Программа по самообразованию «Формирование нравственно-патриотических чувств у дошкольников через ознакомление с родным городом» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №38 (433) сентябрь 2022 г.

Дата публикации: 20.09.2022

Статья просмотрена: 439 раз

Библиографическое описание:

Морозова, И. А. Программа по самообразованию «Формирование нравственно-патриотических чувств у дошкольников через ознакомление с родным городом» / И. А. Морозова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 38 (433). — С. 214-217. — URL: https://moluch.ru/archive/433/94991/ (дата обращения: 30.04.2024).



В статье рассмотрена работа по самообразованию, которая позволяет конкретизировать и пополнить знания, осуществлять детальный анализ возникающих в работе проблем и вопросов. В процессе этой работы развивается потребность в постоянном пополнении педагогических знаний, формируется гибкость мышления, умение моделировать и прогнозировать воспитательно-образовательный процесс, раскрывается творческий потенциал.

Ключевые слова: патриотическое воспитание, профессионально-личностное саморазвитие.

Период дошкольного возраста, является важнейшим периодом становления личности, в этом периоде закладываются предпосылки гражданских качеств, формируются представления о самом человеке, об обществе в целом и культуре. Прививать детям чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям своего родного края, является важной задачей при воспитании дошкольника. Именно на данной основе воспитывается патриотизм [2].

Главной задачей педагогов и родителей, является как можно раньше пробудить в растущем человеке любовь к родным местам, с самых первых шагов сформировать черты характера, которые будут помогать ему стать достойным человеком и гражданином общества, воспитывать любовь и уважение к родному дому, родным людям, детскому саду, городу, чувство гордости за свою страну, любовь и уважение к родной армии, а также развивать интерес у ребенка к явлениям общественной жизни. Современная система образования требует от воспитателя качественного и постоянного совершенствования знаний. Самым эффективным способом повышения педагогического мастерства педагога, является его самообразование [3].

Слова В. А. Сухомлинского, «Красота родного края, открывающаяся благодаря сказке, фантазии, творчеству — это источник любви к Родине. Понимание и чувствование величия, могущества Родины приходит к человеку постепенно и имеет своими истоками красоту», достаточно точно отражают всю специфику и главную суть работы детского сада по патриотическому воспитанию дошкольников [5].

При правильном воспитании, у ребенка формируется ценностное восприятие окружающего мира, положительное отношение к окружающим людям, сочувствие к их нуждам и переживаниям [1].

Цель: изучение и внедрение в активную практику системы работы по ознакомлению дошкольников с родным городом через организацию различных видов деятельности.

Задачи:

– определить основные направления профессионального-личностного саморазвития;

– разработать основные виды деятельности и этапы в процессе самообразования;

– провести анализ научно-методической литературы по данной проблеме;

– разработать содержание работы по теме (планирование работы, конспекты ООД, дидактические игры, упражнения, формы педагогического взаимодействия с родителями и т. д.);

– провести анализ реализации плана самообразования;

– обобщить и распространить собственный педагогический опыт.

Этапы работы

Этапы работы

Содержание деятельности

Предполагаемый результат

Подготовительный

Июнь — август 2022

Изучение методических материалов:

– Изучение научно-теоретических материалов по теме.

– Ознакомление с современными научными исследованиями ученых, педагогов по теме.

– Ознакомление с новыми программами и концепциями обучения и воспитания.

– Регулярный обзор периодических изданий, нормативных документов, методической литературы.

– Приобретение и использование в работе методических новинок.

– Регулярный просмотр Интернет — ресурсов.

Накопление научно-теоретических материалов по теме самообразования.

Формирование папки, электронной базы методических материалов

Повышение профессионального уровня:

– Изучение прогрессивного опыта коллег по проблемам организации различных форм образовательного процесса через участие в работе мастер — классов, круглых столов, через Интернет-ресурсы.

Формирование теоретической базы

Разработка перспективно-календарного планирования по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста.

Перспективное планирование образовательной деятельности

Практический

2022–2023 уч.г.

Теоретическая разработка и практическая апробация разных форм образовательной деятельности и методических материалов:

– Разработка конспектов ООД по патриотическому развитию:

– «Наша страна-Россия»

– «Россия-Родина наша»

– «Моя Родина»

– Разработка дидактических игр:

– «Какой наш город»,

– «Сказки в Арзамасе»,

– «Кто что делает»,

– «Прогулка по городу»,

– «Заколдованный город»,

– лото «Знаешь ли ты свой город?»

– «Достопримечательности Арзамаса»,

– «Предприятия города»

– «Герб нашего города»

– «Где находится памятник»

Беседы:

– «Как вести себя в театре»

– «Как вести себя в библиотеке»

– «Экскурсия в парк»

Проведение образовательной деятельности с детьми.

Аналитический

Июнь — декабрь

2022–2023 уч.г.

