Совершенствование профессиональных компетенций руководителя отдела качества в АО «Международный аэропорт Владивосток» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №19 (414) май 2022 г.

Дата публикации: 16.05.2022

Статья просмотрена: 54 раза

Библиографическое описание:

Потапова, А. А. Совершенствование профессиональных компетенций руководителя отдела качества в АО «Международный аэропорт Владивосток» / А. А. Потапова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 19 (414). — С. 413-416. — URL: https://moluch.ru/archive/414/91523/ (дата обращения: 29.04.2024).



Актуальность данной темы работы обусловлена тем, что проблема профессионально важных качеств представляет интерес как в теоретическом, так и в практическом плане, поскольку имеет отношение к проблемам интегральной индивидуальности, способностей и задатков и вместе с тем к проблемам профессиональной пригодности, профессионального отбора и профессиональной подготовки руководителей.

Ключевые слова: руководитель, профессиональный, качества, компетенции.

The main goal of human resource management is to ensure the fulfillment of the main goals of the organization through employees who are perceived as an asset of the company.

The relevance of this topic of work is due to the fact that the problem of professionally important qualities is of interest, both in theoretical and practical terms, as it relates to the problems of integral individuality, abilities and inclinations, and at the same time to the problems of professional suitability, professional selection and professional training of managers.

Keywords: manager, professional, qualities, competencies.

Объектом исследования является деятельность руководителя отдела качества, а предметом исследования — профессиональные компетенции руководителя отдела качества.

Цель работы — установить соответствие профессиональных компетенций руководителя отдела качества требованиям профессиональных стандартов с целью их совершенствования.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи: определить основные профессиональные компетенций (ПК) руководителя; провести анализ основных методик и провести диагностику ПК руководителя; предложить рекомендации по повышению уровня ПК для руководителя отдела качества.

Отдел качества — осуществляет контроль за качеством услуг, оказываемых на территории АО «Международный аэропорт Владивосток» (МАВ). Руководитель отдела качества — специалист, который отвечает за разработку и стабилизацию системы, обеспечивающей высокий уровень качества предоставляемых услуг в аэропорту.

Функции руководителя отдела качества АО «МАВ»:

— внедрение и совершенствование системы менеджмента качества предприятия;

— обеспечение исполнительной дисциплины персонала отдела качества;

— организовывать работу по разработке стратегий, целей, политики в области качеств;

— разрабатывать и реализовывать совместно с руководителями структурных подразделений мероприятия по созданию гостеприимной среды.

Для руководителя отдела качества выполняемые функции достаточно разнообразны. Анализ деятельности показывает, что в любом случае обязанности руководителя подразумевают интенсивный режим работы. Степень ответственности руководителя отдела качества высока в виду значимости выполняемой работы для деятельности аэропорта в целом. Традиционно считается, что профессиональные качества работника — это качества, отличающие его от представителей других профессий. Однако, это устаревший взгляд на вещи. Прежде всего, профессиональные качества личности — это то, что выделяет профессионала среди представителей своей же сферы деятельности. То есть, речь идет об определенных универсальных качествах человека и профессионала, вне зависимости от конкретной сферы деятельности, благодаря которым он становится эффективнее остальных [2].

При этом стоит отметить, что выделают различные подходы к профессиональным компетенциям сотрудников. Эксклюзивный подход касается сегментации сотрудников, когда каждая компания разделяет сотрудников по разным критериям. Для этого подхода характерна ориентация на так называемые элитные ключевые качества, к которым чаще всего относят тех, кто достигает высоких показателей и высокого потенциала. Эксклюзивные подходы компаний также индивидуальны, что отражается в различном процентном соотношении ключевых сотрудников, которые компании определяют таким образом. Например, Microsoft UK уделяет наибольшее внимание лишь 10 % наиболее эффективных сотрудников.

Инклюзивный подход рассматривает всех сотрудников как таланты и поддерживает идею о том, что определенная форма таланта присуща каждому. Однако у всех разный потенциал. Таким образом, каждый сотрудник получает соответствующие возможности. Таким образом, работа специалистов по персоналу должна заключаться в том, чтобы помочь каждому улучшить свою работу в необходимых им областях.

Данный подход менее распространен по сравнению с эксклюзивным. В некоторых случаях возможна их комбинация.

Перечень профессиональных компетенций сформировался на основе анализа профессионального стандарта 40.062 [3].

Таблица 1

Характеристика профессиональных компетенций руководителя

Профессиональные компетенции

Содержание профессиональных компетенций

Управленческие

— умение ставить задачи;

— умение делегировать и обучать других;

— способность мотивировать на совместную работу.

