Обучение детей с ограниченными возможностями плаванию и его оздоровительное влияние | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Физическая культура и спорт

Опубликовано в Молодой учёный №38 (433) сентябрь 2022 г.

Дата публикации: 24.09.2022

Статья просмотрена: 112 раз

Библиографическое описание:

Камилова, М. А. Обучение детей с ограниченными возможностями плаванию и его оздоровительное влияние / М. А. Камилова, М. К. Комилов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 38 (433). — С. 57-61. — URL: https://moluch.ru/archive/433/95076/ (дата обращения: 30.04.2024).



Данная статья посвящается оздоровительному влиянию плавания детям с ограниченными возможностями здоровья — на примере незрячих и слабовидящих детей. Известно с древних времен, что спорт, в особенности циклические виды спорта, обладают колоссальным оздоровительным воздействием на организм человека, в том числе, на детский организм. Плавание относится именно к таким видам спорта.

В статье автор обосновывает свои заключения о пользе плавания для незрячих и слабовидящих детей теоретическими интерпретациями и практическими рекомендациями, что немаловажно для достижения положительного эффекта в плавании детьми с вышеупомянутым дефектом.

Медицина не отрицает, что потеря зрения — это трагический финал тяжелых заболеваний глаз. 90 % информаций об окружающем мире нам предоставляет зрительный орган, и утрата зрения и светочувствительности лишает человека доступности объективных информаций о внешнем мире. Но занятия разными видами спорта, особенно плаванием, открывают другие виды чувствительности. Плавание — важнейшее средство развития незрячих и слабовидящих детей, так как этот вид спорта формирует личность и одаривает занимающегося им самоуважением. Регулярные занятия плаванием обучают детей владеть своим телом. Воздействие занятий плаванием наблюдается не только в развитии двигательных способностей, физических качеств, но и в улучшении телосложения, правильности осанки, что максимально важно, потому что в более позднем возрасте исправить ее дефекты становится значительно труднее. Занимаясь плаванием, ребенок становится атлетически правильно сложенным, более уверенным в себе и в своей жизни.

Ключевые слова: дети с ограниченными возможностями, ДОВ, занятие плаванием, оздоровительное влияние плавания, специальные физические упражнения в воде для ДОВ, незрячие и слабовидящие дети, польза плавания для незрячих и слабовидящих детей на физическом и психологическом уровне.

Плавание — самый популярный вид спорта, в связи с чем наш организм становится здоровым. Оно является доступным как для детей, так и для взрослых. Плавание обладает огромным оздоровительным значением, будучи уникальным видом физических упражнений, оно относится к массовой форме двигательной деятельности (5).

Видообразование плавания относится к древним временам и обусловлено с необходимостью освоения водной среды человеком, потому что большую часть Земного шара охватывает вода, и человек поневоле сталкивается с ней. В древние времена плавание являлось необходимым навыком в борьбе за существование. Например, древние греки ценили важность умения плаванием и приравнивали ее к умению грамотности, т. е. читать и писать. Плавание — одно из мощных способов закаливание организма, оно способно доставлять радость, служит прекрасным средством отдыха, укрепляет иммунитет и здоровье организма. Оно способствует вырасти подрастающему поколению сильными, ловкими, выносливыми и смелыми, переполняет чувством уверенности в различных жизненных обстоятельствах.

Занятие плаванием оказывает на организм, особенно организм детей оздоровительное влияние, развивая сердечно-сосудистую и дыхательную системы; укрепляя мышцы, способствуя гармоничному росту тела и правильной осанке; приспосабливая детский организм к воздействию холода и резким колебаниям температуры (4).

Благотворное значение плавания на организм человека, особенно на детский организм, известно с древности. Организм человека состоит более чем на 60 % из воды, потому никакой другой вид физической активности не сравнится с упражнениями в воде. Горизонтальное положение тела в воде, ее относительная невесомость позволяют разгрузить позвоночник. Человек в вертикальном положении тела проводит более 2\3 части своей жизни. Но в водной среде, двигаясь в горизонтальном положении, позвоночный столб испытывает иные нагрузки и перемещения отдельных позвонков, соответственно, разгружая нервные окончания, которые они сжимают.

