Сущность подвижных игр как средства воспитания положительных взаимоотношений между старшими дошкольниками | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №3 (450) январь 2023 г.

Дата публикации: 18.01.2023

Статья просмотрена: 107 раз

Библиографическое описание:

Абдуллаева, Р. Р. Сущность подвижных игр как средства воспитания положительных взаимоотношений между старшими дошкольниками / Р. Р. Абдуллаева, Т. Н. Галич. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 3 (450). — С. 225-226. — URL: https://moluch.ru/archive/450/99050/ (дата обращения: 02.05.2024).



В статье анализируется роль игры в жизни детей, функции игры и ее влияние на взаимоотношения детей старшего дошкольного возраста.

Ключевые слова: подвижная игра, воспитание, взаимоотношения, функции игры.

Особенностью общего образа жизни старших дошкольников является постоянно растущая потребность в самостоятельности в поведении, организации и деятельности. Организованность у детей старшего дошкольного возраста проявляется в знании правил, способности следовать общим правилам и требованиям группы, готовности работать вместе для достижения общих целей, координации своего поведения и взаимно согласованном распределении обязанностей. Организационное поведение помогает детям из разных части класса детского сада найти свое место и прояснить свою роль в группе, а также благоприятствует целенаправленному поведению детей.

Игра — самый важный вид деятельности в детстве, поэтому она играет важную роль в развитии и воспитании детей. Она является эффективным средством формирования личностных, моральных и спонтанных качеств детей дошкольного возраста, и через игру они могут реализовать свою потребность влиять на мир. Советский педагог В. А. Сухомлинский подчеркивал, что «игра — это большое светящееся окно, через которое психический мир ребенка излучает живые идеи и мысли об окружающем мире». Игра является самым важным видом деятельности в раннем детстве и поэтому играет важную роль в развитии и воспитании детей. Она является эффективным средством формирования личностных, моральных и спонтанных качеств маленьких детей и помогает им осознать свою потребность влиять на мир через игру. Советский педагог В. Сухомлинский подчеркивал, что «игра — это большое светящееся окно, через которое мир души ребенка излучает живые идеи и мысли об окружающем мире». Игра — это искра любопытства и любознательности» [1]. Ф. Лесгафт, основатель российской системы физического воспитания, также придавал большое значение игре. Определяя игру как упражнение для подготовки детей к жизни, Ф. Лесгафт писал, что «игра движением — это сознательная и активная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий в связи с правилами, обязательными для всех играющих» [2]. В нем говорится: «Игра — это физическая активность, которая готовит детей к жизни», по мнению Э. Я. Степаненковой, «подвижная игра — это форма отдыха, развлечения, тренировки и развития умственных и физических сил, также это относительно самостоятельная деятельность детей, удовлетворяющая их потребности [3]. В. Шмонина считает, что «игра на свежем воздухе — это средство пополнения знаний и представлений об окружающем мире, развития навыков мышления и приобретения ценных нравственных и спонтанных качеств», часто хорошо подобранная и направленная игра является эффективным средством обучения детей дошкольного возраста. Сила влияния игры на целостное развитие ребенка заключается в эмоциональном возбуждении, интересе, энтузиазме, способности к большим усилиям и высокой работоспособности, которые дети испытывают в игре.

Я. А. Коменский считает, что воспитательное значение игр и развитие физических упражнений помогает детям развивать целостность, порядок в группе. Т. С. Блощицына уделяет внимание проблеме формирования детских взаимоотношений и основывает ее на участии детей в играх на свежем воздухе. Проанализировав объективную структуру таких игр, автор классифицирует типы игр на три категории: игры со структурой, в которой доминирует индивидуальное поведение участников, где приоритетом является следование правилам; игры, в которых несколько участников должны объединиться для выполнения совместных действий; и игры, в которых существуют и соревнуются противоположные стороны. В документе описывается методика, направленная на то, чтобы помочь детям развить представления о согласовании интересов, взаимопонимании, ведущем к успеху, ответственности за правильность поведения каждого игрока по отношению к «команде», необходимости взаимной поддержки, чуткости и отзывчивости по отношению к сверстникам.

