Русский фольклор как средство воспитания патриотизма кадет на уроках литературы | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №52 (447) декабрь 2022 г.

Дата публикации: 01.01.2023

Статья просмотрена: 55 раз

Библиографическое описание:

Илюхина, Е. В. Русский фольклор как средство воспитания патриотизма кадет на уроках литературы / Е. В. Илюхина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 52 (447). — С. 189-191. — URL: https://moluch.ru/archive/447/98501/ (дата обращения: 27.04.2024).



В статье автор раскрывает методологический аспект организации воспитательного процесса при изучении русского фольклора на уроках литературы.

Ключевые слова: патриотическое воспитание, урок литературы, русский фольклор.

Важнейшей составной частью воспитательного процесса в современной российской школе является формирование патриотизма и культуры межнациональных отношений, которые имеют огромное значение в социально-гражданском и духовном развитии личности кадета. Только на основе возвышающих чувств патриотизма и национальных святынь укрепляется любовь к Родине, появляется чувство ответственности за ее могущество, честь и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей общества, развивается достоинство личности.

Наряду с этим, в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования отмечается, что при получении общего образования осуществляется становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся; духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей.

Так актуализируется патриотическое воспитание как направление развития духовно-нравственной сферы кадета. Отметим, что патриотизм представляет собой не только базовую национальную ценность, но и важнейшую составляющую всесторонне развитой личности.

В нормативных документах в области развития общества отмечается необходимость создания условий для популяризации и сохранения общероссийской культурной идентичности, противодействия феномену «отмены культуры», укрепления традиционных российских духовно-нравственных ценностей в условиях санкционного давления.

В этой связи правомерным является обращение к литературному материалу, который обладает воспитательным потенциалом и реализуется в развитии нравственных качеств обучающихся. При этом необходимо реализовать образовательный потенциал такого материала. Другими словами, литература совмещает в себе обучение и воспитание.

Целью данной статьи является описание методологического аспекта организации воспитательного процесса при изучении русского фольклора на уроках литературы.

С точки зрения А. А. Аронова патриотическое воспитание представляет собой «единство и совокупность целей и задач, содержания и принципов, методов и средств, организационных форм, обеспечивающие целостное, организованное, постепенное, непрерывное, активное воздействие всего воспитательного процесса на сознание, чувства и поведение школьников с целью всесторонней подготовки их к выполнению своего патриотического долга» [1, с. 60].

В. П. Лукьянова [5] выделяет компоненты патриотического воспитания:

— культурно-историческое;

— военно-историческое;

— духовно-нравственное;

— правовое;

— военно-техническое;

— физическое;

— психическое;

— профессионально-деятельностное.

Воспитательный потенциал русского фольклора описан в современных научно-методических исследованиях Н. И. Ануфриевой, Н. Б. Быстровой, Ю. А. Ветчинкиной, Н. В. Черниковой и А. И. Коротковой.

В данной статье подробнее остановимся на приемах организации воспитательного процесса на уроках литературы в 7 классе при изучении былины «Вольга и Микула Селянинович». Данную работу предлагаем рассмотреть на примере технологии дискуссионного обучения, что является уместным на уроках литературы.

Реализации такого подхода в полной мере способствует прием «Шесть шляп», основанный на концепции параллельного мышления, согласно которому мнения, идеи и решения сосуществуют, а не противопоставляются друг другу.

Данный прием позволяет преодолевать указанные сложности путем разделения мыслительного процесса на шесть аспектов:

— фокусировка внимания на имеющейся информации (цифры, факты, недостающая информация, источники информации);

— эмоционально-интуитивный уровень (чувства, эмоции, догадки);

— преимущества, которые позволяют принять решение;

— недостатки, которые служат преградой;

— креативные и нестандартные способы решения;

— формулировка выводов.

Педагогом формулируется проблемный вопрос: Кто истинный герой и почему? Далее обучающиеся распределяются на две группы, по именам персонажей былины. Каждая группа работает по определенным этапам, отраженным в таблице 1. Дискуссионное обучение при этом реализуется в тех же этапах, что предусмотрены приемом «Шесть шляп».

Таблица 1

Работа в группах

Этап

Деятельность обучающихся

Фокусировка внимания на имеющейся информации

Акцентируют внимание на фактологической информации. Составляют характеристику героев, их портрет

Эмоционально-интуитивный анализ

Оценивают действия, поступки, речь героев. Выявляют причинно-следственные связи

Сюжетный анализ

Обращаются к специфике взаимодействия героев с окружающими. Выделяют закономерности, дополняют характеристику

Обобщение

Синтезируют полученные результаты анализов

Выводы

Делают вывод о том, можно ли назвать персонажа истинным героем

Таким образом, развитие и преобразование современного общества требуют новых и инновационных подходов к формированию у обучающихся представлений о патриотизме как базовой национальной ценности. Воспитательный процесс на уроках литературы при этом также изменяется и дополняется новыми методами и формами урочной деятельности. Технология дискуссионного обучения представляет собой уникальный синтез современных технологий и народной традиционной культуры, которая является базой для сохранения самобытности каждого народа и его культурной специфики.

