанализирована группа из 150 человек, включающая мужчин и женщин ранней взрослости (в возрасте от 20 до 40 лет). В данном возрасте у людей может возникнуть интерес к самопознанию и осознанию своих ценностей, что влияет на их восприятие важности счастья в собственной жизни.

Структуры ценностных ориентаций личности могут быть разными. Кто-то реализовывает ценности любви, кому-то важно познание и развитие, для кого-то настоящей ценностью является социальный статус и материальное благосостояние. В данной работе будем разделять ценности на духовные, социальные и материальные. К духовным ценностям относится: поиск и наслаждение прекрасным, помощь, милосердие, любовь к другим людям, познание нового. К социальным — общение, социальная активность, признание и уважение, высокий социальный статус. К материальным — отдых, здоровье, материальное благосостояние. Однако предполагается, что именно восприятие счастья у таких людей будет схоже. Все люди вне зависимости от структуры ценностных ориентаций будут воспринимать счастье как совокупность духовных, социальных и материальных компонентов.

В работе использовался метод стандартизированного самоотчёта — «Диагностика реальной структуры ценностных ориентаций личности» [1], а также метод незаконченных предложений о счастье [2].

Респонденты были разделены на группы по результатам теста «Диагностика структуры ценностных ориентаций»: духовные, социальные и материальные.

В результате получились следующие группы:

  1. Группа с преобладающими духовными ценностями (71 человек);
  2. Группа с преобладающими социальными ценностями (40 человек);
  3. Группа с преобладающими материальными ценностями (39 человек).

Над результатами методики незаконченных предложений был проведен качественный анализ по выявлению в ответах каждого респондента формулировок относящихся к каждой из трёх категорий: духовный, социальный и материальный компоненты.

После в каждой из групп был подсчитан процент респондентов, упоминавший и не упоминавший каждый из компонентов — духовный, социальный и материальный. Группы с различными преобладающими ценностями в структуре ценностных ориентаций упоминают:

— Духовный компонент от 56 до 64 процентов опрашиваемых;

— Социальный компонент от 82 до 94 процентов опрашиваемых;

— Материальный компонент от 71 до 80 процентов опрашиваемых.

Это означает, что вне зависимости от преобладающих ценностей в структуре ценностных ориентаций, в представлении о счастье фигурируют духовный, социальный и материальный компоненты. При этом, люди воспринимают счастье через описание своих социальных ценностей чаще всего для всех из трёх групп. Вот примеры формулировок, которые использовали люди, описывая своё счастье:

Счастье — это… «когда с родными всё хорошо», «любимый человек», «быть рядом с любимыми людьми», «быть окруженным теми, кто тебя любит»

Я счастлив(а), когда… «муж рядом», «мои близкие счастливы», «обо мне помнят, и меня ждут», «меня любит любимый мною человек», «меня окружают друзья»

Составляющие моего счастья: «семья», «отношения с близкими», «родные люди», «хорошие люди рядом»

Таким образом, удалось подтвердить гипотезу исследования. Восприятие счастья индивидуально, и метод незаконченных предложений позволил в этом убедиться. Однако в представлении о счастье людей с разными преобладающими ценностями в структуре ценностных ориентаций прослеживались и социальный, и духовный, и материальный компонент. Важны все три категории потому, что каждый из этих аспектов может вносить уникальный вклад в общее чувство благополучия и удовлетворенности.

Однако, как показало эмпирическое исследование, именно социальный компонент является преобладающим в восприятии счастья у лиц с разными ценностными ориентациями. Качественные межличностные отношения становятся источником поддержки, понимания и взаимодействия. Сильные социальные связи снижают уровень стресса, предоставляют поддержку в трудные моменты. Кроме того, социальные ценности обычно связаны с пониманием индивида своего места в обществе и его вклада в общественное благосостояние. Людям важно чувствовать себя частью сообщества, так как об этого зависит и их личная реализация.

Литература:

  1. Бубнова С. С. Методика диагностики ценностных ориентаций личности [Книга]. — Москва, 1995. — 49с.
  2. Пахомов А. П. Методика «Незаконченные предложения» Сакса-Леви как учебное пособие [Статья] // Экспериментальная психология. — 2012 г.. — № 4: Т. 5. — стр. 99–116.
Основные термины (генерируются автоматически): материальный компонент, счастье, ценность, ориентация, социальный компонент, восприятие счастья, группа, изучение счастья, материальное благосостояние, представление.


Ключевые слова

Ценность, восприятие, счастье

Похожие статьи

Задать вопрос