Влияние цифровизации общества на детско-родительские взаимоотношения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №52 (447) декабрь 2022 г.

Дата публикации: 02.01.2023

Статья просмотрена: 458 раз

Библиографическое описание:

Шкуропатская, А. И. Влияние цифровизации общества на детско-родительские взаимоотношения / А. И. Шкуропатская. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 52 (447). — С. 348-349. — URL: https://moluch.ru/archive/447/98427/ (дата обращения: 27.04.2024).



В статье автор рассматривает особенности изменения детско-родительских отношений под влиянием цифровизации общества. Изучен уровень тревожности родителей по этому вопросу и их мнение о влиянии технологий на психологический климат в семье.

Для любой системы характерно развитие и изменение. Структурным изменениям подвержены все взаимоотношения в нашем социуме. Резкое развитие информационных и компьютерных технологий несомненно также оказывает влияние на эти изменения. Данные технологии проникают во все сферы жизни человека и, в том числе, в семейные отношения.

Компьютеры, планшеты, смартфоны и другие «гаджеты» в современном мире, — одни из самых интересных и доступных предметов для ребенка. Особый интерес для детей эти вещи представляют в том числе и потому, что находятся в центре внимания взрослых.

В развитых странах в среднем как минимум каждый второй ребенок дошкольного возраста пользуется планшетом или смартфоном [2].

Дети воспринимают их как данность и без труда их осваивают. Нередко это происходит быстрее, чем дети начинают читать, а иногда даже говорить. В связи с этим многие исследования современного детства посвящены изучению цифровизации детства, влиянию использования информационных коммуникационных и других компьютерных технологий на развитие психики ребенка (Смирнова Е. О., Солдатова Г. У., Рассказова Е. И., Поливанова К. Н., Фельдтейн Д. И. и др.).

Тем не менее, до сих пор тема взаимосвязи проблем в детско-родительских отношениях и цифровизации общества изучена недостаточно.

Современные родители обеспокоены влиянием гаджетов: игровой зависимостью, подменой нормальной реальности на виртуальную, девиантными сообществами в социальных сетях, доступностью непроверенной информации. Многие родители отмечают, что дети совсем с ними не общаются, «им лишь бы в телефоне сидеть». Сами технические устройства — гаджеты и девайсы — также часто становятся причинами раздоров и конфликтов между детьми и родителями. Но еще более существенным оказывается тот факт, что под влиянием цифровых технологий происходит реконструирование детско-родительских отношений.

Традиционно к исследованиям особенностей детско-родительских отношений обращено внимание социальных психологов. С точки зрения социологов, этот социальный феномен определенным образом способен повлиять на ход социального развития.

Так, согласно мнению С. Н. Майоровой-Щегловой, форматы складывающихся детско-родительских отношений, доминирующих в настоящем, являются неким ресурсом развития социума в будущем [1, с. 55–61].

Именно этому ресурсу и посвящена данная статья.

Был проведен опрос с целью узнать мнение родительского сообщества о влиянии цифровизации общества на психологический климат в семье. Опрос проводился в общеобразовательном учреждении среди родителей обучающихся. В опросе приняли участие 52 родителя детей в возрасте от 6 до 17 лет. 100 % родителей отметили, что испытывают тревожные чувства в отношении цифровых изменений в мире и их влиянии на детей, а 36 % отметили крайне высокий уровень этой тревожности.

42 % опрошенных родителей считают, что цифровизация общества отрицательно влияет на психологический климат в семье.

В современном обществе наблюдается тенденция к резкому снижению времени, проведенного семьей совместно — это время заменяют гаджеты и цифровое общение. Даже общение с детьми «отцифровывается», часто родители получают информацию о детях не от них самих, а с цифровых устройств — «умных» браслетов, приложений в телефоне, и так далее.