Разработка комплекта занятий:

– «История возникновения родного города»

– «Забытые ремесла Арзамаса»

– «Герб города Арзамаса»

– «Жизнь моей улицы» (почта, парикмахерская, школа, библиотека, поликлиника, супермаркет и т. д.).

– «Наша малая родина»

– «Правила безопасности в городе»

– «Никто не забыт, ничто не забыто» (беседа о героизме людей, встреча с участниками ВОВ, возложение цветов к памятнику павшим героям).

– «Мой любимый город»

– «Родимый край люби и знай»

Детская художественно-продуктивная деятельность:

– конкурс рисунков «Праздники нашего города»;

– занятие по изо-деятельности «Любимый парк»;

– рисунки к рассказам на тему «Из окна, из окна наша улица видна»;

– коллективные творческие работы «Улицы города», «Мы — строители».

Показ открытых мероприятий детьми в МБДОУ д/с № 11.

Организация работы с детьми.

– Анкеты:

– Анкета для родителей по патриотическому воспитанию «Воспитываем юного гражданина»

– Разработка консультаций для родителей:

– «Воспитание маленького гражданина»

– «Воспитание патриотических чувств у дошкольника»

– Разработка консультаций для педагогов:

– «Патриот воспитывается с детства»

– «Дидактические игры по патриотическому воспитанию дошкольников».

– Обобщение собственного опыта педагогической деятельности, соотношение результатов поставленным целям и задачам.

– Формирование пакета методических материалов по теме опыта.

– Определение перспектив.

Комплект тематических родительских собраний в электронном и бумажном варианте.

Творческая рефлексия.

Распространение педагогического опыта в рамках педагогического сообщества

Ожидаемый результат реализации программы

Наличие у детей знаний об истории возникновения города, его достопримечательностях, природных богатств, социально-экономической значимости, символике родного края, возникновение стойкого интереса к прошлому, чувства ответственности, гордости, любви и патриотизма. Привлечение семьи к патриотическому воспитанию детей.

Литература:

  1. Е. С. Евдокимова, «Проектирование модели гражданского воспитания в ДОУ». Управление ДОУ 2002 № 6;
  2. Истоки русской народной культуры в детском саду/ автор-составитель И. Г. Гаврилова. — СПб.: Детство-Пресс, 2010.- 160с.;
  3. Н. Г. Комратова, Грибова Л. Ф. Патриотическое воспитание детей 6–7 лет: методич. Пособие. М.: ТЦ Сфера, 2007,- 208с.- (Растим патриотов в России);
  4. Е. В. Соловьева, Наследие. И быль и сказка: пособие по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного и мл. шк. возраста на основе традиционной отечественной культуры. — М:Обруч, 2011.- 144с.;
  5. В. А. Сухомлинский «Как воспитать настоящего человека». М.: -Просвещение, 2013г.
Основные термины (генерируются автоматически): образовательная деятельность, родной край, город, материал, патриотическое воспитание, работа, Разработка консультаций, родной город, этап работы.


Ключевые слова

патриотическое воспитание, профессионально-личностное саморазвитие

Похожие статьи

Ознакомление с родным городом как средство патриотического...

Ознакомление с родным городом ранее входило в раздел «Ознакомление с окружающим».

При работе с предлагаемой моделью необходимо учитывать, что «круг тем» подвижен.

Новицкая, М. Ю. Наследие: патриотическое воспитание в детском саду / М. Ю. Новицкая.

родной город, краеведческий материал, ознакомление дошкольников, окружающий мир...

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию...

Неретина, Т. Н. Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Свой край родной люби и знай» / Т. Н. Неретина.

Участники проекта: педагоги, дети, родители. Система и последовательность работы по

6. работа с родителями: консультация на тему «История названий улиц села».

Ознакомление с родным городом как средство патриотического...

Проект по патриотическому воспитанию «Родной свой край...»

6. Фото-коллаж «Город, в котором я живу». 7. Анкетирование «Знаете ли вы свой город?». 8. Консультации: «Воспитывать патриотов с детства», «Познакомьте ребёнка с родным городом», «О нашем городе ведём мы свой рассказ», «Наш город — часть большой страны».

Малая родина в патриотическом воспитании дошкольников

...малой родины в патриотическом воспитании детей дошкольных образовательных организаций.

При знакомстве детей с родным городом или населенным пунктом, необходимо показать, что он

Воспитание любви к родному городу у старших дошкольников...

Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста (из опыта работы).

Воспитание любви к родному городу у старших дошкольников...

Организуя работу по патриотическому воспитанию, необходимо продумать, какие

Таким образом, базой для формирования любви к родному городу является глубокая и

Работа по воспитанию любви и привязанности к своему городу требует большой опоры на когнитивную сферу

дошкольное образование, родной город, ребенок, родной край, домашний адрес...

Патриотическое воспитание старших дошкольников посредством...

Работу по нравственно-патриотическому воспитанию мы начали с организации

Работу с детьми проводим в ходе непосредственно-образовательной деятельности, играх, экскурсиях, беседах.

