Сущность, цели и принципы государственного управления в Российской Федерации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №39 (434) сентябрь 2022 г.

Дата публикации: 30.09.2022

Статья просмотрена: 1182 раза

Библиографическое описание:

Гайстер, Н. А. Сущность, цели и принципы государственного управления в Российской Федерации / Н. А. Гайстер, А. А. Беляева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 39 (434). — С. 93-96. — URL: https://moluch.ru/archive/434/95068/ (дата обращения: 02.05.2024).



В статье определяется сущность, выделяются цели, а также обозначаются основные принципы и признаки государственного управления в Российской Федерации. Представлены основы теоретических аспектов государственного управления в Российской Федерации.

Ключевые слова: государственное управление, исполнительная власть, Конституция Российской Федерации, управленческий процесс.

Само по себе понятие «управление», от которого и исходит понятие «администрация», предполагает деятельность, направленную на руководство чем-либо. Управление является естественным и обязательным элементом организованных систем различной природы. В это же время, оно является и функцией таких систем [7, C. 47].

Управленческий процесс призван обеспечивать сохранность и функционирование определенной структуры, поддержание режима ее деятельности, а также реализацию их целей и программ.

Существует такое понятие, как «социальное управление». Это объективно важный вид деятельности, даже необходимый, который предполагает обеспечение логически связанных, последовательных и системных действий людей для достижения целей и решения задач, представляющих собой общественное значение [5, C. 50].

Социальное управление — это понятие родовое. Оно представлено совокупностью целого ряда элементов, в числе который государственное управление, муниципальное управление, управление в организациях, а также управление общественными явлениями и процессами [3, C. 51].

В рамках представленного исследования наибольший интерес для нас представляет именно государственное управление.

Обращаясь к словарному толкованию термина «государственное управление», отметим, что под таковым понимается «управление делами государства». Само понятие государственного управления широко применяется в национальных законодательствах большого количества государств. Например, во времена существования СССР это понятие официально применялось на конституционном и законодательном уровнях. Однако, при принятии Конституции Российской Федерации в 1993 году ссылка на данный термин «исчезла». Ему на замену на конституционном, а потом на научном уровне стали использовать термин «исполнительная власть» [2, C. 223].

Теория разделения властей, используемая в целом ряде современных государств демократического строя, исходит их принципиальной позиции, в соответствии с которой государственная власть не может принадлежать одному лицу либо одному государственному органу. Иначе, существует угроза возникновения антидемократического режима.

В каждой отдельной ветви власти формируются обладающие официальными полномочиями субъекты в лице органов государственной власти. Их деятельность направлена на практическую реализацию задач, поставленными государством.

Государственная власть в Российской Федерации согласно статье 10 Конституции Российской Федерации [1] осуществляется на основе принципа разделения. Выделяют законодательную, исполнительную и судебную власть. При этом, органы законодательной, исполнительной и судебной власти являются самостоятельными.

Характеристика исполнительной власти предполагает два ключевых момента: власть и исполнение. Причем, исполнительная власть рассматривается в качестве государственной власти, которая связана с функционированием особых звеньев государственного аппарата, в лице органов государственного управления, а также с прямой направленностью деятельности органов государственного управления на обеспечение практической реализации общих норм, установленных субъектами представительной, президентской и правительственной власти для урегулирования различных сторон общественной жизни.

В широком смысле государственное управления в Российской Федерации реализовывается Президентом Российской Федерации, Правительством и другими органами исполнительной власти, а также законодательными судебными органами и органами местного самоуправления. В это время, в качестве субъектов управления выступает вся совокупность государственных и муниципальных органов [4, C. 257].

В узком смысле государственное управление является внутриорганизационной деятельностью, которая осуществляется в органах государственной власти для успешного решения поставленных задач, в числе которых, например, решение кадровых, финансовых, материально-технических и других вопросов [6, C. 71].

Наконец, в своем собственном смысле слова государственное управление является видом государственной деятельности, в пределах которой практически реализуется исполнительная власть специальными субъектами в лице органов исполнительной власти.

Государственное управление, которое осуществляется органами исполнительной власти, обладает рядом характерных признаков, позволяющих отличать ее от деятельности представительных и судебных органов.

