Проблематика современной государственной службы Российской Федерации и мероприятия для ее эффективной трансформации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №52 (447) декабрь 2022 г.

Дата публикации: 29.12.2022

Статья просмотрена: 674 раза

Библиографическое описание:

Усманова, Ю. У. Проблематика современной государственной службы Российской Федерации и мероприятия для ее эффективной трансформации / Ю. У. Усманова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 52 (447). — С. 155-157. — URL: https://moluch.ru/archive/447/98418/ (дата обращения: 27.04.2024).



Настоящая статья посвящена проблемам государственной гражданской службы в России. Актуальность обусловлена необходимостью перемен и переустройства в системе государственной гражданской службы. Необходима гибкость и эффективность. В статье приведены несколько рекомендаций.

Ключевые слова: государственная служба, государственная гражданская служба, развитие государственной службы, проблемы государственной службы, трансформация госслужбы, мероприятия совершенствования государственной службы.

Российская государственная служба — одна из молодых госслужб в мире и за 30-летнюю историю имеет множество проблем, влияющих на эффективность госуправления. Несоответствие качества компетенций госслужащих тому уровню, который требуется для достижения актуальных целей и выполнения задач системы госуправления.

Трансформация госслужбы России — не новая история. Серьезной заявкой на преобразования в системе управления кадрами на госслужбе стал Указ Президента от 07.05.2012 № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления».

Однако, в 2021 г., премьер-министр РФ Михаил Мишустин предложил реформу госслужбы, в которой основной упор делается на сокращение численности госслужащих из-за их неэффективности. Кроме подобных масштабных преобразований «сверху» различные руководители и эксперты регулярно озвучивают точечные предложения по реформированию тех или иных элементов госслужбы.

Сейчас необходимо развитие новых компетенций государственных служащих. И мы видим ситуацию, когда на «местах», в субъектах развитие опережает по внедрению современных практик управления кадрами, субъекты гибче в принятии решений, нежели федеральный уровень.

Основная проблема госслужбы России сейчас — большое количество госслужащих, которые за маленькую зарплату занимаются работой, не дающей значимого эффекта.

Вывод — повышать производительность рабочих мест, где учитывается достойное вознаграждение и финансирование по регионам распределяется справедливо.

Действующие законы и акты в сфере прохождения госслужбы предполагают сложные и долгие аспекты отбора и оценки кадров, отсутствие эффективного и справедливого карьерного роста, отсутствие эффективной системы повышения квалификации.

Неактуальные технологии подбора, отбора и оценки кадров, устаревшая система адаптации и обучения усложняют развитие и повышение эффективности сотрудников госслужбы.

Конечно, очевидно, что работа кадровых служб в системе государственной гражданской службы формальна, потому что отсутствуют знания и навыки современных технологий и инструментария. Современные технологии отбора и подбора кадров не применяются, например, отбор кандидатов по ценностям, HR-аналитика, воронка найма, глубинные интервью, ассессменты и многое другое.

Остро стоит вопрос с повышением вознаграждения, что в свою очередь, сделает привлекательной госслужбу для компетентных кадров по работе с персоналом, что в свою очередь повлечет за собой обновление кадровых служб. Важным этапом является переоценка уже работающих кадровых сотрудников, отбор наиболее эффективных и перспективных и их дальнейшее обучение современным кадровым технологиям.

Современная система должностей на государственной гражданской службе устарела, здесь не применяются проектные и проактивные методики, не выделяются управленческие и экспертные задачи. Необходимо завершить формирование системы профессионально-функциональных групп (грейдирование) должностей госслужбы для создания условий увязки потребности в кадрах с объемом и сложностью полномочий и функций органов власти, а также для обеспечения равенства сотрудников и соотнесения кадровой политики на госслужбе с рынком труда.

В данный момент на государственной службе использование срочных контрактов допустимо только в ситуациях временного замещения должностей, перечень которых ограничен [9]. Срочные контракты нужно использовать для проведения адаптивной кадровой политики, быстрого обновления кадров, возможности найма специалистов на фиксированный срок, привлечения высококвалифицированных кадров, которые не готовы проходить длительные конкурсы.

Необходимо добавить в систему контрактов следующие группы (рис. 2):

1) срочные (до 5 лет) контракты для новых и молодых специалистов;

2) бессрочные контракты для успешно прошедших службу по срочному контракту;

3) проектные контракты для привлечения специалистов на период осуществления проекта;

4) специальные срочные контракты для высших руководителей.

Условия срочных контрактов разных типов[1]

Рис. 1. Условия срочных контрактов разных типов[1]

Итак, современные проблемы работы с кадровыми технологиями на госслужбе:

– Высокие требования к кандидатам, которые не отвечают реальным потребностям ведомств и структур госслужбы. Необходимо переоценить и пересмотреть требования к кандидатам на замещение вакантных должностей государственной гражданской службы.

