Правовое регулирование государственного управления топливно-энергетическим комплексом | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №49 (496) декабрь 2023 г.

Дата публикации: 05.12.2023

Статья просмотрена: 57 раз

Библиографическое описание:

Оникиенко, А. А. Правовое регулирование государственного управления топливно-энергетическим комплексом / А. А. Оникиенко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 49 (496). — С. 356-358. — URL: https://moluch.ru/archive/496/108624/ (дата обращения: 29.04.2024).



Ключевые слова: Российская Федерация, правовое регулирование, топливно-энергетический комплекс, ТЭК, акт, государственное управление.

Топливно-энергетический комплекс является одной из ключевых отраслей экономики любого государства. Продукты ТЭК, такие как топливо, электричество и тепло, являются неотъемлемой частью жизни общества. В связи с этим, правовое регулирование ТЭК является важным фактором для обеспечения эффективного функционирования и развития этой отрасли.

Однако, существуют проблемы в правовом регулировании государственного управления топливно-энергетическим комплексом, которые нуждаются в дальнейшем изучении и улучшении с целью обеспечения стабильности и устойчивости этой отрасли.

Система правового регулирования ТЭК представляет собой комплекс правовых норм, актов и механизмов, которые устанавливают правила и процедуры для функционирования и развития ТЭК в соответствии с экономическими, экологическими и социальными целями. Она включает в себя законодательство, подзаконные акты, нормативные указания и поддерживающую инфраструктуру, такую как органы государственной власти и контрольно-надзорные органы.

Одной из главных проблем в правовом регулировании государственного управления топливно-энергетическим комплексом является несовершенство законодательства. Большое количество нормативных актов и недостаточная их системность приводят к неясности правил и процедур управления отраслью. Кроме того, множество законодательных актов создает проблемы в их исполнении и контроле за соблюдением, что может приводить к возникновению коррупции и неэффективности.

В законодательстве определяются основные правила и нормы, регулирующие деятельность в сфере ТЭК. Оно включает в себя законы о топливе, энергетике, энергоэффективности, экологии и другие отраслевые законы. Законодательство также должно быть соответствующим международным и региональным соглашениям, например, в области климата и снижения выбросов парниковых газов.

Элементы общего законодательства, правового регулирования ТЭК включают в себя основные акты о ТЭК, процедуры лицензирования и разрешительной деятельности, тарифное регулирование, охрану окружающей среды и экологические требования, а также защиту прав потребителей и соблюдение конкуренции. Эти элементы необходимы для обеспечения эффективного функционирования и развития ТЭК, обеспечения экологической безопасности и прав потребителей, а также поддержания конкуренции в отрасли.

В Российской Федерации основными нормативно-правовыми актами в сфере топливно-энергетического комплекса (ТЭК) являются следующие:

  1. Федеральный закон «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности» от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ. Он содержит нормы, регулирующие деятельность в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности во всех секторах экономики, включая ТЭК.
  2. Федеральный закон «Об электроэнергетике» от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ. Он устанавливает правовые основы деятельности в сфере электроэнергетики, включая генерацию, передачу, распределение и потребление электроэнергии.
  3. Федеральный закон «Об использовании атомной энергии» от 21 ноября 1995 года № 170-ФЗ. Он устанавливает правовые нормы, регулирующие использование атомной энергии и осуществление деятельности в области атомной энергетики.
  4. Федеральный закон «Об автоматических транспортно-энергетических системах и о безопасности применения атомной энергии” от 27 июня 2021 года № 208-ФЗ. Этот закон вводит новые правила регулирования деятельности по применению атомной энергии и обеспечению безопасности работы автоматических транспортно-энергетических систем.
  5. Федеральный закон «О природных монополиях» от 17 декабря 1999 года № 147-ФЗ. Он регулирует деятельность естественных монополий, включая государственные и муниципальные организации, которые осуществляют транспортировку и распределение энергетических ресурсов, таких как электроэнергия, газ, тепло и топливо.
  6. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП) от 30 декабря 2001 года № 195-ФЗ. Он содержит нормы, определяющие ответственность и соответствующие административные наказания за нарушения правил и норм в сфере ТЭК, такие как нарушения правил добычи полезных ископаемых, экологические правонарушения и другие.

