Взаимосвязь профессионального самоопределения со степенью тревожности учащихся старших классов в школе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №52 (447) декабрь 2022 г.

Дата публикации: 29.12.2022

Статья просмотрена: 167 раз

Библиографическое описание:

Шамсутдинов, Р. С. Взаимосвязь профессионального самоопределения со степенью тревожности учащихся старших классов в школе / Р. С. Шамсутдинов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 52 (447). — С. 346-348. — URL: https://moluch.ru/archive/447/98426/ (дата обращения: 27.04.2024).



Данная статья посвящена проблеме осознанного выбора профессииучащимися старших классов в школе. Раскрывается взаимосвязь уровня тревожности и профессионального самоопределения.

Ключевые слова: профессиональное самоопределение, тревожность, старший подростковый возраст.

В современном мире выбор профессий огромен, но для того, чтобы сделать правильный выбор, необходимо тщательно разобраться в себе, соотнести множество различных факторов: свои способности, увлечения, состояние здоровья, имеющиеся навыки др. Именно в подростковом возрасте ведущей деятельностью является выбор профессии.

Выбор профессии велик и представляет собой «сложный мир», в котором нужно найти именно тот, который будет соответствовать собственным требованиям и возможностям, важно выбрать профессию по душе. В подростковом возрасте выбор профессии является переломным моментом, ведь именно он во многом определяет судьбу человека.

Выбор профессии и овладение ею начинается с профессионального самоопределения. Под профессиональным самоопределением подростков необходимо подразумевать сложный личностный процесс, в результате которого у обучающегося появляется возможность активного определения жизненной позиции. На данном этапе обучающиеся должны осознанно сформировать для себя задачу выбора будущей сферы деятельности, при этом необходимо учесть свои способности и интересы [2].

В центре внимания профессионального самоопределения находится осознанный выбор профессии с учетом своих особенностей и умений, требований и условий профессиональной деятельности.

Проблема осознанного выбора профессии не исчерпывается только ознакомлением с миром профессий, как бы хорошо оно ни было поставлено. Подростку необходимо разобраться в своих интересах и склонностях, быть уверенным в своих способностях — все это часто ставит молодых людей в тупик, самостоятельно решить эти вопросы может далеко не каждый.

Необходимыми условиями для успешного профессионального самоопределения являются: способность и желание узнавать себя, меняться; проявлять самостоятельность в работе; признание возможностей и способность удовлетворять свои потребности [1].

Ситуация профессионального самоопределения оказывается достаточно сложной. Дело усугубляется тем, что имеются следующие трудности профессионального самоопределения:

  1. Руководство в выборе, основанное на информации из неверных или предвзятых источников информации.
  2. Неверный анализ и систематизация получаемой информации о той или иной сфере деятельности.
  3. Переоценка или недооценка отдельных индивидуально-психологических характеристик личности, неверная самооценка.
  4. Неправильная оценка своих способностей, подмена их моральными качествами.
  5. Ошибочное представление о возможностях освоения выбранной профессии.
  6. Руководство при профориентации эмоциональной составляющей, давление со стороны авторитетных для подростка и школьника людей.
  7. Наличие стереотипов.
  8. Неумение вовремя поменять ошибочное решение при получении дополнительной информации.
  9. Профориентация школьника на основе симпатии к тем или иным личностным качествам представителя определенной профессии, героизация, подражание перенесения своего личного отношения к человеку на профессию.
  10. Различные проблемы поведения информирования подростков.
  11. Невозможность пройти тесты профориентации, проконсультироваться с педагогом-психологом.
  12. Позиция родителей, сверстников, учителей.

Впервые с такими трудностями сталкиваются обучающиеся старшего подросткового возраста, которым предстоит выбрать будущую сферу деятельности [3].

Профессиональное самоопределение и выбор профессии для такого человека основан на стремлении предохранить себя от неудачи любого вида.

На подростка давят различные причины и факторы, все это приводит к тому, что одним из доминирующих эмоциональных состояний является тревога. Если же подросток находится в постоянном напряжении, все это перерастает в качество личности, а именно в тревожность [2].

Тревожность представляет собой склонность к переживаниям, человек постоянно напряжен, чувствует угрозу, ощущает беспокойство.