Первым признаком является выполнение общезначимых функций, в числе которых следующие:

1) прогнозирование, предполагающее обеспечение научности и рациональности деятельности;

2) планирование, направленное на определение целей, задач на грядущий период деятельности, а также средства их достижения и выполнения;

3) организация, направленная на упорядочение состояния определенных социальных образований;

4) координирование, в процессе которого осуществляется подстройка уже организованной системы к изменяющимся внешним и внутренним условиям ее функционирования;

5) надзор, представляющий собой метод государственного управления, используемый для выявления возможных недостатков в деятельности государственных и негосударственных структур;

6) контроль, представленный методом государственного управления, сущность которого состоит в постоянной проверке результатов деятельности государственных и негосударственных структур для устранения недостатков и повышения эффективности этой деятельности [4, C. 256].

Среди еще одних признаков государственного управления выделяются также нормативно-распорядительное регулирование, осуществляемое с помощью законов, постановление и иных нормативно-правовых актов, а также подзаконный характер деятельности органов исполнительной власти.

Общими специфическими чертами государственного управления являются также:

– использование в ходе осуществления своей деятельности властных полномочий;

– непрерывный и оперативный характер государственной деятельности;

– реализация специализированных функций;

– применение в случае необходимости мер административной ответственности;

– иерархически выстроенный, логически завершенный и системный характер аппарата управления;

– высокий профессионализм государственных служащим.

Отметим, что к числу основных критериев эффективности государственного управления традиционно относят эффективность экономики государства и уровень жизни населения.

В рамках данного исследования отметим, что государственное управление обладает рядом принципов, разделенных на общие и организационные. Принципы государственного управления характеризуют его основополагающие черты и сущностные характеристики. Они дают возможность для определения оснований, содержания и значения самого государственного управления, а также юридических характеристик данного вида государственной деятельности.

Общие принципы представлены исходными положениями, имеющими общесоциальный характер. Они реализовываются вне зависимости от статуса субъекта государственно-управленческой деятельности. К числу таких принципов относятся законность, объективность, конкретность, эффективность, а также сочетание централизации и децентрализации государственного управления [2, C. 222].

Организационные принципы позволяют определить системы государственного управления, компетенцию и порядок взаимодействия ее звеньев. Они бывают общими организационными и внутриорганизационными

К числу общим организационных принципов относятся отраслевой, территориальный, линейный, функциональный и принцип двойного подчинения.

К числу внутриорганизационных принципов государственного управления относятся рациональное распределение полномочий между субъектами исполнительной власти, ответственность субъектов исполнительной деятельности за результаты работы, а также сочетание единоначалия и коллегиальности [5, C. 49].

В завершении исследования отметим, что согласно мнению Л. Л. Попова, сущностное предназначение исполнительной власти, равно как и государственного управления, заключается в двух основных словах: «практически организовать». Это подразумевает, что важно практически организовать проведение законов в жизнь, достижение поставленной цели, определенного положительного результата. Такая работа органами исполнительной власти осуществляется повседневно, непрерывно в рамках государственного управления.

Таким образом, можно сказать, что вопрос относительно сущности, принципов и признаков государственного управления представляется очень обширным, требующим подробного исследования.

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 г. № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ, от 27.03.2019 г. № 130, от 01.07.2020 г. № 1-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 2014. № 31.
  2. Андриенко И. Р., Семина Л. А. Формы и методы государственного управления // Актуальные исследования. 2021. № 1 (10). С. 221–224.
  3. Алямкин А. Н. Исполнительная ветвь власти в системе государственного управления России и зарубежных стран // Интерактивная наука. 2021. № 5 (60). С. 50–52.
  4. Братченко С. А. Качество управления и результативность в практике государственного управления (на примере управления государственными программами) // Экономика: вчера, сегодня, завтра. 2021. Т. 11. № 10–1. С. 247–260.
  5. Головная А. М. Государственное управление: понятие и сущность // NovaUm.Ru. 2022. № 37. С. 48–51.
  6. Конджакулян К. М., Кадиев Г. А. Понятие и сущность государственного контроля в системе государственного управления // Закон и право. 2022. № 1. С. 69–72.
  7. Морозов В. И. Сущность и содержание взаимодействия органов государственного и муниципального управления // Студенческий. 2021. № 31–1 (159). С. 47–48.
Основные термины (генерируются автоматически): государственное управление, исполнительная власть, Российская Федерация, государственная власть, государственная деятельность, лицо органов, орган, принцип, судебная власть, управленческий процесс.


Похожие статьи

Понятие, принципы и содержание государственного управления

Исполнительная деятельность (государственное управление) имеет своей целью

Принцип объективности означает, что органы исполнительной власти и должностные лица

Отраслевой принцип означает, что в той или иной отрасли государственного управления

Правительство Российской Федерации — высший орган государственной власти РФ, на...

Взаимоотношения органов государственной власти и органов...

