Создание мультимедийных проектов как один из путей постижения лирического текста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №52 (447) декабрь 2022 г.

Дата публикации: 27.12.2022

Статья просмотрена: 45 раз

Библиографическое описание:

Белеванцева, О. Н. Создание мультимедийных проектов как один из путей постижения лирического текста / О. Н. Белеванцева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 52 (447). — С. 179-180. — URL: https://moluch.ru/archive/447/98290/ (дата обращения: 27.04.2024).



На уроках литературы учителю все труднее удержать интерес ребенка, чтение воспринимается как скучное занятие. Учащиеся жалуются, что и стихи не запоминаются, и текст неинтересный. Учителя русского языка и литературы делают все возможное, стараясь привить любовь к чтению, показать важность чтения для развития личности человека. Изучение поэзии является одной из самых сложных работ, так как учащийся должен уметь проникать в подтекст, исследовать языковые средства создания смысла, чутко и вдумчиво отнестись к произведению. М. Цветаева писала: «Что есть чтение — как не разгадывание, толкование, извлечение тайного, оставшегося за строками, пределом слов».

Одним из методов современного преподавания литературы является создание мультимедийных литературных проектов, сочетающих в себе литературоведческий анализ, использование средств сети Интернет и новейших информационных технологий. Метод проектов давно и успешно применяется в школе. Дистанционное преподавание и специфика работы с детьми с ОВЗ ставит перед учителем некоторые ограничения. Мы используем только прием создания видеообраза стихотворения — индивидуальный краткосрочный мини-проект, рассчитанный на работу в течение 1–2 уроков, что позволяет добиться главного — увидеть, услышать героев, мир, в котором они живут, почувствовать то, что чувствуют герои, вдохнуть жизнь в рифмованные строчки. Работая над проектом, учащиеся выполняют и литературоведческий анализ, и используют средства сети Интернет (для поиска дополнительных сведений, художественных иллюстраций, музыкальных произведений), и обучаются навыкам работы с новейшими информационными технологиями. Учет интегративных связей приводит к корректировке педагогических целей. Приоритетной целью становится, согласно исследованиям Г. В. Князевой, «развитие в процессе обучения способностей учеников к продуктивной самостоятельной творческой деятельности в современной информационно насыщенной среде» [1].

Данный метод использовался при подготовке открытых уроков, на методической неделе, на предметной неделе, во внеурочной деятельности. Дети с удовольствием откликались, создавая видеообраз стихотворений, изучаемых на уроках, а также при подготовке общешкольного проекта «Читаем вместе».

В этом году, изучая любовную лирику М.Цветаевой в 11 классе, мы ставили перед собой цели: показать своеобразие лирики М.Цветаевой, дать прочтение в контексте времени; провести углубленный анализ стихотворений о любви для раскрытия внутренних переживаний поэта; дать почувствовать красоту и значимость звучащего слова, развивая навыки выразительного чтения. Для достижения этих задач было принято решение поработать над созданием видеообраза стихотворения М. Цветаевой.

Работа над созданием видеообраза стихотворения рассчитана на 1–2 урока и состоит из четырёх этапов:

1) постановка проблемной ситуации и распределение ролей и зон ответственности;

2) сбор и обработка материала;

3) презентация проекта;

4) обсуждение результатов [2].

Теперь, когда ученик лично заинтересован, намного легче решаются следующие педагогические задачи: во-первых, производится идейный анализ стихотворения, позволяющий учащемуся войти в мир проблем, волновавших поэтов Серебряного века; во-вторых, анализ стихотворений. В-третьих, находя в стихотворениях ответы на собственные вопросы, ребёнок начинает заинтересованно и эмоционально общаться с текстом, совмещая аналитическое прочтение стихотворения с эмпатией и рефлексией; таким образом, желание продолжать работу над проектом получает чёткую психологическую мотивацию. В-четвёртых, решается воспитательная педагогическая задача: формируется культура человеческих взаимоотношений.

