Актуальные проблемы рассмотрения в органах прокуратуры заявлений, жалоб и иных обращений граждан и организаций в период проведения специальной военной операции и санкционной политики других государств в адрес Российской Федерации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №49 (496) декабрь 2023 г.

Дата публикации: 11.12.2023

Статья просмотрена: 31 раз

Библиографическое описание:

Минибаев, Д. Р. Актуальные проблемы рассмотрения в органах прокуратуры заявлений, жалоб и иных обращений граждан и организаций в период проведения специальной военной операции и санкционной политики других государств в адрес Российской Федерации / Д. Р. Минибаев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 49 (496). — С. 340-344. — URL: https://moluch.ru/archive/496/108382/ (дата обращения: 28.04.2024).



Органы прокуратуры придают важное значение своевременному информированию органов представительной и исполнительной власти всех уровней о состоянии законности, складывающейся в правоприменительной практике. Актуальность статьи обусловлена важностью рассмотрения обращений граждан и организаций в период Специальной военной операции. Цель статьи — показать работу органов прокуратуры с гражданами, ветеранами, коллегами из других стран, посмотреть статистику по работе органов прокуратуры за 2022–2023 годы. Цель работы была достигнута с помощью использования общенаучных (анализ, синтез) и частнонаучных методов (формально-юридический, сравнительно-правовой). Работа с Конституцией Российской Федерации и Федеральными законами о деятельности прокуратуры. Сделан вывод о том, что, несмотря на имеющиеся недостатки в работе, обращения граждан не остаются без внимания и сотрудники прокуратуры реагируют на каждое обращение, оказывают помощь, если права граждан были нарушены. В статье излагается практический опыт, который приобретают сотрудники прокуратуры. Защита российских брендов. Работа с ветеранами. Приводятся цитаты из выступлений генерального прокурора Российской Федерации Игоря Краснова.

Ключевые слова: обращение граждан, органы прокуратуры, сотрудники, специальная военная операция, личный прием граждан, расширение компетенции прокуратуры.

The Prosecutor's Office attaches great importance to timely informing representative and executive authorities at all levels about the state of legality emerging in law enforcement practice. The relevance of the article is due to the importance of considering the appeals of citizens and organizations during a Special military operation. The purpose of the article is to show the work of the prosecutor's office with citizens, veterans, colleagues from other countries, to see statistics on the work of the prosecutor's office for 2022–2023. The purpose of the work was achieved through the use of general scientific (analysis, synthesis) and private scientific methods (formal legal, comparative legal). Work with the Constitution of the Russian Federation and Federal laws on the activities of the Prosecutor's Office. It is concluded that, despite the shortcomings in the work, citizens' appeals are not ignored and the prosecutor's office staff respond to each appeal, provide assistance if citizens' rights have been violated. The article describes the practical experience that the staff of the Prosecutor's office acquire. Protection of Russian brands. Work with veterans. Quotes from the speeches of the Prosecutor General of the Russian Federation Igor Krasnov are given.

Keywords: citizens appeal, prosecutors offices, employees, special military operation, personal reception of citizens, expanding the competence of the prosecutors office.

В 2022 году Прокуратура Российской Федерации отметила свое 300-летие со дня основания. Все эти годы организация стояла на страже закона и защищала интересы граждан.

Статьей 33 Конституции Российской Федерации закреплены права граждан России обращаться лично, направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления. Одним из таких органов и является прокуратура, которая стоит охраняет эти права. В соответствии с ч. 1 ст. 129 Конституции Российской Федерации, прокуратура осуществляет надзор за соблюдением Конституции и исполнением законов, надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, уголовное преследование в соответствии со своими полномочиями. Тем самым подчеркивается высокая значимость прокуратуры.

Также стоит отметить, что под «обращениями» понимаются направленные гражданином в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме, в форме электронного документа или как устное сообщение, которые содержат: предложение, заявление, жалобу, ходатайство.

Таким образом, прокуратура выполняет роль общения между государством и его народом, это всегда двустороння связь. На каждый запрос, жалобу прокуратура обязана провести проверку и дать компетентный ответ.

В настоящее время выдвигаются новые требования к прокурорам и ставятся для них более сложные задачи. Масштабные реформы, реализация национальных проектов требуют нового качества прокурорского надзора с тем, чтобы правозащитный и правоохранительный потенциал прокуратуры реально способствовал развитию демократического правового государства.

