Предложения по повышению эффективности формирования и исполнения местного бюджета Александровского муниципального округа Пермского края в целях повышения социально-экономического развития муниципального образования | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №52 (447) декабрь 2022 г.

Дата публикации: 02.01.2023

Статья просмотрена: 22 раза

Библиографическое описание:

Лаврова, О. Э. Предложения по повышению эффективности формирования и исполнения местного бюджета Александровского муниципального округа Пермского края в целях повышения социально-экономического развития муниципального образования / О. Э. Лаврова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 52 (447). — С. 118-121. — URL: https://moluch.ru/archive/447/98403/ (дата обращения: 27.04.2024).



В статье автор пытается охарактеризовать факторы и условия развития конкретного муниципального образования.

Ключевые слова: муниципальное образование, муниципальное имущество, Александровский муниципальный округ, местное самоуправление, муниципальная собственность, земельный участок

Социально-экономическое развитие любого муниципального образования зависит в первую очередь от того, насколько эффективно на данной территории осуществляется финансовое управление. И здесь на первое место выходит значимость грамотного формирования и исполнения местного бюджета. Важная роль при этом отводится финансовому планированию как одной из важнейших функций управления финансами. Местная администрация осуществляет подготовку и согласование бюджета на основе приоритетов, установленных представительным органом местного самоуправления. А сами приоритеты определяются на основе анализа текущего состояния и перспектив развития муниципального образования. Утверждение самого бюджета муниципального образования осуществляет представительный орган местного самоуправления. При этом согласно Устава муниципального образования формирование и исполнение местного бюджета осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно и является не простой сметой доходов и расходов, а важнейшим инструментом реализации планов развития муниципального образования.

Формирование местных бюджетов должно осуществляться путем применения единой методологии и социальных норм. Составление проектов бюджетов муниципальных образований, их утверждение и исполнение осуществляются в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации и бюджетной классификацией субъекта Российской Федерации в целях соблюдения принципа единства.

Основными проблемами в бюджетной сфере в настоящее время являются:

— обеспечение сбалансированности бюджетов муниципальных образований;

— совершенствование системы регулирования бюджетными ресурсами и самого бюджетного процесса;

— укрепление системы финансового контроля за целевым, экономичным и эффективным использованием бюджетных средств;

— разработка методологических подходов, методов и методик формирования бюджета и распределения бюджетных средств.

БюджетАлександровского муниципальногоокругаявляется зависимым от регулирующих доходов, что приводит его в полную зависимость и негативно сказывается на развитии муниципального образования.Необходимо принимать меры для того, чтобы увеличивать доходную часть бюджета за счет собственных доходов, а сделать это можно либо путем увеличения доли налоговых поступлений, либо неналоговых. Оценивая ситуацию последних лет, можно сделать вывод, что в ближайшие годы не ожидается большого роста поступления налогов, которые формируют бюджет Александровского муниципального округа. При этом на территории муниципального образования огромная часть выплачиваемой заработной платы находится в так называемом «теневом» секторе экономики, однако могло бы стать достаточным резервом для увеличения поступлений доходов от НДФЛ в бюджет муниципального округа. Так как налог на доходы физических лиц в бюджете муниципального образования являетсясамым значимым налогом с населения, то основной задачей муниципальной и краевой власти в сфере налоговой политики должно стать принятие мер, направленных на повышение дисциплины работодателей — налоговых агентов, осуществляющих удержание и перечисление налога в бюджет. Ведь зачастую работодатели не производят удержания и несвоевременного перечисления сумм налога в бюджет, что, по сути, является формой налогового кредита.Всвязи с этим, необходимо проведение таких мероприятий как:

— проведение индивидуальной работы с недобросовестными работодателями на заседаниях межведомственных комиссий и привлечение их к реальной ответственности за выявленные нарушения;

— проведение информационной работы через средства массовой информации, телевидение, о выплате работодателями заработной платы «в конвертах» своим работникам.

Результатом от выполнения данных мероприятий должен стать рост фонда оплаты труда на территории Александровского муниципального округа и соответственно увеличение налоговых поступлений в бюджет.

