Анализ ступеней построения экосистемы для коммерческого банка | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №52 (447) декабрь 2022 г.

Дата публикации: 28.12.2022

Статья просмотрена: 91 раз

Библиографическое описание:

Бабило, М. М. Анализ ступеней построения экосистемы для коммерческого банка / М. М. Бабило. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 52 (447). — С. 82-84. — URL: https://moluch.ru/archive/447/98397/ (дата обращения: 27.04.2024).



В настоящее время российский банковский сектор претерпевает активную трансформацию, связанную с цифровизацией общества. Как следствие, обостряется конкуренция между банками, а также у клиентов появляются новые потребности. Многие банки предлагают создание экосистем, которые охватывают финансовые и нефинансовые услуги. В данной статье рассмотрены определяющие ступени для банковской трансформации в сторону экосистемности.

Ключевые слова: банковские экосистемы, тенденции финансового рынка, цифровая экономика, иммобилизованные активы, модели банковских экосистем, трансформация банка, построение экосистемы коммерческого банка.

На сегодняшний день цифровизация все сильнее проникает в каждую сферу нашей жизни и делает ее комфортнее и удобнее благодаря технологиям больших данных. Пользователи отдают предпочтение инновационным и удобным сервисам, которые заключены в одном мобильном приложении.

Для банка в нынешних условиях необходимо увеличивать бюджет ИТ-технологий, чтобы оставаться на плаву и поддерживать конкурентоспособность. Основной тенденцией на финансовом рынке в РФ является построение банковских экосистем. Экосистема — система взаимосвязей между продуктами и сервисами, которые несут большую ценность для пользователя, чем сервисы по отдельности. Факторы успешного развития банков: партнерство — у традиционных банков есть возможности, у новых игроков — гибкость; трансформация — традиционный банкинг останется, но значительно изменится. Диверсифицируя свою деятельность, банки привлекают к себе больше пользователей, удерживают их благодаря множеству предложений, не связанных с банковской деятельностью, к примеру, сервис по доставке еды и продуктов, такси, онлайн-кинотеатр и тому подобное. Сочетание финансовых и нефинансовых продуктов через экосистему является необходимым условием в конкурентной борьбе за клиента.

В России уже сложились модели построения банковских экосистем, рассмотрим 2 модели — модель lifestyle-банкинга, построенная на партнерстве, на примере «Тинькофф» и полностью собственная экосистема у «Сбербанка».

Каждый банк выбирает для себя определенную концепцию экосистемности: покупка компаний или создание агрегированного приложения — сервиса-витрины, где партнеры банка могут предлагать свои услуги. И первая, и вторая модели несут в себе определенные риски:

1) Операционные риски (в том числе риски информационной безопасности, кибер-риски).

Возможность возникновения потерь в результате несостоятельности внутренних процессов или систем, некомпетентности сотрудников, внешних событий. Цифровизация операционных процессов, развитие электронных сервисов и, как следствие, обогащение и передача большого объема данных между участниками экосистемы могут увеличить риск несанкционированного использования данных.

2) Риск концентрации. Продукты завязаны на материнской компании, либо на отдельных партнёров, то есть концентрация непрофильного бизнеса у банков.

3) Бизнес-риск. Риск ненадежного партнера, продукты совместной разработки с партнером окажутся невостребованными, что может негативно сказаться на традиционном бизнесе банка.

4) Риск вынужденной поддержки. Возникновение финансовых трудностей у партнера, не связанных даже с продуктом, банк, не будучи инвестором данного партнера — все равно будет вынужден оказывать ему финансовую поддержку.

5) Риск иммобилизованных активов. Риск накопления иммобилизованных активов, так как они не имеют требований по возврату денежных средств; не генерируют предсказуемый денежный поток, снижают общую эффективность; часто имеют низкую ликвидность (нет активного рынка); подвержены риску обесценения (например, стартапы).

