Юридическая ответственность в сфере социального обеспечения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №45 (492) ноябрь 2023 г.

Дата публикации: 09.11.2023

Статья просмотрена: 925 раз

Библиографическое описание:

Сейдалиев, Г. Д. Юридическая ответственность в сфере социального обеспечения / Г. Д. Сейдалиев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 45 (492). — С. 385-387. — URL: https://moluch.ru/archive/492/107484/ (дата обращения: 29.04.2024).



В данной статье рассматривается вопрос о юридической ответственности в сфере социального обеспечения граждан Российской Федерации. Актуальность рассматриваемого вопроса заключается в постоянном росте числа правонарушений и преступлений в данной сфере и в связи с этим вопрос об эффективности воздействия института юридической ответственности в целях профилактики предупреждения совершения новых противоправных деяний в сфере социального обеспечения.

Ключевые слова: право социального обеспечения, социальное обеспечение, юридическая ответственность, правонарушение, преступление, социальное страхование, медицинское страхование, санкции.

Огромное количество граждан нашей страны пользуются благами в системе социального обеспечения, и право каждого из них на данное право требует охраны и защиты. Государство выступает как гарант защиты прав своих граждан, и правовое государство трудно представить без предупреждения противоправных деяний во всех сферах жизни. Изучение темы юридической ответственности является очень важной задачей, поскольку, во-первых, совершение этих противоправных деяний переступает законные права и интересы граждан, а во-вторых, это способствует дальнейшему развитию неправильного правосознания у людей, уничтожение благ и ценностей, развитых годами, дезорганизации общества и государственных органов в сфере социального обеспечения.

Юридическая ответственность является неотъемлемой частью любой отрасли права в российском законодательстве. Без организованной системы юридической ответственности право теряет свою силу, нарушенные права и законные интересы граждан остаются неуслышанными и не восстановленными. Законодательного определения социального обеспечения в Российской Федерации нет, однако, в научное литературе под социальным обеспечением понимается система экономических и правовых мер, принимаемых государством с целью перераспределения валового внутреннего продукта посредством предоставления гражданам в случаях наступления социальных рисков материальных благ для выравнивания их личных доходов и поддержания полноценного социального статуса за счет средств целевых финансовых источников в объеме и на условиях, строго нормируемых обществом и государством [1, с. 10]. Государство выступает в качестве одной из сторон в правоотношениях в сфере социального обеспечения, и это органы исполнительной власти и иные уполномоченные им субъекты, имеющие право предоставлять различные виды социального обеспечения гражданам, нуждающимся в этой помощи. Основанием наступления ответственности «можно считать непринятие мер по своевременной компенсации последствий реализации социального риска» [2, с. 146].

Юридическая ответственность в сфере социального обеспечения, обладая общими чертами юридической ответственности в общем, имеет свои специфические черты. Специфика заключается в следующем:

— распределительный характер;

— стороны не несут друг перед другом ответственности публичного характера;

— права и обязанности сторон устанавливаются только законом.

Стоит также отметить, что ответственность в праве социального обеспечения и ответственность в сфере социального обеспечения, хоть и преследуют одинаковую цель — защиту и восстановление нарушенного права, но это не есть тождественные определения. Ответственность в праве социального обеспечения защищает в принципе право каждого человека на конкретные блага социального обеспечения от каких-либо нарушений, в то время как ответственность в сфере социального обеспечения защищает в целом правопорядок в этой области.

Изучая научную литературу, можно прийти к такому выводу, что однозначного ответа на вопрос, где же закрепляется юридическая ответственность в сфере социального обеспечения, нет. Некоторые авторы ссылаются на закрепление юридической ответственности в самих федеральных законах, где предусмотрено то или иное благо рассматриваемой сферы. Другие указывают на то, что юридическую ответственность за совершение правонарушения или преступления можно проследить в различных отраслях права: гражданское право, уголовное, административное. И даже есть сторонники иного, различного от этих точек зрения, мнения. Так Е. Е. Бабошина склоняется к тому, что санкции гражданского и трудового права не могут применяться в отношении сторон правоотношений в сфере социального обеспечения, в связи с этим необходимо применение специальных санкций, предусмотренных различными источниками права социального обеспечения.

Обратимся к статистике. Согласно данным Судебной статистики Российской Федерации по состоянию на 2021 год, рассмотрено дел о признании недействительными решений об отказе в назначении пенсии, о прекращении выплаты пенсии и т. п. 7764, из них удовлетворено 6196 дел. В 2020 году рассмотрено таких дел 9819, удовлетворено 8247, что дает право говорить о росте нарушенных прав. Судебная статистика Российской Федерации также показывает следующее: по состоянию на 2021 год, рассмотрено дел о признании недействительным решений Фонда социального страхования РФ, Фонда обязательного медицинского страхования РФ об отказе в выплате социальных пособий, в назначении компенсационных выплат 103, из них удовлетворено 59. В 2020 году рассмотрено данных дел 92, а удовлетворено дел 56, что позволяет сделать вывод о том, что с годами признается все больше число недействительных решений со стороны различных социальных учреждений [3].