Земельный налог и налог на имущество физических лиц также является важнейшим источником доходов муниципального образования и в целях повышения их поступлений в бюджет необходимо работать над сокращением задолженности по уплате, совершенствовании механизмов налогового администрирования и усилении борьбы с налоговыми правонарушениями, в том числе за счет муниципального контроля.Необходимо проводить инвентаризацию земли по уточнению адресной информации о правообладателе и виду использования участков, выявлять собственников имущества и земельных участков, не оформивших в установленном законодательством порядке имущественные права. Положительно бы сказалось и изменение вышестоящего законодательства в части предоставления муниципалитету больше прав, в том числе при распоряжении земельными участками муниципального образования, при формировании и утверждении их кадастровой стоимости, при установлении дополнительных элементов налогообложения. На территории Александровского муниципального округа имеются земельные участки, одинаково используемые под базы отдыха с расстоянием между собой не более одного километра, но при этом аренда за землю одной из них идёт в краевой бюджет лишая местный бюджет определенной части дохода.Проблемой неполучения большой части местных налогов является проблемы налогового администрирования. Ведь полномочия администраторов доходов бюджета бюджетной системы РФ возложены на федеральные и территориальные органы Федеральной налоговой службы РФ. А эффективность администрирования данных налогов зависит от качества и полноты информации, поступающей в налоговые органы и здесь проблема обусловлена недостаточным информационным обменом с регистрирующими органами, осуществляющими кадастровый учёт, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, что влияет на достоверность, полноту и своевременность внесения сведений в формирование налоговой базы и собираемость налогов. Решением данной проблемы должна стать разработанная на федеральном уровне единая программа по электронному обмену информацией, которая позволит быстро и качественно владеть и использовать информацию. Положительную практику может внести изменение в федеральное и краевое законодательство в части использования такого резерва по доходам в бюджет как обложение земельным налогом земельных участков под многоквартирными домами. Ведь если земельный участок, на котором расположен данный многоквартирный дом (МКД) сформирован и поставлен на кадастровый учёт, то у собственников как жилых, так и нежилых помещений этого дома возникает право общей долевой собственности и на земельный участок, а это значит и обязанность по оплате земельного налога. Однако, в данном случае необходимо решение общего собрания собственников для формирования земельного участка и затем уже обращение в органы местного самоуправления, что означает фактическое уклонение собственников от уплаты налогов, ведь механизма понуждения собственников либо самостоятельной инициативы муниципалитета в настоящее время нет. Решение данного вопроса по предоставлению органам местного самоуправления прав в части осуществления формирования земельного участка самостоятельно будет стимулировать собственников жилья к участию в закреплении необходимого им по площади земельного участка.

Чтобы способствовать росту неналоговых доходов бюджета Александровского муниципального округа, прежде всего, необходимо повышение эффективности использования муниципальной собственности. Весь процесс управления и распоряжения объектами собственности регулируется нормативными правовыми актами как на федеральном, региональном уровнях, так и на муниципальном. Муниципальная собственность является экономической основой самостоятельности местного самоуправления, поэтому эффективное управление ею должно быть направлено на достижение оптимальной пропорции между вещественным и стоимостным проявлениями собственности. Поэтому идеальной ситуацией в данном случае является ситуация, при которой все товары и услуги, производимые на основе использования объектов муниципальной собственности, предоставляются населению за плату, покрывающую их себестоимость. Решить проблему эффективного управления муниципальным имуществом можно при выполнении следующих мероприятий:

  1. Обеспечение полного и своевременного учета муниципального имущества. Ведение реестра муниципального имущества, обеспечивающего разностороннее (техническое, экономическое, правовое) описание соответствующих объектов учета.
  2. Обеспечение оптимальности управленческих решений по распоряжению муниципальным имуществом (соблюдение взвешенного баланса социальных, фискальных и инвестиционных целей), в том числе при его отчуждении, закреплении в хозяйственном ведении или оперативном управлении, передаче в пользование или доверительное управление, внесении в качестве вклада при создании хозяйственных обществ, использовании в качестве обеспечения кредитных обязательств (ипотека).
  3. Обеспечение надлежащего содержания и эффективного использования муниципального имуществавцелях социально-экономического развития муниципального образования, для повышения инвестиционной привлекательности муниципальной недвижимости.
  4. Обеспечение эффективного контроля за сохранностью и использованием по целевому назначению муниципального имущества с извлечением максимального социального эффекта.
  5. Увеличение поступлений в доход бюджета доходов от использования как некоммерческого, так и коммерческого муниципального имущества.