– Устаревшая система повышения квалификации и обучения. Необходимо подстроить обучающие программы и курсы повышения квалификации госслужащих под текущие цели и задачи развития органов исполнительной власти и запросами гражданского общества Российской Федерации.

– Необходимо сократить длительность процедуры отбора кандидатов.

Необходимо изменить традиционную оргструктуру внутри государственных ведомств на современные, более плоские структуры.

– Очень сложные условия увольнения с государственной службы. Необходимо пересмотреть процедуру увольнения и увольнять сотрудников за низкую эффективность работы.

– Низкий уровень вознаграждения труда госслужащих. Разработать новые схемы оплаты труда госслужащих.

– Необходимо пересмотреть режим и формат работы организации труда госслужащих, внедрить современные инструментарии.

– Повышать эффективность содержания работу, вместо жесткого выполнения формальной работы. Использовать KPI при формировании заработной платы госслужащих, чтобы была связь с достигнутыми результатами и повысить мотивацию к эффективной и содержательной работе.

Предложенные меры трансформации государственной гражданской службы позволят добиться качественного сдвига в развитии кадрового потенциала, а закрепление новых стандартов работы с кадрами приблизит систему государственного управления к лучшим практикам при сохранении прежнего или близкого к прежнему уровня затрат.

Литература:

  1. Байтеряков С. В., Барышникова А. В., Копыток В. К., Филиппова А., Шубина Д. О. Кадровая политика на госслужбе: текущие проблемы и необходимые изменения / под ред. М. С. Шклярук; М.: Счетная палата Российской Федерации, Центр перспективных управленческих решений, 2021–118 с.
  2. Васильева Е. В. Компетентностный подход в государственной службе: какие знания и навыки выбирают госслужащие? // Вопросы государственного и муниципального управления. 2018. № 4. С. 123.
  3. Добролюбова Е. И., Клочкова Е. Н., Южаков В. Н. Численность и оплата труда федеральных государственных гражданских служащих в условиях внедрения программно-целевых и проектных подходов. М.: Дело, 2018. 150 с.
  4. Клименко А. В., Клищ Н. Н. Российский чиновник — задачи на сегодня // Вопросы государственного и муниципального управления. 2012. № 2. С.24.
  5. Лохманов Д. В. Проблемы открытости государственной гражданской службы Российской Федерации//NB: Административное право и практика администрирования. — 2015. — № 5. — С.70–82. Электронный ресурс. Режим доступа: http://e-notabene.ru/al/article_18068.html
  6. Современное состояние и тенденции развития государственной гражданской службы в России: аналитический доклад/ И. Н. Барциц,Г. А. Борщевский, К. О. Магомедов. — М.: Издательский дом. Дело. РАНХиГС, 2018. — 136с. — (Научные доклады: государственное управление).
  7. Указ Президента Российской Федерации от 11.08.2016 г. № 403 «Об Основных направлениях развития государственной гражданской службы Российской Федерации на 2016 –2018 годы». Электронный ресурс. Режим доступа: http://kremlin.ru/acts/bank/41183 (Дата обращения: 12.08.2022).
  8. Федеральный портал проектов нормативных правовых актов: https://regulation.gov.ru/projects#departments=4&kinds=6&npa=94570
  9. Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ (ред. от 30.12.2021) «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 27.08.2022), статья 25.

[1] Центр перспективных управленческих решений

Основные термины (генерируются автоматически): государственная гражданская служба, государственная служба, KPI, госслужба, государственное управление, кадр, контракт, оценка кадров.


Ключевые слова

государственная гражданская служба, государственная служба, развитие государственной службы, проблемы государственной службы, трансформация госслужбы, мероприятия совершенствования государственной службы

Похожие статьи

Мотивация государственных гражданских служащих

Система KPI на государственной службе должна создаваться с учетом следующих принципов: – система результативности должна быть каскадной; – система должна транслировать цели и задачи всего министерства и государственных гражданских служащих

Профессиональное развитие государственных гражданских...

Ключевые слова: государственная гражданская служба, профессиональное развитие, государственное управление, цифровизация, реформирование государственной службы, технологии, кадровый резерв, система KPI, мотивация персонала.

Повышение эффективности работы кадровой службы органа...

Похожие статьи. Управление кадровым потенциалом муниципальной службы...

KPI, компания, оценка персонала, работник, персонал, обратная связь, менеджмент организации, карьерный рост

Для муниципальной службы характерно отсутствие текучести кадров, вследствие того, что.

Кадровый потенциал государственной и муниципальной службы.