Тревожно, что виртуальная реальность становится для детей заменителем доверительного общения с родителями — 46,2 % подростков отметили, что у них есть проблемы, которые им легче обсудить в Интернете, нежели с родителями. Многие рассматривают времяпрепровождение в Сети как средство абстрагирования или терапии стрессов после ссор, неприятных разговоров (11,9 % — всегда, 20,5 % — часто, 30,4 % — иногда, 19,1 % — редко). По данным исследования С. Н. Майоровой-Щегловой, уровень доверия является ключевым критерием оценки качества детско-родительского взаимодействия [4, с. 65].

Гордон Ньюфелд отмечает: «Все это погружение детей в информационно-компьютерные технологии изменяет традиционные взаимоотношения родителей и детей. Привычным источником знания, а порой собеседником и наставником для современных детей становятся гаджеты с различными встроенными приложениями — «окей, google», Siri, Алиса, которые все чаще играют роль посредников между детьми и родителями» [3].

Есть и еще одна сложность, связанная с информационными технологиями — это доступность информации. До активной цифровизации общества родитель был неоспоримым авторитетом для ребенка и по определению обладал большим количеством информации. Сейчас многие родители отмечают снижение своего влияния, повышенной осведомленностью детей, что, конечно, не может не сказываться на выполнении родительских функций, а значит, сказывается и в целом на детско-родительских отношениях.

Ситуация усложнения семейных взаимоотношений также связана с большим количеством непроверенной и противоречивой информации, доступ к которой получают как дети, так и родители. Такая информация оказывает влияние на уверенность в своих действиях родителей, что ведет к парентификации.

Но только ли информационные и компьютерные устройства мы можем винить в изменении модели детско-родительских отношений?

51 % родителей считают, что цифровизация общества никак не влияет на психологический климат в семье, а 7 % даже уверены, что влияет положительно.

И действительно, несмотря на сильные изменения в обществе, основные потребности детей — в безопасности, во внимании, в любви и поддержке, и прочее — остались неизменные. И эти потребности не сможет удовлетворить гаджет.

Проблема парентификации связана с беспомощностью, неспособностью родителя проживать и контейнировать свои эмоции, и эта модель семейных отношений может присутствовать и без влияния технологий.

Технология сама по себе не может быть плохой — вопрос лишь в том, кто и как ее использует. Обществу и родителям необходимо понимать, что детям на самом деле необходимы контакт и эмоциональная близость, которые могут обеспечить только близкие взрослые.

Из положительных аспектов влияния цифровизации на детско-родительские отношения мы можем отметить доступность информации о детской психологии, что позволяет родителям без получения дополнительного образования сформировать общие представления о развитии психики своего ребенка, об этапах взросления. Еще одним аспектом можно выделить доступность общения даже в случае разлуки детей и родителей. Несомненно, цифровое общение не заменит личное, но в случае вынужденной невозможности увидеться, общение через гаджеты позволит сохранить взаимосвязь. Конечно, это работает в случае, если до разлуки были сформированы здоровые детско-родительские отношения.

Безусловно, мы может отметить возрастающий уровень тревожности родителей на тему цифровизации общества и влиянии этого на семейные отношения. Систематическая информационно-просветительская работа поможет снизить в родительском сообществе уровень тревожности и уменьшить таким образом негативное влияние технологий на детско-родительские отношения. На наш взгляд, взрослым необходимо делать упор на информационное самообучение, самоконтроль, развитие собственных родительских компетенций и расширение кругозора.

Литература:

  1. Майорова-Щеглова С. Н. Социальные факторы, влияющие на деструктивность детско-родительских отношений // Вестн. НГГУ. Сер. Социальные науки. 2018. № 4 (52).
  2. Нечаева, О. С. Взаимосвязь детско-родительских отношений и использования дошкольниками гаджетов / О. С. Нечаева. — Текст: электронный // https://psychlib.ru/: [сайт]. — URL: https://psychlib.ru/resource/pdf/studwork/NechayevaOS_2021/NechayevaOS_5.pdf#page=1 (дата обращения: 28.12.2022).
  3. Ньюфелд, Г. «Как растить детей в век цифровых технологий» / Г. Ньюфелд. — Текст: электронный // https://changeonelife.ru/: [сайт]. — URL: https://changeonelife.ru/articles/gordon-n-yufeld-kak-rastit-detej-v-vek-tsifrovy-h-tehnologij/ (дата обращения: 28.12.2022).
  4. Янак, А. Л. Дети и родители в информационном пространстве: взаимодействие, риски и стратегии обеспечения безопасности / А. Л. Янак. — Текст: непосредственный // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Социология. Политология. — 2021. — № 1.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, отношение, родитель, психологический климат, влияние, общество, влияние технологий, доступность информации, родительское сообщество, цифровое общение.


