Объект правоотношений в сфере информационной безопасности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №38 (433) сентябрь 2022 г.

Дата публикации: 20.09.2022

Статья просмотрена: 167 раз

Библиографическое описание:

Стрельников, Ф. Н. Объект правоотношений в сфере информационной безопасности / Ф. Н. Стрельников. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 38 (433). — С. 166-169. — URL: https://moluch.ru/archive/433/94995/ (дата обращения: 30.04.2024).



В статье рассматриваются проблемы определения объекта правовых отношений в области информационной безопасности как основы для построения модели правового регулирования в названной сфере. Приведены существующие в литературе аргументы по данному вопросу, высказаны критические замечания на этот счет. Автором предложено собственное понимание объекта правоотношений в сфере информационной безопасности, а также основных сущностных характеристик объекта.

Ключевые слова: информационная безопасность, информация, объект правоотношений, предмет, структура правоотношений, информационные правоотношения

Объект любого правоотношения является основой для его структурирования, которое, в свою очередь, позволяет установить фактические и юридические связи между его субъектами и участниками. Несмотря на то, что движущей силой урегулированного правом общественного отношения всегда являются его субъекты, именно объект определяет не только характер и вид межсубъектных взаимосвязей, но и круг самих субъектов. От объекта зависит и результат (итог) взаимодействия субъектов. Для конкретизации правоотношений также, как правило, возможно определение предмета правоотношения, однако такое логическое действие также обусловлено объектом правоотношения и подразумевает некоторую комбинаторику с данным понятием. Наконец, благодаря выделению объекта производится нормативное правовое регулирование, которое не было бы возможным в любом ином случае.

Таким образом, определенность в вопросе объекта правоотношений в сфере информационной безопасности имеет как теоретическое, так и сугубо практическое значение.

Очевидно, что для правоотношений в сфере информационной безопасности характерны все признаки, свойственные для информационных правовых отношений в целом, однако налицо и специфика их объекта. Эта специфика, по нашему мнению, во многом обусловлена, прежде всего, самой сферой, в которой субъекты данного вида информационных правоотношений осуществляют свои фактические и юридически значимые действия и операции. В данном случае, критерием для выделения правоотношений по поводу информации будет критерий объекта правоотношения, то есть информация, то есть правоотношения в информационной сфере вообще не характеризуются каким-либо еще признаком, кроме того, что они возникают в связи и по поводу информации.

Таким образом, необходима определенность с понятием «информационная безопасность», которая может быть достигнута путем выделения сущностных признаков данного явления, стоящего «на стыке» понятий «информация» и «безопасность». Основным и первоначальным здесь будет определение самой безопасности.

Применение методов современной этимологии позволяет нам говорить о безопасности как о некоем состоянии защищённости тех или иных, как правило, жизненно важных, интересов различных субъектов от внутренних и внешних угроз [1, с. 15], способности предмета (явления, процесса) сохраняться при разрушающих воздействиях [2, с. 19], условий, при нахождении в которых действие внешних и внутренних факторов не приводит к негативным последствиям [3, с. 28] — так безопасность сегодня и ранее определяют (определяли) словари, в том числе, одних и тех же авторов, опубликованные в различном же объеме определения понятий.

Именно такой подход воспринят и современным российским законодателем, понимающим информационную безопасность как особую разновидность безопасности как базовой категории. В этом смысле информационная безопасность рассматривается как состояние защищенности в той или иной конкретной сфере общественной жизни.

В частности, в п. п. «в» п.2 Доктрины информационной безопасности Российской Федерации [4] информационная безопасность понимается как состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних информационных угроз, при котором обеспечиваются реализация конституционных прав и свобод человека и гражданина, достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальная целостность и устойчивое социально-экономическое развитие Российской Федерации, оборона и безопасность государства. То есть авторы Доктрины считают информационную безопасность полезным свойством правового пространства, сводя ее, по сути, к защищенности.

Вместе с тем, такого рода понятие является именно базовым и начальным, а применительно к различным сферам жизни общества, объектам правоохраны, информационным рискам и т. п. этот подход уточняется.

Например, в п.4 ст.2 Федерального закона от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» [5], информационная безопасность детей понимается как состояние защищенности детей, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией вреда их здоровью и (или) физическому, психическому, духовному, нравственному развитию. Бывает, что законодателем ставится знак равенства между информационной безопасностью и безопасностью информации, хотя, с точки зрения логики, последняя является лишь частью первой. Более того, существуют нормативные акты, которые рассматривают информационную безопасность в узко-технологическом смысле, понимая под нею защиту конфиденциальности, целостности и доступности информации [6, с. 4]. В то же время, указанные подходы является, скорее, исключением из правил.

