Нормативно-правовое регулирование учета доходов и расходов предприятия | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №49 (496) декабрь 2023 г.

Дата публикации: 07.12.2023

Статья просмотрена: 833 раза

Библиографическое описание:

Дерябин, В. Э. Нормативно-правовое регулирование учета доходов и расходов предприятия / В. Э. Дерябин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 49 (496). — С. 547-551. — URL: https://moluch.ru/archive/496/108742/ (дата обращения: 27.04.2024).



Вопросы нормативно-правового регулирования учета доходов и расходов предприятия занимают весьма важную позицию, ведь без четкого определения того или иного правового понятия или правового регулирования в данной области невозможно грамотно выстроить учетную политику в организации. В данной статье рассматривается система нормативно-правового регулирования учета доходов и расходов предприятия. Система нормативно-правового регулирования поделена на 4 уровня: 1) законодательный; 2) нормативный; 3) методический; 4) организационный. Каждый из этих уровней выполняет свои определённые цели и задачи в области нормативно-правовой регламентации регулирования бухгалтерского учета доходов и расходов на предприятии. В целом, можно отметить, что все представленные нами уровни нормативно-правовой регламентации регулирования бухгалтерского учета доходов и расходов на предприятии не лишены недостатков на практике. Вышеназванный проблемный аспект не может положительно отражаться на деятельности бухгалтера и предприятия в целом, поэтому следует постоянно модерировать указанные проблемы в области нормативно-правового регулирования с помощью определённых контрольных обращений в Министерство финансов, Правительство и другие органы исполнительной и законодательной власти.

Ключевые слова: доходы, расходы, организация, нормативно-правовое регулирование, бухгалтерский учет, законодательство, нормативно-правовой акт.

The issues of regulatory regulation of accounting for income and expenses of an enterprise occupy a very important position, because without a clear definition of a particular legal concept or legal regulation in this area, it is impossible to competently build an accounting policy in an organization. This article discusses the system of regulatory regulation of accounting for income and expenses of an enterprise. The regulatory system is divided into 4 levels: 1) legislative; 2) normative; 3) methodological; 4) organizational. Each of these levels fulfills its specific goals and objectives in the field of regulatory regulation of accounting of income and expenses at the enterprise. In general, it can be noted that all the levels of regulatory and legal regulation of accounting for income and expenses at the enterprise presented by us are not without drawbacks in practice. The above-mentioned problematic aspect cannot have a positive impact on the activities of the accountant and the enterprise as a whole, therefore, these problems in the field of regulatory regulation should be constantly moderated with the help of certain control appeals to the Ministry of Finance, the Government and other executive and legislative authorities.

Keywords: income, expenses, organization, regulatory legal regulation, accounting, legislation, regulatory legal act.

На сегодняшний день вопросы нормативно-правового регулирования учета доходов и расходов предприятия занимают весьма важную позицию, без четкого определения того или иного правового понятия или правового регулирования данной области невозможно грамотно выстроить учетную политику в любой организации.

Бухгалтерский учет — это именно строгость соблюдения нормативно-правовых актов, положений, четко-выстроенная система системы сбора, регистрации и обобщения информации. Без знания и соблюдения нормативно-правовой базы в бухгалтерском вопросе по любым направлениям, обесценивается весь смысл бухгалтерского учета. Как известно, первостепенной целью бухгалтерского учета доходов и расходов является обеспечение полной, достоверной и своевременной информацией об их составе, дате признания и размере всех заинтересованных пользователей: в первую очередь собственников, учредителей и акционеров, а также внутренних пользователей. В связи с этим, основными задачами бухгалтерского учета доходов и расходов являются:

— четкость и грамотность оформления первичных документов по учету доходов и расходов;

— соответствующая грамотная классификация доходов и расходов на доходы и расходы по обычным видам деятельности и прочие;

— прозрачность и достоверность отражения в бухгалтерском учете операций по формированию доходов и расходов организации;

— соответствие оформленных организацией бухгалтерских операций действующей нормативно-правовой базе, которая регламентирована Законодательством РФ и т. д.