Похожие статьи

Дистанционное общение педагогов и родителей посредством...

— оптимизация времени доступа родителей к информации

В условиях развития информационно-коммуникативного общения многие педагоги используют разнообразные формы работы с родителями с

В общении с родителями посредством компьютерных технологий выделяют ряд преимуществ

Содействие сплочению детского и родительского коллективов.

Влияние цифровизации на развитие личности современных детей

 В статье говорится о влиянии цифровизации на подрастающее поколение.

Информатизация социального пространства, цифровая среда оказывает огромное влияние

Актуальной научной проблемой является влияние цифровизации на общество и на каждого отдельно взятого человека.

С 4–5 лет приучают к гаджетам своих детей 92 % родителей.

Современное детство в руках цифровой эпохи: теория...

С точки зрения психологической безопасности ребенок не должен видеть включенный

Многие не знают о негативном влиянии информационных технологий на здоровье ребенка, при этом

– внедрение осознанного отношения к современным цифровым технологиям путем

15. Уварова, Л. Н. Влияние компьютерных игр на развитие ребенка / Л. Н. Уварова, Р. Р...

Воздействие телекоммуникации на психологическое становление...

В нашей стране было развито общение в кругу семьи, посещение музеев и театров, отдых на свежем

В большом количестве стран мира существует проблема влияния «телеэкрана» на развитие личности ребенка.

влияние насилия на экране на ребенка, проблема восприятия насилия

дети считают рекламу авторитетным источником получения информации

Влияние информационных технологий на личность человека...

...отношения Результат: в современное время невозможно оградить ребенка от влияния

А также родителям стоит контролировать, какие сайты посещают дети, особенно это касается

Вывод: в наше время человек не может существовать без информационных технологий.

Библиографическое описание: Анкудинова, С. Р. Влияние информационных технологий на...

Влияние психологического климата в семье на психическое...

Статья посвящена проблеме влияния психологического климата в семье на психическое

Гипотеза: психологический климат семьи влияет на психическое развитие ребенка.

В дошкольном возрасте ребенок еще не может хорошо понимать межличностное общение

Воспитателям детских садов и особенно родителям, необходимо получение информации о...

Родительская компетентность как способ профилактики...

Каждый родитель заинтересован, чтобы его ребенок рос гармоничной личностью, и чтобы

[5]. Эмоционально-ценностное отношение родителей к ребенку (эмоциональный

— понимать, что такое интернет, цифровые технологии, когда они важны, а когда можно и без них

— относится к ребенку с уважением, как личности, владеть информацией о его потребностях

Вызовы цифрового общества | Статья в журнале «Молодой...»

Выделены психологические последствия общения в киберпространстве для отдельной личности и общества.

Гордеев В. В. Психологические проблемы цифрового общества.

Информатизация социального пространства, цифровая среда оказывает огромное влияние.

Это говорит о непричастности родителей к контролю своих детей во время их пребывания в...

Цифровая социализация детей в условиях современного ДОО

Библиографическое описание: Клемент, М. И. Цифровая социализация детей в условиях

2, с.51, в которых взрослый не выступает в качестве единственного носителя информации.

1) в более 60 % семей совместный досуг родителей и ребенка проходит перед телевизором

информационно-цифрового общества при готовности ребенка к освоению «новых» знаний.

Ребенок-дошкольник в современном цифровом мире: значение...