В добавлении к вышесказанному, регулярные занятия плаванием всесторонне позитивно влияют на физическое развитие детского организма, состояние центральной нервной и дыхательной системы, формируют правильную осанку и усиливает сопротивляемость детского организма к различным простудным заболеваниям. Ритмичные движения в воде улучшают кровообращение и обмен веществ, укрепляют сердечно-сосудистую систему. Кожа детей очищается и это облегчает кожное дыхание.

Все вышеуказанные позитивные аспекты плавания, при регулярном занятии плаванием, мы привыкли наблюдать у физически здоровых детей, которые занимаются плаванием. Но как быть, если дети имеют ограниченные физические возможности? Нам известно, что дети с ограниченными физическими и психологическими возможностями находятся в эмоционально-угнетенном состоянии. Вода, как правило, оказывает стимулирующее воздействие на центральную нервную систему, в водной среде начинают работать и мелкие и крупные мышечные группы, повышается уровень двигательной активности одного из факторов нормального развития ребенка. В добавлении к вышесказанному, коррекционные занятия по плаванию оказывают позитивное влияние на кардиореспираторную систему, иммунитет, психоэмоциональную область; они являются и коррекционным и профилактическим средством вторичных нарушений у детей с ограниченными возможностями здоровья (3).

У ребенка полная или частичная утрата зрения — слабовидение или слепота, приводящее к социальному дефекту и недостаточности. Это является одним из наиболее тяжелых видов заболевания. Данное явление — трагический результат тяжелых заболеваний глаз и препятствует ребенку в его приспособлении к жизни и окружающему миру, так как известно, что 90 % информации о внешней среде мы получаем через зрительный орган и нарушение функций данного органа оказывает существенное влияние для жизнедеятельности человека, ограничивая при этом, необходимые критерии жизнедеятельности, как, способность к передвижению, обучению, ориентации и самообслуживанию.

Процесс восстановления здоровья ДОВ — это сконцентрированный механизм медицинских, психологических и педагогических, социально-экономических мероприятий, ориентированных на более полное устранение ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функции организма.

Для того, чтобы решать вопрос по трактуемой теме, мы ставили перед собой цель — создание условий для восстановления здоровья и, по возможности, способствование всестороннему развитию детей с ограниченными возможностями. Также, нашей целью является восстановление социального статуса ДОВ, приобретение ими экономической независимости и их социальная адаптация. Наша главная задача, ориентированная на реабилитацию, компенсация нарушенных функций — максимально сокращенный уровень ограничений в жизнедеятельности, устранение формирования психологического комплекса неполноценности, мобилизация к социальной интеграции.

Для реализации данной цели должны решаться следующие задачи:

– содействие восстановлению здоровья детей с ограниченными возможностями;

– формулировка интереса и мотиваций к занятию плаванием, ЗОЖ;

– развитие физических способностей;

– воспитание морально-этических и волевых качеств;

– обучить детей с ограниченными возможностями здоровья к основам техники способов плавания.

Данная программа обучения ДОВ включает занятия в плавательном бассейне, где занятия проводятся согласно с принципами физической культуры (постепенности, учета индивидуальных особенностей). На данных занятиях применяются специфичные и общеразвивающие физические упражнения, которые способствуют дальнейшему укреплению, расширению двигательной активности, появлению чувство уверенности в себе и самостоятельности ДОВ.

Оздоровительная фаза предусматривает привлечение детей с ограниченными возможностями в неограниченном количестве к регулярным занятиям плаванием для оздоровления и коррекции имеющихся отклонений в состоянии здоровья, воспитания личности ребенка, формирования здорового образа жизни и развития физических способностей.

Многолетний опыт врачей и педагогов показывает, что подвижность специфична здоровым детям, а малоподвижность, как известно, вялым и страдающим каким-нибудь заболеваниям детям. Незрячий ребенок или слабовидящий не является исключением. Отсутствие зрения является как бы фактором малоподвижной жизни. Но данное воззрение ошибочно. «Функция творит орган» — доминирующий биологический закон, которую должен знать каждый. Ведь бывает и так, что слабовидящие дети занимают лидирующее место и в спорте, и в разных областях жизни.

