Влияние классической немецкой философии на развитие психологии в XVIII–XIX веках | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №52 (447) декабрь 2022 г.

Дата публикации: 29.12.2022

Статья просмотрена: 155 раз

Библиографическое описание:

Огольцова, Е. Г. Влияние классической немецкой философии на развитие психологии в XVIII–XIX веках / Е. Г. Огольцова, А. И. Плетнева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 52 (447). — С. 343-344. — URL: https://moluch.ru/archive/447/98385/ (дата обращения: 27.04.2024).



В статье представлен анализ развития классической немецкой философии. Обобщены труды представителей психологии в XVIII-XIX вв.

Ключевые слова: наука, психология, философия, идея.

В своеобразии исторического типа философии значительную роль сыграла немецкая классическая философия (80-е гг. XVIII в. — 70-е гг. XIX в.). Данная философия существовала относительно небольшой период времени, но благодаря трудам немецких ученых смогла оказать огромное влияние на развитие психологии. Хотя у каждого из философов была своя позиция по отношению к данной науке, тем не менее можно утверждать, что немецкая классическая философия являлась единым, относительно самостоятельным этапом развития данной науки.

Изучая историю возникновения философии и психологии, отметим, что их объединяют давние исторические корни и современные проблемы, которые эти две науки, взаимодействуя друг с другом, решают согласованно. Говоря о том, когда возникла и каким образом обособилась психология, то в древние времена она являлась частью философии, но вскоре философия начала претерпевать ряд изменений. Из ее состава стали выделятся вначале точные, а затем естественные, гуманитарные науки, в том числе и психология. Психология заявила о себе, как о науке, в которой имеется самостоятельность, возможность анализировать и сравнивать исследования уже по своим методам. Но связи между философией и психологией не разрушились, напротив, они сохранились и упрочнились.

Если анализировать, в чем заключается разница между философией и психологией, то важным аспектом будет являться роль именно каждой из данных наук по отдельности. Отличительной особенностью в решении того или иного вопроса у психологов и у философов является то, каким образом они добьются определенного результата. Философы, к примеру, поставленную проблему решают по-своему, базируясь на собственных знаниях и умозаключениях. Но, как и везде, существуют противоречия. Философу, основываясь на определенном уровне уже имеющихся навыков, невозможно будет до конца решить проблемы без учета современных знаний психологии. То же самое можно сказать и про психологов. Психологам ничего не остается, как использовать метод, который присутствует в философии. В данном случае приводится пример в подтверждении того, что философия и психология тесно связаны между собой.

Немецкий философ Г. Лейбниц (1646–1716), математик, занимался исследованиями во многих науках, но благодаря интересам к внутреннему миру человека, вносит в психологию свои мысли о душе. Лейбницу удается ввести в мир науки представление об эволюции души. Данная работа рассматривается философом как развитие следующих концепций: от смутных состояний (перцепций) к ясным и отчетливым (апперцепциям). Лейбниц утверждает, что человек, являясь разумным существом и в состоянии контролировать свои действия, иногда не дает себе полного отчета, многое воспринимает бессознательно: «Часто мы испытываем состояние, при котором ничего не помним и воспринимаем не отчетливо, например, когда находимся в обмороке или погружены в глубокий сон без сновидений. В таком состоянии душа не очень заметно отличается от простой монады, однако, поскольку подобное состояние длится недолго, душа освобождается и становится чем-то большим» (Лейбниц Г., 1982) 2. Благодаря работам ученого, положения о бессознательной психике, малых перцепциях и апперцепциях вошли в содержание предмета психологии. Но задаваясь вопросом о том, как осуществляется связь между душой и телом, Лейбниц исходит из представлений, что физическое не способно повлиять на психическое, соответственно проводился некий параллелизм: душа и тело автономны, совершают свои операции самостоятельно, независимо друг от друга.