Высказывается, что в праве социального обеспечения отсутствуют репрессивные санкции, но имеются правовосстановительные и правоограничительные [4, с. 98]. Под правовосстановительными санкциями понимаются такие санкции, которые предусматривают денежные взыскания с тех, кто вследствие совершения виновных действий незаконно получали какие-либо социальные блага. Например, в ФЗ № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» предусматривает, что «получатели пособий обязаны своевременно извещать назначающие их органы о наступлении обстоятельств, влекущих изменение размеров таких пособий или прекращение их выплаты, иначе излишне выплаченные суммы государственных пособий гражданам, имеющим детей, удерживаются с получателя, но только в случае, если переплата произошла по его вине» [5]. Также подобные положения наблюдаются в Законе РФ от 12.02.1993 N 4468–1, в котором, согласно ст. 62 также закреплено, что «сумма пенсии, излишне выплаченная пенсионеру вследствие злоупотребления с его стороны, может удерживаться из пенсии на основании решения соответствующего пенсионного органа ежемесячно в размере, не превышающем 20 % причитающейся к выплате пенсии, сверх удержаний по другим основаниям» [6]. Исходя из приведенных примеров, можно сделать вывод, что на сегодняшний день в законодательстве о социальном обеспечении закреплено правило, согласно которому излишне выплаченные в результате недобросовестности граждан социальные выплаты, подлежат возмещению органу, по решению которого они выплачивались.

Правоограничительные санкции разделяют на две группы: 1) нормы, снижающие размеры выплат или продолжительность их предоставления; 2) положения, содержащие в себе основания для отказа в предоставлении того или иного вида социального обеспечения. В качестве примера первой группы можно привести Закон РФ от 19.04.1991 N 1032–1, в котором в ст.30 говорится, что «пособие по безработице выплачивается уволенным гражданам в процентном отношении к среднему заработку, если они в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, имели оплачиваемую работу не менее 26 недель на условиях полного рабочего дня (полной рабочей недели) или на условиях неполного рабочего дня (неполной рабочей недели) с пересчетом на 26 недель с полным рабочим днем (полной рабочей неделей)». Но при этом «во всех иных случаях в силу п. 2 данной статьи пособие устанавливается в размере минимальной величины пособия по безработице» [7]. В качестве примера второй группы можно привести ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», согласно которому «вред, возникший вследствие умысла застрахованного, подтвержденного заключением правоохранительных органов, возмещению не подлежит», что закреплено в ст.14 [8].

Следует обратить особое внимание на указание на юридическую ответственность в таких отраслях права, как административное право и уголовное право. Согласно ст.5.41 КоАП РФ «непредоставление на безвозмездной основе услуг, предусмотренных гарантированным перечнем услуг по погребению, а равно невыплата социального пособия на погребение супругу, близким родственникам, иным родственникам, законному представителю умершего или иному лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего, влечет наложение административного штрафа» [9]. В УК РФ ст.159.2 устанавливает ответственность за мошенничество при получении выплат, т. е. «хищение денежных средств или иного имущества при получении пособий, компенсаций, субсидий и иных социальных выплат, установленных законами и иными нормативными правовыми актами, путем представления заведомо ложных и (или) недостоверных сведений, а равно путем умолчания о фактах, влекущих прекращение указанных выплат». То есть, предусмотрен специальный состав преступления, устанавливающий уголовное наказание для недобросовестных получателей социальных предоставлений [10]. Данные примеры позволяют утверждать, что на сегодняшний день есть возможность привлечения лица, совершившего правонарушение или преступление, к разным видам юридической ответственности.

Таким образом, проведя анализ нормативно-правовых актов и изучив научную литературу, можно сделать следующий вывод: юридическая ответственность в сфере социального обеспечения — это ответственность в области предоставленных лицу социальных прав и благ, обеспечивающая их защиту. Она, с одной стороны, обладает общими признаками юридической ответственности, а с другой, имеет некоторые особенности, связанные с взаимосвязью и взаимодействием между субъектами правовых отношений, реализуемых в системе социального обеспечения. По сей день ведутся дискуссии о качественном выполнении главной функции юридической ответственности — охране и защите нарушаемых прав в сфере социального обеспечения. Статистика указывает на то, что нарушения, жалобы есть, они растут и будут расти. И это может быть связано с правосознанием людей, с неэффективными на сегодняшний день мерами предупреждения совершения новых противоправных деяний, а также с недостаточно устрашающими санкциями. Законодательство проходит путь своего совершенства, поэтому стоит надеяться, что в дальнейшем юридическая ответственность за совершение правонарушений и преступлений в сфере социального обеспечения станет более строгой, найдет четкое свое закрепление, что послужит качественной работе государственных органов данной сферы и в свою очередь качественного исполнения своих прав и обязанностей гражданами.

Литература:

  1. «ПРАВО СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ РОССИИ» Ответственный редактор заслуженный юрист РФ, доктор юридических наук, профессор Э. Г. Тучкова
  2. Курченко, О. С. Государство как субъект права социального обеспечения / О. С. Курченко // дисс. канд. юрид. наук. — Омск. гос. университет им. Ф. М. Достоевского, Омск, 2015. — 125 с.
  3. Гражданское судопроизводство. Показатели дел / Судебная статистика РФ. — URL: https://stat.xn----7sbqk8achja.xn--p1ai/stats/gr/t/22/s/2
  4. Захаров М. Л. Право социального обеспечения России: учебник. М.: Волтерс Клувер, 2015. — 320 с
  5. Федеральный закон от 29.12.2006 N 255-ФЗ (ред. от 03.04.2023) «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством»
  6. Закон РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей» от 12.02.1993 N 4468–1 (последняя редакция)
  7. Закон РФ от 19.04.1991 N 1032–1 (ред. от 28.12.2022) «О занятости населения в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 11.01.2023)
  8. Федеральный закон от 24.07.1998 N 125-ФЗ (ред. от 03.04.2023) «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»
  9. «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 04.08.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 12.10.2023)
  10. «Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 04.08.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 12.10.2023)
Основные термины (генерируются автоматически): социальное обеспечение, юридическая ответственность, сфера, Российская Федерация, РФ, санкция, научная литература, обязательное социальное страхование, полная рабочая неделя, судебная статистика.


Похожие статьи

Задать вопрос