Итак, нормативно-правовая база и ее исполнение в области учета доходов и расходов предприятия тесно связана с возложением профессиональных задач специалиста в области бухгалтерского учета. Другими словами, если специалист-бухгалтер плохо владеет нормативно-правовой базой в своей области, то он не сможет профессионально исполнить свои обязанности, которые отвечают целям и задачам бухгалтерского учета.

Таким образом, прослеживается актуальность исследования нормативно-правового регулирования бухгалтерского учета доходов и расходов на предприятии.

В целом, общая база нормативно-правовой регламентации регулирования бухгалтерского учета доходов и расходов на предприятии состоит из четырех основных блоков (см. рис. 1):

Уровни нормативно-правовой регламентации регулирования бухгалтерского учета доходов и расходов на предприятии

Рис. 1. Уровни нормативно-правовой регламентации регулирования бухгалтерского учета доходов и расходов на предприятии

Исходя из рис. 1, можно констатировать, что процесс регулирования бухгалтерского учета доходов и расходов на предприятии строится на принципе «от большего общего — к меньшему частному», первый блок «законодательный» представлен наиболее важными по силе нормативно-правовыми актами Российской Федерации:

— это и Конституция РФ 1; Гражданский кодекс РФ; Федеральное законодательство, касающееся любых экономических отношений, в том числе, в области бухгалтерского учета, например, Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ (ред. от 05.12.2022) «О бухгалтерском учете» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2023) 4, сюда также можно отнести все налоговое законодательство и более узкие, но важные нормативно-правовые акты, например, такие как: Указы Президента Российской Федерации и т. д.

Важно отметить, что законодательный блок является тем самым базисом, на котором строится вся последующая система регулирования бухгалтерского учета доходов и расходов на предприятии. Следует подчеркнуть, что если в данном базисе существуют какие-то пробелы, правовые казусы или проблемы, то, безусловно, это отражается на всей системе блоков нормативно-правового регулирования бухгалтерского учета. Поэтому важным моментом со стороны законодателя является постоянный анализ и мониторинг практических ситуаций в данной области. От того насколько будет грамотно и разработано базовое законодательство в области нормативно-правового регулирования бухгалтерского учета, зависит эффективность деятельности любого предприятия, а также построение эффективной учётной политики в организации.

Исходя из схемы на рис. 1, можно отметить и важность второго блока — «нормативный», на котором зиждется процесс регулирования бухгалтерского учета доходов и расходов в организации. В данном блоке идет уже регламентация конкретных нормативно-правовых актов, которые издает, преимущественно Министерство финансов Российской Федерации. Так, например, наиболее важными нормативно-правовыми документами в данном блоке являются: Приказ Минфина России от 06.05.1999 № 32н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99» 5; Приказ Минфина России от 06.05.1999 № 33н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99» 6.

Таким образом, мы видим, что нормативной блок представлен нам федеральными стандартами. Здесь следует подчеркнуть, что на сегодняшний момент не принят ни один федеральный стандарт, их роль выполняют положения по бухгалтерского учету (далее — ПБУ). Так, согласно ч. 1.1. ст. 30 Закона № 402-ФЗ ПБУ, утвержденные Министерством финансов РФ в период с 01.10.1998 г. до дня вступления в силу Закона № 402-ФЗ, признаются для целей указанного закона федеральными стандартами [4].

Главное назначение ПБУ — раскрыть правовые и методологические правила организации бухгалтерского учета, включая его различные объекты.

