Мотивы приобщения детей с ограниченными возможностями здоровья к шахматной игре | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №45 (492) ноябрь 2023 г.

Дата публикации: 13.11.2023

Статья просмотрена: 30 раз

Библиографическое описание:

Бастракова, Е. В. Мотивы приобщения детей с ограниченными возможностями здоровья к шахматной игре / Е. В. Бастракова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 45 (492). — С. 435-438. — URL: https://moluch.ru/archive/492/107397/ (дата обращения: 03.05.2024).



В статье определяется сущность, содержание и роль мотивов приобщения детей с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности к шахматной игре.

Статья адресована учителям и педагогам образовательных учреждений, а также родителям детей с ОВЗ.

Ключевые слова: мотивы приобщения к шахматной игре, категория детей с ОВЗ, способы приобщения, компьютерные шахматы, индивидуальный подход.

Ответственным периодом в жизни человека является ранний возраст. Именно в этот период идёт формирование способностей, которые определяют дальнейшее развитие человека.

Изучение особенностей развития мотивации детей с ОВЗ нам представляется актуальным как для более глубокого понимания психологии детей этой категории, так и для совершенствования методов диагностики, обучения и воспитания этих детей и осуществления полноценной коррекции.

В общепсихологическом контексте мотивация представляет собой совокупность, систему психологически разнородных факторов, детерминирующих поведение и деятельность человека. В литературе много внимания уделяется мотивации здоровых детей и мотивации детей с ОВЗ.

Проблему мотивации и приобщения детей к какой-либо деятельности рассматривали такие учёные, как Л. И. Божович, А. К. Маркова, Е. В. Шорохова, В. Г. Асеев, Б. И. Додонов, И. А. Зимняя и др.

По наблюдением некоторых психологов, ребёнок до 3 лет приобретает примерно 70 % информации об окружающем мире, а за оставшуюся жизнь — 30 %. В связи с этим, именно в раннем возрасте лежит начало многих проблем, с которыми сталкиваются родители и педагоги.

Например:

— сниженная познавательная активность,

— нарушения в общении,

— замкнутость и повышенная застенчивость,

— агрессивность и гиперактивность детей и т. д.

В нашей стране есть особые дети, которые имеют разные отклонения в развитии. В обществе таких детей принято называть дети с особыми образовательными потребностями или дети с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности.

Что же это за категория детей с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности?

Ребёнок с ОВЗ — это ребёнок, имеющий психические и (или) физические недостатки, которые препятствуют ему освоению образовательных программ. Данная категория детей не является однородной.

Это определяется тем, что в данную категорию, входят дети с разными нарушениями развития:

— нарушение слуха;

— нарушение зрения;

— нарушение ОДА;

— нарушение интеллекта;

— дети с задержкой и комплексным нарушениями развития, а также речи.

Сейчас часто можно встретить детей с расстройствами поведения и эмоционально-волевой сферы. Эти дети обладают рядом признаков.

Признаки детей с расстройствами поведения и эмоционально-волевой сферы

Рис. 1. Признаки детей с расстройствами поведения и эмоционально-волевой сферы

При обучении таких детей всё большую популярность получает инклюзивное и интегрированное обучение — внедрение ребёнка в обычный класс общеобразовательной школы. Естественно, таким детям требуется индивидуальный подход, специальное обучение.

Кратко охарактеризовав категорию детей с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности, переходим к главному вопросу нашей статьи — приобщение детей с ОВЗ к шахматной игре.

В статье я бы подробно хотела остановиться на практико-ориентированном проекте «Компьютерные шахматы для всех». Данный проект удачно подходит для приобщения детей с ограниченными возможностями здоровья к шахматной игре. Помимо детей с ОВЗ, проект рассчитан и на полностью здоровых детей.

Проект актуальный для нашего времени. Он подходит для детей с разными нарушениями глухих детей, слабослышащих и позднооглохших, слабовидящих и поздноослепших детей, с тяжелой речевой патологией, с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Проект направлен не просто на приобщение детей к шахматной игре, а на социализацию детей с ограниченными возможностями здоровья и их интеграция в общество.

Проект имеет множество положительных сторон в своей реализации, но вернёмся к основному вопросу.