По нашему мнению, негативным моментом для правового регулирования в целом является отсутствие в современной доктрине информационного права однозначных дефиниций информационной безопасности как особой категории.

Во многом существующее положение дел связано с «замкнутостью» большинства авторов лишь на законодательные дефиниции и конструкции, тогда как информационную безопасность как родовое понятие возможно рассматривать в нескольких значениях: 1) доктринальном (как состояние защищенности той или иной системы, системное свойство, деятельность субъектов, установленный порядок их поведения в информационной сфере), 2) в качестве элемента информационного правоотношения, 3) в виде реализации самого принципа обеспечения информационной безопасности и 4) как самостоятельный институт информационного права (система правовых норм, регулирующих отношения по обеспечению безопасности (состояния защищенности национальных интересов в информационной сфере). Соответственно, наше понимание объекта отношений в области информационной безопасности зависит от понимания сути самой информации как объекта права.

Рассмотрим основные присутствующие в науке позиции.

Прежде всего, распространенную точку зрения высказал И. Л. Бачило, который отметил, что информация вообще является объектом, порождающим общественные информационные отношения [7, с. 70]. Следовательно, без информации сами информационные правоотношения не могут существовать во внешнем мире.

Информация уже достаточно давно рассматривается как ресурс для самых различных видов социальной деятельности, в числе которых и государственное управление. Для характеристики роли информации в государственном управлении следует обратить внимание на то, что она одновременно выступает в нескольких качествах. С одной стороны, информация необходима для осуществления качественного управления любой сферой общественной жизни, т. е. она является особым ресурсом государственного управления [8, с. 114–133]. С другой стороны, деятельность в сфере информации, как и любой другой социальный процесс, является объектом государственного управления и существует установленный законодательством круг субъектов, которые это управление осуществляют. Кроме того, многие ученые отмечают, что правовые акты и иные решения, принимаемые органами власти, являются информацией особого вида, т. е. процесс управления понимается как частично или полностью информационный [9, с. 123], [10, с. 198–199], а информация оценивается как результат деятельности органов власти. И наконец, в настоящее время в ряде исследований выделяется информация как средство управляющего воздействия на социальный процесс [11, с. 3–14], [12, с. 118–121], [13, с. 7–18]. Мы полагаем, что источники информации выполняют важнейшие функции: идеологическую, воспитательную, превентивную, коммуникативную, культурную. Все это позволяет отдельным авторам наглядно обосновывать тезис о комплексности информационного права [14, с. 221].

В силу п.1 ст.2 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27.07.2006 № 149-ФЗ [15] определяет информацию как сведения, сообщения или данные независимо от формы их распространения. Статья 5 Закона об информации указывает нам, что информация может являться объектом публичных, гражданских и иных правовых отношений (ч.1 ст.5 Закона). Характерно, что такое понимание информации, строго говоря, не является единым применительно к любым информационным отношениям, оно вполне может уточняться применительно к тем или иным группам общественных отношений. Однако информация, как правило, не пребывает в информационных системах в виде разнородных сведений и частей баз данных, а сформирована в некоторые ресурсы.

Как мы отмечали выше, сегодня в науке нет единства мнений по поводу объектов информационной безопасности (или безопасности в информационной сфере). В то же время, существующее разнообразие мнений сводится, по сути, к двум наиболее распространенным позициям.

В частности, сторонники первой позиции, например, И. М. Рассолов полагают, что к основным объектам безопасности в информационной сфере относятся: личность (ее права и свободы), общество (его материальные и духовные ценности) и государство (его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность) [16, с. 327].

Последователи другой позиции, например, В. Н. Лопатин предлагают подразделять объекты правоотношений в сфере информационной безопасности на три вида, полностью отождествляя их с объектами защиты [17, с. 17].

В свою очередь, мы полагаем, объекты правоотношений не могут быть в полной мере приравнены к объектам защиты. Правильнее все-таки говорить о том, что объектом правоотношения в сфере обеспечения информационной безопасности как раз и будет сама информационная безопасность как абстрактная категория (исходя из ее легитимного понимания как состояния защищенности), тогда как защита (понятие более узкое, чем «состояние защищенности») — это не столько даже предмет правоотношения, сколько его результат.

