Влияние программ внеурочной деятельности на уровень развития креативности младших школьников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №39 (486) сентябрь 2023 г.

Дата публикации: 30.09.2023

Статья просмотрена: 49 раз

Библиографическое описание:

Желещикова, С. Ю. Влияние программ внеурочной деятельности на уровень развития креативности младших школьников / С. Ю. Желещикова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 39 (486). — С. 173-177. — URL: https://moluch.ru/archive/486/106285/ (дата обращения: 04.05.2024).



В статье представлены результаты исследования сформированности креативности по компонентам беглость, гибкость, оригинальность и разработанности 54 учащихся четвертых классов МАОУ Лицея № 34 г. Тюмени и МБОУ ТСОШ п. Тазовский. Инструментом исследования стали методики: диагностика невербальной креативности Э. П. Торренса «Закончи рисунок», диагностика вербальной креативности Е. Е. Туник «Словесная ассоциация». Работа направлена на изучение роли влияния различных программ внеурочной деятельности на формирование креативности у младших школьников.

Ключевые слова: креативность, младшие школьники; вербальная и невербальная креативность; беглость, гибкость, оригинальность и разработанность.

The article presents the results of a study of the formation of creativity by the components fluency, flexibility, originality and development of 54 students of the fourth grades of the MAOU Lyceum No. 34 of Tyumen and MBOU TSOSH P. Tazovsky. The research tool was the methods: diagnostics of nonverbal creativity of E. P. Torrens «Finish the drawing», diagnostics of verbal creativity of E. E. Tunik «Verbal association». The work is aimed at studying the role of the influence of various extracurricular activities on the formation of creativity in younger schoolchildren.

Keywords: creativity, primary school students; verbal and nonverbal creativity; fluency, flexibility, originality and elaboration.

В современном мире человеческий труд с каждым годом становится все менее актуальным, так как на смену приходят автоматизированные процессы. Ценность креативных людей, способных показать свою индивидуальность и умение создавать нестандартные идеи и продукты, возрастает в разы. Запросы современного мира реализуются в образовательных учреждениях. Одна из целей ФГОС — развитие личности школьника, его творческих способностей. Младший школьный возраст идеально подходит для развития креативности, именно в этот период у ребенка формируются способности, а самое главное личность, которую можно сделать креативной. И. Я. Лернер утверждает: «Творчеству нужно учить в школе. Школа может помочь развитию природных задатков до их возможных для данного субъекта пределов и превратить пассивное творчество в личностную ценность» [4, с. 104].

Федеральный проект «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование» содержит цель: «Каждому субъекту Российской Федерации к 2024 году необходимо обеспечить качественные условия для воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности путём обновления содержания и методов образования детей». Показатели национального проекта, на достижение которых направлен федеральный проект касаются творческой способностей учащихся: «Создана и работает система выявления, поддержки и развития способностей и талантов детей и молодежи» [8].

В муниципальной программе «Развитие образования в городе Тюмени на 2021–2026 годы», отражает характеристику проблем: «Недостаточный уровень развития интеллектуального и творческого потенциала одаренных и высокомотивированных обучающихся в муниципальной системе образования.».. [6]. Важной целью является воспитание и поддержка становления инициативного и творческого гражданина.

Таким образом, отмечается необходимость развития креативности и творческих способностей учащихся в условиях учебного процесса образовательных учреждениях.

Теоретико-методологической базой исследования является концепция креативности Э. П. Торренса (рис.1).

Модель креативности по концепции Э. П. Торренса

Рис. 1. Модель креативности по концепции Э. П. Торренса

Говоря о возрастных особенностях развития креативности, можно сказать, что отсутствует определенный класс, в котором явление было бы сформировано на достаточном уровне для воздействия на него. Данный вывод был сделан по результатам анализа работ исследователей, данные которых противоречили друг другу (табл. 1):

Таблица 1

Возрастные особенности развития креативности

Постепенный непрерывный рост креативности с возрастом

Снижение уровня креативности по мере приобретения знаний

Колебательный характер развития креативности

И. А. Гончарова [1, с. 1],

О. М. Разумникова [5, с. 5]

К. М. Романов [7, с. 9],

Н. Б. Шумакова [9, с. 48]

Д. Б. Богоявленская [3, с. 9],

Е. С. Жукова [2, с. 25]

Таким образом, индивидуальные особенности младших школьников напрямую влияют на уровень сформированности креативности в отличии от возрастных особенностей.

