Особенности профессионального развития государственных гражданских служащих в Российской Федерации: региональный аспект | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №52 (447) декабрь 2022 г.

Дата публикации: 01.01.2023

Статья просмотрена: 267 раз

Библиографическое описание:

Баязитова, Д. Б. Особенности профессионального развития государственных гражданских служащих в Российской Федерации: региональный аспект / Д. Б. Баязитова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 52 (447). — С. 84-88. — URL: https://moluch.ru/archive/447/98381/ (дата обращения: 27.04.2024).



В статье рассматриваются особенности профессионального развития государственных гражданских служащих в Российской Федерации в регионах, описан новаторский опыт профессионального развития, основанный на работах в конкурсе «Лучшие кадровые практики и инициативы в системе государственного и муниципального управления».

Ключевые слова: профессиональное развитие, государственный гражданский служащий, кадровая практика.

Профессиональное развитие государственных гражданских служащих является приоритетной задачей государственной политики, осуществляется посредством дополнительного профессионального образования, а также иных мероприятий по профессиональному развитию.

Например, в 2020 году Академией Пастухова был разработан обновленный набор показателей мониторинга дополнительного профессионального образования государственных гражданских служащих, а также сформулированы предложения по актуализации инструментария сбора данных для расчета показателей — формы федерального статистического наблюдения № 1-ПК. Далее были определены три вида инструментария оценки качества непрерывного образования (профессионального развития) государственных гражданских служащих в целях мониторинга их профессионального развития — основной, дополнительный и вспомогательный, а также предложен порядок их применения.

Лучшими практиками при применении непрерывного профессионального развития государственных служащих считаются следующие направления:

  1. Комплексный подход к реализации национальных целей через непрерывное обучение государственных гражданских и муниципальных служащих.
  2. Организация непрерывного профессионального развития государственных гражданских и муниципальных служащих. Опыт Красноярского Края.
  3. Корпоративный университет Правительства Новосибирской области: региональная точка роста.

Проект «Корпоративный Университет» нацелен на повышение качества знаний специалистов молодёжной политики путём обмена опытом и полезными ресурсами между собой. Это платформа для непрерывного обучения специалистов, которые работают с молодёжью на разных уровнях и в разных сферах. Работа проекта началась до объявления пандемии. Программа стартовала с тренинга для руководящего состава, заместителей глав, чтобы сформировать у них системное представление о современной молодёжной политике и вдохновить их на новые, необычные идеи.

В сложившейся ситуации проект ушёл в режим онлайн и в группе «Корпоративный Университет» публикуются материалы с рекомендациями, полезными ресурсам для самообучения от специалистов учреждений молодёжной политики. Государственное задание Минобрнауки России в 2021 году направлено на развитие результатов 2020 года, и включает апробацию инструментария оценки качества непрерывного профессионального развития на примере государственной службы, здравоохранения и образования в целях проведения мониторинга профессионального развития.

Многие субъекты Российской Федерации внедряют эффективные практикоориентированные подходы в обучении, используя как внешнее обучение, так и саморазвитие. Среди федеральных проектов необходимо назвать: «Сервисное государство 2.0»; «Цифровая трансформация»; «Современные технологии управления в социальной сфере (PRO Социум)»; «Системный подход в управлении регионом».

Рассмотрим подробнее организацию непрерывного профессионального развития государственных гражданских и муниципальных служащих в некоторых регионах.

В Ульяновской области практика комплексного подхода реализована через непрерывное обучение государственных гражданских служащих, главная задача личностного развития госслужащих — освоение результативного менеджмента, управления проектами, постоянное обновление знаний, умений и навыков. Все обучение реализуется в рамках госзаказа, региональных госпрограмм, активное участие принимается в федеральных обучающих проектах, используются программы дополнительного образования, краткосрочное обучение — семинары, тренинги, рост подготовки позволяет расширить охват подготовки и переподготовки государственных служащих на 150 % (рисунок 1).

Непрерывное профессиональное развитие государственных служащих в Ульяновской области

Рис. 1. Непрерывное профессиональное развитие государственных служащих в Ульяновской области

Для дополнительного образования используется учебная база в других городах и регионах, Татарстане, Мордовии. Активно используется обмен опытом по принципу «Лидер учит лидера», «Курс молодого бойца», для молодых специалистов, создана база проведенных мероприятий по профессиональному развитию. Активно развивается направление профессионального развития «Управление изменениями»: сочетание актуальных тем из различных направлений -экономики, технологий, бизнеса, современных знаний о психологии принятия решений и поведении -для создания интегрированного подхода к развитию компетенций и навыков специалистов и команд; развитие компетенций «продуманного экспериментирования»; непрерывное обучение, научение в исполнении; освоение форматов и установок эффективного взаимодействия; формирование базы актуальных знаний, инструментов и алгоритмов решений.

В Томской области наиболее востребованы профильные программы, то есть те, которые помогают осуществлять профессиональную деятельность государственным гражданским служащим. Это программы по формированию антикоррупционной компетентности гражданских служащих, программы связанные с проектным управлением, в последнее время востребованы программы по изучению цифровой экономики.