Контролирующая функция за деятельностью органов государственной власти, звеньями и

Однако взаимодействие субъектов, при участии органов исполнительной власти могут

исполнительная власть, Российская Федерация, государственная власть, Конституция

государственное управление, управленческая деятельность, государственный орган...

Государственная власть и государство: истоки явлений...

Ключевые слова: государственная власть, публичная власть, государство, правовые

государственная власть, принцип разделения властей, Российская Федерация

Исполнительная власть предполагает достаточно широкий спектр видов государственной.

Для любого государства «государственная власть» выступает управленческой и...

Особенности исполнительной власти как самостоятельной ветви...

Реализуя задачи высшего органа исполнительной власти Правительство РФ обеспечивает единство исполнительной власти в Российской Федерации, направляет и контролирует деятельность ее органов [4, с. 144].

Контрольная функция государства и государственных органов...

Ключевые слова: государственная программа, исполнительная власть, органы государственной

Важнейшую роль играет именно контрольная функция государственных органов.

Отметим, что государственное управление в лице органов государственной власти

— 110 с. Государственное управление и исполнительная власть: содержание и...

«Орган исполнительной власти — это государственная...

Это нашло свое отражение в появлении новых органов и их видов, распределение компетенционных полномочий как между федеральными органами государственной власти, так и региональными — органов исполнительной власти субъектов Федерации.

О взаимодействии органов исполнительной власти и органов...

Взаимодействие между органами государственной власти в федеративном государстве предполагает различные формы их совместной деятельности. Среди ученых нет единства в том, что можно отнести к понятию «форма взаимодействия органов государственной власти».

Становление и развитие государственного управления

Российская верховная власть начинает осознавать значение законности в повышении эффективности государственного управления и. Российская верховная власть не только декларирует принцип законности, но и на законодательном уровне определяет механизмы его...

Современное состояние форм государственного управления...

Деятельность органов государственного управления может проявляться как в форме

4. К числу признаков формы государственного управление можно отнести и реализацию

государственное управление, управленческая деятельность, государственный орган

исполнительная власть, отношение, государственно-управленческая деятельность...

Похожие статьи

Понятие, принципы и содержание государственного управления

Исполнительная деятельность (государственное управление) имеет своей целью

Принцип объективности означает, что органы исполнительной власти и должностные лица

Отраслевой принцип означает, что в той или иной отрасли государственного управления

Правительство Российской Федерации — высший орган государственной власти РФ, на...

Взаимоотношения органов государственной власти и органов...

Контролирующая функция за деятельностью органов государственной власти, звеньями и

Однако взаимодействие субъектов, при участии органов исполнительной власти могут

исполнительная власть, Российская Федерация, государственная власть, Конституция

государственное управление, управленческая деятельность, государственный орган...

Государственная власть и государство: истоки явлений...

Ключевые слова: государственная власть, публичная власть, государство, правовые

государственная власть, принцип разделения властей, Российская Федерация

Исполнительная власть предполагает достаточно широкий спектр видов государственной.

Для любого государства «государственная власть» выступает управленческой и...

Особенности исполнительной власти как самостоятельной ветви...

Реализуя задачи высшего органа исполнительной власти Правительство РФ обеспечивает единство исполнительной власти в Российской Федерации, направляет и контролирует деятельность ее органов [4, с. 144].

Контрольная функция государства и государственных органов...

Ключевые слова: государственная программа, исполнительная власть, органы государственной

Важнейшую роль играет именно контрольная функция государственных органов.

Отметим, что государственное управление в лице органов государственной власти

— 110 с. Государственное управление и исполнительная власть: содержание и...

«Орган исполнительной власти — это государственная...

Это нашло свое отражение в появлении новых органов и их видов, распределение компетенционных полномочий как между федеральными органами государственной власти, так и региональными — органов исполнительной власти субъектов Федерации.

О взаимодействии органов исполнительной власти и органов...

Взаимодействие между органами государственной власти в федеративном государстве предполагает различные формы их совместной деятельности. Среди ученых нет единства в том, что можно отнести к понятию «форма взаимодействия органов государственной власти».

Становление и развитие государственного управления

Российская верховная власть начинает осознавать значение законности в повышении эффективности государственного управления и. Российская верховная власть не только декларирует принцип законности, но и на законодательном уровне определяет механизмы его...

Современное состояние форм государственного управления...

Деятельность органов государственного управления может проявляться как в форме

4. К числу признаков формы государственного управление можно отнести и реализацию

государственное управление, управленческая деятельность, государственный орган

исполнительная власть, отношение, государственно-управленческая деятельность...

Задать вопрос