Базой исследования являются МАОУ Лицей № 34г. Тюмени, в которой учащиеся занимаются о программе внеурочной деятельности «Уроки нравственности» и МБОУ ТСОШ п. Тазовский, в которой учащиеся занимаются о программе внеурочной деятельности «Умники и умницы» (табл. 2). В исследовании приняли участие 54 учащихся четвертых классов, из которых:

Таблица 2

База исследования

Класс

Школа

Количество

Выборка

Программа внеурочной деятельности

Контрольный

МБОУ ТСОШ п. Тазовский

25 человек

11 мальчиков, 14 девочек

«Уроки нравственности»

Экспериментальный

МАОУ Лицей № 34 г. Тюмени

29 человек

14 мальчиков, 15 девочек

«Умники и умницы»

Выбор данных школ обоснован тем, что в ходе исследования мы хотели изучить роль влияния различных программ внеурочной деятельности на формирование креативности у младших школьников, а также проанализировать различия сформированности вербальной и невербальной креативности, в соответствии с основными целями и задачами программ внеурочной деятельности.

Учащиеся из МБОУ ТСОШ п. Тазовский занимаются по программе внеурочной деятельности «Уроки нравственности», в которой акцент сделан на воспитание нравственных чувств и эстетического сознания младших школьников. Каждое занятие проходит в форме творческой мастерской и направлено на развитие творческого мышления. Стоит отметить, что дети самостоятельно создают плакаты, кластеры, выставки рисунков по пройденным темам курса

Учащиеся из Лицей № 34 г. Тюмени занимаются по программе внеурочной деятельности «Умники и умницы», в процессе которой уделяется внимание на развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков. На занятии учащиеся решают нестандартные задачи, ищут новые способы решения предполагаемых ситуаций и озвучивают их. Темы и формы подачи материала активно чередуются в течение всего занятия.

Таким образом, в ходе исследования мы хотим найти подтверждение следующей гипотезе: уровень сформированности вербальной креативности будет выше у учащихся из МАОУ Лицей № 34 г. Тюмени, а уровень сформированности невербальной креативности будет выше у учащихся из МБОУ ТСОШ п. Тазовский.

Для того, чтобы доказать или опровергнуть данную гипотезу исследования, была проведена диагностика в контрольном и формирующем классах (табл. 3).

Таблица 3

Диагностическая модель исследования

Креативность (виды/компоненты)

Беглость

Гибкость

Оригинальность

Разработанность

Невербальная

Краткий тест креативности «Закончи рисунок» Э. П. Торренса

Вербальная

Методика «Словесная ассоциация» Е. Е. Туник

-

Для определения уровня невербальной креативности младших школьников был использован краткий тест креативности «Закончи рисунок» (Э. П. Торренса). Данный тест относится к методу анализа продукта деятельности, его цель заключается в том, чтобы выявиться уровень невербальной креативности. Учащимся предлагается за 10 минут дорисовать 10 незавершенных фигур, а также придумать оригинальное название к каждой из них. Для определения уровня креативности необходимо соотнести выполненную работу с возможными результатами по каждому компоненту креативности (рис.2).

Уровень сформированности компонентов невербальной креативности (краткий тест креативности Э. П. Торренса «Закончи рисунок», N=54 (25/29), апрель-май 2023)

Рис. 2. Уровень сформированности компонентов невербальной креативности (краткий тест креативности Э. П. Торренса «Закончи рисунок», N=54 (25/29), апрель-май 2023)

По результатам можно увидеть, что все компоненты креативности наиболее сформированы у контрольной группы. Из этого следует вывод, что уровень невербальной креативности выше. Результаты говорят о том, что учащиеся, занимающиеся по программе внеурочной деятельности «Уроки нравственности», наиболее способны к созданию оригинальных творческих работ. Данная программа предполагает участие в творческой деятельности, художественных выставках на различные тематики, что позволяет учащимся повысить уровень невербальной креативности. В выполненных работах можно отметить детальную разработку фигур и разнообразие изображенных категорий, что подтверждает результативность программы внеурочной деятельности.