В сочинении Г. Лейбница «Новый опыт о человеческом разуме», критике Лейбница подвергается теория британского педагога Джона Локка, который в 1700 году пишет по-французски «Опыт о человеческом». Дж. Локк отвергает врожденные идеи и уподобляет сознание «чистой доске». Лейбниц поддерживает Локка в оценке роли чувств как необходимого условия познания, но он считает, что чувственное знание является ошибочным. Как считает Лейбниц, истинное знание достигается лишь тогда, когда это является основой и интуицией, поэтому он так критически относится к одностороннему эмпирическому подходу Локка, откуда следует вывод, что «нет ничего в разуме, чего бы раньше не было в чувстве» 5. В попытках установить некую связь между эмпирическим и рациональным Лейбниц дает отказ от индуктивной стратегии и отталкивается от рационального как основы развития чувственного опыта. Но говоря о проведенных исследованиях Г. Лейбница, хочется отметить, что идеи немецкого философа оказали воздействие на И. Канта, И. Гербата и в последующем стали предметом обсуждений в научной мысли XVIII века.

После внесенных трудов Г. Лейбницем в развитие психологии, немецкие ученые стали последователями в исследовании данной науки. Результаты эмпирических тенденций можем наблюдать мыслителей XVIII-XIX вв. Также, как и Г. Лейбниц, огромный толчок в развитии уже немецкой философии дали Х. Вольф (1679–1754) и И. Кант (1724–1804).

Широкую известность Христиан Вольф получил в Европе, когда в массы вышли его книги — «Эмпирическая психология» (1732) и «Рациональная психология» (1734). Теория «психология способностей» также является заслугой Вольфа. В ней автор рассматривает способы представления, точнее их роль, которая выступает в виде познания и желания. Душа, по Вольфу, развивает уже имеющиеся в ней образы вещей: смутные — на уровне чувственного познания, явные и отчетливые — на уровне разума. Но в противоречии отмечено, что данные представления не статичны, с каждым представлением сопряжено стремление. Если в представлении объекта существует мысль, что удовольствие рано или поздно настанет, душа всеми способами будет стремиться удержать данное представление. Если возникнет мысль о неудовольствии, у души будет противоположное стремление. В учении о способностях Вольф отразил стремление построить объективную психологию.

Подводя итог о внесенном вкладе Х. Вольфом в психологию, главной его заслугой является идея о спонтанной активности души, которая порождает весь мир представлений и стремлений.

Иммануил Кант, как представитель немецкой классической философии, был известен строгим распорядком дня, что сыграло огромную роль на его научных трудах. Кант, являясь автором теории происхождения Солнечной системы из газовой туманности, которая не была опровергнута, пересмотрел свои научные взгляды и понял, что его предназначение должно быть обращено к проблемам морали и эстетики.

Именно после того, как Кант выбрал направление, связанное с научной мыслью, исходя из теории Вольфа о способностях души, в его трудах появились известные «Критики»: «Критика разума», «Критика практического разума». Заслугой ученого является четкое разделение 4 типов темпераментов на две группы. Сангвинический и меланхолический типы рассматривались им как темпераменты чувства, а холерический и флегматический — как темпераменты действия. Спорить, что при любом темпераменте можно развить все общественно ценные свойства личности — бессмысленно. Раскрывая тему развития этих свойств, Кант подчеркивает, что они имеют существенную зависимость от темперамента. Поэтому, по Канту, темперамент является важным условием, которое влияет на формирование характера, развитие как умственных, так и физических способностей.

Так, обобщая труды И. Канта, следует отметить, что для философа критика чистого разума является нечто иным как способность мыслить и познавать. Он это объяснял так: «Я разумею по этим не критику книг и систем, а критику способности разума вообще в отношении всех знаний, к которым ор может стремиться независимо от всякого опыта…» 1. То есть Кант нас наводит на то, чтобы исследовать чистый разум, способности субъекта и различные типы и формы их применения, следует выявить, к чему все это приведет. А полученные результаты станут великим достоянием для людей. Поэтому мыслитель И. Кант дал значительный толчок в развитии психологии благодаря своим научным трудам.

Таким образом, мы пришли к выводу, что немецкая классическая философия, а именно идеи и труды выдающихся мыслителей того времени, в развитии психологии сыграла огромную роль. Под воздействием развития психологического знания сформировались целые научные направления и школы психологии.