Для того чтобы эффективно управлять муниципальным имуществом необходимо:

— произвести оценку соответствия, имеющегося в распоряжении муниципального образования имущества исполняемым им функциям. Обеспечить полный учет имущества муниципальной собственности;

— сформировать оптимальный имущественный комплекс в соответствующей сфере деятельности;

— создать систему экономического мониторинга за грамотным и рациональным использованием муниципального имущества подведомственными организациями. А это значит осуществлять постоянный контроль за его использованием, за поддержанием имущества в надлежащем как техническом, так и эстетическом состоянии. Необходимо активно использовать муниципальное имущество в различных инвестпроектах, обеспечивать простой и удобный доступ предпринимателей к участию в эксплуатации муниципальных объектов недвижимости.

Главным шагом к увеличению объёма неналоговых доходов бюджета является инвентаризация муниципальной собственности, а вторым — учет ее использования. Для облегчения и ускорения процедуры проведения инвентаризации имущества является её автоматизация. Это возможно при помощи нанесения на объекты учета специальных штрих-кодов, которые возможно считывать при помощи специального сканера. Кроме того, существует ряд других современных способов, позволяющих быстро и качество провести инвентаризацию и получить актуальные сведения по конкретному объекту (система RFID-идентификации, применение средств видео- и фотофиксации).

Для уменьшения затрат по содержанию муниципального имущества и увеличения собственных доходов бюджета муниципального образования органам местного самоуправления целесообразно рассматривать вопрос о сдаче в аренду либо продаже каждого объекта с учетом их территориального расположения, особенностей и возможностей использования, состояния и других факторов. В Александровском муниципальном округе представительным органом ежегодно утверждается программа приватизации муниципального имущества, но процент выполнения с каждым годом уменьшается, так как отсутствуют реальные покупатели данного имущества. И основная проблема заключается не в их отсутствии, а в плохом качестве доведения информации о возможности приобретения либо получения в аренду муниципального имущества. Ведь муниципальная собственность могла бы стать существенной поддержкой для малого бизнеса округа, у которых появилась бы возможность создания условий для насыщения местных рынков товарами и услугами. Можно было бы обеспечить надлежащее функционирование производственной и социальной инфраструктуры территории. При этом арендная плата стала бы важным и стабильным источником доходов, с помощью которого можно было бы в определенной мере удовлетворить потребности социальной сферы, способствуя сохранению достигнутого жизненного уровня граждан.

В Александровском округе вариант пополнения неналоговых доходов в связи с установлением повышающих ставок арендной платы не будет актуальным, так как доходы населения не стабильны и не высоки, а у частного бизнеса есть огромные варианты использования имущества, не принадлежащего муниципалитету, так как на территории имеются большие возможности по аренде и приобретению земельных участков и зданий, помещений, находящихся в частных руках разорившегося или нефункционирующего бизнеса.

В связи с тем, что численность населения Александровского муниципального округа за последние годы имеет тенденцию к снижению, что соответственно сказывается и на количестве детского населения — ежегодно наблюдается тенденция о необходимости объединения зданий детских садов и школ с целью сокращения расходов по содержанию имущества, необходимо включить в план приватизации данные здания, которые зачастую располагаются в центре населенных пунктов округа. Для предпринимателей данные объекты интересны своим расположением, а также техническим состоянием, так как муниципалитет содержал данное имущество в достаточно хорошем состоянии. В результате приватизации или сдачи в аренду данного имущества у муниципального образования также увеличится доходная часть, которая может быть направлена на социально-экономическое развитие округа.