В числе приоритетных направлений деятельности органов прокуратуры продолжают оставаться борьба с преступностью и коррупцией, защита прав и законных интересов граждан, обеспечение единства правового пространства страны. Сотрудники прокуратуры всегда ориентированы на общение с гражданами, чтобы выявить наиболее острые проблемы общества.

Органы прокуратуры придают важное значение своевременному информированию органов представительной и исполнительной власти всех уровней о состоянии законности, складывающейся в правоприменительной практике.

Поступающие в органы прокуратуры заявления и жалобы, иные обращения рассматриваются в порядке и сроки, которые установлены федеральным законодательством, а также в соответствии с требованиями «Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации», утвержденной приказом Генерального Прокурора РФ от 30 января 2013 г. № 45.

Но еще ранее, в Федеральном законе от 17 января 1992 г. № 2202-I «О прокуратуре Российской Федерации» в ст. 10 были сформулированы общие подходы к рассмотрению обращений в органы прокуратуры, а также в 2006 году вступил в законную силу Федеральный закон № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». [8, 122–123]

Следует отметить, что рассматриваемое направление деятельности прокуратуры по рассмотрению и разрешению поступающих заявлений, жалоб и иных обращений граждан, должностных лиц, организаций, средств массовой информации является одним из основных источников получения информации о нарушениях прав и законных интересов, а поэтому служит предпосылкой и основой осуществления функции прокурорского надзора за исполнением законов. Такая взаимосвязь позволяет прокуратуре наиболее эффективно выполнять в целом возложенные на нее задачи.

На сайте Прокуратуры Российской Федерации можно ознакомиться с основными результатами прокурорской деятельности за 2022 годи и сравнительные данные за первые месяцы 2022 и 2023 годов.

Основные результаты прокурорской деятельности за январь — декабрь 2022 года. Надзор за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина

Наименование показателя

2021 год

2022 год

% (+;-)

Выявлено нарушений закона

4 251 163

4 212 828

-0,9

Принесено протестов

431 296

434 233

0,7

Направлено исков, заявлений в суд

427 708

397 937

-7,0

Удовлетворено исков (заявлений) и прекращено дел ввиду добровольного удовлетворения требований прокурора

370 680

352 963

-4,8

Внесено представлений

947 059

968 281

2,2

К дисциплинарной ответственности привлечено лиц

767 034

766 372

-0,1

По постановлению прокурора привлечено лиц к административной ответственности

249 629

225 136

-9,8

Предостережено лиц о недопустимости нарушения закона

101 222

110 543

9,2

Направлено материалов для решения вопроса об уголовном преследовании в порядке п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ

23 298

21 128

-9,3

Возбуждено уголовных дел

20 758

18 958

-8,7

Январь 2022 года и январь 2023 года. Надзор за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина

Наименование показателя

1 мес. 2022 г.

1 мес. 2023 г.

% (+;-)

Выявлено нарушений закона

285 170

293 600

3,0

Принесено протестов

34 535

37 478

8,5

Направлено исков, заявлений в суд

23 352

19 253

-17,6

Удовлетворено исков (заявлений) и прекращено дел ввиду добровольного удовлетворения требований прокурора

14 637

14 221

-2,8

Внесено представлений

71 397

72 431

1,4

К дисциплинарной ответственности привлечено лиц

27 321

27 674

1,3

По постановлению прокурора привлечено лиц к административной ответственности

13 006

10 778

-17,1

Предостережено лиц о недопустимости нарушения закона

11 674

10 525

-9,8

Направлено материалов для решения вопроса об уголовном преследовании в порядке п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ

1 297

1 162

-10,4

Возбуждено уголовных дел

957

843

-11,9

Таким образом, делаем вывод о том, что сотрудники прокуратуры проводят большую работу по защите прав и свобод граждан, не говоря уже и о других направлениях деятельности. В 2021 году в адрес органов прокуратуры поступило свыше 5 млн 127 тыс. обращений граждан. Это максимальное значение, начиная с 2000-х годов. Несмотря на то, что за последние десятилетия органы прокуратуры претерпели ряд положительных изменений, поток обращений и выявленных нарушений только возрос. Из этого можно сделать вывод, что население все больше доверяет органам прокуратуры и обращается к ним за помощью. Большая работа по правовой грамотности проводится и среди молодежи, а это ведет к желанию защитить, отстоять свои нарушенные права. Нет страха, что обращение останется без ответа.

В связи с проведением Специальной военной операции (СВО) работа прокуроров претерпела изменения, добавилась ответственность за исполнение российского законодательства на территории новых присоединенных территорий, защита интересов их жителей, а также самих ветеранов боевых действий на Донбассе.