Поэтому работу по ознакомлению дошкольников с родным городом осуществляем в

Алешина Н. В. Знакомство дошкольников с родным городом и страной (патриотическое...

Воспитание гражданина и патриота через историю и культуру...

Одна из форм ознакомления с родным краем, воспитания любви к нему — работа по

Патриотическое воспитание ребенка — это основа формирования будущего гражданина.

родной город, детский сад, ребенок, самар, патриотическое воспитание, город, старший

родной край, ребенок, детский сад, образовательная деятельность, Старый Оскол...

Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего...

Вся работа в рамках проекта проходила в три этапа: I этап — запуск проекта

9. Вызывать у детей чувство восхищения и гордости за свой родной город.

родной город, Ребенок, образовательная деятельность, детский сад, малая родина, патриотическое воспитание, город

Продолжением данной работы является знакомство детей с другими городами России.

Совместная работа ДОУ и семьи по ознакомлению с родным...

Библиографическое описание: Белинова, Н. П. Совместная работа ДОУ и семьи по

Работа семейного клуба разделена на блоки «Моя семья», «Мир природы родного края»

ребенок, родной край, родной город, родитель, решение задач, Тольятти, региональный компонент

родной город, краеведческий материал, ознакомление дошкольников, окружающий мир...

Воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников...

Воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников в процессе организации работы по краеведению.

Работа по ознакомлению дошкольников с родным краем делится на 4 блока: «Природа родного края», «Моя страна», «Мой город», Мой детский сад».

Похожие статьи

Ознакомление с родным городом как средство патриотического...

Ознакомление с родным городом ранее входило в раздел «Ознакомление с окружающим».

При работе с предлагаемой моделью необходимо учитывать, что «круг тем» подвижен.

Новицкая, М. Ю. Наследие: патриотическое воспитание в детском саду / М. Ю. Новицкая.

родной город, краеведческий материал, ознакомление дошкольников, окружающий мир...

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию...

Неретина, Т. Н. Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Свой край родной люби и знай» / Т. Н. Неретина.

Участники проекта: педагоги, дети, родители. Система и последовательность работы по

6. работа с родителями: консультация на тему «История названий улиц села».

Ознакомление с родным городом как средство патриотического...

Проект по патриотическому воспитанию «Родной свой край...»

6. Фото-коллаж «Город, в котором я живу». 7. Анкетирование «Знаете ли вы свой город?». 8. Консультации: «Воспитывать патриотов с детства», «Познакомьте ребёнка с родным городом», «О нашем городе ведём мы свой рассказ», «Наш город — часть большой страны».

Малая родина в патриотическом воспитании дошкольников

...малой родины в патриотическом воспитании детей дошкольных образовательных организаций.

При знакомстве детей с родным городом или населенным пунктом, необходимо показать, что он

Воспитание любви к родному городу у старших дошкольников...

Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста (из опыта работы).

Воспитание любви к родному городу у старших дошкольников...

Организуя работу по патриотическому воспитанию, необходимо продумать, какие

Таким образом, базой для формирования любви к родному городу является глубокая и

Работа по воспитанию любви и привязанности к своему городу требует большой опоры на когнитивную сферу

дошкольное образование, родной город, ребенок, родной край, домашний адрес...

Патриотическое воспитание старших дошкольников посредством...

Работу по нравственно-патриотическому воспитанию мы начали с организации

Работу с детьми проводим в ходе непосредственно-образовательной деятельности, играх, экскурсиях, беседах.

Поэтому работу по ознакомлению дошкольников с родным городом осуществляем в

Алешина Н. В. Знакомство дошкольников с родным городом и страной (патриотическое...

Воспитание гражданина и патриота через историю и культуру...

Одна из форм ознакомления с родным краем, воспитания любви к нему — работа по

Патриотическое воспитание ребенка — это основа формирования будущего гражданина.

родной город, детский сад, ребенок, самар, патриотическое воспитание, город, старший

родной край, ребенок, детский сад, образовательная деятельность, Старый Оскол...

Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего...

Вся работа в рамках проекта проходила в три этапа: I этап — запуск проекта

9. Вызывать у детей чувство восхищения и гордости за свой родной город.

родной город, Ребенок, образовательная деятельность, детский сад, малая родина, патриотическое воспитание, город

Продолжением данной работы является знакомство детей с другими городами России.

Совместная работа ДОУ и семьи по ознакомлению с родным...

Библиографическое описание: Белинова, Н. П. Совместная работа ДОУ и семьи по

Работа семейного клуба разделена на блоки «Моя семья», «Мир природы родного края»

ребенок, родной край, родной город, родитель, решение задач, Тольятти, региональный компонент

родной город, краеведческий материал, ознакомление дошкольников, окружающий мир...

Воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников...

Воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников в процессе организации работы по краеведению.

Работа по ознакомлению дошкольников с родным краем делится на 4 блока: «Природа родного края», «Моя страна», «Мой город», Мой детский сад».

Задать вопрос