Возможность использование видеоопытов при изучении химии в 8-м классе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №52 (447) декабрь 2022 г.

Дата публикации: 30.12.2022

Статья просмотрена: 66 раз

Библиографическое описание:

Малянова, М. Г. Возможность использование видеоопытов при изучении химии в 8-м классе / М. Г. Малянова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 52 (447). — С. 207-209. — URL: https://moluch.ru/archive/447/98449/ (дата обращения: 27.04.2024).



В статье рассматривается возможность использования видеоопытов при изучении неорганической химии в 8-м классе при отсутствии условий реального проведения опытов в химическом кабинете.

Ключевые слова: урок, неорганическая химия, видеоопыты по химии.

В настоящее время одной из главных проблем предмета «Химия» в школе является отсутствие экспериментальной и исследовательской установок в процессе ее изучения. Это связано с тем, что произошло сокращение часов, отводимых на изучение химической науки в школе, изменилось содержания учебников и учебных пособий по химии 8-го класса, в химических кабинетах в школе либо частично, либо полностью отсутствуют лабораторное оборудование и необходимые реактивы, сократилась ставка лаборанта в школе и многие другие причины.

Вследствие этого учащимся 8-го класса химия стала неинтересна как школьный предмет из-за чрезмерного теоретического ее преподавания в школе. Но вскоре эта проблема была частично решена при создании Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов, а именно с появлением видеоопытов по химии, которые полезны при их использовании, как на уроке, так и при самостоятельной работе учащихся 8-го класса при труднодоступности реактивов или трудоемкости выполнения опытов [2].

Школьный курс химии 8-го класса по Г. Е. Рудзитису и Ф. Г. Фельдману содержит следующие разделы: 1) первоначальные химические понятия; 2) кислород (горение); 3) водород; 4) вода (растворы); 5) количественные отношения в химии; 6) важнейшие классы неорганических соединений; 7) периодический закон и строение атома; 8) строение вещества (химическая связь) [1].

В образовательном ресурсе по неорганической химии для учащихся 8-го класса представлены видеоопыты по следующим разделам — № 1, № 3, № 4 и № 6, то есть даже и при реальном проведении в школе возможны только химические опыты в указанных выше разделах, так как опыты под номерами № 7 и № 8 невозможны из-за тонкостей уже на элементарном уровне [1].

К каждому видеоопыту в данном ресурсе имеются текстовые аннотации с указанием хода работы, оборудования, техники безопасности и уравнения реакции, если оно имеется в контексте эксперимента (Рис. 1) [2].

Видеоопыт «Взаимодействие оксидов металлов (основных оксидов) с кислотами»

Рис. 1. Видеоопыт «Взаимодействие оксидов металлов (основных оксидов) с кислотами»

Но ограничиваться только просмотром этих химических видеоопытов не стоит, необходимо учителю химии придумывать и разрабатывать различные задания по содержанию просмотренного опыта для запоминания и понимания хода химического процесса.

Поэтому далее будут приведены примеры химических заданий по конкретным видеоопытам из курса неорганической химии 8-го класса.

По разделу «Первоначальные химические понятия» имеются видеоопыты по разделению смесей, физическим и химическим явлениям, химическим реакциям. В теме данного раздела «Простые и сложные вещества» необходимо провести демонстрационные опыты, чтобы понять различие между смесями и химическими соединениями, поэтому для этого, сначала необходимо ознакомиться с содержание опытов «Разделение смеси серы и железа с помощью магнита и воды» и «Реакция соединения серы с железом», а после на основе просмотра видеоопытов заполнить таблицу (Рис. 2).

Таблица «Сравнение смесей и химических соединений» [1]

Рис. 2. Таблица «Сравнение смесей и химических соединений» [1]

В разделе «Водород» по теме «Водород, его общая характеристика, нахождение в природе и получение» можно предложить после просмотра видеоопыта по получению водорода и проверки его на чистоту задание, которое будет заключаться в том, что необходимо зарисовать способы его получения и записать соответствующие уравнения реакций (Рис. 3).