Физические упражнения, игры, занятия спортом, в особенности плаванием, которыми увлекаются дети всех возрастов, позитивно влияют на деятельность всех систем организма, подбадривает и дарит чувство радости. Под воздействием занятий, в особенности плаванием, образуются положительные свойства характера. Работа с детьми незрячими и с детьми с остатком зрения показало, что те из них, которые занимаются плаванием, как одним из видов восстановления здоровья ДОВ, данные занятия вызывают положительную динамику на физическом уровне.

Среди незрячих и слабовидящих детей имеется определенный процент, которым свойственно сколиоз, плоскостопие и дефекты осанки.

Патология осанки, ее сутулость влияет на двигательное положение позвоночника (2). Признаками являются изменяющееся положение тело и кратковременное выпрямление осанки. Таким детям грозит сутулость, которая не компенсируется позвоночником, и такие недуги, как круглая спина, выраженный лордоз у слабовидящих детей сопряжено с поражением ног. Не только незрячие, но и слабовидящие дети отстают от нормы по показателям подвижности в суставах, мышечной работоспособности, координации и точности движения.

Патология в осанке может быть устранена при занятии плаванием и целенаправленных мышечных упражнений (2). Больше всего малоподвижность и отсталость у незрячих детей выявляется в развитии силы мышц, в координации и скорости движений. Наблюдения показывают, что циклические физические упражнения оказывают позитивное влияние на состояние здоровья этих детей, а плавание относится именно к таким видам спорта, также на состояние опорно-двигательного аппарата, что, бесспорно чревато улучшением осанки, подвижности в суставах, твердости и выносливости организма.

При занятии плаванием развивается моторика, и это является важным фактором функционирования организма незрячих и слабовидящих детей. У слабовидящих детей при плавании существенную роль занимает координация — умение, сноровка и ловкость, в последующем, выносливость. Повышению координации способствуют воспроизводимые упражнения, которые обладают целенаправленным характером движений. В этом случае в кору головного мозга направляется сознательный посыл и из него образуется бессознательный процесс, охватывающий определенную часть мозга и приводящего к вырабатыванию умения совершенного типа движения, которую в свою очередь, принято называть двигательным автоматизмом или моторно-динамическим стереотипом. Вместе с моторикой, плавание улучшает сенсорную чувствительность слабовидящих детей. При совершенно полной утрате или выпадении светочувствительности спорт, в том числе плавание предоставляет иные виды чувствительности и этим улучшает представление о внешнем мире. Занятие плаванием — это не только средство улучшения общесоматического состояния ДОВ, но и существенный социально-психологический фактор, так как предоставляется возможность выявлять, каких потенциально отличных результатов можно достичь в условиях снижения или отсутствия функции разных органов. Это очень важно для осознания собственного потенциала организма для детей с различными физическими дефектами.

Детям с ограниченными возможностями, в том числе, слабовидящим и незрячим перед тем, как начать занятия плаванием и в процессе плавания, необходимо выполнять следующие задачи:

– овладеть упражнениями специальной гимнастики на суше;

– ознакомиться с упражнениями для изучения техники плавания;

– регулярно выполнять «свой» объем нагрузок на суше и воде;

– постепенно повышать уровень физической подготовленности;

– расширять диапазон двигательных навыков;

– научиться сочетать занятия по плаванию с другими видами физкультурно- спортивной деятельности.

Для достижения положительного результата от занятий плаванием выбор объёма и интенсивности нагрузок весьма значительна. При установлении объёма нагрузки нужно учитывать степень физической подготовленности детей. В обусловленности от индивидуальных особенностей детей, их нынешнего физического состояния и самообладания нагрузка может увеличиваться или уменьшаться.

Величину нагрузки определяют объём и интенсивность упражнений. Нагрузки, интенсивность которых ниже определенного уровня, не вызывают изменений в уровне физической работоспособности. Данный уровень именуется «порогом адаптации» или «границей выносливости».

