Учебно-тренировочное занятие на развитие командной позиционной атаки в мини-футболе в предсоревновательный период | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: , ,

Рубрика: Физическая культура и спорт

Опубликовано в Молодой учёный №24 (419) июнь 2022 г.

Дата публикации: 20.06.2022

Статья просмотрена: 71 раз

Библиографическое описание:

Хабибуллин, И. Р. Учебно-тренировочное занятие на развитие командной позиционной атаки в мини-футболе в предсоревновательный период / И. Р. Хабибуллин, О. В. Азовцева, В. А. Никитин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 24 (419). — С. 416-419. — URL: https://moluch.ru/archive/419/93338/ (дата обращения: 03.05.2024).



В статье рассматривается пример тренировочного занятия для студенческих команд.

Ключевые слова: мини-футбол, разминка, игроки, специальная выносливость, подготовка.

Проблема позиционного нападения в юношеских, молодежных (соответственно и студенческих) командах обычно является приоритетной при подготовке команды в предсоревновательный период.

Более того, как показал последний Чемпионат мира по футзалу 2021 в Латвии, большинство сборных испытывало проблемы в этом компоненте.

Мы стараемся решать эту задачу объединением двух методов тренировок — «когнитивным» и «повторным». На первом этапе предсезонной подготовки используется «повторная модель» разучивания атакующих комбинаций по отдельности и в связках. Ниже приведен пример такой комбинации (Рис. 1, 2):

Связка комбинаций «Угловая атака на третьего и стенка»

Рис. 1. Связка комбинаций «Угловая атака на третьего и стенка»

Смена игроков по часовой стрелке

Рис. 2. Смена игроков по часовой стрелке

Детали упражнения. На правом фланге защитник 5 играет «стяжку» с игроком 1 с намерением сыграть «угловую атаку» со столбом 2, но в итоге переводит мяч на левый фланг игроку 6, куда смещается игрок 1. В итоге игроки 6 и 1 могут разыграть какой-либо вариант атаки: стенка, блок или параллель.

На Рис. 1 они играют «стенку». После завершающего удара, игроки меняются по кругу, чтобы были задействованы все игроки на разных позициях.

Эти комбинации в связках или по отдельности мы проводим в первой части УТЗ, отрабатывая детали и взаимодействия в двойках, тройках и четверках. К сожалению, эта модель тренировок не дала особой эффективности в соревновательном периоде в 2015–2017 гг, когда мы возглавили сборную УГНТУ по мини-футболу.

Это проявилось в предсказуемости действий наших игроков для соперников и плохой изобретательности игроков в стандартных ситуациях. Поэтому, в качестве дополнения, мы внедрили т. н. «когнитивный» (в нашем понимании «игровой») метод. В плане проведения УТЗ, это привело к появлению игровых упражнений, в основном в виде двусторонних игр, с различными сочетаниями 3х3,4х4, 4х3, 5х4. Ниже приведен пример игры 3х3:

Упражнение «3х3 на площадке 40 на 20 м, выход из прессинга с последующим ударом по любым воротам»

Игра 3х3 с выходом из зоны

Рис. 3. Игра 3х3 с выходом из зоны

Детали упражнения

Игра 3х3

– При выходе мяча за пределы площадки игра возобновляется от одних из ворот.

– Команда с мячом должна пересечь центральную линию, как будто она атакует противоположные ворота.

– После этого команда может атаковать любые ворота. Можно менять направление атаки, как только игроки команды с мячом увидят возможность создать численное преимущество.

– Например, когда команда пересекла центральную линию, у нее есть 4–6 секунд для удара по воротам (рис. 3)

Три команды по три игрока меняются каждые три минуты. Игроки на замене выполняют ОФП (пресс, ноги, отжимания, прыжковые).

Варианты

Ограничить количество передач для нанесения удара после пересечения центральной линии (максимум одна).

