Социальное воспитание — основа формирования личностных качеств суворовцев | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №2 (449) январь 2023 г.

Дата публикации: 16.01.2023

Статья просмотрена: 20 раз

Библиографическое описание:

Пиликов, О. А. Социальное воспитание — основа формирования личностных качеств суворовцев / О. А. Пиликов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 2 (449). — С. 468-469. — URL: https://moluch.ru/archive/449/98931/ (дата обращения: 27.04.2024).



В статье рассматриваются актуальные вопросы организации социального воспитания суворовцев с использованием современных педагогических технологий.

Концепция модернизации российского образования подчеркивает необходимость «…ориентации образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей [1, с 3].

По мнению А. В. Мудрика, «социальное воспитание это — планомерное создание условий для целенаправленного и относительно контролируемого развития человека в процессе его социализации; более узко — как процесс специально организованного включения школьников в разнообразные социальные связи и ситуации, позволяющие формирующейся личности накапливать опыт социального взаимодействия в обществе» [2, с. 43].

В соответствии с программой воспитания и социализации в училище созданы комфортные условия для индивидуального развития и формирования ценностных ориентаций обучающихся на основе эффективного взаимодействия взрослых и детей, ценностного общения, путем организации социальных проб и прохождения социальных практик обучающимися, приобщения обучающихся к культурным ценностям.

К основным направлениям совместной ценностно-ориентированной деятельности взрослых и детей в нашем училище можно отнести:

– поддержка и развитие училищных традиций и ритуалов;

– коллективная подготовка, проведение и анализ ключевых дел воспитательной направленности;

– поддержка ученического самоуправления (училища, роты, взвода);

– формирование и развитие коллективов (рот, взводов);

– взаимодействие суворовцев в разновозрастных группах;

– развитие системы поощрений социальной успешности суворовцев, проявления активной жизненной позиции обучающихся.

Социальное воспитание суворовцев реализуется на основе современных педагогических технологий: сотрудничества, технологии ученического самоуправления, проектного обучения, Портфолио и других.

Самоуправление подразумевает определение каждому ребенку своей зоны ответственности в соответствие с его возрастными и личностными особенностями [3, с. 43]. Важно, чтобы взрослые смогли создать благоприятные условия для суворовцев, которые стремятся к участию в общественной жизни взвода, роты, училища. Именно в условиях самостоятельности, инициативы и внутренних потребностей рождается истинное самоуправление. Поэтому в начале учебного года на собраниях взвода суворовцы путем открытого голосования выбирают актив взвода, предлагают список ключевых дел на предстоящий учебный год, обсуждают предложения своих товарищей, оценивают возможности их организации и проведения. На основе утвержденного подростками списка воспитатель составляет план воспитательных мероприятий взвода на год. Ученическое самоуправление помогает суворовцам почувствовать себя в новой для себя роли — организаторской. Опыт организаторской деятельности будет важен в дальнейшей жизни человека. У большинства суворовцев есть общественное поручение во взводе, роте, училище и его выполнение способствует воспитанию у обучающихся ответственного отношения к делу, умение рационально распределять время, силы и ресурсы.

В Федеральном проекте «Современная школа» особое внимание уделяется наставничеству, как технологической основе для развития социальной активности подростка [4, с. 2]. В училище суворовцы старшекурсники реализуют социальную практику «ЗУН (Знаю. Умею. Научу)», основной задачей которой является сотрудничество в разновозрастных группах. Суворовцы старших курсов, которые во время совместной деятельности выполняют различные социальные роли, делятся своими знаниями с младшими суворовцами, поддерживают, направляют, помогают им найти правильное решение, обучают грамотной организации своего труда. Объединение суворовцев разных классов (курсов) в разновозрастную группу позволяет расширить и разнообразить контакты, снять психологическое напряжение, повышает градус эмоционального воздействия на подростков, помогает избежать монотонности, однообразия при организации образовательного процесса, в том числе мероприятий выходных дней и каникул. У подростков появляется возможность самоутвердиться, развивать организаторские и лидерские качества, получить положительный опыт социального общения. Разновозрастное взаимодействие на основе технологии наставничества широко реализуется при организации и проведении концертов, праздников в ротах и училище, тематических вечеров, театральных постановок, военизированных игр и квестов, во время работы творческих мастерских.