При этом патриотическое воспитание представляет собой целенаправленный образовательно-воспитательный процесс развития базовых патриотических качеств обучающегося, которые включают социальные и духовно-нравственные составляющие личности. Цель такой деятельности состоит в формировании чувства патриотизма как духовно-нравственного императива, опосредованного взаимоотношением личности с Родиной.

Литература:

  1. Аронов, А. А. Растить патриотов / А. А. Аронов. — М.: Педагогика, 2005. — 144 с.
  2. Ануфриева, Н. И. Русский фольклор в современном образовательном пространстве / Н. И. Ануфриева // Наука и технологии XXI века: тренды и перспективы: Сборник статей по итогам IV Профессорского форума. В 2-х томах, Москва, 27–30 сентября 2021 года. Том 1. — Москва: Общероссийская общественная организация «Российское профессорское собрание», 2021. — С. 112–116.
  3. Быстрова, Н. Б. «Материнская молитва»: Русский фольклор как один из методов воспитания здоровой нации / Н. Б. Быстрова // Наука и культура России. — 2018. — Т. 1. — С. 247–250.
  4. Ветчинкина, Ю. А. Воспитательная проблематика фольклора / Ю. А. Ветчинкина // Символ науки: международный научный журнал. — 2016. — № 4–4(16). — С. 235–237.
  5. Лукьянова, В. П. Педагогические условия патриотического воспитания в учебно-воспитательном процессе современной школы / В. П. Лукьянова. — М.: МГУ, 2003. — 165 c.
  6. Черникова, Н. В. Русский фольклор как источник духовно-нравственного воспитания школьников (на примере концепта «Мать») / Н. В. Черникова, А. И. Короткова // Гуманитарные технологии в современном мире: Сборник статей VIII международной научно-практической конференции. / Составители Л. М. Гончарова, Т. В. Нестерова, Э. А. Китанина. Том Часть 1. — Калининград: РА Полиграфычъ, 2020. — С. 257–263.
Основные термины (генерируются автоматически): воспитательный процесс, урок литературы, патриотическое воспитание, русский фольклор, дискуссионное обучение, базовая национальная ценность, воспитательный потенциал, истинный герой, методологический аспект организации, фокусировка внимания.


Похожие статьи

Воспитательный потенциал уроков литературы

Изменилось информационное поле, которое влияет на воспитательный процесс.

Преподавание литературы, основанное на диалоге, позволяет конструктивно решать

Общечеловеческая идея — сопряжение судьбы подростка с судьбой литературных героев.

ценность, нравственная ценность подростков, нравственность, формирование, подросток...

Формирование национальных ценностей...

Статья посвящена развитию национальных ценностей у учащихся, воспитание

Именно в процессе воспитания человек усваивает культурные навыки, приобщается к определённому

В учебно-воспитательном процессе, возможно, совместить в себе своеобразие и

В условиях межкультурного взаимодействия обращает на себя внимание — важность воспитания у...

Этнокультурный компонент как важнейшее средство воспитания...

Важнейшей составной частью учебно-воспитательного процесса в современной школе является

Воспитание уважения к национальным традициям своего народа, толерантности, культуры

– Развитие гуманизма, милосердия и общечеловеческих ценностей.

Воспитание граждан и патриотов своей Родины — процесс длительный, требующий от учителя знаний...

Духовно-нравственное воспитание младших школьников...

Его задача ненавязчиво и бережно вводить своих учеников в мир фольклора.

Базовые национальные ценности должны осваиваться младшими школьниками в виде представлений

Духовно-нравственное воспитание младших школьников — это процесс содействия

Духовно-нравственное воспитание дошкольников и младших школьников.

Формирование базовых национальных ценностей у подростков...

...при организации любого вида деятельности в воспитательном процессе должны быть

Проблемное поле организации деятельности патриотического клуба «Гражданином стать

нового типа граждан — истинных патриотов, обладающих интеллектуальным потенциалом и

Содержание опыта, ориентированного на формирование базовых национальных ценностей...

Народная педагогика в воспитательном процессе дошкольной...

В условиях ДОО реализация в воспитательном процессе методов и приемов народной

Еще одной «подзадачей» организации воспитательного процесса средствами и

Народная педагогика в условиях ДОО может быть частью процесса воспитания и

является основой формирования у ребенка системы художественно-эстетических ценностей» [2, с. 106–107].

Отечественные традиции в духовно-нравственном развитии...

Учет национальных ценностей в воспитании подрастающего поколения, опыт в духовно

Наши педагоги в учебно-воспитательном процессе основываются на принципах гуманизма

Родители воспитанников и педагоги устраивают мастер — классы по обучению различным

Педагоги вовлекают детей в процесс изготовления народных игрушек и других предметов, в...