Таким образом, игра является средством социализации детей. Для детей игра — это как разговор со взрослыми. Игра способствует самореализации ребенка. Игра обеспечивает физическое, эмоциональное и социальное пространство для детей. Он включает в себя комплекс «Я«, в том числе самовыражение, саморегуляцию, самоопределение и самоисцеление. Функция общения: игра невозможна без общения, которое является основным источником энергии. Она объединяет молодых и пожилых людей и помогает им найти общий язык. Она учит их ладить друг с другом, отпускать, слушать своих друзей, продолжать вести себя, помогать, уважать существующие правила и собственные желания и является прообразом групповой деятельности. Дети учатся понимать и уважать других и справляться с препятствиями. Они проявляют интерес к игре, потому что если вы не будете следовать правилам, вас не пригласят в следующий раз. Существует два типа отношений. Есть соревновательный тип — между командами партнеров с противоположными целями (один выигрывает, другой проигрывает), а есть истинное сотрудничество между членами одной команды. Такое сотрудничество позволяет детям выйти за пределы ситуации и проанализировать ее, как если бы они смотрели на нее со стороны. Например, предположим, что дети играют в мяч. Дети бегут, чтобы не пострадать, но они также должны заботиться о своих друзьях. Игра может помочь детям диагностировать свои сильные стороны, способности и индивидуальность. Другими словами, игра побуждает детей к самопознанию. Игра часто используется педагогом для гармонизации психологического развития ребенка, предупреждения отклонений и разрешения конфликтов, которые неизбежно возникают в психике ребенка, пока они не переросли в устоявшиеся комплексы. Игра — это как спасательная шлюпка, которая защищает хрупкую психику ребенка от сильных переживаний повседневной жизни. Дети интуитивно используют игру в качестве психотерапии для снятия страха, стресса, эмоционального и интеллектуального напряжения. Дети не только играют, но и рассказывают нам, что им нравится, что их беспокоит, какие переживания или проблемы требуют быстрого решения. Во время игр дети используют громкие звуки, смех, приседания, резкие движения и быструю ходьбу. Ребенок не устает от игры. Они счастливы и расслаблены. Игра помогает выработать защитные механизмы, сильную ментальную и эмоциональную разрядку и, следовательно, положительные эмоции. Чем больше положительных эмоций получает ребенок, тем гармоничнее и счастливее будет его мир и тем увереннее он будет чувствовать себя в жизни. Азарт игры вызывает уникальное физиологическое состояние во всем теле ребенка и приводит к спортивным достижениям, которые не могут быть достигнуты ни в какой другой ситуации, кроме игры.

Литература:

  1. Сухомлинский В. А. О воспитании / Сухомлинский В. А. // Москва: Политическая литература, 1982. С. 270.
  2. Лесгафт П. Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение / Лесгафт П. Ф. // Либроком, 2010. С. 216.
  3. Степаненкова Э. Я. Методика проведения подвижных игр / Э. Я. Степаненкова //. М.: МОЗАИКАСИНТЕЗ, 2009. С. 60.
  4. Шмонина В. Творческие подвижные игры / В. Шмонина // Дошкольное воспитание, 2011. № 8. С. 40–44.
Основные термины (генерируются автоматически): игра, ребенок, окружающий мир, вид деятельности, дошкольный возраст, подвижная игра, свежий воздух, советский педагог, старший дошкольный возраст, эффективное средство формирования.


Похожие статьи

Подвижные игры как средство формирования двигательных...

Детям младшего и среднего дошкольного возраста очень нравятся сюжетные подвижные игры, повзрослев, они начинают проявлять интерес к подвижным играм с элементами спорта и тем, в которых они могут проявить свои качества (смелость, находчивость и т. д.).

Использование подвижных игр в работе с детьми дошкольного...

Игра является ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста.

Используя в работе с детьми подвижные игры, педагоги решают множество задач воспитания

Все игры необходимо использовать с постепенным усложнением, учитывая возраст детей.

Доронина М. А. Роль подвижных игр в развитии детей дошкольного возраста / М. А. Доронина...

Значение игры для дошкольников | Статья в журнале...

Основной вид деятельности дошкольного возрастаигра, в процессе которой развиваются духовные и

Кроме того, игра — это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ

А. М. Горький высказывал мысль: «Игра — путь детей к познанию мира, в котором они живут и

Творческая коллективная игра является школой воспитания чувств дошкольников.

Физическое развитие детей старшего дошкольного возраста...

Наличие последнего предоставляет возможность использовать народные подвижные игры как средство для подготовки дошкольников к спортивным играм. Разберём на конкретных примерах влияние народных подвижных игр на развитие детей дошкольного возраста.

Возможности игры в коррекционной работе с детьми

За основу классификации игр С. А. Шмаков разделил все детские игры на следующие виды

Игра — один из важнейших приёмов работы с детьми дошкольного возраста.

Петровский В. А. «Построение развивающей среды в дошкольном учреждении» -М., 1993г.

ребенок, Игра, игровая деятельность, младшая группа, дошкольный период, детский сад, ранний возраст...

Подвижная игра как средство физического развития...

Изучив методику, подобрала игры по возрасту, составила картотеку подвижных игр, где

Влияние подвижных игр на развитие движений детей, а так же волевых проявлений зависит от длительности игры.

- знание детей об окружающем мире и возможности детей в познании нового

Наиболее полезны и целесообразны подвижные игры на свежем воздухе.

Влияние подвижных игр на гармоничное развитие детей...

...и психическом развитии детей дошкольного возраста посредством подвижных игр.