Покупку отдельных компаний, влекущую за собой все 5 рисков, могут позволить себе крупные игроки, наиболее вероятным сценарием для некрупных банков является экосистема по партнерской схеме. Здесь хорошим примером служит кэшбек сервис ПАО «Тинькофф». Предоставляя партнеру своего клиента и в случае заключения «сделки» между ними, деньги за привлечение клиента («customer acquisition cost») от партнера — возвращаются банком самому клиенту в качестве кэшбека, что делает клиента лояльнее.

На основе представленных на рынке экосистемных моделей крупных банков, рассмотрим необходимые ступени, которые нужно преодолеть коммерческому банку для создания собственной экосистемы.

Экосистема строится на трех уровнях:

— базовый: оцифровка банковских операций. Экосистема сама по себе должна работать, все должно происходить в один клик, связи должны запускаться и работать сами. Пример: карта может в один клик перевыпускаться онлайн, а не в том отделении, где ее открывали.

— рекомендательный: персонализация и рекомендация для клиента — актуальный продукт предлагается в нужный момент через правильный канал. Пример: при пересечении границы предложить мультивалютную карту, при заканчивании денег на дебетовой карте — предложить кредит.

— продуктовый: совместное использование продуктов должно быть выгодно (бандлы, т. е. комплекты, состоящие из нескольких товаров, продаваемые как единое целое; кэшбэки; подписки и др.).

Для трансформации банку необходимо иметь следующие технологии:

— Open API — позволить финансовым и нефинансовым игрокам в свободном виде обмениваться информацией между друг другом в рамках аккредитации и в рамках согласия клиента на обмен такой информацией, что создает большее поле для инноваций, создания новых бизнес-моделей, появится больше возможностей для создания маркетплейсов, которые будут в реальном времени отслеживать изменения банковских продуктов на базе открытых API. Бороться с информационной асимметрией, чтобы создавать больше пространства для инноваций. Открытый обмен информацией с партнерами, владельцу информации более выгоден, чем её сокрытие.

С помощью инструментов Open API концепции Open Banking можно собирать сложные системы расчетов, которые будут построены на деньгах, а не на большом количестве документов, которое использовалось раннее (на гарантиях, на залогах, на постоплатах).

Открывая банку свои данные, мы заключаем определенный договор, иначе доверенность. Сейчас Центральный банк говорит, как должна работать данная доверенность, насколько прозрачно должно быть для клиента (предоставление данных) и насколько эти данные должны быть защищены.

В основе пользования данными банковскими партнерами лежит разрешение потребителя. API — средство достижения цели. Цель — ускорение многих процессов в обслуживании клиентов, например в получении продукта или услуги в рассрочку в два клика (модель «Buy Now, Pay Latter»).

— Искусственный интеллект (ИИ) — используется в предоставлении кредитования (использования данные о транзакциях из разных источников), в платежах, маркетинге, продажах. Рассмотрим 4 зоны использования:

1) вопросы оптимизации контроля и процессов. ИИ позволяет компаниям строить процессы наиболее эффективно, повышать в целом продуктивность;

2) развитие и улучшение клиентского опыта. Использование чат-ботов позволяют вовлечь клиента гораздо быстрее в условиях развивающейся конкуренции;

3) использования ИИ в оценке кредитного риска, в кредитном скоринге — оценке кредитных рисков физического или юридического лица, основанной на статистических методах, что позволяет уменьшить отток клиентов и в целом улучшить клиентский опты при кредитовании;

4) область обеспечения безопасности с помощью ИИ, позволяет проактивно создавать механизм по обнаружению атак и обеспечивать безопасность данных от хаккеров.