Система управления персоналом в государственном учреждении

Управление персоналом в системе государственных учреждений РФ осуществляется в рамках единой системы власти и государственного управления, на основе единых правовых, организационных и функциональных принципов для достижения общей цели [13, с. 5].

Особенности отбора и подбора кадров на государственную...

Ключевые слова: государственная гражданская служба, государственное устройство, аттестация

Государственная служба представляет из себя профессиональную деятельность в органах государства.

Ее наличие предполагает институт отбора кадров на службу.

Государственная служба — это целый институт управления и делами государства, один из...

Государственное управление и государственная служба...

Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе

Государственная программа города Москвы «Открытое Правительство» на 2012–2016 годы.

Ключевые слова: государственная служба, государственное учреждение, управление персоналом.

Государственное управление кадровой политики государственных служащих.

государственная служба, кадровый потенциал...

Государственная гражданская служба Российской Федерации постоянно трансформируется, все трансформации напрямую зависят от различных модернизирующихся внешних факторов: глобализация, демократизация, требования эффективности и результативности, оптимизация.

Проблема оценки эффективности деятельности...

Проблема оценки эффективности деятельности государственных служащих в России.

 Значительную роль в жизни современного общества играет государственная служба.

Организация, кадры, управление. — Москва: Изд-во РАГС, 2009 г.

государственная служба, гражданское общество, государственная власть, Российская Федерация, орган, РФ...

Кадровая политика на государственной гражданской службе как...

Кадровая политика в органах государственной власти по своей сути выступает стратегическим ориентиром и базой для управления персоналом государственной службы, направленным на регулирование кадровых отношений и процессов в государственном управлении.

Кадровая работа государственной гражданской службы

Государственная служба строится на основе принципов и механизмов ее организации и

управления персоналом, поэтому ее считают ядром системы управления персоналом.

Кадровая работа на государственной гражданской службе определяется ст. 44, 79-ФЗ «О

государственной службы, необходимо формировать взаимосвязанные резервы кадров...

Похожие статьи

Мотивация государственных гражданских служащих

Система KPI на государственной службе должна создаваться с учетом следующих принципов: – система результативности должна быть каскадной; – система должна транслировать цели и задачи всего министерства и государственных гражданских служащих

Профессиональное развитие государственных гражданских...

Ключевые слова: государственная гражданская служба, профессиональное развитие, государственное управление, цифровизация, реформирование государственной службы, технологии, кадровый резерв, система KPI, мотивация персонала.

Повышение эффективности работы кадровой службы органа...

Похожие статьи. Управление кадровым потенциалом муниципальной службы...

KPI, компания, оценка персонала, работник, персонал, обратная связь, менеджмент организации, карьерный рост

Для муниципальной службы характерно отсутствие текучести кадров, вследствие того, что.

Кадровый потенциал государственной и муниципальной службы.

Система управления персоналом в государственном учреждении

Управление персоналом в системе государственных учреждений РФ осуществляется в рамках единой системы власти и государственного управления, на основе единых правовых, организационных и функциональных принципов для достижения общей цели [13, с. 5].

Особенности отбора и подбора кадров на государственную...

Ключевые слова: государственная гражданская служба, государственное устройство, аттестация

Государственная служба представляет из себя профессиональную деятельность в органах государства.

Ее наличие предполагает институт отбора кадров на службу.

Государственная служба — это целый институт управления и делами государства, один из...

Государственное управление и государственная служба...

Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе

Государственная программа города Москвы «Открытое Правительство» на 2012–2016 годы.

Ключевые слова: государственная служба, государственное учреждение, управление персоналом.

Государственное управление кадровой политики государственных служащих.

государственная служба, кадровый потенциал...

Государственная гражданская служба Российской Федерации постоянно трансформируется, все трансформации напрямую зависят от различных модернизирующихся внешних факторов: глобализация, демократизация, требования эффективности и результативности, оптимизация.

Проблема оценки эффективности деятельности...

Проблема оценки эффективности деятельности государственных служащих в России.

 Значительную роль в жизни современного общества играет государственная служба.

Организация, кадры, управление. — Москва: Изд-во РАГС, 2009 г.

государственная служба, гражданское общество, государственная власть, Российская Федерация, орган, РФ...

Кадровая политика на государственной гражданской службе как...

Кадровая политика в органах государственной власти по своей сути выступает стратегическим ориентиром и базой для управления персоналом государственной службы, направленным на регулирование кадровых отношений и процессов в государственном управлении.

Кадровая работа государственной гражданской службы

Государственная служба строится на основе принципов и механизмов ее организации и

управления персоналом, поэтому ее считают ядром системы управления персоналом.

Кадровая работа на государственной гражданской службе определяется ст. 44, 79-ФЗ «О

государственной службы, необходимо формировать взаимосвязанные резервы кадров...

Задать вопрос