При занятии плаванием с незрячими и слабовидящими детьми необходимо создать опору из дидактических принципов, принятых в тифлопедагогике: коррекционная ориентация, индивидуальный подход, компенсаторная направленность занятий.

В течение занятий с детьми с нарушением зрения важное место занимают данные методы обучения: А) Словесный метод. При описании и трактовке тренер-преподаватель сообщает детям не только преподнесенный материал, но создает живые образы, формирует пространственные представления о предметах и действиях. Тренеру-преподавателю необходимо иметь навыки пользования голосом. При командовании он должен быть спокойным, уверенным и устойчивым. Звуковые сигналы в процессе занятия должны широко применяться.

Б) Метод наглядности. Осуществляется посредством осязания: пальцевым, ладонным и кистевым способами. В) Метод показа, или «контактный» метод, используется в случае, если занимающийся не понял действия со слов тренера-преподавателя, или у него возникло о нем неправильное представление . Контактный метод охватывает активный и пассивный метод показа. Пассивный метод — это когда тренер-преподаватель, взяв руки обучающегося, выполняет движения вместе с ним. Активный метод — это когда ученик осязает положение частей тела преподавателя при выполнении им какого-либо движения.

Г ) Метод мышечно — двигательного чувства. Тренер-преподаватель ориентирует внимание ученика на ощущения, возникающее в мышцах, суставах и связках при выполнении разных движений. Д) Метод звуковой демонстрации. Данный метод помогает тренеру-преподавателю акцентировать внимание ученика на сознательно подчеркнутом звуке, характер, скорость, ритм, темп, мягкость или резкость выполнения упражнения. Е) Метод дистанционного управления представляет команды тренера ученику с определенного расстояния: «Поверни направо», «Иди вперед», «Поворачивай назад» и т. д. Ж) Метод стимулирования двигательной активности. Тренеру-преподавателю необходимо часто поощрять учеников, предоставлять им возможности почувствовать радость движений, способствовать в избавлении своих воспитанников от чувства страха пространства.

В процессе занятия плаванием с детьми слабовидящими и незрячими, должны соблюдаться следующие рекомендации:

1) Индивидуальный подход в методике и в объёме физических упражнений в обусловленности от первичного дефекта зрения и вторичных отклонений в развитии ребенка.

2) Механизм регулярного воздействия с обеспечением конкретного индивидуального подбора физических упражнений и последовательности их применения.

3) Систематичность.

4) Длительность применения и упорство в воспроизведении.

5) Все более нарастающий объём физической нагрузки в процессе учебного года.

6) Дифференциация и новизна в выполнении упражнений (10–15 % из них обновляются, а 85–90 % повторяются с целью закрепления приобретенных ранее навыков и умений).

7) Нормативность воздействия.

8) Цикличность. Выполнение упражнений поочередно, с переменой, во избежание переутомления, поскольку незрячие дети утомляются быстрее.

9) Совершенное воздействие.

10) Учет возрастных особенностей (функциональных, физиологических, состояние мышечного аппарата глаз).

При занятии плаванием с незрячими и слабовидящими детьми немаловажную роль играет выбор универсальных средств и методов физической и технической подготовки, особенно для начальной подготовки и для этапов спортивно-оздоровительной подготовки, как подвижные и спортивные игры, упражнения в воде, направленные на развитие координационных навыков, скоростных свойств, выносливости, а самое главное, на развитие компенсаторных возможностей организма и коррекцию физических отклонений.

Мировая практика доказывает, что потенциально широкое участие слабовидящих и незрячих детей в спортивной арене на международном уровне во многих видах спорта, в том числе, в плавании, при определенных условий проведения тренировок становится доступным.