Развитие технологий искусственного интеллекта — ИИ (artificial intelligence — AI). Огромный пласт ручной работы и клиентский сервис упрощается и автоматизируется с помощью этих технологий: биометрия, защищенные переводы, голосовая аналитика обслуживания пользователей (инструмент оценки записей телефонных разговоров путем сортировки по содержанию). Во всем мире этот тренд движут вперед BigTech компании, в России сложилась уникальная ситуация, этот тренд развития ИИ двигают финтехи (Тинькофф, СБЕР). Роботы быстрее работают, быстрее обучаются, не имеют человеческого фактора. Как только робот понял, что спрашивает человек — он может ответить лучше оператора, но есть проблема в том, что робот может не понять вопрос. Данный тренд сейчас меняет все операционные процессы, а в будущем он может поменять и продукты в финтех-компаниях.

— BigData — использование и анализ больших данных позволяет предсказывать поведение клиента.

Новый вызов сегодня для банков — решать проблемы выбора пользователя: деньги, время, дофамин (гормон радости). Банки могут понимать, как ведут свою жизнь, как отвечают на эти вопросы большое количество их пользователей, и выводить это в качестве ценной и полезной информации для конкретного пользователя, видя его конкретную ситуацию. У пользователя вопросы очень простые: у меня есть деньги, как их приумножить, как их сохранить, как их инвестировать, как их потратить с умом максимально выгодно? Или: у меня нет денег, что мне делать? Или: почему у меня нет денег, как сделать так, чтобы они появились? Для многих пользователей проблема выбора — мучительная работа, очевидно, что каждый человек не может максимально эффективно ее для себя решать. Банк, видя всех, может выдавать обработанную информацию в ответах в виде правильного контента, правильного совета. За этим функции банкинга и будут двигаться, потому что все остальное превращается в процесс, который производит платежи, взаиморасчеты, а всю остальную пользовательскую стоимость на себя оттягивают другие компании.

На сегодняшний день, когда конкуренция очень сильно растет, банкам становится непросто, что сказывается на высокой стоимости привлечения клиентов у крупных игроков; банковские услуги традиционных банков становятся дороже, чем у цифровых конкурентов.

Банки, которые понимают, как использовать партнерскую сеть — будут теми, кто сможет поддерживать гибкость, которая будет необходима в будущем не только для удовлетворения потребностей сегодняшнего и завтрашнего дня, но и в далеком будущем. В конечном итоге это может привести к уменьшению игроков с гораздо более крупными операциями, в конечном счете все будет зависеть от того, кто будет больше инвестировать в этот сектор, кто сможет более эффективно внедрять инновации, и кто сможет сделать переход от унаследованной инфраструктуры к новым наиболее эффективным банковским технологиям. Таким образом, сочетание финансовых и нефинансовых продуктов через экосистему является необходимым условием в конкурентной борьбе за клиента.

Литература:

  1. Абдуллина Р. Р. Информационные технологии в банковской сфере / Р. Р. Абдуллина // Novainfo.ru. — 2019. — Т. 1, № 47. — С. 234–237.
  2. Ермоленко О. М. Развитие банковского сектора на основе современных технологий обслуживания // Научный вестник Южного института менеджмента. — 2018. — № 2. — С. 26–30.
  3. Косарев В. Е. Экосистема как новая модель развития банка / В. Е. Косарев, Г. М. Иараджули // Финансовые рынки и банки. — 2020. — № 1. — С. 58–62.
  4. Хоткин А. В. Использование IT для оптимизации деятельности современных банков / А. В. Хоткин // Теория и практика общественного развития. — 2018. — № 6. — C. 59–62.
Основные термины (генерируются автоматически): API, банк, клиент, продукт, риск, экосистема, искусственный интеллект, коммерческий банк, конкурентная борьба, необходимое условие.


Ключевые слова

цифровая экономика, банковские экосистемы, тенденции финансового рынка, иммобилизованные активы, модели банковских экосистем, трансформация банка, построение экосистемы коммерческого банка

Похожие статьи

Развитие экосистем банков на основе современных цифровых...

При этом важнейшим конкурентным ресурсом становится информация.