По этим причинам аргументация В. Н. Лопатина позволяет выделять в качестве предмета информационной безопасности (чью информационную безопасность обеспечивает право): 1) информацию и права на нее, 2) индивида и общество, 3) информационные системы и права на них [17, с. 18]. Развивая эти позиции мы полагаем, что предметом правоотношений в сфере информационной безопасности будут либо любой информационный объект (априори нуждающийся в защите), либо индивиды (их коллективы), государство и общество. Объект же таких правоотношений един — это информационная безопасность как состояние защищенности данных предметов.

Одновременно, такой подход не исключает классификации объектов защиты по самым разнообразным критериям, например, в зависимости от субъектов (индивид и его коллектив, организация, государство и общество), от вида информации (общедоступная информация, информация с ограниченным доступом, вредная информация), сферы общественных отношений (социально-экономические, политические и иные отношения), сферы общественной жизни (военно-техническая сфера, правоохранительная сфера и проч.) и по многим другим основаниям (критериям) деления.

Кратко подводя итоги исследования, выразим их следующим образом: объект правоотношений в сфере информационной безопасности — обеспечение информационной безопасности как состояния защищенности. В то же время, такой подход не исключает классификации объектов защиты по самым разнообразным критериям. Данным образом мы сужаем и конкретизируем объект правоотношений в исследуемой области.

Предложенное понимание вопроса позволяет, по нашему мнению, во-первых, определить направления дальнейшего научного поиска, во-вторых, наметить пути дальнейшего совершенствования законодательства об информационной безопасности, и, в-третьих, способствует общей системности информационного права. Соответственно, он теоретически полезен и практически значим.

Литература:

  1. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. — М., 1995. — 980 с.
  2. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка — М., 2019. — 1020 с.
  3. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений. — М., 2019. — 1114 с.

4. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации. Утверждена Указом Президента РФ от 5 декабря 2016 г. № 646 “Об утверждении Доктрины информационной безопасности Российской Федерации” // http://www.kremlin.ru/acts/bank/41460

  1. 5. Федеральный закон от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» // Российская газета, № 297, 31.12.2010.
  2. Национальный стандарт РФ «Информационная технология. Практические правила управления информационной безопасностью». ГОСТ Р ИСО/МЭК 17799–2005. М.: Стандартинформ, 2006. — 644 с.
  3. Бачило И. Л. Компьютерное право. Методология и практика // Безопасность информационных технологий. — 1997. — Вып.2. — С.70–81.
  4. Бачило И. Л. Организация советского государственного управления. — М., 1984. — 320 с.
  5. Кудрявцев Ю. В. Нормы права как социальная информация. — М., 1989. — 482 с.
  6. Тихомиров Ю. А. Публичное право. — М., 1995. — 560 с.
  7. Кульба В. В., Малюгин В. Д., Шубин А. Н., Вус М. А. Введение в информационное управление: Учебно-методическое издание. СПб., 1999. — 172 с.
  8. Лопатин В. Н. Концепция развития законодательства в сфере обеспечения информационной безопасности РФ (проект). — М., 1998. — 162 с.
  9. Цыгичко В. Н., Смолян Г. Л., Черешкин Д. С. Информационное оружие как геополитический фактор и инструмент силовой политики. — М., 1997. — 244 с.
  10. Ковалева Н. Н. Информационное право России: Учебное пособие. — М.: Дашков и К, 2007. — 244 с.
  11. Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27.07.2006 № 149-ФЗ // http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_61798/
  12. Информационное право: учебник для бакалавров. Под ред. И. М. Рассолова. М., 2015. — 668 с.
  13. Лопатин В. Н. Информационная безопасность России. Автореф.дисс.докт.юр.наук. М., 2000. — 34 с.
Основные термины (генерируются автоматически): информационная безопасность, информация, правоотношение, государственное управление, информационная сфера, общественная жизнь, отношение, состояние защищенности, сфера, Российская Федерация.


Ключевые слова

информация, Информационная безопасность, предмет, информационные правоотношения, объект правоотношений, структура правоотношений

Похожие статьи

Отдельные аспекты правового регулирования информационной...

информационная безопасность Российской Федерациисостояние защищенности

Примером отношений, связанных с защитой информации о физических лицах, которые

[9] Центр управления безопасности выполняет функцию обеспечения информационной

Отношения, связанные с защитой информации в государственных информационных...

Правовое обеспечение информационной безопасности РФ

Возрастающая роль информационной сферы в жизни общества оказывает сильное влияние на

Согласно Доктрине информационной безопасности РФ, информационная безопасность РФ

Развитие законодательства в сфере информационной безопасности РФ должно

2004. Вып. 1. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации...

Информационная безопасность как сфера государственного...

информационная безопасность, BSI, ISA, государственное управление, защита информации, национальная безопасность, информация, Федеральное управление, государственный сектор, информационная сфера.