Литература:

  1. Анохин П. К. Общие принципы компенсации нарушенных функций и их физиологическое обоснование. — М.: Медгиз, 1956. 48.
  2. Бородич Л.А, Назарова Р. Д. Занятия плаванием у детей и подростков при сколиозе. — М.: Просвещение, 1988.
  3. Исаева Т. Н., Виноградов М. Н. Плавание для детей с ограниченными возможностями. — г. Гаврилов-Ям, Ярославская обл., 2016. 45 стр.
  4. Польза плавания для детей с ограниченными возможностями. Санкт-Петербург, НГУ им. П. Ф. Лесгафта, 2014г.
  5. Хорькова А. С., Адилев В. О. Некоторые физиологические изменения в организме при плавании и его оздоровительное значение. Вестник Югорского Государственного Университета, 2016, выпуск 1 (40). С. 209–212.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, занятие плаванием, плавание, вид спорта, детский организм, упражнение, водная среда, двигательная активность, ограниченная возможность здоровья, организм человека.


Ключевые слова

дети с ограниченными возможностями, занятие плаванием, ДОВ, оздоровительное влияние плавания, специальные физические упражнения в воде для ДОВ, незрячие и слабовидящие дети, польза плавания для незрячих и слабовидящих детей на физическом и психологическом уровне

Похожие статьи

Влияние плавания на здоровье человека | Статья в журнале...

Библиографическое описание: Гесслер, А. Ю. Влияние плавания на здоровье человека / А. Ю. Гесслер, Д. С

Плавание — один из самых полезных и безопасных видов спорта.

Плавание — одно из лучших средств для закаливания, постоянные занятия этим видом спорта делают

занятие плаванием, Плавание, СОНЯ, польза плавания, детский сад, здоровье, организм...

Плавание как эффективное средство закаливания и физического...

Применение плавания как закаливающей процедуры, содействует укреплению здоровья дошкольника.

Систематическое плавание закаливает организм ребенка, благодаря чему

Помимо действия закаливания, занятия плаванием являются эффективным способом

Повышение объёма двигательной активности у детей старшего дошкольного возраста имеет...

Эффективный подход к обучению плаванию детей...

Оптимальным видом физического воспитания являются занятия по плаванию, по мнению не только врачей, но и

Осокина Т. И. Как учить детей плавать: Пособие для воспитателя детского сада.

Фирсов З. П. Плавание для всех. М.: Физкультура и спорт, 1983.

игра, ребенок, упражнение, подвижная игра, двигательная активность детей, прогулка...

Формирование первоначальных навыков плавания у детей...

В основе физического воспитания дошкольников лежит развитие двигательной активности.

 Разработать методику начального обучения плаванию с использованием игр на занятиях.

Чеменева А. А., Столмакова Т. В. Система обучения плаванию детей дошкольного возраста.

детский сад, бассейн, занятие, ребенок, родитель, здоровый образ жизни, детский организм...

Проект «Плавание — наш секрет здоровья!» | Статья в журнале...

И мы ходим в детский сад № 33 «Радуга». АРИНА: Быть здоровым — это классно!

АРИНА: Самое лучшее время для занятия плавания — утром с 7 до 9 часов и вечером с 18 до 20 часов.

Занятие плаванием приносит нашему здоровью очень большую пользу.

СОНЯ: Плавание очень красивый и увлекательный вид спорта.

Психологические аспекты обучения плаванию детей младшего...

Плавание является жизненно необходимым навыком для каждого человека.

вод, ребенок, игра, дошкольный возраст, детский организм, основа игр, движение.

Вид упражнения по обучению плаванию. Упражнения на освоение свойств воды...

вод, ребенок, игра, дошкольный возраст, детский организм, основа игр, движение, занятие, плавание, водная...

Значение плавания для здоровья человека | Статья в журнале...

Библиографическое описание: Арсеньев, Н. В. Значение плавания для здоровья человека / Н. В. Арсеньев, Д. Ш. Душабаев.

Плавание является освоением водной среды, связанное с овладением квалификации передвижения в ней

Плавание различными способами закаливает организм человека.

После плавания человеческий организм насыщается кислородом.

Оздоровление детей дошкольного возраста посредством занятий...

В 2016–2017 учебном году посещаемость занятий в бассейне увеличилась до 79 %.

− круглый стол «Влияние занятий в бассейне на здоровье дошкольника»

Регулярное посещение занятий в бассейне положительно влияет на детский организм: − укрепляется иммунная и центральная нервная системы, опорно-двигательный аппарат

Интеграция образовательных областей «Здоровье»...