В марте 2023 года состоялось расширенное заседание Генеральной прокуратуры РФ, на котором присутствовал и Глава государства. Владимир Владимирович Путин отметил: «…особое значение имеет защита прокурорами основополагающих прав военнослужащих, участников и ветеранов специальной военной операции, а также членов их семей. [13]

В текущем году необходимо активизировать работу на этом направлении, сделать всё, чтобы она была предметной и адресной. Прошу разбираться в каждом конкретном проблемном случае отдельно, незамедлительно реагировать на обращения и жалобы, если такие поступают. Все участники специальной военной операции должны быть своевременно обеспечены денежным и иными видами довольствия. Точно так же — оперативно и в полном объёме — они должны получать медицинскую и социальную помощь, содействие в реабилитации и трудоустройстве, а семьи наших погибших товарищей — всю необходимую поддержку. Прошу здесь плотно взаимодействовать и с федеральными, и с региональными, и с местными органами власти».

Позже, 26 апреля 2023 года, генеральный прокурор РФ Игорь Краснов выступил с докладом на 544-м заседании Совета Федерации РФ.

По его словам, в период проведения Специальной военной операции важно обеспечить не только общественную безопасность и надлежащую обороноспособность страны, но соблюдение гарантированных прав и свобод граждан, законности в целом. «Прокуроры отслеживают процессы приведения правовых актов всех уровней государственной и муниципальной власти в соответствие с конституционными нормами и федеральным законодательством. За год по нашей инициативе в регионах и муниципалитетах внесены поправки в 400 тысяч таких документов, принято почти 24 тысячи новых актов» — И. Краснов. [10]

В 2022 году государством принят комплекс дополнительных мер по поддержке граждан, особенно оказавшихся в сложной жизненной ситуации. Введён ряд принципиально новых выплат и упрощён порядок их получения. Но, как показывают результаты надзора, при их фактическом предоставлении допускались сбои, в основном по причине человеческого фактора или путаницы в различных информационных базах. Пресечено около 100 тысяч соответствующих нарушений. В защиту прав инвалидов, ветеранов, пенсионеров и других социально уязвимых категорий граждан в суды нами направлено более 15 тысяч исков.

Одной из волнующих людей проблем в 2022 году стали перебои с лекарственным обеспечением. Обращения граждан о необоснованных отказах в бесплатной выдаче препаратов, отсутствии их в аптеках рассматривались прокурорами почти во всех регионах России. В результате принятых мер реагирования между субъектами дополнительно распределены почти три миллиарда рублей на финансирование обеспечения граждан лекарствами и лечебным питанием.

Одним из основных факторов социального недовольства по-прежнему остаются проблемы функционирования жилищно-коммунального комплекса. Прокурорами ежегодно пресекаются сотни тысяч нарушений законов, принимаются меры к виновным. Однако обращения граждан, число которых за прошлый год увеличилось в полтора раза, убеждают в их недостаточности. Люди возмущены качеством и стоимостью предоставляемых услуг, плохой работой управляющих компаний.

Были и другие особенности надзора, нетипичные для прежних лет. В целях недопущения нарушения прав иностранных инвесторов реагирование прокуратуры позволило продолжить работу в России ряду крупных международных компаний и брендов. Вместе с тем проблемы сохраняются.

Санкционная агрессия в отношении России в 2022 году потребовала принятия на государственном уровне первоочередных мер поддержки российской экономики. Ряд её отраслей стал нуждаться в дополнительном финансировании, а, значит, требовал постоянного внимания со стороны прокуроров к вопросам сохранности и целевого расходования бюджетных денежных средств.

В сегодняшних реалиях проведения СВО, когда миллионы людей даже на собственные средства, из стипендий и пенсий, помогают нашим солдатам, любое корыстное злоупотребление властью, тем более взяточничество, ‒ это не просто нарушение уголовно-правовых норм, а проявление в высшей степени пренебрежения ко всему, что нам дорого. В этой связи задача прокуроров заключается в обеспечении реализации принципа неотвратимости ответственности в отношении каждого такого предателя государственных интересов и принятии всех мер для полного возмещения причинённого ущерба.

Несмотря на очевидные сложности во внешнеполитических отношениях, в 2022 году была проделана значительная работа по развитию новых каналов международно-правового сотрудничества и укреплению имеющихся связей с коллегами из дружественных стран. Российские прокуроры приняли участие в более чем 360 международных мероприятиях, что способствовало выработке взаимовыгодных решений, которые сблизили позиции по многим направлениям. Зарубежными коллегами с заинтересованностью воспринята внедрённая в прошлом году практика проведения прокурорскими работниками выездных обучающих мероприятий для иностранных прокуроров по наиболее актуальным вопросам борьбы с современными вызовами и угрозами.

