Развитие коммуникативной деятельности у старших дошкольников с ограниченными возможностями здоровья | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №19 (414) май 2022 г.

Дата публикации: 09.05.2022

Статья просмотрена: 152 раза

Библиографическое описание:

Евдокимова, Д. Б. Развитие коммуникативной деятельности у старших дошкольников с ограниченными возможностями здоровья / Д. Б. Евдокимова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 19 (414). — С. 453-455. — URL: https://moluch.ru/archive/414/91323/ (дата обращения: 03.05.2024).



Представлено эмпирическое изучение форм общения со взрослыми у старших дошкольников с ограниченными возможностями здоровья: дети с задержкой психического развития, нарушением опорно-двигательного аппарата и нормативным развитием. Приведено качественно-количественное описание доминирующих форм общения со взрослыми у выделенных нозологических групп.

Ключевые слова: коммуникация, формы общения, старшие дошкольники, ограниченные возможности здоровья.

Введение . Развитие общения со взрослыми у старших дошкольников с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательной интеграции является одной из приоритетных задач. За время дошкольного периода в процессе коммуникативной деятельности ребенок должен овладеть необходимыми формами общения, которые предъявляют взрослые (родители и педагоги). Важно учесть индивидуальные особенности формирования общения у дошкольника с ограниченными возможностями здоровья: содержание потребностно-мотивационной сферы и уровня развития средств коммуникации, а также компенсации возможных недостатков: инициативности, произвольности и мотивации действий.

В современных исследованиях многими специалистами поднимается вопрос о важности изучения развития коммуникативной деятельности у разных нозологических групп и способов коррекции дефектов в сфере общения (О. Н. Двуреченская, Е. Е. Дмитриева, Е. О. Смирнова, Л. М. Шипицына) [1, 2, 4]. К методической основе научных трудов относится «деятельностный подход» М. И. Лисиной, предполагающий формирование сущности общения через стремление к познанию самого себя и других людей [3].

Развитие общения со взрослым у детей от рождения до семи лет происходит как смена целостных форм общения (М. И. Лисина). Форма общения характеризуется следующими параметрами: время возникновения, место в системе общей жизнедеятельности, доминирующая потребность в общении со взрослым, ведущий мотив побуждения к общению, основные средства общения при коммуникации [3].

Всего выделено четыре формы общения (ситуативно-личностная, ситуативно-деловая, внеситуативно-познавательная, внеситуативно-личностная), которые «надстраиваются» одна на другую, что ведет к успешному формированию необходимых операций, действий, мотивов и потребностей в процессе коммуникативной деятельности в каждый возрастной период.

У детей с ограниченными возможностями здоровья смена форм общения происходит в той же последовательности, что и у нормально развивающихся сверстников, но имеет ряд специфических особенностей и требует особых условий для полноценного развития.

Формулировка цели статьи . Целью данной статьи является экспериментальное изучение форм общения со взрослыми у старших дошкольников с ограниченными возможностями здоровья: дети с задержкой психического развития, нарушением опорно-двигательного аппарата и нормативным развитием.

Изложение основного материала статьи. Экспериментальное исследование проводилось на базе МБДОУ «Детский сад № 365» города Нижний Новгород. Участвовало 60 старших дошкольников в возрасте 5–6 лет, из них 20 с задержкой психического развития по заключению психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК), 20 детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ПМПК) и 20 детей с нормативным развитием.

Теоретической базой для исследования форм общения со взрослыми стали деятельностный подход в рамках онтогенетического развития (М. И. Лисина) и моделирование различных форм общения со взрослым (методика Е. Е. Дмитриевой и Е. О. Смирновой).

Было предложено три модели коммуникации со взрослым для старших дошкольников при которых раскрывалась одна из доминирующих форм общения для каждого ребенка: ситуативно-деловая — совместно-предметная деятельность (манипуляция с предметами, игрушками), внеситуативно-познавательная — познавательная деятельность (потребность в признании и уважении взрослого), внеситуативно-личностная — теоретическое и практическое познание социального мира.

Если дошкольник затруднялся с выбором ситуации, ему предлагался следующий алгоритм действий: сначала поиграть с игрушками, затем почитать книгу и напоследок поговорить.

Количественное описание результатов экспериментальной группы представлены в Таблице 1.