Степень самостоятельности при организации плавания зависит от вида занятия и возраста воспитанников.

- беседы о пользе регулярного посещения бассейна, о пользе плавания для здоровья

- праздники спорта и здоровья, где родители выступают в качестве болельщиков, жюри и фотографов

Родители посещают занятия, узнают подробно о достижениях детей

Похожие статьи

Влияние плавания на здоровье человека | Статья в журнале...

Библиографическое описание: Гесслер, А. Ю. Влияние плавания на здоровье человека / А. Ю. Гесслер, Д. С

Плавание — один из самых полезных и безопасных видов спорта.

Плавание — одно из лучших средств для закаливания, постоянные занятия этим видом спорта делают

занятие плаванием, Плавание, СОНЯ, польза плавания, детский сад, здоровье, организм...

Плавание как эффективное средство закаливания и физического...

Применение плавания как закаливающей процедуры, содействует укреплению здоровья дошкольника.

Систематическое плавание закаливает организм ребенка, благодаря чему

Помимо действия закаливания, занятия плаванием являются эффективным способом

Повышение объёма двигательной активности у детей старшего дошкольного возраста имеет...

Эффективный подход к обучению плаванию детей...

Оптимальным видом физического воспитания являются занятия по плаванию, по мнению не только врачей, но и

Осокина Т. И. Как учить детей плавать: Пособие для воспитателя детского сада.

Фирсов З. П. Плавание для всех. М.: Физкультура и спорт, 1983.

игра, ребенок, упражнение, подвижная игра, двигательная активность детей, прогулка...

Формирование первоначальных навыков плавания у детей...

В основе физического воспитания дошкольников лежит развитие двигательной активности.

 Разработать методику начального обучения плаванию с использованием игр на занятиях.

Чеменева А. А., Столмакова Т. В. Система обучения плаванию детей дошкольного возраста.

детский сад, бассейн, занятие, ребенок, родитель, здоровый образ жизни, детский организм...

Проект «Плавание — наш секрет здоровья!» | Статья в журнале...

И мы ходим в детский сад № 33 «Радуга». АРИНА: Быть здоровым — это классно!

АРИНА: Самое лучшее время для занятия плавания — утром с 7 до 9 часов и вечером с 18 до 20 часов.

Занятие плаванием приносит нашему здоровью очень большую пользу.

СОНЯ: Плавание очень красивый и увлекательный вид спорта.

Психологические аспекты обучения плаванию детей младшего...

Плавание является жизненно необходимым навыком для каждого человека.

вод, ребенок, игра, дошкольный возраст, детский организм, основа игр, движение.

Вид упражнения по обучению плаванию. Упражнения на освоение свойств воды...

вод, ребенок, игра, дошкольный возраст, детский организм, основа игр, движение, занятие, плавание, водная...

Значение плавания для здоровья человека | Статья в журнале...

Библиографическое описание: Арсеньев, Н. В. Значение плавания для здоровья человека / Н. В. Арсеньев, Д. Ш. Душабаев.

Плавание является освоением водной среды, связанное с овладением квалификации передвижения в ней

Плавание различными способами закаливает организм человека.

После плавания человеческий организм насыщается кислородом.

Оздоровление детей дошкольного возраста посредством занятий...

В 2016–2017 учебном году посещаемость занятий в бассейне увеличилась до 79 %.

− круглый стол «Влияние занятий в бассейне на здоровье дошкольника»

Регулярное посещение занятий в бассейне положительно влияет на детский организм: − укрепляется иммунная и центральная нервная системы, опорно-двигательный аппарат

Интеграция образовательных областей «Здоровье»...

Степень самостоятельности при организации плавания зависит от вида занятия и возраста воспитанников.

- беседы о пользе регулярного посещения бассейна, о пользе плавания для здоровья

- праздники спорта и здоровья, где родители выступают в качестве болельщиков, жюри и фотографов

Родители посещают занятия, узнают подробно о достижениях детей

Задать вопрос