Установка по сбору водорода методом вытеснения воздуха

Рис. 3. Установка по сбору водорода методом вытеснения воздуха

В разделе «Важнейшие классы неорганических соединений» самым незапоминающимся моментом у учащихся является таблица изменения цвета различных индикаторов при действии растворов кислот и щелочей, поэтому необходимо после изучения каждой темы по свойствам кислот и щелочей и просмотра соответствующих видеоопытов, предложить на этапе закрепления изученного материала и на этапе повторения пройденного материала на новом уроке заполнить таблицу (Рис. 4) [1].

Таблица «Изменение индикаторов в среде»

Рис. 4. Таблица «Изменение индикаторов в среде»

Также по данному разделу много видеоопытов по свойствам оснований, кислот и солей, поэтому после просмотра каждого опыта можно предложить учащимся записать соответствующие уравнения реакций.

Таким образом, использование видеоопытов по неорганической химии в 8-м классе нивелирует отсутствие реального эксперимента на уроке химии, когда нет возможности провести лабораторные опыты в химическом кабинете при отсутствии необходимых реактивов или же трудоемкости их выполнения, но заменить полностью их виртуальностью ни в коем случае не рекомендуется.

Литература:

  1. Неорганическая химия. Видеоопыты. — Текст: электронный // Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. — URL: http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/eb17b17a-6bcc-01ab-0e3a-a1cd26d56d67/?interface=themcol (дата обращения: 28.12.2022).
  2. Рудзитис, Г. Е. Химия. 8 класс: учебник для общеобразовательных организаций / Г. Е. Рудзитис, Ф. Г. Фельдман. — 4-е издание. — Москва: Просвещение, 2016. — 207 с. — ISBN 978–5-09–037746–1. — Текст: непосредственный.
Основные термины (генерируются автоматически): неорганическая химия, видеоопыт, раздел, опыт, соответствующее уравнение реакций, химический кабинет, химия, школа.


Ключевые слова

урок, неорганическая химия, видеоопыты по химии

Похожие статьи

Ситуационные задачи по неорганической химии

...формулы химических веществ, уравнения химических реакций или подготовить доклад по теме.

Задачи на закон Фарадея усложненные и не являются типовыми для школьного курса химии.

Именно химический эксперимент — важнейший метод и средство обучения химии. В своей работе я делала упор, на то, что химический эксперимент, доступен и в домашних...

Практика применения ТРИЗ-технологии в школьном химическом...

Зинченко, Е. С. ТРИЗ-технологии при обучении химии (обобщение опыта работы) / Е. С

1 этап: выбираем уравнение реакции, которое обучающийся считает сложным, например.

...школьной химии, при этом наибольшую сложность вызывает решение химических задач.

В качестве примера предлагаю урок химии в 8 классе по теме «Химические уравнения.

Цветовые эффекты в химических опытах с гидроксидом натрия

В данной работе рассмотрены химические опыты с гидроксидом натрия (каустическая сода). Для проведения опыта использовался набор «Хамелеон» из серии «Основы естествознания» (производство ООО «Каррас», Россия [1]). Демонстрируются различные цветовые эффекты...

Эффективное использование отходов химических опытов на...

Иногда в химическом кабинете отсутствует хлорид кальция, который необходим для

Для ее выполнения учителю химии следует привлечь лаборанта, членов химического кружка. Возникает вопрос: нужно ли собирать все продукты реакций после выполнения опытов?

2. Левченко В. В., Иванцова М. А. «Опыты по химии с малым количеством реактивов».

Химическая радуга | Статья в журнале «Юный ученый»

Подобрать соответствующие реактивы и провести последовательно химические реакции с изменением окраски раствора в одной колбе в цвета радуги.

В результате реакции получилась хромовая кислота H2CrO4 красного цвета.

Химические опыты с хромом и его соединениями kristallikov.net. Химия для любознательных | Цветные осадки с хромом alhimik.ru.

Химический эксперимент как важный аспект преподавания химии...

Химический эксперимент — источник знания о веществе и химической реакции — важное

Ученический эксперимент составляют лабораторные опыты, выполняемые фронтально или группой в

Основное требование ко всякому химическому опыту — это требование полной

Таким образом, химический эксперимент пронизывает все темы курса химии, способствуя...

Алгоритмы решения задач по химии | Статья в журнале...