Сочетание этих двух методов в тренировочном процессе заключается в предложении игрокам использовать комбинацию, изучаемую «повторно», в игровой двусторонке. Можно использовать часть комбинации или связки. На примере связки «угловая атака-перевод мяча-стенка» (рис. 1) игроки могут в ходе тренировочного микроматча использовать только первую часть этой связки, а затем разыграть другой вариант.

Это все приветствуется, если идет обострение атакующих действий и присутствует логика в атаке.

На первоначальном этапе, особенно у новичков в команде, наблюдается часто следующая картина: игроки вроде действуют внешне правильно, передают мяч друг другу, делают забегание, ротацию, но никаких дивидендов это не приносит. В таких случаях мы просим их включать какую-либо «стандартную» комбинацию на определенном этапе и предлагаем на выбор несколько вариантов развития атаки (все это производится с помощью тактической доски и показом на поле). Далее, после завершения микроматча, происходит обсуждение итогов игры.

Таким образом, мы в ходе многолетней практики пришли к выводу, что наибольший прогресс в тактическом обучении игроков происходит при компиляции двух и более методов тренировки. Теоретически это было обосновано и ранее, но вся проблема заключается в практическом воплощении в жизнь.

Мы считаем, что нам это удалось и результаты сборной УГНТУ это подтверждают.

Сборная УГНТУ по мини-футболу является:

– победитель Универсиады среди вузов РБ 2016/2017, 2017/2018 и 2018/2019 гг, 2019/2021;

– чемпион Суперлиги АМФРБ 2016/2017;

– победитель Спартакиады — 2017 среди вузов минерально-сырьевого комплекса России (в С. Петербурге);

серебряный призер Спартакиады –2018 среди вузов минерально-сырьевого комплекса России (в Ухте).

Литература:

  1. Хабибуллин И. Р., Красулина Н. А., Греб А. В. Годичный цикл подготовки студенческих команд в мини-футболе: Учебное пособие / — Уфа: УГНТУ,2019. — 171 с.
  2. Мини-футбол в УГНТУ. Программирование розыгрыша стандартных положений на этапе спортивной специализации. [Текст] / И. Р. Хабибуллин и др.-EurasiaScience, сборник статей IX международной научно-практической конференции. — Уфа, 2017.–30–33 с.
  3. Проминский В. А. Футзал. Современный метод подготовки / В. А. Проминский, Н. И. Ковеня. — Кострома: ГУИПП «Кострома», 2002.
  4. Руководство УЕФА для тренеров по футзалу. Учебное пособие для тренеров / под ред. Хосе Венансио Лопес Йерро.- Ньон, Швейцария: Изд-во УЕФА, 2017.–202с.
  5. Физическая культура и спорт: интеграция науки и практики [Текст] / И. Р. Хабибуллин и др.- XII Международная научно-практическая конференция. ФГАОУВПО Северо-Кавказский федеральный университет.-Уфа, 2015., — 202–203 с.
Основные термины (генерируются автоматически): игрок, центральная линия, ворот, деталь упражнения, игра, команда, минерально-сырьевой комплекс России, связка.


Похожие статьи

Минерально-сырьевая база России. Влияние... | Молодой ученый

Российский минерально-сырьевой комплекс представляет собой фундамент жизнедеятельности государства. Прежде всего, он обеспечивает необходимые потребности сельского хозяйства, а также гражданских и военных отраслей промышленности.

Коммуникативные стратегии и тактики комплиментарных...

К этому добавляется и то, что говорящий подправляет линию своего речевого поведения в зависимости от поведения собеседника для осуществления успешной коммуникации. Стратегии и тактики речевого поведения обладают национально-культурной спецификой [Верещагин...

Роль маркетинговых решений в деятельности ПАО «Алроса»

Минерально - сырьевая база России . Влияние минерально - сырьевого комплекса на экономику страны.

Влияние минерально - сырьевого комплекса на экономику страны. Добыча и переработка минеральных ресурсов является одной из самых доходных отраслей...