Сфера жилищно-коммунального хозяйства Александровского муниципального округа представлена огромным процентом нахождения имущества в частной собственности, а также большим процентом износа. Считаю, что необходимоданное имущество изымать или иным способом передавать муниципалитету с целью проведения капитального ремонта, реконструкции в рамках участия муниципального образования в краевых и федеральных проектах. Да, это повлечет дополнительные расходы из бюджета муниципального округа, но в дальнейшем позволит передать бизнесу по концессионным соглашениям и при этом контролировать процесс водоснабжения, водоотведения и теплоснабжения населенных пунктов.

С 2018 г. в отдельных населенных пунктах (р.п. Яйва, г. Александровск) Александровского муниципального округа была произведена полная замена уличных светильников на энергосберегающие, что позволило сэкономить бюджетные средства порядка 3 млн. рублей ежегодно. Необходимо в ближайшие годы продолжить данную работу и произвести замену уличного освещения по всей территории муниципального образования, а также замену старого электрооборудования на энергоэффективные модели в образовательных учреждениях, учреждениях культуры, спорта и прочих социально-значимых объектах округа. Положительно скажется обучение сотрудников на курсах повышения квалификации в сфере энергосбережения и выполнение мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности при проведении ремонтов в помещениях (зданиях) и прочее. В результате использования системы эффективного энергосбережения получится избежать энергопотерь при транспортировке энергоресурсов и высокого энергопотребления. Реализация энергосберегающих мероприятий позволит обеспечить энергетическую безопасность муниципального округа, повысить конкурентоспособность территории, сэкономить энергоресурсы, снизить уровень роста стоимости жилищно-коммунальных услуг, повысить устойчивость коммунальных систем жизнеобеспечения населения.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что для того, чтобы обеспечить эффективное, устойчивое и комплексное развитие Александровского муниципального округа необходимо выявить слабые стороны его финансового обеспечения и сформировать основные направления грамотной деятельности органов местного самоуправления по формированию и использованию бюджетных средств.

Литература:

  1. Стратегия развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года.
Основные термины (генерируются автоматически): муниципальное образование, муниципальное имущество, Александровский муниципальный округ, местное самоуправление, муниципальная собственность, земельный участок, земельный налог, местный бюджет, муниципальный округ, представительный орган.


Похожие статьи

Характеристика муниципальных финансов Александровского...

Бюджет Александровского муниципального округа на 2020 год утвержден исходя из прогнозируемого объема доходов в размере 773374,6 тыс. руб., и общего объема расходов в сумме 769725,1 тыс. руб., с профицитом бюджета 3649,5 тыс. руб.

Представительные органы власти муниципального образования

Представительный орган местного самоуправления отличает его выборность и представляет собой законодательную власть муниципального образования, которая выражается в волеизъявлении населения через выборных лиц местного самоуправления — депутатов.

Доходы муниципальных образований: проблемы правого...

Налоги и сборы регионального уровня поступают в бюджет субъектов России, однако могут быть перечислены в местные бюджеты согласно утвержденным нормативам. Местные же налоги и сборы имеют место зачисления в бюджеты муниципальных образований.

Влияние реформы местного самоуправления на финансовое...

На администрирование данного налога органы местного самоуправления фактически не

в бюджетах муниципальных районов — 28,1 % и лишь 10,9 % — в бюджетах поселений.

местное самоуправление, бюджет, местный бюджет, муниципальная собственность

местное самоуправление, местный бюджет, муниципальное образование, бюджет...

Факторы и условия развития территории Александровского...

качество муниципального управления, в том числе муниципальной собственностью

Александровский муниципальный округ является ярко выраженной территорией

Взаимодействие федеральных органов власти и органов муниципальной власти при...

– регулирование планировки и застройки территорий муниципальных образований и др.

Проблемы применения налоговых льгот по земельному налогу...

Ключевые слова: земельный налог, льгота по земельному налогу, налогоплательщик, кадастровая

Земельный налог является местным налогом, зачисляется в местный бюджет и

В решениях представительных органов местного самоуправления не в полной мере отражены

В 41 муниципальном образовании из 64, которые расположены на территории...

Особенности полномочий органов местного самоуправления...

Органы местного самоуправления являются активными участниками земельных

В соответствии с п. 4 ст. 2 ЗК РФ органы местного самоуправления в пределах своих

Игнатюк Н. А., Павлушкин А. В. Муниципальное право: учебное пособие. 2-е изд., перераб. и доп.