В целом, можно отметить, что второй блок, «нормативный», основан на особых указаниях и регламентациях, нормативах бухгалтерской отчетности, который указывает нам Минфин РФ. Данных указаний — нормативов (приказов) весьма множество, понятно, что все они не лишены недостатков на практике, что не может положительно отражаться на деятельности бухгалтера, поэтому Минфину следует постоянно модерировать указанные проблемы, с помощью определённых контрольных обращений в министерство, прорабатывая свои нормативно-правовые акты, исключая недостатки и пробелы. Если этого не делать, то будут появляться все более сложные проблемы в области правового регулирования бухгалтерского учета. При этом, проблемы нормативного блока будут с легкостью переходить на проблемы более высокого порядка — законодательный, поэтому для того, чтобы исключать этот «порочный круг», необходимо разрабатывать своевременную модерацию практических проблем в области нормативно-правого регулирования бухгалтерского учета доходов и расходов на предприятии.

Исходя из схемы на рис. 1, можно отметить и особую значимость третьего блока — «методический», которым руководствуется специалист бухгалтерского учета. К документам третьего спектра нормативно-правового регулирования бухгалтерского учета доходов и расходов преимущественно относятся методические рекомендации, указания, инструкции и другие аналогичные документы, разрабатываемые Минфином РФ, ЦБ РФ и т. д.

Одним из главных нормативно-правовых документов третьего методического уровня является План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации и инструкции по его применению, согласно которому для учета финансовых результатов от обычных видов деятельности должен применяться счет 90 «Продажи», а для учета прочих финансовых результатов — счет 91 «Прочие доходы и расходы».

В данной группе можно привести следующие важные нормативно-правовые документы: Приказ Минфина РФ от 13.06.1995 № 49 «Об утверждении методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств» 8; Приказ Минфина РФ 31.10.2000 № 94н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учет финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкции по его применению»; Приказ Минфина РФ от 02.07.2010 № 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций» 9 и др.

Замыкает нашу группу уровней нормативно-правовой регламентации регулирования бухгалтерского учета доходов и расходов на предприятии «организационный уровень». Исходя из самого названия данного уровня, можно понять, что все нормативно-правовые акты в данной группе построены на внутренних документах по ведению бухгалтерского учета, разрабатываемые конкретным предприятием. Сюда можно отнести различные документы по учетной политике организации, которая утверждается конкретным Приказом руководителя предприятия. В данную группу также можно отнести:

— Положение о бухгалтерии;

— Положение о внутреннем контроле;

— Рабочий план счетов;

— График документооборота;

— Должностная инструкция бухгалтера по учету товаров;

— Должностная инструкция кладовщика;

— Договоры о материальной ответственности; Формы первичных учетных документов и т. д.

Таким образом, мы видим, что заключительный блок, «организационный», представлен внутренними документами организации, которые разрабатываются при участии бухгалтерии, главного бухгалтера и утверждаются руководителем предприятия.

Следует отметить, что все блоки рассмотренных нами нормативно-правовых актов должны соответствовать вышестоящим нормативно-правовым актам, в частности, федеральному законодательству, Конституции РФ, Гражданскому кодексу, Налоговому кодексу, Трудовому кодексу и т. д.

Завершая обзор нашей статьи, следует сделать следующие выводы.

На сегодняшний день вопросы нормативно-правового регулирования учета доходов и расходов предприятия занимают весьма важную позицию, ведь без четкого определения того или иного правового понятия или правового регулирования данной области невозможно грамотно выстроить учетную политику в любой организации.

В работе подчеркивается, что нормативно-правовая база и ее исполнение в области учета доходов и расходов предприятия тесно связана с возложением профессиональных задач специалиста в области бухгалтерского учета. Другими словами, если специалист-бухгалтер плохо владеет нормативно-правовой базой в своей области, то он не сможет профессионально исполнить свои обязанности, которые отвечают целям и задачам бухгалтерского учета.

Как выяснилось, общая база нормативно-правовой регламентации регулирования бухгалтерского учета доходов и расходов на предприятии состоит из четырех основных блоков:

1) законодательный;

2) нормативный;

3) методический;

4) организационный.

Каждые из этих уровней выполняет свои определённые цели и задачи в области нормативно-правовой регламентации регулирования бухгалтерского учета доходов и расходов на предприятии.

В целом, можно отметить, что все представленные нами уровни нормативно-правовой регламентации регулирования бухгалтерского учета доходов и расходов на предприятии не лишены недостатков на практике.