Литература:

  1. Вильям, А. философия морали Канта: Обретение или потеря / А. Вильям. —:, 2008. — 108 c. — Текст: непосредственный.
  2. Гулыга, А. В. Немецкая классическая философия / А. В. Гулыга. —:, 2001. — 416 c. — Текст: непосредственный.
  3. Под ред. В. В. Васильева, А. А. Кротова и Д. В. Бугая. — М.: Академический Проект: 2005. — 680 с. — Текст: непосредственный.
  4. Федоров, А. А. История донаучной психологии: психософия / А. А. Федоров. — Текст: непосредственный //. — 2005. — С. 102.
  5. Мел Томпсон. — Пер. с англ. А. Гарькавого. — М.: ФАИР-ПРЕСС, 2003. — 304 с. — (Грандиозный мир). — Текст: непосредственный.\\
Основные термины (генерируются автоматически): XVIII-XIX, развитие психологии, философия, Кант, наука, психология, какой образ, немецкий философ, огромная роль, чистый разум.


Похожие статьи

Система принципов чистого разума И. Канта | Статья в журнале...

 Трансцендентальная философия Канта дает ответы на многие вопросы познания.

Она представляет собой систему всех принципов чистого разума»[2, с.58].

Немецкий философ И. Кант описывал чистую способность воображения или трансцендентальное воображение, которое он в

Память в гносеологии Канта относится всецело к сфере психологии и лишена...

Рассудок как форма мышления в философии И. Канта

Ключевые слова: Кант, чистый разум, мир, рассудочный синтез, чувственный синтез, разум.

По Канту план того, как нужно «обработать» поле чистой философии, состоял в решении четырёх

Поэтому, согласно Канту, всякая будущая метафизика, которая хочет быть наукой, обязана

Именно эта мысль и получила свое активное развитие в философии Хайдеггера.

Развитие психологии и его периоды в XIX столетии

Библиографическое описание: Мясоедов, А. И. Развитие психологии и его периоды в XIX столетии / А

В формировании базы, на которой выстраивалась психология в качестве науки, огромное

– появляются неосознанно, т. е. в отсутствии разума и мышления и в соответствии с этим

8 Теплов, Б. М. (1960) О некоторых общих вопросах разработки истории психологии...

Формирование психологических концепций в XVII–XVIII веках

В душе происходит деление жизни надвое, волнения и постижения, идеи, разума.

Впоследствии он оказал значительное воздействие на И. Канта, И. Ф. Гербарта, В. Вундта.

Образцом германского идеализма начала XIX столетия был отмечен философ И. Кант (1724–1804).

В начале XIX века на этапе до формирования психологии как науки, максимальный...

Немецкое неокантианство: основные периоды развития и школы

 Немецкое неокантианство — течение европейской философии втор. пол. XIX — пер. пол.

Его представители считали, что категории опыта коренятся не в «чистом разуме», а в

Как возможны «чистые» математика и естествознание? [4, с. 117–119].

Ее теоретики рассматривали философию как учение о должном, как науку об общезначимых ценностях.

Проблема единства сознания у Канта и Гуссерля

В «Критике чистого разума», сосуществование двух аспектов познания – «объективного» и

Память в гносеологии Канта относится всецело к сфере психологии и лишена

Чистое Я Гуссерля играет более тонкую и сложную роль: оно не только исходная инстанция, к которой

Представляется ошибочным отождествление понятия единства сознания у Канта и Гуссерля...

Кантоведение в Кёнигсберге как историко-философская проблема

В целом фундаментальные идеи немецкой классической философии об устройстве мира и природе

В конце XIX века «Разъяснения» были переизданы на немецком, в 1910 это издание было

Трансцендентальная философия Канта дает ответы на многие вопросы познания.

В области философии истории преемственность идей этих философов исследована мало.

Идея взаимосвязи конструктивного и деструктивного...

Немецкий просветитель И. Г. Гердер считал, что цель человечества — это гуманность.

«Человек не мог жить, не мог сохранять свою жизнь, не умея пользоваться разумом, а коль скоро

Основатель немецкой классической философии, И. Кант, взаимосвязь конструктивного и

Заметим, что усовершенствование общества І. Кант связывает с развитием не наук, а...