Влияние культурно-исторического наследия на воспитание...

На процессы, происходящие в обществе, чутко реагирует система школьного образования.

тем успешнее и эффективнее будет проходить процесс «обучения» ценностям. Воспитание на основе ценностей предполагает развитие оценочной сферы личности, оно естественно

Проводя внеклассные мероприятия, уроки — творчества, исполняя народные песни, участвуя...

Патриотическое воспитание как основа формирования...

Патриотическое воспитание молодёжи, подготовка её к защите Родины — эти вопросы

Вопросы воспитания детей, подростков и молодёжи в духе любви к Родине, в аспектах

воспитание, а также и другие направления образовательно-воспитательной деятельности.

Педагог, работая с детьми в избранном направлении учебно-воспитательной деятельности...

Патриотическое воспитание младших школьников как составная...

...оторвано от процесса обучения, а включено в этот процесс последовательно, с целью

Патриотическое воспитание в начальной школе не должно быть оторвано от процесса...

Работа по гражданско-патриотическому воспитанию младших школьников во время уроков и во.

Вопросы воспитания детей, подростков и молодёжи в духе любви к Родине, в аспектах...

Похожие статьи

Воспитательный потенциал уроков литературы

Изменилось информационное поле, которое влияет на воспитательный процесс.

Преподавание литературы, основанное на диалоге, позволяет конструктивно решать

Общечеловеческая идея — сопряжение судьбы подростка с судьбой литературных героев.

ценность, нравственная ценность подростков, нравственность, формирование, подросток...

Формирование национальных ценностей...

Статья посвящена развитию национальных ценностей у учащихся, воспитание

Именно в процессе воспитания человек усваивает культурные навыки, приобщается к определённому

В учебно-воспитательном процессе, возможно, совместить в себе своеобразие и

В условиях межкультурного взаимодействия обращает на себя внимание — важность воспитания у...

Этнокультурный компонент как важнейшее средство воспитания...

Важнейшей составной частью учебно-воспитательного процесса в современной школе является

Воспитание уважения к национальным традициям своего народа, толерантности, культуры

– Развитие гуманизма, милосердия и общечеловеческих ценностей.

Воспитание граждан и патриотов своей Родины — процесс длительный, требующий от учителя знаний...

Духовно-нравственное воспитание младших школьников...

Его задача ненавязчиво и бережно вводить своих учеников в мир фольклора.

Базовые национальные ценности должны осваиваться младшими школьниками в виде представлений

Духовно-нравственное воспитание младших школьников — это процесс содействия

Духовно-нравственное воспитание дошкольников и младших школьников.

Формирование базовых национальных ценностей у подростков...

...при организации любого вида деятельности в воспитательном процессе должны быть

Проблемное поле организации деятельности патриотического клуба «Гражданином стать

нового типа граждан — истинных патриотов, обладающих интеллектуальным потенциалом и

Содержание опыта, ориентированного на формирование базовых национальных ценностей...

Народная педагогика в воспитательном процессе дошкольной...

В условиях ДОО реализация в воспитательном процессе методов и приемов народной

Еще одной «подзадачей» организации воспитательного процесса средствами и

Народная педагогика в условиях ДОО может быть частью процесса воспитания и

является основой формирования у ребенка системы художественно-эстетических ценностей» [2, с. 106–107].

Отечественные традиции в духовно-нравственном развитии...

Учет национальных ценностей в воспитании подрастающего поколения, опыт в духовно

Наши педагоги в учебно-воспитательном процессе основываются на принципах гуманизма

Родители воспитанников и педагоги устраивают мастер — классы по обучению различным

Педагоги вовлекают детей в процесс изготовления народных игрушек и других предметов, в...

Влияние культурно-исторического наследия на воспитание...

На процессы, происходящие в обществе, чутко реагирует система школьного образования.

тем успешнее и эффективнее будет проходить процесс «обучения» ценностям. Воспитание на основе ценностей предполагает развитие оценочной сферы личности, оно естественно

Проводя внеклассные мероприятия, уроки — творчества, исполняя народные песни, участвуя...

Патриотическое воспитание как основа формирования...

Патриотическое воспитание молодёжи, подготовка её к защите Родины — эти вопросы

Вопросы воспитания детей, подростков и молодёжи в духе любви к Родине, в аспектах

воспитание, а также и другие направления образовательно-воспитательной деятельности.

Педагог, работая с детьми в избранном направлении учебно-воспитательной деятельности...

Патриотическое воспитание младших школьников как составная...

...оторвано от процесса обучения, а включено в этот процесс последовательно, с целью

Патриотическое воспитание в начальной школе не должно быть оторвано от процесса...

Работа по гражданско-патриотическому воспитанию младших школьников во время уроков и во.

Вопросы воспитания детей, подростков и молодёжи в духе любви к Родине, в аспектах...

Задать вопрос