Это лишь некоторые примеры нормативно-правовых актов Российской Федерации в сфере ТЭК. Область ТЭК также регулируется другими законами и подзаконными актами, включая постановления Правительства РФ, приказы и инструкции контрольно-надзорных органов и регулирующих органов, а также других отраслевых и межотраслевых законов.

Такой длинный перечень правовой базы, регламентирующей деятельность рассматриваемой отрасли, затрудняет правоприменителям, в том числе судьям, эффективно использовать Законы и подзаконные акты в своей профессиональной деятельности.

Следует провести анализ и систематизацию законодательства, с учетом современных изменений в отрасли, и устранить противоречия и неоднозначности. Это позволит создать единые правила игры для всех участников рынка и обеспечить прозрачность и четкость в управлении комплексом.

Выходом из данной ситуации может стать объединение и закрепление всех существующих правовых актов в единый комплексный закон — «Энергетический кодекс Российской Федерации». По мнению ряда ученых, такой кодекс создаст предпосылки для обособления энергетического права в отдельную, самостоятельную отрасль права.

Создание «Энергетического кодекса Российской Федерации» можно обосновывать несколькими основными причинами:

  1. Кодификация и систематизация: Энергетическая отрасль является большой и сложной, включающей в себя различные сферы, такие как электроэнергетика, атомная энергетика, транспортировка энергоресурсов и др. В связи с этим, создание Энергетического кодекса позволит систематизировать и объединить в одном акте все основные нормы, правила и принципы, регулирующие энергетическую отрасль. Это способствует созданию единой, логически связанной и гармоничной системы правового регулирования в энергетике.
  2. Упрощение и улучшение законодательства: Энергетическая отрасль подвергается постоянным изменениям и развитию, связанным с технологическими инновациями, изменениями рыночной ситуации и геополитическими факторами. Кодекс позволяет более гибко и оперативно вносить изменения и обновления в законодательство, обеспечивая более эффективное регулирование энергетической отрасли.
  3. Улучшение инвестиционного климата: Стабильное и предсказуемое законодательство в энергетической отрасли является ключевым фактором для привлечения инвестиций. Создание Энергетического кодекса способствует установлению прозрачности и устранению правовых неопределенностей, что способствует повышению доверия инвесторов и стимулирует развитие отрасли.
  4. Защита прав потребителей энергетики: Энергетический кодекс должен также включать меры и нормы, направленные на защиту прав потребителей. Включение таких правил в единый кодекс облегчает доступность и понятность прав потребителей, улучшает качество предоставляемых услуг и обеспечивает защиту их интересов.
  5. Улучшение контроля и надзора: Создание Энергетического кодекса позволяет улучшить контроль и надзор со стороны государственных органов в отношении соблюдения правил и норм в энергетической отрасли. Кодекс обеспечивает единые принципы действия для контрольно-надзорных органов и облегчает их работу по надзору и контролю в отрасли.

Итак, эффективное управление несомненно должно основываться на грамотном правовом обеспечении процессов и отношений, существующих в данной сфере. Необходимость в наличии четко сформированной правовой базы обусловливается сущностью ТЭК, предоставляющего энергетические ресурсы как важного блага, пользующегося спросом как на внутреннем, так и на мировом рынке.

Литература:

  1. Горяинов М. В. Топливно-энергетический комплекс — база развития российской экономики // Вестник Международного института экономики и права. — 2015. — № 2 (19).
  2. Лахно П. Г. Энергетическому бизнесу — надежную правовую основу // Корпоративный юрист. — 2008. — No 7. — С. 11–13
  3. Сергеев Н. Н., Жвакин А. С. Механизмы государственного регулирования устойчивого развития топливно-энергетического комплекса // Ars Administrandi (Искусство управления). 2018. Том 10, № 2. С. 217–234. DOI: 10.17072/2218–9173–2018–1-217–234.
  4. Энергетическое право: учебник для магистратуры и бакалавриата / под. ред. Р. А. Курбанова, К. И. Налетова. — Москва: Проспект, 2023. — 352 с. ISBN 978–5-392–38547–8
Основные термины (генерируются автоматически): правовое регулирование, Российская Федерация, энергетическая отрасль, Энергетический кодекс, топливно-энергетический комплекс, ТЭК, акт, атомная энергия, государственное управление, норма.


Похожие статьи

Задать вопрос