Межличностные

— конструктивные коммуникации;

— лидерство в команде;

— стрессоустойчивость и уверенное поведение.

Мотивационные

— преданность делу, ответственность;

— способность к обучению и развитию;

— целенаправленность и ориентация на результат.

Интеллектуальные

— организованность и способность к планированию;

— аналитичность и способность стратегически мыслить;

— умение решать проблемы и справляться с неопределенностью.

В рамках эмпирической части исследования выполнен анализ ПК руководителя.

Для оценки профессиональных компетенций выбраны следующие методы исследования:

Методики психологического тестирования:

— «Методика диагностики межличностных отношений», Лири;

— «Конструктивность мотивации», Бэрнс;

— «Стиль мышления», Брэмсон;

— «Командные роли», Белбин.

Результат исследования «Методики диагностики межличностных отношений», Лири

Рис. 1. Результат исследования «Методики диагностики межличностных отношений», Лири

Результат диагностики «Конструктивность мотивации», Бэрнс

Рис. 2. Результат диагностики «Конструктивность мотивации», Бэрнс

Результат диагностики «Стиль мышления», Брэмсон

Рис. 3. Результат диагностики «Стиль мышления», Брэмсон

Результат диагностики «Командные роли», Белбин

Рис. 4. Результат диагностики «Командные роли», Белбин

Анализ результатов показал, что руководитель активный, уравновешенный, последователен в достижении значимых целей, ориентирован на качественный результат. Не любит рисковать, решения принимает обдуманно, старясь предварительно получить и проанализировать как можно больше информации. Не стремится занимать лидерскую позицию в коллективе, осторожен в проявлении энтузиазма. Если вопрос касается его профессиональной компетентности, то может спокойно и аргументировано доказывать свою точку зрения. В новых для себя и неясных ситуациях предпочитает уступить инициативу в принятии решений более опытному или активному члену группы. Открыт и позитивен в общении, нацелен на сотрудничество. Хороший организатор, умеет грамотно распределять ресурсы, в том числе и человеческие с учетом индивидуальных особенностей и возможностей своих подчиненных. Обладает здравым смыслом, чувством ответственности, дисциплинирован. На уровне действий проявляет демократичный стиль руководства, ориентирован на поддержание комфортной психологической атмосферы в коллективе.

Потенциал: Хорошее сочетание личностных характеристик и организационных способностей для эффективного руководства: позитивен, обладает эффектными внешними данными и личностным достоинством. Достаточно развиты аналитические способности, что в сочетании с выраженной способностью к обучению и развитию дают хороший потенциал к развитию стратегического мышления.

Исходя из полученных результатов, разработан ряд рекомендаций по совершенствованию ПК. Эти рекомендации связаны с улучшением компетенций, по которым были некоторые проблемы. Управленческим дефицитом являются знания в области конфликтной компетентности. Для решения данной проблемы нужно организовать тренинги по развитию коммуникативных навыков и управлению конфликтами. Для снижения стресса и напряжения рекомендуется ввести специальные упражнения и дыхательные практики в перерывах между работой. Также проблемой является несвоевременное выполнение задач отделом качества. Для повышения эффективности работы руководителю рекомендуется посетить тренинги по оптимизации рабочего времени и мотивации сотрудников. Для поддержания высокого уровня компетенций руководителю необходимо раз в год проходить аттестацию.

Литература:

  1. Международный аэропорт Владивосток. — Текст: электронный // vvo.aero: [сайт]. — URL: https://vvo.aero/ (дата обращения: 11.05.2022).
  2. Армстронг, М. Практика управления человеческими ресурсами / М. Армстронг, С. Тейлор. — Питер: 2018. — 1040 c. — Текст: непосредственный.
  3. Профессиональный стандарт специалист по качеству. — Текст: электронный // электронный фонд правовых и нормативно-технических документов: [сайт]. — URL: https://docs.cntd.ru/document/603666666 (дата обращения: 12.05.2022).
  4. Генкин, Б. М. Управление человеческими ресурсами / Б. М. Генкин, И. А. Никитина. —: 2017. — 352 c. — Текст: непосредственный.
Основные термины (генерируются автоматически): результат диагностики, руководитель отдела качества, компетенция, Методика диагностики, отдел качества, проблема, профессиональная компетенция руководителя отдела качества, работа, руководитель, сотрудник, способность, сфера деятельности.


Похожие статьи

Профессионально важные качества руководителя

Для руководителя необходимы следующие профессиональные качества — индивидуально-личностные и социально-психологические

Рассмотрим основные профессиональные (деловые) качества руководителя. Социальный интеллект — способность понимать и...