Для выразительного чтения стихотворения учащемуся необходимо не только найти нужную интонацию, выбрать темп, скорость и громкость чтения, но и создать речевой художественный образ лирического героя. Например, при работе над стихотворением М. Цветаевой главным было показать, что перед нами — обнаженная душа лирического героя, который бежит по жизни, как канатоходец по канату. Это движение (бег с короткими остановками) задано уже ритмом стихотворения — чередованием длинной и короткой строк. Неуравновешенность, дисгармоничность выражена и неточными рифмами:

не спорю — к морю;

не сплю — ни к кораблю;

на… канате — лунатик;

Таким образом, и ритмически, и лексически, и синтаксически передана крайняя душевная раздробленность души лирического героя, подчеркнуто отрицающего этот мир, что передано при помощи градации (поэт использует глаголы с отрицанием не). Пространство, чётко прорисованное в стихотворении («солнце — луна — море — корабль — стены — сад — трамвай –канат»), как мы видим не расширяется, а, наоборот, сужается (лирический герой отрицает все, что способно радовать и возрождать душу), замыкая в себе, оставляя лирическому герою лишь канат. Работаем и над анализом стилистических средств (инверсионный порядок слов, повторы, анафора, гипербатон), и над анализом использованных знаков препинания (тире, вопросительный или восклицательный знак, многоточие, точка). Особое внимание при подготовке к выразительному чтению уделяем звукописи, обращаем внимание на то, что подчеркнутое в первой же строке отрицание «не жалуюсь» звукописью не только не подтверждается, но и опровергается: многократно повторяющийся открытый звук [у] переходит в закрытое [ун], уходящее глубоко во внутрь человека. Мы слышим не жалобу, — это облаченный в членораздельные звуки вой, обращенный в таинственную бесконечность вселенной. Так решается М.Цветаевой в этом стихотворении её излюбленная тема одиночества человека.

В заключение урока, посвященного анализу стихотворения, мы приходим к выводу, что в качестве зрительных образов будем использовать ассоциативные иллюстрации, акцентирующие ключевой образ стиха. Тема стихотворения, основные образы, звукопись помогает определиться и с музыкальным сопровождением произведения.

Созданный мультимедийный проект мы используем как иллюстрацию на уроке, участвуем в конкурсах творческих проектов.

Положительные результаты от создания мультимедийных проектов мы видим в том, что:

– повышается интерес к чтению поэзии;

– совершенствуется умение литературоведческого анализа;

– развивается ассоциативное мышление учащихся;

– развивается кругозор учащихся.

Литература:

  1. Князева Г. В. Применение мультимедийных технологий в образовательных учреждениях // Вестник ВУиТ. 2010. N 16 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/primenenie-multimediynyh-tehnologiy-v-obrazovatelnyh-uchrezhdeniyah/viewer (дата обращения 15.12.2022)
  2. Марутина И. Методика создания мультимедийных проектов по литературе. — «Литература», 2005, № 1
  3. Цветаева М: Поэт о критике. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.tsvetayeva.com/prose/pr_poet_o_kritike (дата обращения 15.12.2022)
Основные термины (генерируются автоматически): лирический герой, литературоведческий анализ, выразительное чтение, проект, работа, создание видеообраза стихотворения, стихотворение, урок, учащийся.


Похожие статьи

Формирование умения у учащихся анализировать лирическое...

7.Читательские умения, связанные с освоением учащимися лирики как литературного рода.

Анализ характера восприятия лирического стихотворения читателям разных возрастных групп позволяет

Средства художественной выразительности; композиция, деталь; лирический герой.

Формирование культуры их эмоционального отклика на лирическое стихотворение

Анализ поэтического текста на уроках литературного чтения...

Данная статья посвящена анализу поэтического текста на уроках литературного чтения в

Ключевые слова: литературное чтение, веб-квест, анализ поэтического текста, младший

10. Лирический герой — это образ, который возникает в сознании читателя на основе

Именно поэтому работа учащихся в таком виде проектной деятельности, как веб-квест, поможет...

Работа над выразительным чтением учащихся на уроках...

2) Первое чтениевыразительное чтение стихотворения учителем. 3) Проверка впечатлений, как осознали текст, как отнеслись к нему: - какие картины вы представляли себе, когда слушали стихотворение? - как вы думаете, с каким чувством поэт рисует картины? и т. д.

Виды заданий при изучении стихов | Статья в сборнике...

...вопрос об их назначении, месте в работе словесника и роли в литературном развитии учащихся. Задача словесника прежде всего в том, чтобы повышать культуру восприятия стиха, развивать навыки его оценки и анализа.

«Советский писатель», 1959, с.340. Тодоров Л. В. Работа под стихом в школе.

Работа над выразительным чтением учащихся на уроках...

Выразительное чтение – путь к восприятию и анализу...

Учащиеся назовут героев сказок и опишут сказочные сюжеты. В завершении работы по устному словесному

И следующим этапом работы определяют выразительное чтение пролога учащимися.

М. »Книга»,1972. Рыбникова М.А. Очерки по методике литературного чтения. М. 1963.

Язовицкий Е. В. Выразительное чтение как средство эстетического воспитания.2-е изд.