В современных условиях компании все больше нацелены на поиск новых возможностей для достижения

Пример построения структуры экосистемы банка представлен на рисунке 1.

В 2019 году Сбербанк привлек в свою экосистему 2 млн новых клиентов, внедрил более 10 новых сервисов.

Применение искусственного интеллекта в банковской сфере на...

В статье автор рассматривает применение искусственного интеллекта в банковской сфере России.

В 2020 году Сбербанк вывел на рынок совершенно новый продукт — семейство

Искусственный интеллект в банках и финансовом секторе, информация с сайта http. Если сравнить пассивы состоятельных клиентов Сбербанка и все пассивы банка ВТБ в...

Роль искусственного интеллекта в обеспечении экономической...

Особое внимание было уделено технологии blockchain и искусственному интеллекту. Использование технологии blockchain предполагает, что коммерческие банки внедрят данную платформу в

Необходимо отметить, что и количество работников будет тоже уменьшаться.

Другой активно применяемой банками технологией является искусственный интеллект.

О роли банка в цифровой экономике | Статья в журнале...

Отметим, что роль наиболее крупных инвестиционных и коммерческих банков, а также других финансовых

Экономические аналитики показывают, что 88 % опрошенных банков выделяют экосистему

Цифровые технологии (а именно, открытые API, облачные технологии, машинное обучение

МВФ и Всемирный банк предполагают, что имеется реальный риск банковского и...

Формирование экосистемы лояльности клиентов...

2. Случайный (новый) клиент — имеет разовый опыт приобретения продукта / услуги, но

«Довольные» клиенты — люди, в целом удовлетворенные уровнем обслуживания в банке.

по России, и банк имеет менее устойчивую конкурентную позицию, чем Сбербанк, Альфа-банк

Формирование экосистемы лояльности клиентов является неотъемлемой частью общей...

Построение экосистемы как способ развития современного...

...целом, считается, что первое привычной нам представление о экосистеме в коммерческой

В целом, это свойственно всем крупным холдингам, но в данном случае риски выше, так как

В 2021 году Альфа-банк объявил о новой стратегии на три года (2022–2024 гг.), ядром которой

Финансовые экосистемы, включающие в себя продукты, услуги и сервисы нацелены на.

Клиентский опыт как инструмент конкурентоспособности...

Конкурентная среда представляет собой институциональные условия координации деятельности

CRM-системы, Большие данные, Опыт клиентов, Управление клиентским опытом.

Рис. 1. Банковские продукты как инструменты привлечения клиента в банк [2].

Клиентам необходима своевременная и точная информация об услугах, их наличии и ценах.

Негативные последствия развития финансовых экосистем для...

...финансовых экосистем, а также негативные последствия их формирования для клиентов.

В настоящее время повсеместно распространены банковские продукты, дающие так

Доклад для общественных консультаций «Подходы Банка России к развитию конкуренции на

Банк России увидел риски в создании банковских экосистем [Электронный ресурс] — Режим...

Влияние цифровизации на деятельность коммерческих банков

Оценка уровня собственного конкурентного потенциала, выявление рисков влияния на конкурентные позиции

Развитие экосистем банков на основе современных цифровых...

– широкой линейкой различных продуктов, услуг и сервисов на единой цифровой платформе. 6. Свиридов О. Ю., Бадмаева Б. С. Развитие банковских экосистем на основе современных...

Конкуренция на рынке банковских услуг: проблемы и тенденции...

Чтобы определить тенденции в развитии конкуренции на банковском рынке, необходимо

По состоянию на 2022 год рынок банковских услуг похож на олигополию с конкурентной средой.

продуктам из-за отсутствия необходимости бороться за клиента в условиях сокращения

Ключевые слова: Банк России, коммерческий банк. Конкуренция на рынке банковских услуг...

Похожие статьи

Развитие экосистем банков на основе современных цифровых...

