Развитие познавательной активности подростков в условиях выбора различных форм обучения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №2 (449) январь 2023 г.

Дата публикации: 17.01.2023

Статья просмотрена: 7 раз

Библиографическое описание:

Федорова, В. А. Развитие познавательной активности подростков в условиях выбора различных форм обучения / В. А. Федорова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 2 (449). — С. 485-487. — URL: https://moluch.ru/archive/449/98710/ (дата обращения: 27.04.2024).



Информационная эпоха характеризуется повсеместной интеграцией несовместимых ранее областей человеческого знания, подобные процессы характерны и для современной системы образования в Российский Федерации. В зависимости от запросов школьников и их родителей, меняются формы и форматы получения образования. Внедрение дистанционного обучения во время пандемии коронавируса (COVID-19) в 2020 году положительно повлияло на отрасль, когда практически вся Россия ушла на дистанционную форму получения образования. Для многих данный формат стал удобнее и позволил школьникам самостоятельно выбирать способы получения образования, которые закреплены в Федеральном законе от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 24.09.2022) «Об образовании в Российской Федерации». Согласно данному закону, в Российской Федерации образование может быть получено в организациях, которые осуществляют образовательную деятельность или вне организаций, например, дома в форме семейного образования или самообразования. В образовательных организациях с учетом потребностей и возможностей обучающегося, образование осуществляется в очной, очно-заочной или заочной форме. Также допускается сочетание различных форм получения образования [1].

Очный формат обучения считается классическим способом получения образования, закрепленным в нашем государстве давно. При очном обучении учащийся посещает образовательное учреждение, находится в обществе, взаимодействует с окружающей средой. Данный формат обучения приветствуется приверженцами традиционного образования. Однако существует категория школьников, для которых посещение образовательного учреждения не представляется возможным. Это дети, имеющие ограниченные возможности здоровья, профессиональные спортсмены или учащиеся, связанные с творческим видом деятельности, которым необходим индивидуальный график посещения образовательного учреждения, а также дети, которые стали жертвой булинга или травли. С развитием технологий и увеличением it-возможностей в современной России для таких детей процесс получения образования перешел на новый уровень.

Сегодня важно понять разницу между дистанционным, очно-заочным и заочным образованием. При заочном обучении школьник занимается самостоятельно, смотрит видео уроки или изучает материал по готовым лекциям в презентациях и вынужден приезжать очно сдавать аттестационные работы. Дистанционное обучение предполагает взаимодействие с учителями онлайн, посредством, различных платформ, таких как ZOOM или TEAMS. Заочное и очно-заочное обучение имеет небольшую, но все же разницу. Если при заочном обучении ученику необходимо приезжать только для сдачи промежуточной аттестации, а иногда и вовсе сдавать ее дистанционно, то при очно-заочной форме учащиеся посещают образовательные учреждения для сдачи обязательных работ, таких как ВПР и др. Кроме того, возможно посещение образовательного учреждения в целях участия в каких-либо досуговых или спортивных мероприятиях.

Несмотря на ряд объективных плюсов заочного и очно-заочного обучения, также есть и ряд определенных минусов. Среди них можно выделить: ограничение взаимодействия с друзьями, одноклассниками, учителями, недостаточное электронное оснащение и самое важное — слабая мотивация и недостаток самодисциплины.

Для многих учащихся переход на заочную или очно-заочную форму обучения означает «перестать учиться вовсе». Если при посещении образовательного учреждения возникают своеобразные поручни, которые подталкивают учащихся выполнять домашнее задание, активно отвечать на уроках, быть более сконцентрированным на проверочных работах или просто участвовать в жизни школы, то занимаясь дома, учащийся не имеет такой возможности.

Большинство родителей полагают, что, предоставив ребенку большую свободу и независимость от государственной школы, они мотивируют его на обучение. Однако, данная теория работает не всегда. Безусловно, есть учащиеся, которые ответственно подходят к своему будущему, качественно готовятся к сдачи аттестационных работ и понимают, что ответственность за уровень своего образования они несут сами. Но есть и другая сторона медали. Зачастую законные представители несовершеннолетних учащихся работают, занимаются домашними делами и полностью взять контроль над обучением ребенка дома для них не представляется возможным. Особенно требуется контроль процесса обучения учащихся подросткового возраста, так как переходный возраст, протестное настроение, политика «я взрослый и самостоятельный, не хожу в школу», требуют повышенного участия родителей в образовательном процессе детей.

