Транспортно-эксплуатационные характеристики городских автомобильных дорог | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Технические науки

Опубликовано в Молодой учёный №52 (447) декабрь 2022 г.

Дата публикации: 29.12.2022

Статья просмотрена: 394 раза

Библиографическое описание:

Колесникова, Ю. А. Транспортно-эксплуатационные характеристики городских автомобильных дорог / Ю. А. Колесникова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 52 (447). — С. 32-34. — URL: https://moluch.ru/archive/447/98375/ (дата обращения: 27.04.2024).



Транспортно-эксплуатационные характеристики дорог определяются многими параметрами и являются функциональной зависимостью от многих переменных. Рассматривая в системной постановке данный вопрос, все переменные можно подразделить на следующие большие группы: проектно­технологические, внешних воздействий и деформационно-прочностные свойства конструкций. К проектно-технологической группе переменных следует отнести: изменение плана и продольного профиля по протяжению трассы; связанные с ними изменения водно-теплового режима земляного полотна и дорожной одежды; виды грунтов и материалы конструктивных слоев, предусмотренные проектом, а также переменные, определяемые качеством технологии устройства земляного полотна и слоев дорожной одежды. Данной группой переменных закладываются основные параметры транспортно-эксплуатационных показателей при проектировании и строительстве дороги и в начальной постановке определяются границы внутренней замкнутой системы эксплуатационно-прочностных и потребительских свойств автомобильной дороги (рис. 1.1). Переменные этой группы регламентируются СНиП 2.05.02–85, СНиП 3.06.03–85 и ВСН 46–83 и определяют на основе исходных данных эксплуатационно­прочностное качество дороги па расчетный период в 20 лет.

Вторая группа переменных представлена в виде внешних воздействий от сезонных и суточных изменений интенсивности и состава движения, от погодно-климатических факторов, а также от уровня эксплуатационного содержания (см. рис. 1.1). При этом погодно-климатические изменения следует рассматривать как независимые внешние воздействия, отрицательное влияние которых необходимо конструктивными решениями свести к минимуму.

Внешние воздействия транспортных средств представляют собой определенные потребительские требования, которые должны быть обеспечены автомобильной дорогой. Субъективные воздействия от содержания дороги должны поддерживать границу замкнутой системы эксплуатационно-прочностных свойств в период всего расчетного периода, а также поддерживать обеспеченность потребительских требований при различных погодно-климатических факторах.

При рассмотрении транспортно-эксплуатационных свойств автомобильных дорог конструкцию дорожной одежды можно представить как замкнутую систему, свойства которой и способность сопротивляться внешним воздействиям определяются внутренними связями и свойствами отдельных подсистем и элементов. При этом потребительские качества данной системы обусловливаются требованиями внешних воздействий транспортных средств, а границы и характер изменений эксплуатационных характеристик -проектными решениями. Данная замкнутая система состоит из определенных подсистем: земляного полотна; основания дорожной одежды; укрепленной поверхности — покрытия проезжей части совместно с укрепленными полосами; обочин. В свою очередь, каждая подсистема состоит из отдельных элементов, в различной степени связанных между собой.

В целом система (дорожная одежда) может характеризоваться эксплуатационными и деформационно-прочностными свойствами, которые определяются внутренними связями и зависимостями от внешних воздействий и проектно-технологических решений. Рассматривая всю совокупность внутренних и внешних связей между отдельными подсистемами, можно установить, что важнейшим связующим элементом дорожной одежды является покрытие проезжей части, которое обеспечивает все эксплуатационные и прочностные показатели

Обеспечивая, наряду с другими конструктивными слоями, итоговую прочность дорожной одежды, покрытие (однослойное или двухслойное) в первую очередь воспринимает динамические воздействия транспортных средств, перераспределяет их в нижележащие слои, снижая динамический эффект. Изменения режимов движения автотранспорта, связанные с изменениями плана и продольного профиля, в основном оказывают влияние па напряженное состояние покрытия.

Асфальтобетонные покрытия особо подвержены влиянию температурных и влажностных изменений. Они защищают нижележащие слои от непосредственного влияния воды и солнечной радиации, снижают интенсивность температурных изменений и соответственно температурные напряжения в слоях основания.