Рассмотрим процесс организации непрерывного профессионального развития государственных гражданских и муниципальных служащих в Красноярском крае (рисунок 2).

Непрерывное профессиональное развитие государственных гражданских служащих: опыт Красноярского края

Рис. 2. Непрерывное профессиональное развитие государственных гражданских служащих: опыт Красноярского края

В Красноярском крае при непрерывном обучении государственных гражданских служащих акцент делается на такую дистанционную форму обучения как вебинары (рисунок 3)

Проведение вебинаров в Красноярской области

Рис. 3. Проведение вебинаров в Красноярской области

Таким образом, при непрерывном обучении за 2020–2021 года проведено 74 вебинара, участвовало 390 экспертов, в онлайн- формате — 53 % занятий.

По опросам слушателей, оценка эффективности вебинаров — 97,5 %

Основные подходы к профессиональному развитию государственных служащих в Красноярском крае — это:

  1. Поддерживающее обучение;
  2. Освоение конкретных управленческих инструментов
  3. Адаптационное обучение
  4. Семинары по обмену опытом, мастер-классы, трансляция лучших практик.
  5. Практико-ориентированное обучение.

Таким образом, одним из основных направлений совершенствования системы профессионального развития в регионах, будет выход на дистанционное образование (дистанционные программы). Это направление закреплено в Указе Президента РФ от 21.02.2019 № 68 «О профессиональном развитии государственных гражданских служащих Российской Федерации».

Одно из направлений, набирающих популярность в настоящее время у государственных гражданских служащих, — это программы личностного роста и развития личных компетенций, а именно деловая коммуникация, работа в ситуации речевой агрессии, менеджмент и тому подобные.

Необходимо формирование банков учебно-методических материалов по средствам использования электронных учебников и электронных библиотек. Материалы возможно размещать на электронных площадках, что облегчит обучение и даст возможность участникам в любой момент обратиться к материалам.

Таким образом, учитывая вышеперечисленные подходы, предлагается создание модели модульной программы профессионального развития. В рамках данной модели, каждому государственному гражданскому служащему при поступлении на службу предоставляется доступ к личному кабинету в Единой информационной системе и (или) на базе электронной платформы, используемой органом государственной власти, вследствие чего служащий получает доступ ко всем методическим материалом с первых дней осуществления деятельности.

Для планирования траектории профессионального развития оцениваются первичные знания гражданского служащего, организуется интерактивное наставничество, что позволит адаптироваться к новым условиям деятельности, приобрести профессиональные знания и навыки выполнения служебных обязанностей. В личном кабинете, с учётом результата первичной оценки знаний, специфики деятельности и предпочтений государственного гражданского служащего и его руководителя, создаётся индивидуальная модульная траектория развития. Сущность модульной программы заключается в создании условий выбора для полного овладения содержанием образовательных программ в разной последовательности, разном объёме, темпе через отдельные, но в то же время взаимозависимые модули.

Каждый модуль отдельно представляет законченный, самостоятельный «банк» информационных данных и практических задач.

Кроме того, предлагается формировать геймифицированные, проектные модули, в рамках которых гражданские служащие смогут выбрать уровень и направление освоения учебной программы. Например, сформировать электронную площадку в виде виртуального мира, героем которого является служащий, и за прохождение конкретного уровня (модуля) служащий получает баллы или вознаграждение (например, пазл, чтобы к концу курса собрать полноценную картинку). Геймификация модулей и проектная направленность позволит увеличить мотивацию государственных гражданских служащих к самостоятельному обучению, так как это увлекательно и служащий будет ощущать значимость своего вклада в развитие региона и понимать, что изученный материал повысит его профессиональные способности.

Использование данных подходов при планировании и организации мероприятий, направленных на профессиональное развитие, позволит повысить эффективность исполнения должностных обязанностей и окажет влияние на изменение должностной позиции.

Литература:

  1. Указ Президента РФ от 21.02.2019 № 68 «О профессиональном развитии государственных гражданских служащих Российской Федерации»
  2. Мельникова, А. А. Направления совершенствования профессионального развития и оценки деятельности госслужащих / А. А. Мельникова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 3 (398). — С. 340–342. — URL: https://moluch.ru/archive/398/88145/ (дата обращения: 14.12.2022).
Основные термины (генерируются автоматически): профессиональное развитие, служащий, непрерывное профессиональное развитие, Красноярский край, непрерывное обучение, обмен опытом, программа, Российская Федерация, дополнительное образование, дополнительное профессиональное образование.


Похожие статьи

Дополнительное профессиональное образование в системе...

Белов, К. М. Дополнительное профессиональное образование в системе мер профессиональной подготовки и повышения квалификации федеральных государственных гражданских служащих в РФ / К. М. Белов.

Инструменты профессионального развития государственных...

Проанализированы проблемы и тенденции профессионального развития государственных служащих.