Ключевые слова: подвижные игры, физическое развитие, гармоничное развитие личности

Игра — основной вид деятельности ребенка вплоть до младшего школьного возраста, это

Игра для дошкольников — специфический вид деятельности. Цель ее не в результате, а в...

Использование игровых технологий в социализации детей...

Подвижные игры, выступающие важным условием развития культуры ребенка, в которых он осмысливает

Социализация детей старшего дошкольного возраста в игровой...

ребенок, игра, сюжетно-ролевая игра, дошкольный возраст, роль, уровень развития игры, старший

Сюжетно-ролевая игра как средство социально-личностного развития дошкольников.

Научные и методические предпосылки возможности обучения...

В дошкольном возрасте ведущим видом деятельности становится игра, потому что

П. Ф. Лесгафт отмечал, что подвижная игра — это одно из важных средств всестороннего

Настроение быстро изменяется, ребенок легко расстраивается при неудаче в игре [4, с. 23].

Сигналы в играх для детей старшего дошкольного возраста лучше подавать с помощью...

Роль игры в экологическом воспитании дошкольников

Игры доставляют детям много радости, и содействует их всестороннему развитию.

Сущность игры как ведущего вида деятельности заключается в том, что дети отражают в ней различные стороны

Игра — есть, своего рода, средством познания ребенком действительности.

В жизни детей дошкольного возраста игра является ведущей деятельностью.

Похожие статьи

Подвижные игры как средство формирования двигательных...

Детям младшего и среднего дошкольного возраста очень нравятся сюжетные подвижные игры, повзрослев, они начинают проявлять интерес к подвижным играм с элементами спорта и тем, в которых они могут проявить свои качества (смелость, находчивость и т. д.).

Использование подвижных игр в работе с детьми дошкольного...

Игра является ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста.

Используя в работе с детьми подвижные игры, педагоги решают множество задач воспитания

Все игры необходимо использовать с постепенным усложнением, учитывая возраст детей.

Доронина М. А. Роль подвижных игр в развитии детей дошкольного возраста / М. А. Доронина...

Значение игры для дошкольников | Статья в журнале...

Основной вид деятельности дошкольного возрастаигра, в процессе которой развиваются духовные и

Кроме того, игра — это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ

А. М. Горький высказывал мысль: «Игра — путь детей к познанию мира, в котором они живут и

Творческая коллективная игра является школой воспитания чувств дошкольников.

Физическое развитие детей старшего дошкольного возраста...

Наличие последнего предоставляет возможность использовать народные подвижные игры как средство для подготовки дошкольников к спортивным играм. Разберём на конкретных примерах влияние народных подвижных игр на развитие детей дошкольного возраста.

Возможности игры в коррекционной работе с детьми

За основу классификации игр С. А. Шмаков разделил все детские игры на следующие виды

Игра — один из важнейших приёмов работы с детьми дошкольного возраста.

Петровский В. А. «Построение развивающей среды в дошкольном учреждении» -М., 1993г.

ребенок, Игра, игровая деятельность, младшая группа, дошкольный период, детский сад, ранний возраст...

Подвижная игра как средство физического развития...

Изучив методику, подобрала игры по возрасту, составила картотеку подвижных игр, где

Влияние подвижных игр на развитие движений детей, а так же волевых проявлений зависит от длительности игры.

- знание детей об окружающем мире и возможности детей в познании нового

Наиболее полезны и целесообразны подвижные игры на свежем воздухе.

Влияние подвижных игр на гармоничное развитие детей...

...и психическом развитии детей дошкольного возраста посредством подвижных игр.

Ключевые слова: подвижные игры, физическое развитие, гармоничное развитие личности

Игра — основной вид деятельности ребенка вплоть до младшего школьного возраста, это

Игра для дошкольников — специфический вид деятельности. Цель ее не в результате, а в...

Использование игровых технологий в социализации детей...

Подвижные игры, выступающие важным условием развития культуры ребенка, в которых он осмысливает

Социализация детей старшего дошкольного возраста в игровой...

ребенок, игра, сюжетно-ролевая игра, дошкольный возраст, роль, уровень развития игры, старший

Сюжетно-ролевая игра как средство социально-личностного развития дошкольников.

Научные и методические предпосылки возможности обучения...

В дошкольном возрасте ведущим видом деятельности становится игра, потому что

П. Ф. Лесгафт отмечал, что подвижная игра — это одно из важных средств всестороннего

Настроение быстро изменяется, ребенок легко расстраивается при неудаче в игре [4, с. 23].

Сигналы в играх для детей старшего дошкольного возраста лучше подавать с помощью...

Роль игры в экологическом воспитании дошкольников

Игры доставляют детям много радости, и содействует их всестороннему развитию.

Сущность игры как ведущего вида деятельности заключается в том, что дети отражают в ней различные стороны

Игра — есть, своего рода, средством познания ребенком действительности.

В жизни детей дошкольного возраста игра является ведущей деятельностью.

Задать вопрос