Таблица 1

Доминирующие формы общения со взрослыми у детей с ограниченными возможностями здоровья

Формы общения с взрослым

Дети с задержкой психического развития

Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата

Нормально развивающиеся дети

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

Ситуативно-деловая форма общения

13

65

17

85

5

25

Внеситуативно-познавательная форма общения

6

30

3

15

8

40

Внеситуативно-личностная форма общения

1

5

-

-

7

35

Всего детей

20

100

20

100

20

100

Качественно-количественная характеристика позволяет сделать выводы, что у 65 % детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития преобладает более ранняя форма общения со взрослыми в онтогенезе — ситуативно-деловая. Ведущим мотивом является потребность в изучении предмета и действия с ним, познавательный мотив отсутствует, общение слито с игрой или практической деятельностью. У 30 % отмечается превалирование познавательной направленности, стремление к общению со взрослым с целью привлечения его внимания к себе, то есть дошкольники с задержкой психического развития тяготели к внеситуативно-познавательным контактам. При этом у ребят отсутствовали широкие и глубокие интересы к материалу и окружающим явлениям мира; устойчивость внимания. Дети использовали невербальные средства общения, где не могли использовать речевые высказывания. При обращении ко взрослому использовались базовые вопросы: «Кто? Что?», а описание событий ограничивалось короткими фразами. И 5 % детей стремились получить оценку своих действий, что свидетельствует о наличии внеситуативно-личностной формы общения со взрослым.

Результаты старших дошкольников с нарушением опорно-двигательного аппарата также позволяют сделать выводы о доминировании ситуативно-деловой формы общения у 85 % испытуемых. Потребность сотрудничества со взрослым у детей становится основой, а деловой мотив ведущим. Дети играли со взрослым, их волновало только то, какие игрушки предложит экспериментатор. Они редко проявляли инициативу в общении, использовали невербальные средства, ожидали помощи взрослого. У 15 % складывается внеситуативно-познавательная форма общения со взрослым. Преобладает познавательный мотив и речевые средства общения. Дети старшего дошкольного возраста с нарушением опорно-двигательного аппарата стремились получить ответы на вопросы и продолжать познавательную деятельность; уходить от тем взрослого и возвращаться на свои знакомые обсуждения.

Анализируя полученные данные у детей с нормальным развитием, мы отметили наличие использования как доминантной формы общения ситуативно-деловую форму у 25 % испытуемых, внеситуативно-познавательную форму у 40 % и 35 % внеситуативно-личностую форму общения.

Выводы. Таким образом, эмпирическое изучение форм общения со взрослыми у старших дошкольников с ограниченными возможностями здоровья показало: незрелость мотивационно-потребностной сферы общения, низкий уровень развития познавательных мотивов, недоразвитие коммуникативной сферы.

Литература:

  1. Дмитриева Е. Е., Двуреченская О. Н. Психологические особенности социализации детей дошкольного и младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья: монография. М.: ФЛИНТА; Нижний Новгород: Мининский университет, 2017. 136 c.
  2. Дмитриева Е. Е. Особенности формирования коммуникативной деятельности у шестилетних детей с задержкой психического развития // Психология детей с задержкой психического развития. Изучение, социализация, психокоррекция. СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 2003. С. 200–210.
  3. Лисина М. И. Формирование личности ребенка в общении. — СПб.: Питер, 2009. — 320 с.: ил. — (Серия «Мастера психологии»).
  4. Шипицына Л. М., Мамайчук И. И. Психология детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. — 368 с: ил. — (Коррекционная педагогика).
Основные термины (генерируются автоматически): ограниченная возможность здоровья, взрослый, ребенок, опорно-двигательный аппарат, психическое развитие, форма общения, доминирующая форма общения, дошкольник, коммуникативная деятельность, нормативное развитие.


Похожие статьи

Создание предметно-развивающей среды для детей...

«Коммуникативно –личностное развитие» — соответствие информационного поля коррекционно-развивающей среды познавательным и коммуникативным возможностям детей, проявлению своих личностных особенностей; создание благоприятных условий для...

Особенности социализации детей школьного возраста с ОВЗ

Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья представляет собой острую актуальную проблему. Дети с ограниченными возможностямидети с физическими и (или) психическими недостатками, имеющие ограничение жизнедеятельности, обусловленное...

Виды альтернативной коммуникации для детей с церебральным...

Основная задача дефектолога — развитие высших психических функций, логопеда — развитие коммуникации и речи. Большая часть детей с церебральным параличом не могут освоить вербальную речь. Как отмечает Е. Ф. Архипова: «устная речь в большинстве случаев...