Являясь наиболее дорогостоящим элементом конструкции, в зависимости от работоспособности и «долговечности, асфальтобетонные покрытия оказывают значительное влияние на стоимость дорожной одежды, определяют основные затраты на содержание автодороги.

Система формирования транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильной дороги

Рис. 1. Система формирования транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильной дороги

В случае применения для устройства покрытий новых разновидностей

асфальтобетонов и использования нетрадиционных материалов для их приготовления необходимо дать всестороннюю оценку свойств покрытий, исходя из транспортно-эксплуатационных требований, определить границы применения иных асфальтобетонных покрытий, разработать предложения для внесения изменений в нормативную документацию.

Шлаковые асфальтобетоны, в области оценки и прогнозирования эксплуатационно-прочностных свойств недостаточно исследованы.

Область их применения ограничивается автомобильными дорогами III и IV технических категорий. В настоящее время отсутствуют методы, позволяющие определять сопоставимые деформационные и прочностные характеристики асфальтобетонов в покрытии и в лабораторных условиях.

Основные термины (генерируются автоматически): дорожная одежда, воздействие, замкнутая система, земляное полотно, III, группа переменных, изменение плана, продольный профиль, проезжая часть, расчетный период.


Похожие статьи

Устройства для анализа и оценки состояния дорожного покрытия

Определение продольных и поперечных уклонов проезжей части дорог и аэродромных покрытий в соответствии с требованиями СНиП 2.05.02-85, СНиП 32-03-96, СНиП 2.05.11-83. Данное устройство позволяет оценить такие характеристики дорожного покрытия как

Диагностика и оценка состояния автомобильных дорог

...ширины проезжей части, продольных уклонов и радиусов кривых в плане (табл. 4).

Визуальную оценку рекомендуется проводить в весенний период после того, как дорога

Продольный и поперечный уклоны проезжей части; Углы поворота трассы и радиусы

Разбивка земляного полотна производится с учётом обустройства проезжей части, обочин...

Расчет виража с целью повышения безопасности движения на...

В течение всего года дорожная одежда должна быть прочной, противостоять динамическим

Поперечный уклон проезжей части на вираже согласно СНиП 2.05.02–85* рекомендуется

Рис.3 Схема виража: 1-круговые кривые; 2-вираж(односкатный профиль); 3-переходные

Изменение его от нуля до расчетной величины производят плавно на участках отвода...

Современные методы расчета дорожных одежд. Часть 1. Обзор...

Часть 1. Обзор ианализ. Удальцов Илья Эдуардович, студент.

модифицированные методы расчета дорожных конструкций по сопротивлению сдвигу в грунте земляного полотна [4–6] и

10. Казарновский В. Д., Смирнов В. М., Косарев Ю. И. Определение расчетных значений

23. Долгих Г. В. Расчет грунтов земляного полотна по критерию безопасных давлений...

Обзор традиционных и современных расчетов дорожных...

...и современных методах расчета дорожных конструкций, включающих земляное полотно и дорожную одежду.

10. Герцог В. Н., Долгих Г. В., Кузин В. Н. Расчет дорожных одежд по критериям ровности. Часть 1. Обоснование норм ровности асфальтобетонных покрытий

34. Казарновский В. Д., Смирнов В. М., Косарев Ю. И. Определение расчетных значений...

Расчет нежестких дорожных одежд с использованием...

— Покрытие — верхняя часть дорожной одежды, которая воспринимает

Расчетное состояние дорожного покрытия напрямую связано с необходимыми условиями

Изменение ровности дорожного полотна происходит за счет прочности дорожной одежды и общего

Под воздействием дорожного движения, а также атмосферных и климатических факторов общая...

Геодезический мониторинг земляного полотна железнодорожных...

Деформации — это изменение формы земляного полотна в процессе эксплуатации под воздействием

Деформации земляного полотна возникают в следующих случаях: [1,2].

– при недостаточной защите грунтов земляного полотна от неблагоприятных воздействий

В весенний период произошла активизация деформаций на всех объектах, а один из них...

Причины пучинообразования на автомобильных дорогах

– промерзание грунта под дорожной одеждой на глубину h пр ≥ 0,5 м

воды в порах грунта, в результате сезонных изменений водно-теплового режима земляного полотна и дорожной одежды.