Взаимосвязь уровня тревожности и профессионального самоопределения очевидна, так как тревожность сказывается на интеллектуальном развитии школьника, не развиваются творческие способности, оригинальность мышления, любознательность. Ведь творческий человек — это человек свободный, рискующий. Он не боится предложить новый, нетрадиционный взгляд или решение, хочет идти своим путем, покушается на общепринятое [4].

Тревожные люди — рабы давно принятых, часто устаревших, но часто проверенных вариантов. Они не стремятся к открытию чего-то нового, предпочитают то, что уже исследовано и знакомо.

Старшеклассники с высокой степенью тревожности стараются идти по проторенной дороге в жизни и в своей профессии, где вероятность неудачи, ошибки, критики очень мала.

Оптимальный уровень тревожности способствует правильному выбору профессии. Решение проблемы тревожности является одной из острых и неотложных задач психологов, работающих в образовательных учреждениях.

Исследование, а также своевременная диагностика и коррекция уровня тревожности помогут избежать трудностей, возникающих при ее влиянии на жизнь человека, особенно при осуществлении правильного профессионального выбора [5].

В целях профилактики развития тревожной личности следует помочь детям найти эффективные способы взаимодействия, чтобы справиться с ажитацией, неуверенностью и другими проявлениями эмоциональной неустойчивости.

Если же наблюдается высокая тревожность у подростка, для него необходимо организовать психокоррекционную программу, которая поможет справиться старшекласснику с внутренней тревогой.

Литература:

  1. Амманскин, М. А. Воспитательная работа с подростками / М. А. Амманскин. –Москва: Наука, 2017. –85 с.;
  2. Зеер, Э. Ф. Психология профессионального самоопределения в ранней юности: учеб.пособие. / Э.Ф Зеер, О. А. Рудей. –Воронеж: МОДЭК, 2008. –256 с.;
  3. Климов, Е. А. Психология профессионального самоопределения / Е. А. Климов. -М.: Академия, 2010. -312 с.;
  4. Полякова, И. В. Психологические механизмы социализации подростка: тревожность и общительность / И. В. Полякова // Вопросы психического здоровья детей и подростков. — 2017. — Т. 17. — № S2. — С. 193–194;
  5. Чупракова, Н. Н. Тревожность у детей и подростков: пути решения проблемы / Н. Н. Чупракова // Sciences of Europe. — 2020. — № 60–4(60). — С. 51–55.
Основные термины (генерируются автоматически): профессиональное самоопределение, выбор профессии, будущая сфера деятельности, взаимосвязь уровня тревожности, осознанный выбор профессии, подростковый возраст, подросток, способность, старший подростковый возраст, тревожность.


Похожие статьи

Трудности профессионального самоопределения подростков

Ключевые слова: профориентация, подростки, выбор профессии, самоопределение. Подростковый возраст является сложным, переходным возрастом в жизни подростка.

Огромное значение при выборе профессии играет самооценка подростка.

Именно поэтому к выбору будущей профессии стоит готовиться еще в детстве и юности, занимаясь...

Понятие профессионального выбора в современных...

Проблематика профессионального выбора и самоопределения для отечественной и

Э. Ф. Зеер [6] считает, что осознанный профессиональный выбор с учетом своих способностей

А. М. Кухарчук [10] полагает, что самостоятельный профессиональный выбор профессии

выбор профессии, будущая профессия, профессия, будущая профессиональная...

профессиональное самоопределение, выбор профессии...

...профессиональное самоопределение является условием выбора будущей профессии.

При дальнейшей работе с этими учащимися был выявлен высокий уровень тревожности.

В ходе контент-анализа эссе были выявлены темы, интересующие старших подростков: тема

профессиональный выбор, выбор профессии, профессиональное самоопределение...

Психолого-педагогические условия ориентации старших...

Об активном выборе своей профессии молодого человека можно говорить тогда, когда в его

Содержание деятельности — это, прежде всего, построение образов желаемого будущего, результата

А результатом заключительного цикла выбора профессии (как деятельности его самого)

Итак, выбор профессии старшего школьника можно рассматривать как сложный и...

Психологические особенности профессионального...

Старостенкова Т. А. Психолого-педагогические проблемы выбора будущей профессии

Резапкина Г. В. Я и моя профессия: программа профессионального самоопределения

Проблематика профессионального выбора и самоопределения для отечественной и...

профессиональное самоопределение, выбор профессии, мир профессий, трудовая...

Период старшего школьного возраста как этап планирования...