Проблема ценностей в социально-гуманитарном познании

Развитие общественных отношений и науки в Новое время дает возможность иначе взглянуть на категорию ценность.

Недостатком концепции А.Маслоу является рассмотрение развития личности в отрыве от социальной

17. Кант, И. Критика чистого разума [Текст]: пер. с нем. /

18. Леонтьев, Д. А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности...

Похожие статьи

Система принципов чистого разума И. Канта | Статья в журнале...

 Трансцендентальная философия Канта дает ответы на многие вопросы познания.

Она представляет собой систему всех принципов чистого разума»[2, с.58].

Немецкий философ И. Кант описывал чистую способность воображения или трансцендентальное воображение, которое он в

Память в гносеологии Канта относится всецело к сфере психологии и лишена...

Рассудок как форма мышления в философии И. Канта

Ключевые слова: Кант, чистый разум, мир, рассудочный синтез, чувственный синтез, разум.

По Канту план того, как нужно «обработать» поле чистой философии, состоял в решении четырёх

Поэтому, согласно Канту, всякая будущая метафизика, которая хочет быть наукой, обязана

Именно эта мысль и получила свое активное развитие в философии Хайдеггера.

Развитие психологии и его периоды в XIX столетии

Библиографическое описание: Мясоедов, А. И. Развитие психологии и его периоды в XIX столетии / А

В формировании базы, на которой выстраивалась психология в качестве науки, огромное

– появляются неосознанно, т. е. в отсутствии разума и мышления и в соответствии с этим

8 Теплов, Б. М. (1960) О некоторых общих вопросах разработки истории психологии...

Формирование психологических концепций в XVII–XVIII веках

В душе происходит деление жизни надвое, волнения и постижения, идеи, разума.

Впоследствии он оказал значительное воздействие на И. Канта, И. Ф. Гербарта, В. Вундта.

Образцом германского идеализма начала XIX столетия был отмечен философ И. Кант (1724–1804).

В начале XIX века на этапе до формирования психологии как науки, максимальный...

Немецкое неокантианство: основные периоды развития и школы

 Немецкое неокантианство — течение европейской философии втор. пол. XIX — пер. пол.

Его представители считали, что категории опыта коренятся не в «чистом разуме», а в

Как возможны «чистые» математика и естествознание? [4, с. 117–119].

Ее теоретики рассматривали философию как учение о должном, как науку об общезначимых ценностях.

Проблема единства сознания у Канта и Гуссерля

В «Критике чистого разума», сосуществование двух аспектов познания – «объективного» и

Память в гносеологии Канта относится всецело к сфере психологии и лишена

Чистое Я Гуссерля играет более тонкую и сложную роль: оно не только исходная инстанция, к которой

Представляется ошибочным отождествление понятия единства сознания у Канта и Гуссерля...

Кантоведение в Кёнигсберге как историко-философская проблема

В целом фундаментальные идеи немецкой классической философии об устройстве мира и природе

В конце XIX века «Разъяснения» были переизданы на немецком, в 1910 это издание было

Трансцендентальная философия Канта дает ответы на многие вопросы познания.

В области философии истории преемственность идей этих философов исследована мало.

Идея взаимосвязи конструктивного и деструктивного...

Немецкий просветитель И. Г. Гердер считал, что цель человечества — это гуманность.

«Человек не мог жить, не мог сохранять свою жизнь, не умея пользоваться разумом, а коль скоро

Основатель немецкой классической философии, И. Кант, взаимосвязь конструктивного и

Заметим, что усовершенствование общества І. Кант связывает с развитием не наук, а...

Проблема ценностей в социально-гуманитарном познании

Развитие общественных отношений и науки в Новое время дает возможность иначе взглянуть на категорию ценность.

Недостатком концепции А.Маслоу является рассмотрение развития личности в отрыве от социальной

17. Кант, И. Критика чистого разума [Текст]: пер. с нем. /

18. Леонтьев, Д. А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности...

Задать вопрос