Но, безусловно, совершенно напрасно родители заменяют живое общение со своим ребенком, на общение его со

Он нуждается в особенном эмоциональном, незаменимом ничем, общении со взрослым. У малыша формируется отношение к окружающему миру, к окружающим ему взрослым, к родителям.

Не стоит забывать и о негативном влиянии на зрение ребенка.

Похожие статьи

Дистанционное общение педагогов и родителей посредством...

— оптимизация времени доступа родителей к информации

В условиях развития информационно-коммуникативного общения многие педагоги используют разнообразные формы работы с родителями с

В общении с родителями посредством компьютерных технологий выделяют ряд преимуществ

Содействие сплочению детского и родительского коллективов.

Влияние цифровизации на развитие личности современных детей

 В статье говорится о влиянии цифровизации на подрастающее поколение.

Информатизация социального пространства, цифровая среда оказывает огромное влияние

Актуальной научной проблемой является влияние цифровизации на общество и на каждого отдельно взятого человека.

С 4–5 лет приучают к гаджетам своих детей 92 % родителей.

Современное детство в руках цифровой эпохи: теория...

С точки зрения психологической безопасности ребенок не должен видеть включенный

Многие не знают о негативном влиянии информационных технологий на здоровье ребенка, при этом

– внедрение осознанного отношения к современным цифровым технологиям путем

15. Уварова, Л. Н. Влияние компьютерных игр на развитие ребенка / Л. Н. Уварова, Р. Р...

Воздействие телекоммуникации на психологическое становление...

В нашей стране было развито общение в кругу семьи, посещение музеев и театров, отдых на свежем

В большом количестве стран мира существует проблема влияния «телеэкрана» на развитие личности ребенка.

влияние насилия на экране на ребенка, проблема восприятия насилия

дети считают рекламу авторитетным источником получения информации

Влияние информационных технологий на личность человека...

...отношения Результат: в современное время невозможно оградить ребенка от влияния

А также родителям стоит контролировать, какие сайты посещают дети, особенно это касается

Вывод: в наше время человек не может существовать без информационных технологий.

Библиографическое описание: Анкудинова, С. Р. Влияние информационных технологий на...

Влияние психологического климата в семье на психическое...

Статья посвящена проблеме влияния психологического климата в семье на психическое

Гипотеза: психологический климат семьи влияет на психическое развитие ребенка.

В дошкольном возрасте ребенок еще не может хорошо понимать межличностное общение

Воспитателям детских садов и особенно родителям, необходимо получение информации о...

Родительская компетентность как способ профилактики...

Каждый родитель заинтересован, чтобы его ребенок рос гармоничной личностью, и чтобы

[5]. Эмоционально-ценностное отношение родителей к ребенку (эмоциональный

— понимать, что такое интернет, цифровые технологии, когда они важны, а когда можно и без них

— относится к ребенку с уважением, как личности, владеть информацией о его потребностях

Вызовы цифрового общества | Статья в журнале «Молодой...»

Выделены психологические последствия общения в киберпространстве для отдельной личности и общества.

Гордеев В. В. Психологические проблемы цифрового общества.

Информатизация социального пространства, цифровая среда оказывает огромное влияние.

Это говорит о непричастности родителей к контролю своих детей во время их пребывания в...

Цифровая социализация детей в условиях современного ДОО

Библиографическое описание: Клемент, М. И. Цифровая социализация детей в условиях

2, с.51, в которых взрослый не выступает в качестве единственного носителя информации.

1) в более 60 % семей совместный досуг родителей и ребенка проходит перед телевизором

информационно-цифрового общества при готовности ребенка к освоению «новых» знаний.

Ребенок-дошкольник в современном цифровом мире: значение...

Но, безусловно, совершенно напрасно родители заменяют живое общение со своим ребенком, на общение его со

Он нуждается в особенном эмоциональном, незаменимом ничем, общении со взрослым. У малыша формируется отношение к окружающему миру, к окружающим ему взрослым, к родителям.

Не стоит забывать и о негативном влиянии на зрение ребенка.

Задать вопрос