В статье рассматривается проблема готовности старшеклассников к выбору будущей

У 15–17-летних (старший школьный возраст или период ранней юности) ведущей

Достаточно высокие показатели среднего уровня готовности учащихся к выбору профессии.

Примерно одинаковые показатели низкой готовности к выбору профессии у учащихся 10х и 11х классов.

Профессиональное самоопределение подростка с девиантным...

Выбор профессии — ответственный момент в жизни каждого молодого человека, от

Такие ошибки в выборе профессиональной деятельности чаще всего допускаются из-за

Поэтому предварительный выбор профессии в подростковом возрасте — сложная и ответственная

Выбор профессии у таких подростков обычно ограничивается их низким уровнем знаний и...

Особенности психодиагностики в профессиональном образовании

Например, уже в юношеском возрасте человеку нужно правильно определиться с выбором

Выбор профессии должен основываться на возможностях и способностях человека, ведь если человеку

профессиональное самоопределение, выбор профессии, мир профессий

выбор профессии, подросток, профессия, профессиональное самоопределение...

Исследование развития профессионального самоопределения...

В целях развития готовности подростков к выбору профессии нами может быть предложена работа по формированию профессионального самоопределения подростков посредством игровых технологий в виде игрового квеста под названием «Навстречу будущей профессии».

Похожие статьи

Трудности профессионального самоопределения подростков

Ключевые слова: профориентация, подростки, выбор профессии, самоопределение. Подростковый возраст является сложным, переходным возрастом в жизни подростка.

Огромное значение при выборе профессии играет самооценка подростка.

Именно поэтому к выбору будущей профессии стоит готовиться еще в детстве и юности, занимаясь...

Понятие профессионального выбора в современных...

Проблематика профессионального выбора и самоопределения для отечественной и

Э. Ф. Зеер [6] считает, что осознанный профессиональный выбор с учетом своих способностей

А. М. Кухарчук [10] полагает, что самостоятельный профессиональный выбор профессии

выбор профессии, будущая профессия, профессия, будущая профессиональная...

профессиональное самоопределение, выбор профессии...

...профессиональное самоопределение является условием выбора будущей профессии.

При дальнейшей работе с этими учащимися был выявлен высокий уровень тревожности.

В ходе контент-анализа эссе были выявлены темы, интересующие старших подростков: тема

профессиональный выбор, выбор профессии, профессиональное самоопределение...

Психолого-педагогические условия ориентации старших...

Об активном выборе своей профессии молодого человека можно говорить тогда, когда в его

Содержание деятельности — это, прежде всего, построение образов желаемого будущего, результата

А результатом заключительного цикла выбора профессии (как деятельности его самого)

Итак, выбор профессии старшего школьника можно рассматривать как сложный и...

Психологические особенности профессионального...

Старостенкова Т. А. Психолого-педагогические проблемы выбора будущей профессии

Резапкина Г. В. Я и моя профессия: программа профессионального самоопределения

Проблематика профессионального выбора и самоопределения для отечественной и...

профессиональное самоопределение, выбор профессии, мир профессий, трудовая...

Период старшего школьного возраста как этап планирования...

В статье рассматривается проблема готовности старшеклассников к выбору будущей

У 15–17-летних (старший школьный возраст или период ранней юности) ведущей

Достаточно высокие показатели среднего уровня готовности учащихся к выбору профессии.

Примерно одинаковые показатели низкой готовности к выбору профессии у учащихся 10х и 11х классов.

Профессиональное самоопределение подростка с девиантным...

Выбор профессии — ответственный момент в жизни каждого молодого человека, от

Такие ошибки в выборе профессиональной деятельности чаще всего допускаются из-за

Поэтому предварительный выбор профессии в подростковом возрасте — сложная и ответственная

Выбор профессии у таких подростков обычно ограничивается их низким уровнем знаний и...

Особенности психодиагностики в профессиональном образовании

Например, уже в юношеском возрасте человеку нужно правильно определиться с выбором

Выбор профессии должен основываться на возможностях и способностях человека, ведь если человеку

профессиональное самоопределение, выбор профессии, мир профессий

выбор профессии, подросток, профессия, профессиональное самоопределение...

Исследование развития профессионального самоопределения...

В целях развития готовности подростков к выбору профессии нами может быть предложена работа по формированию профессионального самоопределения подростков посредством игровых технологий в виде игрового квеста под названием «Навстречу будущей профессии».

Задать вопрос