В холодный период года процессы пучения дорожных одежд наиболее вредны.

Для этого на проезжей части укладывают заранее заготовленные щиты из досок или маты из...

Анализ методов расчета деформаций нежёстких дорожных одежд

Наиболее дорогостоящей частью автомобильной дороги является дорожная одежда.

в котором рассматривается многослойная система, расположенная на земляном полотне.

За расчетную нагрузку принимается один из наиболее тяжелых расчетных автомобилей в

Лосев С. В. Моделирование нежестких дорожных одежд с использование CAE-систем / С. В. Лосев...

Похожие статьи

Устройства для анализа и оценки состояния дорожного покрытия

Определение продольных и поперечных уклонов проезжей части дорог и аэродромных покрытий в соответствии с требованиями СНиП 2.05.02-85, СНиП 32-03-96, СНиП 2.05.11-83. Данное устройство позволяет оценить такие характеристики дорожного покрытия как

Диагностика и оценка состояния автомобильных дорог

...ширины проезжей части, продольных уклонов и радиусов кривых в плане (табл. 4).

Визуальную оценку рекомендуется проводить в весенний период после того, как дорога

Продольный и поперечный уклоны проезжей части; Углы поворота трассы и радиусы

Разбивка земляного полотна производится с учётом обустройства проезжей части, обочин...

Расчет виража с целью повышения безопасности движения на...

В течение всего года дорожная одежда должна быть прочной, противостоять динамическим

Поперечный уклон проезжей части на вираже согласно СНиП 2.05.02–85* рекомендуется

Рис.3 Схема виража: 1-круговые кривые; 2-вираж(односкатный профиль); 3-переходные

Изменение его от нуля до расчетной величины производят плавно на участках отвода...

Современные методы расчета дорожных одежд. Часть 1. Обзор...

Часть 1. Обзор ианализ. Удальцов Илья Эдуардович, студент.

модифицированные методы расчета дорожных конструкций по сопротивлению сдвигу в грунте земляного полотна [4–6] и

10. Казарновский В. Д., Смирнов В. М., Косарев Ю. И. Определение расчетных значений

23. Долгих Г. В. Расчет грунтов земляного полотна по критерию безопасных давлений...

Обзор традиционных и современных расчетов дорожных...

...и современных методах расчета дорожных конструкций, включающих земляное полотно и дорожную одежду.

10. Герцог В. Н., Долгих Г. В., Кузин В. Н. Расчет дорожных одежд по критериям ровности. Часть 1. Обоснование норм ровности асфальтобетонных покрытий

34. Казарновский В. Д., Смирнов В. М., Косарев Ю. И. Определение расчетных значений...

Расчет нежестких дорожных одежд с использованием...

— Покрытие — верхняя часть дорожной одежды, которая воспринимает

Расчетное состояние дорожного покрытия напрямую связано с необходимыми условиями

Изменение ровности дорожного полотна происходит за счет прочности дорожной одежды и общего

Под воздействием дорожного движения, а также атмосферных и климатических факторов общая...

Геодезический мониторинг земляного полотна железнодорожных...

Деформации — это изменение формы земляного полотна в процессе эксплуатации под воздействием

Деформации земляного полотна возникают в следующих случаях: [1,2].

– при недостаточной защите грунтов земляного полотна от неблагоприятных воздействий

В весенний период произошла активизация деформаций на всех объектах, а один из них...

Причины пучинообразования на автомобильных дорогах

– промерзание грунта под дорожной одеждой на глубину h пр ≥ 0,5 м

воды в порах грунта, в результате сезонных изменений водно-теплового режима земляного полотна и дорожной одежды.

В холодный период года процессы пучения дорожных одежд наиболее вредны.

Для этого на проезжей части укладывают заранее заготовленные щиты из досок или маты из...

Анализ методов расчета деформаций нежёстких дорожных одежд

Наиболее дорогостоящей частью автомобильной дороги является дорожная одежда.

в котором рассматривается многослойная система, расположенная на земляном полотне.

За расчетную нагрузку принимается один из наиболее тяжелых расчетных автомобилей в

Лосев С. В. Моделирование нежестких дорожных одежд с использование CAE-систем / С. В. Лосев...

Задать вопрос