Как же приобщить детей с ограниченными возможностями здоровья к шахматной игре?

Привлечь детей к шахматной игре можно с помощью компьютера.

Компьютерные шахматы позволяют детям с ограниченными возможностями здоровья:

— ускорить вовлечение ребёнка в соревновательный процесс;

— сформировать навыки работы с компьютерными шахматными программами, а в дальнейшем и навыки работы с обычными шахматами;

— развить способности и быть услышанными.

В последнее время интерес к шахматам возрастает. В последние годы в педагогической среде активно обсуждают проблемы совершенствования всей системы шахматного образования — как среди здоровых детей, так и среди детей с ограниченными возможностями здоровья.

Компьютерные шахматы позволяют наилучшим образом осуществить индивидуальный подход к каждому ребёнку, а особенно индивидуальный подход важен для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Существует довольно много разнообразных способов по привлечению детей с ограниченными возможностями здоровья к шахматной игре.

Способы привлечения детей с ограниченными возможностями здоровья к шахматной игре

Рис. 2. Способы привлечения детей с ограниченными возможностями здоровья к шахматной игре

Для чего же важно мотивировать детей к игре в шахматы? И важно именно мотивировать, а не заставлять!

Шахматы — это не просто игра, доставляющая детям много радости, удовольствия, но и действенное, эффективное средство их умственного развития.

Процесс обучения шахматной игры способствует:

  • развитию у детей способности ориентироваться на плоскости,
  • развитию аналитико-синтетической деятельности,
  • развитие мышления,

— развитие суждений,

— развитие умозаключений,

— учит ребенка запоминать, сравнивать, обобщать,

— учит предвидеть результаты своей деятельности,

— содействует формированию таких ценнейших качеств, как:

  • усидчивость,
  • внимательность,
  • самостоятельность,
  • терпеливость,
  • гибкость,
  • собранность,
  • изобретательность и др.

Многие психологи и педагоги рассматривают шахматную игру, как особый вид игровой деятельности, как дидактическую, занимательную, математическую игру, как средство воспитания и обучения.

Исходя из всего вышесказанного, мы можем сделать следующие выводы.

Дети с ограниченными возможностями здоровья, не смотря на категорию нарушения развития могут быть вовлечены в шахматную игру вместе с абсолютно здоровыми детьми.

Хоть на первый взгляд может показаться, что в данной игре нет ничего особенного, но опытные специалисты — педагоги, психологи, знают на сколько важно смотивировать ребёнка с ограниченными возможностями здоровья на то, чтобы он с радостью и желание посещал занятия, кружки по шахматам.

Игра в шахматы хорошо способствует умственному развитию, как здоровых детей, так и детей с ограниченными возможностями здоровья.

Самое главное, нужно найти такой мотив, чтобы ребёнок действительно хотел этим заниматься и получал удовольствие от игры, а не просто посещал, потому что его заставили.

Хоть в шахматной игре, хоть в любой деятельности — положительный результат будет только тогда, когда ребёнок увлечён этой деятельностью и получает массу положительных эмоций, несмотря на неудачи, пытается их побороть и стремиться к успеху.

Литература:

  1. Брызгалова С. О. Инклюзивный подход и интегрированное образование детей с особыми образовательными потребностями / С. О. Брызгалова, Г. Г. Зак// Специальное образование. — 2010. — № 3. — С. 14–20.
  2. Венгер А. Л. Соотношение возрастных и индивидуальных закономерностей психического развития ребенка. Москва, 2009. 294 с. РГБ
  3. Гудонис В. Интегрированное обучение детей с нарушениями зрения / Гудонис В., Баркаускайте М.// Дефектология. — 2006. — № 3. — С. 78–82.
  4. Моисеев В. М. Практико-ориентированный проект «Компьютерные шахматы для всех», г. Нижневартовск, 2011г.
Основные термины (генерируются автоматически): ограниченная возможность здоровья, шахматная игра, ребенок, индивидуальный подход, категория детей, приобщение детей, шахматы, ранний возраст, умственное развитие, эмоционально-волевая сфера.


Ключевые слова

индивидуальный подход, мотивы приобщения к шахматной игре, категория детей с ОВЗ, способы приобщения, компьютерные шахматы

Похожие статьи

Задать вопрос