Начальная техническая подготовка юных футболистов

В данной статье отражены результаты эксперимента по совершенствованию системы начальной технической подготовки юных футболистов.

Библиографическое описание: Сухобский, А. В. Начальная техническая подготовка юных футболистов / А. В. Сухобский, С. С. Огородников.

Особенности тактики игры и подготовки футболистов отделения...

Библиографическое описание: Кошбахтиев, И. А. Особенности тактики игры и подготовки футболистов отделения спортивного

Под тактикой игры понимают обобщение индивидуальных, групповых и коллективных действий игроков одной команды, объединенных...

Опорный конспект как один из способов представления учебной...

Главная идея опорного конспекта для лучшего запоминания может быть выделена рамками различных цветов, разными шрифтами, различными расположением. 7. Доступность воспроизведения. При построении опорного конспекта следует избегать вычурных шрифтов...

Разновидности заданий в тестовой форме | Статья в сборнике...

Эффективность использования этого вида задания повышается если: 1. используется серия заданий; 2. формулировка задания четкая и понятная; 3. задания не предназначены для выявления высокого уровня, усвоения комплекса элементов

Опубликовать статью в журнале «Молодой учёный» №25...

(доставка по РФ бесплатно).

Текст как объект изучения (в аспекте русского языка как...)

В статье представлены особенности работы с профессиональным текстом на продвинутом этапе обучения иностранных студентов. Рассматривается система заданий, направленных на развитие коммуникативных компетенций учащихся в учебном процессе.

Похожие статьи

Минерально-сырьевая база России. Влияние... | Молодой ученый

Российский минерально-сырьевой комплекс представляет собой фундамент жизнедеятельности государства. Прежде всего, он обеспечивает необходимые потребности сельского хозяйства, а также гражданских и военных отраслей промышленности.

Коммуникативные стратегии и тактики комплиментарных...

К этому добавляется и то, что говорящий подправляет линию своего речевого поведения в зависимости от поведения собеседника для осуществления успешной коммуникации. Стратегии и тактики речевого поведения обладают национально-культурной спецификой [Верещагин...

Роль маркетинговых решений в деятельности ПАО «Алроса»

Минерально - сырьевая база России . Влияние минерально - сырьевого комплекса на экономику страны.

Влияние минерально - сырьевого комплекса на экономику страны. Добыча и переработка минеральных ресурсов является одной из самых доходных отраслей...

Начальная техническая подготовка юных футболистов

В данной статье отражены результаты эксперимента по совершенствованию системы начальной технической подготовки юных футболистов.

Библиографическое описание: Сухобский, А. В. Начальная техническая подготовка юных футболистов / А. В. Сухобский, С. С. Огородников.

Особенности тактики игры и подготовки футболистов отделения...

Библиографическое описание: Кошбахтиев, И. А. Особенности тактики игры и подготовки футболистов отделения спортивного

Под тактикой игры понимают обобщение индивидуальных, групповых и коллективных действий игроков одной команды, объединенных...

Опорный конспект как один из способов представления учебной...

Главная идея опорного конспекта для лучшего запоминания может быть выделена рамками различных цветов, разными шрифтами, различными расположением. 7. Доступность воспроизведения. При построении опорного конспекта следует избегать вычурных шрифтов...

Разновидности заданий в тестовой форме | Статья в сборнике...

Эффективность использования этого вида задания повышается если: 1. используется серия заданий; 2. формулировка задания четкая и понятная; 3. задания не предназначены для выявления высокого уровня, усвоения комплекса элементов

Опубликовать статью в журнале «Молодой учёный» №25...

(доставка по РФ бесплатно).

Текст как объект изучения (в аспекте русского языка как...)

В статье представлены особенности работы с профессиональным текстом на продвинутом этапе обучения иностранных студентов. Рассматривается система заданий, направленных на развитие коммуникативных компетенций учащихся в учебном процессе.

Задать вопрос