Осуществляя надзор, прокуратура во многих случаях выходит за рамки привычной, свойственной функции координации деятельности по борьбе с преступностью. По сути, объединяет усилия власти, правоохранительных органов, гражданского общества для достижения общих целей, обеспечения законности и правопорядка.

Несмотря на то, что деятельность прокуратуры прописана в законодательных актах, прокурорским работникам приходится соответствовать реалиям времени, совершенствовать аналитическую работу, формировать практику прогнозов, чтобы видеть перспективу дальнейшего развития.

Литература:

  1. О прокуратуре Российской Федерации: федеральный закон от 17 января 1992 г. № 2202- I // Ведомости СНД РФ и ВС РФ. — 1992. — № 8 — С. 366.
  2. О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации: федеральный закон от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. — 2006. — № 19 — С. 2060.
  3. Об утверждении и введении в действие Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации: приказ генерального прокурора Российской Федерации от 30 января 2013 г. № 45 // Законность. — 2013. — № 4.
  4. Брагин, А.П., Пронякин, А. Д. Прокурорский надзор в Российской Федерации: Учебное пособие. [Текст] — М.: Изд. центр ЕАОИ, — 2007. — С. 204.
  5. Прокурорский надзор: Учебник [Текст] / Винокуров Ю. Е. и др.; Под общ. П78 ред. Ю. Е. Винокурова. — 6-е изд., перераб. и доп. — М.: Высшее образование, 2005. — С. 460.
  6. Воронин, О. В. Прокурорский надзор в Российской Федерации: вопросы Общей части: Учебное пособие. [Текст] — Томск: Изд-во НТЛ, 2007. — С. 192.
  7. Глебов, В. Г. Прокурорский надзор: учебное пособие / В. Г. Глебов; Волгоградский институт управления — филиал ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы». — Волгоград: Изд-во Волгоградского института управления — филиала РАНХиГС, 2021. — Систем. требования: Процессор Intel® или AMD с частотой не менее 1.5 ГГц; Операционная система семейства Microsoft Windows или macOS; Оперативная память 2 ГБ оперативной памяти; Adobe Reader 6.0. — Загл. с экрана. — С. 90.
  8. Гришковец, А.А., Актуальные проблемы рассмотрения в органах прокуратуры заявлений, жалоб и иных обращений граждан и возможные пути их оптимального решения [Текст] / А. А. Гришковец. // М.: Правовая политика и правовая жизнь. — 2022. — № 3. — С. 118–135.
  9. Звягинцев, А. Г. История Российской прокуратуры, 1722–2012 [Текст]: [краткое изложение истории прокуратуры в лицах, событиях, документах] / А. Г. Звягинцев. — Москва: ОЛМА Медиа Групп, 2012. — С. 414.
  10. И. Краснов: Зафиксированный уровень преступности стал минимальным за последние 10 лет [Электронный ресурс] / Режим доступа http://council.gov.ru/events/news/144455/ (дата обращения — 28.05.2023 г.).
  11. Настольная книга прокурора. В 2 т. [Текст] Т. 1: практич. пособие / под общ. ред. С. Г. Кехлерова, О. С. Капинус; науч. ред. А. Ю. Винокуров. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2015. — С. 449.
  12. Пешин, Н.Л., Стрельников, В. В. Административно-правовые проблемы рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры РФ [Текст] / Пешин, Н.Л., Стрельников, В.В. // М.: ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 11. ПРАВО. — 2020. — № 5. — С. 49–61.
  13. Расширенное заседание коллегии Генеральной прокуратуры [Электронный ресурс] / Режим доступа — http://www.kremlin.ru/events/president/transcripts/70678 (дата обращения — 28.05.2023 г.).
  14. Результаты деятельности органов прокуратуры Российской Федерации [Электронный ресурс] / Режим доступа — https://epp.genproc.gov.ru/web/gprf/activity/statistics/office/result (дата обращения — 28.05.2023 г.).
Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, орган прокуратуры, обращение граждан, Специальная военная операция, сотрудник прокуратуры, прокуратура, работа, свобода человека, уголовное преследование, административная ответственность.


Ключевые слова

сотрудники, органы прокуратуры, обращение граждан, специальная военная операция, личный прием граждан, расширение компетенции прокуратуры

Похожие статьи

Задать вопрос