Учащиеся из экспериментальной группы, занимающиеся по программе внеурочной деятельности «Умники и умниц» показали результаты ниже. Данная программа предполагает решение нестандартных задач, направленных на развитие познавательных способностей. В процессе внеурочной деятельности учащиеся редко выполняют задания, направленные на развитие невербальной креативности.

Для определения уровня вербальной креативности была использована методика «Словесная ассоциация» (Е. Е. Туник). Данная методика относится к методу анализа продукта деятельности. Суть методики заключается в том, что учащимся необходимо за 3 минуты написать как можно больше определений к слову «книга». Для определения результата необходимо соотнести выполненную работу с возможными результатами по каждому компоненту креативности (рис. 3).

Уровень сформированности компонентов вербальной креативности (методика Е. Е. Туник «Словесная ассоциация», N=54 (25/29), апрель-май 2023)

Рис. 3. Уровень сформированности компонентов вербальной креативности (методика Е. Е. Туник «Словесная ассоциация», N=54 (25/29), апрель-май 2023)

По результатам диагностики можно сделать вывод, что такие компоненты креативности как гибкость (12,12 б.) и беглость (7,52 б.) являются выше у экспериментальной группы. Следовательно, вербальная креативность лучше развита у учащихся, занимающиеся по программе внеурочной деятельности «Умники и умницы». Данный результат объясняются наличием в программе большого количество заданий, направленных на подбор различных вариантов решения нестандартных задач. В связи с этим у учащихся развиваются речевые навыки и навыки по производству словесных продуктов.

Учащиеся из контрольной группы, занимающиеся по программе внеурочной деятельности «Уроки нравственности» не так часто сталкиваются с заданиями, где можно проявить креативность в устной форме. Как уже говорилось ранее дети выражают свое новаторство в продуктах творческой деятельности, что и объясняет высоким уровнем компонента оригинальность.

Для того, чтобы определить статистически значимые отличия по компонентам невербальной и вербальной креативности результаты диагностики были проанализированы по U-критерию Манна-Уитни, при критическом значении U-критерия на уровне 0,05 и 0,01 (табл. 4).

Таблица 4

Анализ значимости и различий по U -критерию Манна — Уитни по компонентам креативности

Компонент креативности

Среднее значение

Значение U эмпирического

Экспер. гр

Контрол. гр

Невербальная креативность (краткий тест «Закончи рисунок» Э. П. Торренса)

Беглость

9,38

9,41

316

Зона незначимости

Оригинальность

8,17

9,52

276,5

Зона незначимости

Разработанность

11,55

14,76

167,5

Зона значимости

Гибкость

8,03

8,54

281,5

Зона незначимости

Вербальная креативность (методика «Словесная ассоциация» Е. Е. Туник)

Беглость

7,52

7,24

317

Зона незначимости

Гибкость

12,12

11,28

296

Зона незначимости

Оригинальность

5,4

5,52

355.5

Зона незначимости

По результатам можно сделать вывод о том, что статистически значимые отличия имеет компонент разработанность по невербальной креативности.

Проанализировав полученные результаты, мы пришли к выводу о том, что у учащихся из МАОУ Лицей № 34 г. Тюмени, занимающихся по программе внеурочной деятельности «Умники и умницы» более развита вербальная креативность, а у учащихся из МБОУ ТСОШ п. Тазовский, занимающихся по программе внеурочной деятельности «Уроки нравственности» более развита невербальная креативность. Таким образом, гипотеза исследования доказана.

Результаты диагностики доказываю, что направленность программы внеурочной деятельности оказывает прямое влияние на уровень формирование креативности. В зависимости от формы и содержания программы также зависит тип креативности. В данному случае важно понимать, что креативность следует развивать как вербальную, так и невербальную.