Профессиональное развитие государственных служащих включает в себя

Дополнительное профессиональное образование чиновников осуществляется

Это является подтверждением того, что дополнительное профессиональное обучение...

Дополнительные гарантии, предоставляемые государственным...

Дополнительное образование гражданских служащих будут осуществлять

Профессиональное развитие будет осуществляться на системной основе в течение всего

Таким образом, обучение государственных служащих должно носить постоянный характер, что

Дополнительное профессиональное образование будет способствовать обновлению...

Непрерывное образование: цели, задачи, содержание, функции...

Во-первых, непрерывное образование обозначает некое постоянное, непрерывное совершенствование знаний, умений, навыков (ЗУН) человека, связанное с необходимостью быть актуальным в современной среде (профессиональной, социальной).

Профессиональное развитие муниципальных служащих...

Стоит упомянуть то, что в профессиональное развитие входят не только программы дополнительного профессионального образования (повышение квалификации и профессиональная переподготовка), но и иные мероприятия [2].

Современное развитие системы дополнительного...

Чертищева, Е. А. Современное развитие системы дополнительного профессионального образования / Е. А. Чертищева.

В таких условиях ДПО способствует развитию профессиональной культуры, росту востребованности специалиста [1].

служащий, профессиональное развитие, муниципальная...

Аникина, А. Е. Сравнительная характеристика норм федерального законодательства об уровне квалификации, дополнительном профессиональном образовании и профессиональном развитии государственных и муниципальных служащих в РФ / А. Е. Аникина.

Управленческие технологии профессионального развития...

М. А. Коргова считает, что «...профессиональное развитие следует определить, как процесс

Следовательно, проблема профессионального развития служащих является по сути одной

Стажировка является как самостоятельным видом дополнительного профессионального

Кадровая технология как система профессионального развития и образования...

Виды дополнительного профессионального образования...

...профессиональное образование, муниципальная служба, муниципальный служащий.

Итогом профессиональной переподготовки чаще всего является защита дипломной работы.

Стажировка — это отдельный вид дополнительного профессионального образования или один из

профессиональные образовательные планы и программы (как основные, так и...

Анализ системы дополнительного профессионального...

Рассматривая систему дополнительного профессионального образования необходимо в первую очередь ввести основные определения данной системы. Итак, дополнительное профессиональное образование (ДПО) – это целенаправленный процесс обучения граждан...

Похожие статьи

Дополнительное профессиональное образование в системе...

Белов, К. М. Дополнительное профессиональное образование в системе мер профессиональной подготовки и повышения квалификации федеральных государственных гражданских служащих в РФ / К. М. Белов.

Инструменты профессионального развития государственных...

Проанализированы проблемы и тенденции профессионального развития государственных служащих.

Профессиональное развитие государственных служащих включает в себя

Дополнительное профессиональное образование чиновников осуществляется

Это является подтверждением того, что дополнительное профессиональное обучение...

Дополнительные гарантии, предоставляемые государственным...

Дополнительное образование гражданских служащих будут осуществлять

Профессиональное развитие будет осуществляться на системной основе в течение всего

Таким образом, обучение государственных служащих должно носить постоянный характер, что

Дополнительное профессиональное образование будет способствовать обновлению...

Непрерывное образование: цели, задачи, содержание, функции...

Во-первых, непрерывное образование обозначает некое постоянное, непрерывное совершенствование знаний, умений, навыков (ЗУН) человека, связанное с необходимостью быть актуальным в современной среде (профессиональной, социальной).

Профессиональное развитие муниципальных служащих...

Стоит упомянуть то, что в профессиональное развитие входят не только программы дополнительного профессионального образования (повышение квалификации и профессиональная переподготовка), но и иные мероприятия [2].

Современное развитие системы дополнительного...

Чертищева, Е. А. Современное развитие системы дополнительного профессионального образования / Е. А. Чертищева.

В таких условиях ДПО способствует развитию профессиональной культуры, росту востребованности специалиста [1].

служащий, профессиональное развитие, муниципальная...

Аникина, А. Е. Сравнительная характеристика норм федерального законодательства об уровне квалификации, дополнительном профессиональном образовании и профессиональном развитии государственных и муниципальных служащих в РФ / А. Е. Аникина.

Управленческие технологии профессионального развития...

М. А. Коргова считает, что «...профессиональное развитие следует определить, как процесс

Следовательно, проблема профессионального развития служащих является по сути одной

Стажировка является как самостоятельным видом дополнительного профессионального

Кадровая технология как система профессионального развития и образования...

Виды дополнительного профессионального образования...

...профессиональное образование, муниципальная служба, муниципальный служащий.

Итогом профессиональной переподготовки чаще всего является защита дипломной работы.

Стажировка — это отдельный вид дополнительного профессионального образования или один из

профессиональные образовательные планы и программы (как основные, так и...

Анализ системы дополнительного профессионального...

Рассматривая систему дополнительного профессионального образования необходимо в первую очередь ввести основные определения данной системы. Итак, дополнительное профессиональное образование (ДПО) – это целенаправленный процесс обучения граждан...

Задать вопрос