В статье представлены разработанные алгоритмы решения задач по органической химии. При разработке и построении алгоритмов были использованы различные способы на установление молекулярной формулы, представляют методику обучения курсу органической химии.

Исследовательская деятельность на уроках химии

Таков несложный механизм технологии научно-исследовательской работы в школе.

Например, в теме: «Предмет химии. Химия вокруг нас. Роль химии в жизни человека», предлагаю для

+ оксид калия (K2O). Растворение. Химическая реакция. Что образовалось.

Описание опытов. Наблюдения. Уравнения реакций. Получение гидроксида цинка.

Составление задач по химии как приём запоминания сложных...

info@moluch.ru. Личный кабинет.

Библиографическое описание: Алябьева, Е. Н. Составление задач по химии как приём

В курсе химии сложнее всего, по мнению обучающихся, запоминаются уравнения химических реакций.

большого количества уравнений реакций, отражающих химические свойства и получения изучаемых классов неорганических и...

Похожие статьи

Ситуационные задачи по неорганической химии

...формулы химических веществ, уравнения химических реакций или подготовить доклад по теме.

Задачи на закон Фарадея усложненные и не являются типовыми для школьного курса химии.

Именно химический эксперимент — важнейший метод и средство обучения химии. В своей работе я делала упор, на то, что химический эксперимент, доступен и в домашних...

Практика применения ТРИЗ-технологии в школьном химическом...

Зинченко, Е. С. ТРИЗ-технологии при обучении химии (обобщение опыта работы) / Е. С

1 этап: выбираем уравнение реакции, которое обучающийся считает сложным, например.

...школьной химии, при этом наибольшую сложность вызывает решение химических задач.

В качестве примера предлагаю урок химии в 8 классе по теме «Химические уравнения.

Цветовые эффекты в химических опытах с гидроксидом натрия

В данной работе рассмотрены химические опыты с гидроксидом натрия (каустическая сода). Для проведения опыта использовался набор «Хамелеон» из серии «Основы естествознания» (производство ООО «Каррас», Россия [1]). Демонстрируются различные цветовые эффекты...

Эффективное использование отходов химических опытов на...

Иногда в химическом кабинете отсутствует хлорид кальция, который необходим для

Для ее выполнения учителю химии следует привлечь лаборанта, членов химического кружка. Возникает вопрос: нужно ли собирать все продукты реакций после выполнения опытов?

2. Левченко В. В., Иванцова М. А. «Опыты по химии с малым количеством реактивов».

Химическая радуга | Статья в журнале «Юный ученый»

Подобрать соответствующие реактивы и провести последовательно химические реакции с изменением окраски раствора в одной колбе в цвета радуги.

В результате реакции получилась хромовая кислота H2CrO4 красного цвета.

Химические опыты с хромом и его соединениями kristallikov.net. Химия для любознательных | Цветные осадки с хромом alhimik.ru.

Химический эксперимент как важный аспект преподавания химии...

Химический эксперимент — источник знания о веществе и химической реакции — важное

Ученический эксперимент составляют лабораторные опыты, выполняемые фронтально или группой в

Основное требование ко всякому химическому опыту — это требование полной

Таким образом, химический эксперимент пронизывает все темы курса химии, способствуя...

Алгоритмы решения задач по химии | Статья в журнале...

В статье представлены разработанные алгоритмы решения задач по органической химии. При разработке и построении алгоритмов были использованы различные способы на установление молекулярной формулы, представляют методику обучения курсу органической химии.

Исследовательская деятельность на уроках химии

Таков несложный механизм технологии научно-исследовательской работы в школе.

Например, в теме: «Предмет химии. Химия вокруг нас. Роль химии в жизни человека», предлагаю для

+ оксид калия (K2O). Растворение. Химическая реакция. Что образовалось.

Описание опытов. Наблюдения. Уравнения реакций. Получение гидроксида цинка.

Составление задач по химии как приём запоминания сложных...

info@moluch.ru. Личный кабинет.

Библиографическое описание: Алябьева, Е. Н. Составление задач по химии как приём

В курсе химии сложнее всего, по мнению обучающихся, запоминаются уравнения химических реакций.

большого количества уравнений реакций, отражающих химические свойства и получения изучаемых классов неорганических и...

Задать вопрос