Сочетание технологий наставничества и проектного обучения легли в основу организации многих воспитательных мероприятий. Например, суворовцы 3 и 4 роты под руководством педагогов-организаторов рот участвуют в проекте «Новое поколение выбирает здоровый образ жизни». Идею создания и реализации проекта предложили сами ребята, когда в выходные дни проходили совместные — интерактивные игры, эстафеты, творческие встречи, участниками которых были суворовцы разных курсов. Ребятам настолько понравилось работать в смешанных группах, что было принято решение организовать совместный социально-ориентированный проект. Проект является составной частью одной из форм системы воспитательной работы по направлению воспитания экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни в рамках программы воспитания и социализации суворовцев. Результатом участия в проекте суворовцев разных возрастов станет формирование и укрепление дружеских связей между суворовцами разных классов, формирование и развитие личностных качеств подростков: ответственности, аккуратности, уверенности в себе. Суворовцы, участники проекта, приобретут навыки работы с различными источниками информации, научатся распределять роли при решении поставленных задач, работать с информацией, делать умозаключения, проводить анализ и самоанализ после мероприятий. В данный момент продолжается реализация проекта.

Системы поощрений социальной успешности суворовцев, проявления активной жизненной позиции обучающихся является важным фактором социального воспитания. И здесь на первый план выходит Портфолио суворовца. Портфолио обучающегося — это комплекс документов, подтверждающих индивидуальные учебные достижения и творческие успехи суворовцев. Портфолио отражает весь спектр способностей, наклонностей подростков, их интересов, знаний и опыта. Воспитательная функция Портфолио — помочь суворовцу проанализировать свои достижения, осознать в себе человека, степень развития ценностных ориентаций.

Таким образом, социальное воспитание обучающихся это длительный и контролируемый со стороны взрослых процесс, который является платформой для достижения суворовцами личностных результатов, указанных во ФГОС: формирование у обучающихся основ российской идентичности; готовность обучающихся к саморазвитию; мотивацию к познанию и обучению; ценностные установки и социально-значимые качества личности; активное участие в социально-значимой деятельности.

Литература:

  1. Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования. Рос. акад. образования. ― М.:Просвещение,2016г.
  2. Мудрик А. В. Социализация человека: учеб. пособие для студ. высш. учеб. за-ведений / А. В. Мудрик — 3-е изд., испр. и доп. — М.: Изд-во Московского психолого-социального ин-та, 2017г.
  3. Степанов П. В., Селиванова Н. Л., Круглов В. В., Степанов И. В., Парфенова И. С., Шустова И. Ю., Черкашин, Мирошкина М. Р., Тихонова Т. Н., Добровольская Е. Ф., Попова И. Н. под ред. Степанова П. В..-М.: ФГБНУ «ИСРО РАО»,2020.-119с.-(Серия: Примерная программа воспитания)
  4. ttps://edu54.ru/upload/files/2016/03/Федеральный проект «Современная школа».pdf
Основные термины (генерируются автоматически): суворовец, ученическое самоуправление, активная жизненная позиция, проектное обучение, развитие, реализация проекта, рота, социальная успешность суворовцев, социальное воспитание, социальное воспитание суворовцев, училище, формирование.


Похожие статьи

Социальное проектирование как средство повышения...

Ключевые слова: внеурочная деятельность, метод проектов, патриотизм, социальная активность.

Так, уже много лет реализуется военно-патриотический проект «Герои-выпускники училища».

Семьи суворовцев активно занимались поиском информации о своих родственниках в

Продуктом данного проекта стала выставка проектных и творческих работ.

Реализация целей гражданско-патриотического образования...

Гражданско-патриотическое воспитание суворовцев дает обучающимся возможность пройти через новый жизненный контекст, получить новые социальные знания и умения.

в условиях Казанского СВУ гражданско-патриотическое воспитание суворовцев одна из актуальных задач училища.

Организация проектной деятельности в училище способствует формированию...

Ученическое самоуправление в суворовском взводном коллективе

Ключевые слова: суворовец, самоуправление, коллектив.

– трудовой — (2–3 чел.) воспитание суворовцев в духе любви к труду

Участвуя в деятельности органов ученического самоуправления, суворовцы включаются в

— М.: «Воспитание школьников» № 8, 2006. Нечаев М. П. Методика создания и развития системы школьного самоуправления.

Внеурочная деятельность — важнейший компонент...

Решение задач воспитания и социализации суворовцев, их всестороннего развития

Главная цель внеурочной деятельности — создать условия для реализации суворовцами своих

В результате данной деятельности мы стараемся формировать у суворовцев гражданскую

Социальное направление внеурочной деятельности — это тематические классные часы...