Подготовка студентов к чтению и анализу художественного...

При изучении методики обучения литературному чтению студент должен

При подготовке урока литературного чтения студенты должны знать особенности работы над

При работе над лирическим произведением большое внимание уделяется его анализу, особенно анализу образных

- Назовите этапы работы с литературным произведением в начальных классах.

Работа над выразительным чтением учащихся на уроках...

выразительное чтение, будущий учитель, Детская литература, художественное чтение, литературное чтение, класс. Работа над выразительным чтением учащихся на уроках... выразительное чтение, ребенок, текст, речевая выразительность, устная речь, верная...

Формирование познавательных, регулятивных, коммуникативных...

Создание и использование буктрейлера на уроках литературного чтения / М. В. Бабкина, Е. А

Формирование логических учебных действий — это сравнение и анализ произведений с целью

Их использование на уроках литературного чтения позволяет организовать работу над

Это может быть составление видеоряда к стихотворению (картинки и чтение учеником...

Уровневая дифференциация на уроках литературы — путь...

- определение настроя стихотворения и динамики поэтических интонаций

Группа 4. Алеко (анализ реплик, его оценка героями и автором). Ход беседы.

Работа над выразительным чтением учащихся на уроках литературного чтения.

Развитие творческого потенциала учащихся на уроках русского языка, литературного.

Похожие статьи

Формирование умения у учащихся анализировать лирическое...

7.Читательские умения, связанные с освоением учащимися лирики как литературного рода.

Анализ характера восприятия лирического стихотворения читателям разных возрастных групп позволяет

Средства художественной выразительности; композиция, деталь; лирический герой.

Формирование культуры их эмоционального отклика на лирическое стихотворение

Анализ поэтического текста на уроках литературного чтения...

Данная статья посвящена анализу поэтического текста на уроках литературного чтения в

Ключевые слова: литературное чтение, веб-квест, анализ поэтического текста, младший

10. Лирический герой — это образ, который возникает в сознании читателя на основе

Именно поэтому работа учащихся в таком виде проектной деятельности, как веб-квест, поможет...

Работа над выразительным чтением учащихся на уроках...

2) Первое чтениевыразительное чтение стихотворения учителем. 3) Проверка впечатлений, как осознали текст, как отнеслись к нему: - какие картины вы представляли себе, когда слушали стихотворение? - как вы думаете, с каким чувством поэт рисует картины? и т. д.

Виды заданий при изучении стихов | Статья в сборнике...

...вопрос об их назначении, месте в работе словесника и роли в литературном развитии учащихся. Задача словесника прежде всего в том, чтобы повышать культуру восприятия стиха, развивать навыки его оценки и анализа.

«Советский писатель», 1959, с.340. Тодоров Л. В. Работа под стихом в школе.

Работа над выразительным чтением учащихся на уроках...

Выразительное чтение – путь к восприятию и анализу...

Учащиеся назовут героев сказок и опишут сказочные сюжеты. В завершении работы по устному словесному

И следующим этапом работы определяют выразительное чтение пролога учащимися.

М. »Книга»,1972. Рыбникова М.А. Очерки по методике литературного чтения. М. 1963.

Язовицкий Е. В. Выразительное чтение как средство эстетического воспитания.2-е изд.

Подготовка студентов к чтению и анализу художественного...

При изучении методики обучения литературному чтению студент должен

При подготовке урока литературного чтения студенты должны знать особенности работы над

При работе над лирическим произведением большое внимание уделяется его анализу, особенно анализу образных

- Назовите этапы работы с литературным произведением в начальных классах.

Работа над выразительным чтением учащихся на уроках...

выразительное чтение, будущий учитель, Детская литература, художественное чтение, литературное чтение, класс. Работа над выразительным чтением учащихся на уроках... выразительное чтение, ребенок, текст, речевая выразительность, устная речь, верная...

Формирование познавательных, регулятивных, коммуникативных...

Создание и использование буктрейлера на уроках литературного чтения / М. В. Бабкина, Е. А

Формирование логических учебных действий — это сравнение и анализ произведений с целью

Их использование на уроках литературного чтения позволяет организовать работу над

Это может быть составление видеоряда к стихотворению (картинки и чтение учеником...

Уровневая дифференциация на уроках литературы — путь...

- определение настроя стихотворения и динамики поэтических интонаций

Группа 4. Алеко (анализ реплик, его оценка героями и автором). Ход беседы.

Работа над выразительным чтением учащихся на уроках литературного чтения.

Развитие творческого потенциала учащихся на уроках русского языка, литературного.

Задать вопрос