Познавательная активность учащихся складывается, прежде всего, из мотивации, которая в свою очередь состоит из частей, каждую из которых необходимо прорабатывать вместе с ребенком, особенно с тем, который обучается дома. Рассмотрим составляющие и способы, которые помогают развивать данные части. Во-первых, учащемуся необходимо определить цель его обучения и лучше, если он сам поставит перед собой эту цель, а не примет вынужденную навязанную родителями или школой. Во-вторых, большое значение имеет любознательность. Для младших школьников собственные интересные открытия и познание чего-то нового станет хорошей мотивацией. Для развития любознательности у школьников родителям можно использовать различные формы преподнесения образовательного материала, а также посещать различные выставки, экспериментальные станции и музеи. Для средней и старшей школы мотивацией может выступать самоутверждение и достижение определенного успеха. Важным связующим звеном между частями мотивации можно выделить эмоциональный компонент. При благоприятной эмоциональной атмосфере в семье и ближайшем у ребенка окружении происходит активное формирование здоровой мотивации к обучению.

При переводе учащегося на заочный или очно-заочный формат обучения важно, чтобы родитель брал ответственность, в первую очередь, на себя и понимал, что при неокрепшей детской психике и переходном возрасте, учащийся без поддержки взрослого не сможет самостоятельно освоить достаточно большой объем школьной образовательной программы.

Литература:

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 24.09.2022) «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс»
Основные термины (генерируются автоматически): образовательное учреждение, учащийся, TEAMS, ZOOM, дистанционное обучение, заочное обучение, очно-заочное обучение, ребенок, Российская Федерация, способ получения образования.


Похожие статьи

Дистанционное обучениеспособ получения образования

Одним из перспективных способов получения образования в наше время является дистанционное

Здесь дистанционное обучение - один из способов увеличения набора, а, значит, и

Заочное, корреспондентское обучение, экстернат - все эти способы получения

Дистанционное обучение — взаимодействие учителя и учащихся между собой на расстоянии...

Электронное обучение как средство реализации...

«Дистанционные образовательные технологии», «электронное обучение» — эти понятия уже

Несмотря на то, что об электронном обучение, как способе получения образования

В Законе РФ «Об образовании» от 10 июля 1992 г. говорилось, что «образовательное учреждение

По сути, обучение детей-инвалидов на дому с использование дистанционных...

Особенности дистанционного обучения в системе образования

Особое внимание уделено правовому регулированию дистанционного образования. Ключевые слова: образование, дистанционное обучение, электронная

В свете этих изменений появились новые возможности получения образования, вошли в обиход такие

Оно возникло из «образования по телевидению» на Западе, заочного образования и...

Дистанционное обучение как неотъемлемая часть...

Казалось бы, дистанционное обучение только зарождается как метод преподавания.

педагогов интерфейс, такие как популярная в Российских ВУЗах система Moodle [4, с.66].

8. Суворова И. В. Дистанционная форма обучения детей с ограниченными возможностями

Дистанционное образование (ДО) – совершенная форма, сочетающая элементы очного и.

Интернет-платформы и образовательные ресурсы как способ...

Дистанционное обучение — это один из способов образования

Дистанционное обучение — это взаимодействие учителя и учащихся, классного

Сложности дистанционного обучения были в начале дистанционного обучения.

среде большая часть российских школ перешли на дистанционное онлайн-обучение с помощью таких платформ, как Zoom и Microsoft Teams.

Использование информационных сервисов в образовании

– отсутствие расписания для конкретного образовательного учреждения (например КГУ им. К

В настоящее время доля дистанционного обучения в процессе образования постоянно. В общем случае структурно системы дистанционного обучения, с точки зрения этапов.

для любой формы образования (очной, очно-заочной (вечерней), заочной и экстерната).

Дистанционная форма обучения как инновационный метод...

Библиографическое описание: Мартыненко, О. В. Дистанционная форма обучения как инновационный метод

Это был значительный прорыв, аудитория обучения возросла в сотни раз.

Дистанционное обучение — взаимодействие учителя и учащихся между собой на

Для студентов заочной формы, обучающихся дистанционно по сетевой технологии...

дистанционное обучение, дистанционное образование...