Вышеназванный проблемный аспект не может положительно отражаться на деятельности бухгалтера и предприятия в целом, поэтому следует постоянно модерировать указанные проблемы в области нормативно-правового регулирования, с помощью определённых контрольных обращений в Министерство финансов, Правительство и другие органы исполнительной и законодательной власти. Если этого не делать, то будут появляться все более сложные проблемы в области правового регулирования бухгалтерского учета. При этом, проблемы нормативного блока будут с легкостью переходить на проблемы более высокого порядка — законодательный, поэтому для того чтобы исключать этот «порочный круг», необходимо разрабатывать своевременную модерацию практических проблем в области нормативно-правого регулирования бухгалтерского учета доходов и расходов на предприятии.

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // СПС Гарант
  2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) о 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 04.08.2023) //СПС Гарант.
  3. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 04.08.2023) // СПС Гарант.
  4. Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ (ред. от 05.12.2022) «О бухгалтерском учете» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2023) // СПС Гарант.
  5. Приказ Минфина России от 06.05.1999 № 32н (ред. от 27.11.2020) «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99» (Зарегистрировано в Минюсте России 31.05.1999 № 1791) // СПС Гарант.
  6. Приказ Минфина России от 06.05.1999 № 33н (ред. от 06.04.2015) «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99» (Зарегистрировано в Минюсте России 31.05.1999 № 1790) // СПС Гарант.
  7. Приказ Минфина России от 29.07.1998 № 34н (ред. от 11.04.2018) «Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации» (Зарегистрировано в Минюсте России 27.08.1998 № 1598) // СПС Гарант.
  8. Приказ Минфина РФ от 13.06.1995 № 49 (ред. от 08.11.2010) «Об утверждении Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств» // СПС Гарант.
  9. Приказ Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н (ред. от 08.11.2010) «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению» // СПС Гарант.
  10. «Концепция бухгалтерского учета в рыночной экономике России» (одобрена Методологическим советом по бухгалтерскому учету при Минфине РФ, Президентским советом ИПБ РФ 29.12.1997) // Нормативная база бухгалтерского учета. Библиотека журнала Бухгалтерский учет, 2000.
  11. Блажевич О. Г. Сущность доходов предприятия и необходимость построения механизма управления ими // Экономика и парадигма нового времени. 2017. № 1. С. 10–15.
  12. Бухгалтерский учет: Учебное пособие / Под редакцией Н. Г. Викторовой. — Спб.: Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого», 2019. — 251 с.
  13. Вахрушина М. А. Бухгалтерский управленческий учет: учебник / М. А. Вахрушина. — М., 2020. — 356 с.
  14. Дружиловская Т. Ю. Характеристика «Расходов» и «Затрат» для бухгалтерского финансового учета // Международный бухгалтерский учет. 2015. № 2 (344). С. 31–45.
  15. Дуракова Н. Ю. Исследование формирования понятия дохода в истории экономической мысли //Актуальные вопросы экономических наук. 2020. № 8. С.21–25.
  16. Лебедев В. Г. Управление затратами на предприятии / В. Г. Лебедев, Т. Г. Дроздова и В. П. Кустарев. — СПб.: изд. Дом «Бизнес-пресса», 2021. — 355 с.
  17. Смирнов С. С. Сущность и классификация доходов предприятия // Финансы и страхование: сборник трудов преподавателей, аспирантов, магистрантов, студентов. — Симферополь: ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского», 2017. — С. 90–96.
  18. Червань Л. А. Экономическое содержание и виды доходов и расходов коммерческого предприятия // Инновационная наука. 2018. № 1. С. 39–41.
Основные термины (генерируются автоматически): бухгалтерский учет, бухгалтерский учет доходов, нормативно-правовая регламентация регулирования, нормативно-правовое регулирование, расход, область, расход предприятия, нормативно-правовая база, правовое регулирование, предприятие.


Похожие статьи

Задать вопрос