местное самоуправление, Российская Федерация, муниципальное образование, общий...

муниципальная собственность, местное самоуправление...

Состав муниципальной собственности представлен на рисунке 1.

муниципальное образование, муниципальное имущество, местное самоуправление, земельный участок

местное самоуправление, муниципальная собственность, управление муниципальной...

Управление муниципальной собственностью — есть деятельность органов местного.

Разграничение компетенций главы муниципального...

Приказы главы муниципального образования, не содержащие правовых норм, не могут быть признаны нормативными правовыми актами, а являются правоприменительными документами, являющимися правовыми актами муниципального высшего выборного должностного лица.

Система управления муниципальной собственностью в РФ

Управление муниципальной собственностью — есть деятельность органов местного

Органы местного самоуправления муниципального образования управляют

Установление порядка управления и распоряжения муниципальной собственностью является его

 устанавливает порядок управления объектами, отнесения имущества к муниципальной казне...

Похожие статьи

Характеристика муниципальных финансов Александровского...

Бюджет Александровского муниципального округа на 2020 год утвержден исходя из прогнозируемого объема доходов в размере 773374,6 тыс. руб., и общего объема расходов в сумме 769725,1 тыс. руб., с профицитом бюджета 3649,5 тыс. руб.

Представительные органы власти муниципального образования

Представительный орган местного самоуправления отличает его выборность и представляет собой законодательную власть муниципального образования, которая выражается в волеизъявлении населения через выборных лиц местного самоуправления — депутатов.

Доходы муниципальных образований: проблемы правого...

Налоги и сборы регионального уровня поступают в бюджет субъектов России, однако могут быть перечислены в местные бюджеты согласно утвержденным нормативам. Местные же налоги и сборы имеют место зачисления в бюджеты муниципальных образований.

Влияние реформы местного самоуправления на финансовое...

На администрирование данного налога органы местного самоуправления фактически не

в бюджетах муниципальных районов — 28,1 % и лишь 10,9 % — в бюджетах поселений.

местное самоуправление, бюджет, местный бюджет, муниципальная собственность

местное самоуправление, местный бюджет, муниципальное образование, бюджет...

Факторы и условия развития территории Александровского...

качество муниципального управления, в том числе муниципальной собственностью

Александровский муниципальный округ является ярко выраженной территорией

Взаимодействие федеральных органов власти и органов муниципальной власти при...

– регулирование планировки и застройки территорий муниципальных образований и др.

Проблемы применения налоговых льгот по земельному налогу...

Ключевые слова: земельный налог, льгота по земельному налогу, налогоплательщик, кадастровая

Земельный налог является местным налогом, зачисляется в местный бюджет и

В решениях представительных органов местного самоуправления не в полной мере отражены

В 41 муниципальном образовании из 64, которые расположены на территории...

Особенности полномочий органов местного самоуправления...

Органы местного самоуправления являются активными участниками земельных

В соответствии с п. 4 ст. 2 ЗК РФ органы местного самоуправления в пределах своих

Игнатюк Н. А., Павлушкин А. В. Муниципальное право: учебное пособие. 2-е изд., перераб. и доп.

местное самоуправление, Российская Федерация, муниципальное образование, общий...

муниципальная собственность, местное самоуправление...

Состав муниципальной собственности представлен на рисунке 1.

муниципальное образование, муниципальное имущество, местное самоуправление, земельный участок

местное самоуправление, муниципальная собственность, управление муниципальной...

Управление муниципальной собственностью — есть деятельность органов местного.

Разграничение компетенций главы муниципального...

Приказы главы муниципального образования, не содержащие правовых норм, не могут быть признаны нормативными правовыми актами, а являются правоприменительными документами, являющимися правовыми актами муниципального высшего выборного должностного лица.

Система управления муниципальной собственностью в РФ

Управление муниципальной собственностью — есть деятельность органов местного

Органы местного самоуправления муниципального образования управляют

Установление порядка управления и распоряжения муниципальной собственностью является его

 устанавливает порядок управления объектами, отнесения имущества к муниципальной казне...

Задать вопрос