Эффективность деятельности руководителя | Статья в журнале...

Требования к результатам деятельности руководителя необходимо определить в виде конкретных результатов, взвешивая эти требования с одной стороны, с точки зрения «текущих дел», а с другой стороны — с точки зрения «перспективного развития предприятия».

Оценка руководителя как критерий культуры управленческой...

При оценке качества управленческой деятельности должна учитываться специфика как организаторского, так и исполнительского труда руководителя. Качество организаторского труда оценивается по степени совершенства исполнения им основных функций управления...

Социально-психологические условия развития управленческих...

Какими навыками должен обладать технический сотрудник ИТ-отдела, чтобы стать достойным управленцем и какие условия необходимо обеспечить для развития

Социально-психологические условия развития управленческих компетенций сотрудников ИТ-сферы.

Профессионально важные качества личности сотрудников...

Профессионально важные качества (ПВК) — это индивидуальные свойства субъекта деятельности, которые необходимы и достаточны для ее реализации на нормативно заданном уровне и которые значимо и положительно коррелируют хотя бы с одним (или несколькими)...

Совершенствование системы деловой оценки персонала...

Количество участников: 12 сотрудников торгового отдела.

Личные и деловые качества сотрудников прописаны уже более 7 лет в стандартах компании и к ним относятся

В своей работе Шишмаков С.В. вывел три показателя деловой оценки сотрудников компании...

Разработка модели компетенций организации | Статья в журнале...

— свойства (качества) личности, описанные в терминах поведенческих характеристик, необходимых для успешного выполнения профессиональной деятельности; уровень выраженности компетенций оценивается с помощью ключевых поведенческих индикаторов...

Оценка персонала как стратегический фактор развития организации

Формирование профессиональных компетенций производится только руководителями подразделений.

Технология оценки «360 градусов» направлена в большинстве случаев для определения не профессиональных качеств, а для идентификации сотрудника в организации.

Профилирование должностей как инструмент повышения...

компетенция, модель компетенций, работа, разработка модели компетенций, знание, профиль компетенций, профессиональная деятельность, компетентность, уровень, персонал. Оценка компетенций работников организации как основа...

Похожие статьи

Профессионально важные качества руководителя

Для руководителя необходимы следующие профессиональные качества — индивидуально-личностные и социально-психологические

Рассмотрим основные профессиональные (деловые) качества руководителя. Социальный интеллект — способность понимать и...

Эффективность деятельности руководителя | Статья в журнале...

Требования к результатам деятельности руководителя необходимо определить в виде конкретных результатов, взвешивая эти требования с одной стороны, с точки зрения «текущих дел», а с другой стороны — с точки зрения «перспективного развития предприятия».

Оценка руководителя как критерий культуры управленческой...

При оценке качества управленческой деятельности должна учитываться специфика как организаторского, так и исполнительского труда руководителя. Качество организаторского труда оценивается по степени совершенства исполнения им основных функций управления...

Социально-психологические условия развития управленческих...

Какими навыками должен обладать технический сотрудник ИТ-отдела, чтобы стать достойным управленцем и какие условия необходимо обеспечить для развития

Социально-психологические условия развития управленческих компетенций сотрудников ИТ-сферы.

Профессионально важные качества личности сотрудников...

Профессионально важные качества (ПВК) — это индивидуальные свойства субъекта деятельности, которые необходимы и достаточны для ее реализации на нормативно заданном уровне и которые значимо и положительно коррелируют хотя бы с одним (или несколькими)...

Совершенствование системы деловой оценки персонала...

Количество участников: 12 сотрудников торгового отдела.

Личные и деловые качества сотрудников прописаны уже более 7 лет в стандартах компании и к ним относятся

В своей работе Шишмаков С.В. вывел три показателя деловой оценки сотрудников компании...

Разработка модели компетенций организации | Статья в журнале...

— свойства (качества) личности, описанные в терминах поведенческих характеристик, необходимых для успешного выполнения профессиональной деятельности; уровень выраженности компетенций оценивается с помощью ключевых поведенческих индикаторов...

Оценка персонала как стратегический фактор развития организации

Формирование профессиональных компетенций производится только руководителями подразделений.

Технология оценки «360 градусов» направлена в большинстве случаев для определения не профессиональных качеств, а для идентификации сотрудника в организации.

Профилирование должностей как инструмент повышения...

компетенция, модель компетенций, работа, разработка модели компетенций, знание, профиль компетенций, профессиональная деятельность, компетентность, уровень, персонал. Оценка компетенций работников организации как основа...

Задать вопрос