Литература:

  1. Гончарова И. А. Возрастные особенности вербальной креативности / И. А. Гончарова // Студенческая наука Подмосковью: материалы Международной научной конференции молодых ученых, Орехово-Зуево, 25–26 апреля 2017 года. — Орехово-Зуево: Государственный гуманитарно-технологический университет, 2017. — С. 204–205. — Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=29889662 (дата обращения: 22.09.2023).
  2. Жукова Е. С., Артеменков С. Л., Богоявленская Д. Б. Исследование интеллектуальной активности в младшем школьном и подростковом возрасте / Московский государственный психолого-педагогический университет, 2019. С. 11–29. — Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36951768 (дата обращения: 25.09.2023).
  3. Жукова, Е. С. О возможности адекватной оценки креативности по тестам Е. П. Торренса / Е. С. Жукова, Д. Б. Богоявленская // Личность в пространстве и времени. — 2020. — № 9. — С. 67–77. — Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44802415 (дата обращения: 25.09.2023).
  4. Лернер И. Я. Развитие мышления учащихся в процессе обучения истории. Пособие для учителей. — М.: Просвещение, 1982. — 191 с.
  5. Разумникова О. М. Особенности структуры образной креативности у школьников младшего и старшего возраста / О. М. Разумникова // Комплексные исследования детства. — 2019. — Т. 1. — № 2. — С. 88–97. — Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42700273 (дата обращения: 25.09.2023).
  6. Распоряжение администрации города Тюмени от 23.11.2020 г. N 248-рк «Об утверждении муниципальной программы «Развитие образования в городе Тюмени на 2021–2026 годы» и о признании утратившими силу некоторых распоряжений администрации города Тюмени» (ред. 15.03.2021) / Электронный фонд правовых и нормативно-технический документов. 2021. — Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/571033663 (дата обращения: 22.09.2023).
  7. Романов К. М. Развитие креативности школьников / К. М. Романов // Педагогика и психология образования. — 2020. — № 2. — С. 161–175. — Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=43834930 (дата обращения: 25.09.2023).
  8. Федеральный проект «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование». Утвержден приказом Министерства просвещения РФ от 03.09.2019 г. N 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей» / Министерство просвещения Российской Федерации. — Режим доступа: https://edu.gov.ru/national-project/projects/success/ (дата обращения: 22.09.2023).
  9. Шумакова Н. Б. Обучение и развитие одаренных детей. М.; Воронеж, 2004 — Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=19901700 (дата обращения: 25.09.2023).
  10. Torrance E. P. The nature of creativity as manifest in the testing // R. Sternberg, T. Tardif (eds.). The nature of creativity. Cambridge: Cambr. Press, 1988. P. 43–75.
Основные термины (генерируются автоматически): внеурочная деятельность, невербальная креативность, вербальная креативность, зона незначимости, компонент креативности, тюмень, учащийся, программа, уровень, краткий тест креативности.


Ключевые слова

креативность, младшие школьники, гибкость, Беглость, вербальная и невербальная креативность, оригинальность и разработанность

Похожие статьи

Диагностика креативности как психолого-педагогическая проблема

Гилфорд разработал тесты, состоящие из 14 субтестов, в которые вошли 10 тестов на вербальную креативность и 4 — на невербальную. Под эти тесты ученый определил показатели, по которым и диагностировалась креативность.

Исследование креативности студентов-юношей...

Тест вербальной креативности (RAT) С. Медника (адаптация А. Н. Воронина, взрослый вариант); Данная методика предназначена для диагностики вербальной креативности путем перекомбинирования респондентом элементов данной ему ситуации.

Креативность как основа инновационной педагогической...

В педагогическом словаре креативность определяется как уровень творческой одаренности, способности к творчеству, составляющий относительно устойчивую характеристику личности [5, с. 33].

Соотношение понятийных, креативных и когнитивных...

Факторная матрица, включающая показатели понятийных (категориальных и концептуальных) способностей, вербальной и невербальной креативности, аналитического интеллекта в юношеской выборке.

Программа развития творческого потенциала младших...