Социализация воспитанников Казанского СВУ | Статья в сборнике...

Наиболее важна статистика училища по количеству суворовцев из неполных семей

В связи со сложившимися жизненными трудностями у данной категории суворовцев

Большую социальную значимость для суворовца играет целенаправленное общение с семьей.

Эффективность условий для нормального развития личности суворовца, формирование его...

Проектная и исследовательская деятельность в процессе...

Социальные проекты представляют собой описание социальной практики.

Результатами реализации данного социального проекта «Твори добро» были: ‒ в проведенных акциях приняли участие суворовцы 1, 2, 4, 5, 7 рот, из которых 20 человек (1 рота 4 взвод) — активные

По завершению проектов в училище проводится выставка проектов обучающихся.

Алгоритм педагогического сопровождения адаптации суворовцев...

 Социализация ребенка, включение его в систему социальных отношений начинается с самого его рождения.

Учеба в суворовском училище — это новый этап социализации ребенка, в который он

социальной адаптации суворовцев нового набора с первых дней их пребывания в

С первых дней обучения в училище воспитанники находятся под пристальным вниманием...

Интеграция внеурочной и урочной деятельности в условиях...

Для развития творческих способностей суворовцев мы применяли методы «мозгового

Цель проекта: формирование образовательных компетенций учащихся УГСВУ на уровне

Мы не ограничивали суворовцев историческими рамками. В каждом взводе (классе) ребята

- влияния познавательной, творческой деятельности на социальное становление обучающихся

Похожие статьи

Социальное проектирование как средство повышения...

Ключевые слова: внеурочная деятельность, метод проектов, патриотизм, социальная активность.

Так, уже много лет реализуется военно-патриотический проект «Герои-выпускники училища».

Семьи суворовцев активно занимались поиском информации о своих родственниках в

Продуктом данного проекта стала выставка проектных и творческих работ.

Реализация целей гражданско-патриотического образования...

Гражданско-патриотическое воспитание суворовцев дает обучающимся возможность пройти через новый жизненный контекст, получить новые социальные знания и умения.

в условиях Казанского СВУ гражданско-патриотическое воспитание суворовцев одна из актуальных задач училища.

Организация проектной деятельности в училище способствует формированию...

Ученическое самоуправление в суворовском взводном коллективе

Ключевые слова: суворовец, самоуправление, коллектив.

– трудовой — (2–3 чел.) воспитание суворовцев в духе любви к труду

Участвуя в деятельности органов ученического самоуправления, суворовцы включаются в

— М.: «Воспитание школьников» № 8, 2006. Нечаев М. П. Методика создания и развития системы школьного самоуправления.

Внеурочная деятельность — важнейший компонент...

Решение задач воспитания и социализации суворовцев, их всестороннего развития

Главная цель внеурочной деятельности — создать условия для реализации суворовцами своих

В результате данной деятельности мы стараемся формировать у суворовцев гражданскую

Социальное направление внеурочной деятельности — это тематические классные часы...

Социализация воспитанников Казанского СВУ | Статья в сборнике...

Наиболее важна статистика училища по количеству суворовцев из неполных семей

В связи со сложившимися жизненными трудностями у данной категории суворовцев

Большую социальную значимость для суворовца играет целенаправленное общение с семьей.

Эффективность условий для нормального развития личности суворовца, формирование его...

Проектная и исследовательская деятельность в процессе...

Социальные проекты представляют собой описание социальной практики.

Результатами реализации данного социального проекта «Твори добро» были: ‒ в проведенных акциях приняли участие суворовцы 1, 2, 4, 5, 7 рот, из которых 20 человек (1 рота 4 взвод) — активные

По завершению проектов в училище проводится выставка проектов обучающихся.

Алгоритм педагогического сопровождения адаптации суворовцев...

 Социализация ребенка, включение его в систему социальных отношений начинается с самого его рождения.

Учеба в суворовском училище — это новый этап социализации ребенка, в который он

социальной адаптации суворовцев нового набора с первых дней их пребывания в

С первых дней обучения в училище воспитанники находятся под пристальным вниманием...

Интеграция внеурочной и урочной деятельности в условиях...

Для развития творческих способностей суворовцев мы применяли методы «мозгового

Цель проекта: формирование образовательных компетенций учащихся УГСВУ на уровне

Мы не ограничивали суворовцев историческими рамками. В каждом взводе (классе) ребята

- влияния познавательной, творческой деятельности на социальное становление обучающихся

Задать вопрос