При этом важнейшим конкурентным ресурсом становится информация.

В современных условиях компании все больше нацелены на поиск новых возможностей для достижения

Пример построения структуры экосистемы банка представлен на рисунке 1.

В 2019 году Сбербанк привлек в свою экосистему 2 млн новых клиентов, внедрил более 10 новых сервисов.

Применение искусственного интеллекта в банковской сфере на...

В статье автор рассматривает применение искусственного интеллекта в банковской сфере России.

В 2020 году Сбербанк вывел на рынок совершенно новый продукт — семейство

Искусственный интеллект в банках и финансовом секторе, информация с сайта http. Если сравнить пассивы состоятельных клиентов Сбербанка и все пассивы банка ВТБ в...

Роль искусственного интеллекта в обеспечении экономической...

Особое внимание было уделено технологии blockchain и искусственному интеллекту. Использование технологии blockchain предполагает, что коммерческие банки внедрят данную платформу в

Необходимо отметить, что и количество работников будет тоже уменьшаться.

Другой активно применяемой банками технологией является искусственный интеллект.

О роли банка в цифровой экономике | Статья в журнале...

Отметим, что роль наиболее крупных инвестиционных и коммерческих банков, а также других финансовых

Экономические аналитики показывают, что 88 % опрошенных банков выделяют экосистему

Цифровые технологии (а именно, открытые API, облачные технологии, машинное обучение

МВФ и Всемирный банк предполагают, что имеется реальный риск банковского и...

Формирование экосистемы лояльности клиентов...

2. Случайный (новый) клиент — имеет разовый опыт приобретения продукта / услуги, но

«Довольные» клиенты — люди, в целом удовлетворенные уровнем обслуживания в банке.

по России, и банк имеет менее устойчивую конкурентную позицию, чем Сбербанк, Альфа-банк

Формирование экосистемы лояльности клиентов является неотъемлемой частью общей...

Построение экосистемы как способ развития современного...

...целом, считается, что первое привычной нам представление о экосистеме в коммерческой

В целом, это свойственно всем крупным холдингам, но в данном случае риски выше, так как

В 2021 году Альфа-банк объявил о новой стратегии на три года (2022–2024 гг.), ядром которой

Финансовые экосистемы, включающие в себя продукты, услуги и сервисы нацелены на.

Клиентский опыт как инструмент конкурентоспособности...

Конкурентная среда представляет собой институциональные условия координации деятельности

CRM-системы, Большие данные, Опыт клиентов, Управление клиентским опытом.

Рис. 1. Банковские продукты как инструменты привлечения клиента в банк [2].

Клиентам необходима своевременная и точная информация об услугах, их наличии и ценах.

Негативные последствия развития финансовых экосистем для...

...финансовых экосистем, а также негативные последствия их формирования для клиентов.

В настоящее время повсеместно распространены банковские продукты, дающие так

Доклад для общественных консультаций «Подходы Банка России к развитию конкуренции на

Банк России увидел риски в создании банковских экосистем [Электронный ресурс] — Режим...

Влияние цифровизации на деятельность коммерческих банков

Оценка уровня собственного конкурентного потенциала, выявление рисков влияния на конкурентные позиции

Развитие экосистем банков на основе современных цифровых...

– широкой линейкой различных продуктов, услуг и сервисов на единой цифровой платформе. 6. Свиридов О. Ю., Бадмаева Б. С. Развитие банковских экосистем на основе современных...

Конкуренция на рынке банковских услуг: проблемы и тенденции...

Чтобы определить тенденции в развитии конкуренции на банковском рынке, необходимо

По состоянию на 2022 год рынок банковских услуг похож на олигополию с конкурентной средой.

продуктам из-за отсутствия необходимости бороться за клиента в условиях сокращения

Ключевые слова: Банк России, коммерческий банк. Конкуренция на рынке банковских услуг...

Задать вопрос