Формой подведения итогов реализации программы являются выставки творческих работ учащихся и повторная диагностика творческой активности и личностных качеств учащихся. Ожидаемые результаты: - развитие творческого потенциала младших школьников

Формирование креативности учащихся основной школы...

Библиографическое описание: Утемов, В. В. Формирование креативности учащихся основной школы посредством использования задач «открытого» типа / В. В

Учащиеся составляют типовые задачи на движение по реке, озеру. Стараются разнообразить сюжетную линию.

Развитие креативного мышления в системе дополнительного...

Симпсон определял креативность как «способность к разрушению общепринятого обычного порядка следования идей в процессе мышления». Творческие программы Дж. Рензулли исходят из модели структуры интеллекта, Дж.

Особенности развития креативности в младшем школьном...

Исследование Е. А. Трофимовой (2022), проведенное в Санкт-Петербурге в лицее для учащихся 4-х классов, выявило динамику развития эстетического компонента креативности, а в частности оригинальности ассоциаций.

ТРИЗ-технология как система развития креативного мышления

Вскоре программы развития креативности мышления, разработанные на основе теории Д.П. Предмет исследования: открытые задачи как средство развития креативности учащихся основной. Креативность – от лат. creatio – созидание.

Взаимосвязь интеллекта и креативности в юношеском возрасте

То есть, высокие показатели вербальной креативности связаны c высокими показателями образной креативности. В совокупности вербальная и невербальная креативность составляет более широкое понятие «когнитивная креативность» (Е. П. Ильин).

Похожие статьи

Диагностика креативности как психолого-педагогическая проблема

Гилфорд разработал тесты, состоящие из 14 субтестов, в которые вошли 10 тестов на вербальную креативность и 4 — на невербальную. Под эти тесты ученый определил показатели, по которым и диагностировалась креативность.

Исследование креативности студентов-юношей...

Тест вербальной креативности (RAT) С. Медника (адаптация А. Н. Воронина, взрослый вариант); Данная методика предназначена для диагностики вербальной креативности путем перекомбинирования респондентом элементов данной ему ситуации.

Креативность как основа инновационной педагогической...

В педагогическом словаре креативность определяется как уровень творческой одаренности, способности к творчеству, составляющий относительно устойчивую характеристику личности [5, с. 33].

Соотношение понятийных, креативных и когнитивных...

Факторная матрица, включающая показатели понятийных (категориальных и концептуальных) способностей, вербальной и невербальной креативности, аналитического интеллекта в юношеской выборке.

Программа развития творческого потенциала младших...

Формой подведения итогов реализации программы являются выставки творческих работ учащихся и повторная диагностика творческой активности и личностных качеств учащихся. Ожидаемые результаты: - развитие творческого потенциала младших школьников

Формирование креативности учащихся основной школы...

Библиографическое описание: Утемов, В. В. Формирование креативности учащихся основной школы посредством использования задач «открытого» типа / В. В

Учащиеся составляют типовые задачи на движение по реке, озеру. Стараются разнообразить сюжетную линию.

Развитие креативного мышления в системе дополнительного...

Симпсон определял креативность как «способность к разрушению общепринятого обычного порядка следования идей в процессе мышления». Творческие программы Дж. Рензулли исходят из модели структуры интеллекта, Дж.

Особенности развития креативности в младшем школьном...

Исследование Е. А. Трофимовой (2022), проведенное в Санкт-Петербурге в лицее для учащихся 4-х классов, выявило динамику развития эстетического компонента креативности, а в частности оригинальности ассоциаций.

ТРИЗ-технология как система развития креативного мышления

Вскоре программы развития креативности мышления, разработанные на основе теории Д.П. Предмет исследования: открытые задачи как средство развития креативности учащихся основной. Креативность – от лат. creatio – созидание.

Взаимосвязь интеллекта и креативности в юношеском возрасте

То есть, высокие показатели вербальной креативности связаны c высокими показателями образной креативности. В совокупности вербальная и невербальная креативность составляет более широкое понятие «когнитивная креативность» (Е. П. Ильин).

Задать вопрос