Состояние правового обеспечения в сфере информационной...

Отношения субъектов информационно-правовой деятельности по обеспечению

защиты информации, в том числе персональных данных, в информационных системах

‒ защиты прав потребителей и развитие конкуренции в информационной сфере

Следует отметить, что базовым для регулирования правоотношений в сфере обеспечения информационной...

Информационная безопасность как приоритет национальной...

информационная безопасность Российской Федерациисостояние защищенности

 В статье рассматриваются правовые основы национальной безопасности Российской.

Библиографическое описание: Винников, А. И. Информационная безопасность как сфера

Юсупов Р. М. Информационная безопасность — основа национальной безопасности.

Правовое регулирование отношений в условиях...

Рассматриваются источники правового регулирования отношений в информационном

Информация используется на всех стадиях общественных отношений и на всех стадиях

государственное регулирование отношений между субъектами по информационному

Согласно п. 4 статьи 29 Конституции Российской Федерации «Каждый имеет право свободно...

Информационная безопасность личности в международном...

информационная безопасность Российской Федерациисостояние защищенности...

Информационная безопасность — это определенное состояние, при котором в развитом

информационная безопасность детей, вредоносная информация, сеть, Интернет, ребенок

К сожалению, количество преступлений в мире в сфере информационных технологий.

Право информационной безопасности как институт...

Одновременно мы наблюдаем усиление угроз безопасности Российской Федерации в информационной сфере.

защищенность информации и в конечном счете защищенность самих объектов [14, с. 101].

Информационная безопасность — это определенное состояние, при котором в...

Информационная безопасность как сфера государственного...

Основные подходы к понятию информационной безопасности на...

...безопасность — это «состояние защищенности государственных информационных ресурсов, а также прав личности и интересов общества в информационной сфере» [3]. Основной акцент сделан на защищенности государственных информационных ресурсов.

Похожие статьи

Отдельные аспекты правового регулирования информационной...

информационная безопасность Российской Федерациисостояние защищенности

Примером отношений, связанных с защитой информации о физических лицах, которые

[9] Центр управления безопасности выполняет функцию обеспечения информационной

Отношения, связанные с защитой информации в государственных информационных...

Правовое обеспечение информационной безопасности РФ

Возрастающая роль информационной сферы в жизни общества оказывает сильное влияние на

Согласно Доктрине информационной безопасности РФ, информационная безопасность РФ

Развитие законодательства в сфере информационной безопасности РФ должно

2004. Вып. 1. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации...

Информационная безопасность как сфера государственного...

информационная безопасность, BSI, ISA, государственное управление, защита информации, национальная безопасность, информация, Федеральное управление, государственный сектор, информационная сфера.

Состояние правового обеспечения в сфере информационной...

Отношения субъектов информационно-правовой деятельности по обеспечению

защиты информации, в том числе персональных данных, в информационных системах

‒ защиты прав потребителей и развитие конкуренции в информационной сфере

Следует отметить, что базовым для регулирования правоотношений в сфере обеспечения информационной...

Информационная безопасность как приоритет национальной...

информационная безопасность Российской Федерациисостояние защищенности

 В статье рассматриваются правовые основы национальной безопасности Российской.

Библиографическое описание: Винников, А. И. Информационная безопасность как сфера

Юсупов Р. М. Информационная безопасность — основа национальной безопасности.

Правовое регулирование отношений в условиях...

Рассматриваются источники правового регулирования отношений в информационном

Информация используется на всех стадиях общественных отношений и на всех стадиях

государственное регулирование отношений между субъектами по информационному

Согласно п. 4 статьи 29 Конституции Российской Федерации «Каждый имеет право свободно...

Информационная безопасность личности в международном...

информационная безопасность Российской Федерациисостояние защищенности...

Информационная безопасность — это определенное состояние, при котором в развитом

информационная безопасность детей, вредоносная информация, сеть, Интернет, ребенок

К сожалению, количество преступлений в мире в сфере информационных технологий.

Право информационной безопасности как институт...

Одновременно мы наблюдаем усиление угроз безопасности Российской Федерации в информационной сфере.

защищенность информации и в конечном счете защищенность самих объектов [14, с. 101].

Информационная безопасность — это определенное состояние, при котором в...

Информационная безопасность как сфера государственного...

Основные подходы к понятию информационной безопасности на...

...безопасность — это «состояние защищенности государственных информационных ресурсов, а также прав личности и интересов общества в информационной сфере» [3]. Основной акцент сделан на защищенности государственных информационных ресурсов.

Задать вопрос