Внедрение дистанционного обучения в образовательный процесс подразумевает собой

- симуляции (интерактивные методы обучения, позволяющие получить практический опыт в заданной области знаний)

Дистанционное обучение занимает всё большую роль в модернизации образования.

Дистанционное обучениеспособ получения образования.

Особенности смешанного и дистанционного обучения в вузах

В научно-педагогической литературе дистанционное обучение рассматривается как

Построение образовательного процесса на основе смешанного обучения является

Можно успешно применять технологию blended learning при очном обучении — прежде

студентов; в заочном обучении — как основная технология реализации образовательного процесса.

Дистанционное обучение в информационной образовательной...

При таком подходе дистанционное обучение отражает все присущие образовательному

Дистанционное обучение обладает рядом преимуществ над традиционными формами

Дистанционное обучение — это образовательная технология, способ передачи знаний

для любой формы образования (очной, очно-заочной (вечерней), заочной и экстерната).

Похожие статьи

Дистанционное обучениеспособ получения образования

Одним из перспективных способов получения образования в наше время является дистанционное

Здесь дистанционное обучение - один из способов увеличения набора, а, значит, и

Заочное, корреспондентское обучение, экстернат - все эти способы получения

Дистанционное обучение — взаимодействие учителя и учащихся между собой на расстоянии...

Электронное обучение как средство реализации...

«Дистанционные образовательные технологии», «электронное обучение» — эти понятия уже

Несмотря на то, что об электронном обучение, как способе получения образования

В Законе РФ «Об образовании» от 10 июля 1992 г. говорилось, что «образовательное учреждение

По сути, обучение детей-инвалидов на дому с использование дистанционных...

Особенности дистанционного обучения в системе образования

Особое внимание уделено правовому регулированию дистанционного образования. Ключевые слова: образование, дистанционное обучение, электронная

В свете этих изменений появились новые возможности получения образования, вошли в обиход такие

Оно возникло из «образования по телевидению» на Западе, заочного образования и...

Дистанционное обучение как неотъемлемая часть...

Казалось бы, дистанционное обучение только зарождается как метод преподавания.

педагогов интерфейс, такие как популярная в Российских ВУЗах система Moodle [4, с.66].

8. Суворова И. В. Дистанционная форма обучения детей с ограниченными возможностями

Дистанционное образование (ДО) – совершенная форма, сочетающая элементы очного и.

Интернет-платформы и образовательные ресурсы как способ...

Дистанционное обучение — это один из способов образования

Дистанционное обучение — это взаимодействие учителя и учащихся, классного

Сложности дистанционного обучения были в начале дистанционного обучения.

среде большая часть российских школ перешли на дистанционное онлайн-обучение с помощью таких платформ, как Zoom и Microsoft Teams.

Использование информационных сервисов в образовании

– отсутствие расписания для конкретного образовательного учреждения (например КГУ им. К

В настоящее время доля дистанционного обучения в процессе образования постоянно. В общем случае структурно системы дистанционного обучения, с точки зрения этапов.

для любой формы образования (очной, очно-заочной (вечерней), заочной и экстерната).

Дистанционная форма обучения как инновационный метод...

Библиографическое описание: Мартыненко, О. В. Дистанционная форма обучения как инновационный метод

Это был значительный прорыв, аудитория обучения возросла в сотни раз.

Дистанционное обучение — взаимодействие учителя и учащихся между собой на

Для студентов заочной формы, обучающихся дистанционно по сетевой технологии...

дистанционное обучение, дистанционное образование...

Внедрение дистанционного обучения в образовательный процесс подразумевает собой

- симуляции (интерактивные методы обучения, позволяющие получить практический опыт в заданной области знаний)

Дистанционное обучение занимает всё большую роль в модернизации образования.

Дистанционное обучениеспособ получения образования.

Особенности смешанного и дистанционного обучения в вузах

В научно-педагогической литературе дистанционное обучение рассматривается как

Построение образовательного процесса на основе смешанного обучения является

Можно успешно применять технологию blended learning при очном обучении — прежде

студентов; в заочном обучении — как основная технология реализации образовательного процесса.

Дистанционное обучение в информационной образовательной...

При таком подходе дистанционное обучение отражает все присущие образовательному

Дистанционное обучение обладает рядом преимуществ над традиционными формами

Дистанционное обучение — это образовательная технология, способ передачи знаний

для любой формы образования (очной, очно-заочной (вечерней), заочной и экстерната).

Задать вопрос