Развитие коммуникативных навыков у детей с ограниченными...

Деятельность в ГБУ «КРОЦ» предполагает ежедневное включение игр на развитие коммуникативных умений в педагогический

Библиографическое описание: Горшкова, Т. В. Развитие коммуникативных навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья...

Развитие сотрудничества дошкольников... | Молодой ученый

Ивлева, К. В. Развитие сотрудничества дошкольников в познавательно-исследовательской деятельности / К. В. Ивлева.

При этом в современных условиях в жизни дошкольников сокращаются возможности приобретения детьми опыта общения, разрешения конфликтных...

Формирование коммуникативных навыков у детей с нарушением...

Сформированность коммуникативной деятельности характеризует уровень возможностей ребенка

Развитие коммуникативных навыков предполагает обучение тому, как донести свою мысль до собеседника.

У таких детей понижена инициатива общения с окружающим миром.

Развитие коммуникативных навыков общения младших...

 В статье раскрывается тема «Развитие коммуникативных навыков общения младших школьников с ОВЗ средствами игровой деятельности», а также методы, которые помогают овладеть коммуникативными навыками детей с ограниченными возможностями здоровья.

Особенности социализации детей с нарушенным развитием речи

Вторая сфера — общение. Посредством общения ребенок получает информацию об опыте

– трудности организации и реализации коммуникативных контактов как со взрослыми, так и со

Таким образом, развитие навыков социально-бытовой ориентировки у детей с сохранной...

Особенности общения в детском возрасте | Статья в журнале...

Высшим достижением развития общения в старшем дошкольном возрасте является внеситуативно-личностная форма. Содержание такого общения выходит за пределы конкретной ситуации взаимодействия и касается человеческих качеств, отношений и поступков.

Похожие статьи

Создание предметно-развивающей среды для детей...

«Коммуникативно –личностное развитие» — соответствие информационного поля коррекционно-развивающей среды познавательным и коммуникативным возможностям детей, проявлению своих личностных особенностей; создание благоприятных условий для...

Особенности социализации детей школьного возраста с ОВЗ

Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья представляет собой острую актуальную проблему. Дети с ограниченными возможностямидети с физическими и (или) психическими недостатками, имеющие ограничение жизнедеятельности, обусловленное...

Виды альтернативной коммуникации для детей с церебральным...

Основная задача дефектолога — развитие высших психических функций, логопеда — развитие коммуникации и речи. Большая часть детей с церебральным параличом не могут освоить вербальную речь. Как отмечает Е. Ф. Архипова: «устная речь в большинстве случаев...

Развитие коммуникативных навыков у детей с ограниченными...

Деятельность в ГБУ «КРОЦ» предполагает ежедневное включение игр на развитие коммуникативных умений в педагогический

Библиографическое описание: Горшкова, Т. В. Развитие коммуникативных навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья...

Развитие сотрудничества дошкольников... | Молодой ученый

Ивлева, К. В. Развитие сотрудничества дошкольников в познавательно-исследовательской деятельности / К. В. Ивлева.

При этом в современных условиях в жизни дошкольников сокращаются возможности приобретения детьми опыта общения, разрешения конфликтных...

Формирование коммуникативных навыков у детей с нарушением...

Сформированность коммуникативной деятельности характеризует уровень возможностей ребенка

Развитие коммуникативных навыков предполагает обучение тому, как донести свою мысль до собеседника.

У таких детей понижена инициатива общения с окружающим миром.

Развитие коммуникативных навыков общения младших...

 В статье раскрывается тема «Развитие коммуникативных навыков общения младших школьников с ОВЗ средствами игровой деятельности», а также методы, которые помогают овладеть коммуникативными навыками детей с ограниченными возможностями здоровья.

Особенности социализации детей с нарушенным развитием речи

Вторая сфера — общение. Посредством общения ребенок получает информацию об опыте

– трудности организации и реализации коммуникативных контактов как со взрослыми, так и со

Таким образом, развитие навыков социально-бытовой ориентировки у детей с сохранной...

Особенности общения в детском возрасте | Статья в журнале...

Высшим достижением развития общения в старшем дошкольном возрасте является внеситуативно-личностная форма. Содержание такого общения выходит за пределы конкретной ситуации взаимодействия и касается человеческих качеств, отношений и поступков.

Задать вопрос