Внеаудиторная деятельность в экологическом образовании высшей школы | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №14 (409) апрель 2022 г.

Дата публикации: 08.04.2022

Статья просмотрена: 11 раз

Библиографическое описание:

Соболева, Е. К. Внеаудиторная деятельность в экологическом образовании высшей школы / Е. К. Соболева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 14 (409). — С. 333-334. — URL: https://moluch.ru/archive/409/90139/ (дата обращения: 27.04.2024).



В данной статье рассматривается понятие «внеаудиторная деятельность», её специфические особенности, функции и формы. Автором предложена классификация форм внеаудиторной деятельности в экологическом образовании студентов вуза.

Ключевые слова: внеаудиторная деятельность, экологическое образование, высшее образование, высшая школа.

Внеаудиторная деятельность является одним из важных элементов профессиональной подготовки будущего специалиста, который логически связан с процессом самообразования. Внеаудиторная деятельность способствует формированию у студентов новых знаний, умений и навыков, а также расширению кругозора.

Исследователи предлагают разные трактовки понятия «внеаудиторная деятельность». Рассмотрим некоторые из них.

Норец А. И. считает, что внеаудиторная деятельность — это «организованные и целенаправленные разнообразные виды и формы работы образовательного и воспитательного характера, проводимые со студентами после занятий» [5].

По мнению Валеевой О. Н., внеаудиторная деятельность — это «звено образовательно-развивающего процесса, отражающего активное участие студентов в профессионально-ориентированных занятиях в условиях педагогической поддержки в свободное от обязательных занятий время» [2].

Петрова М. С. понимает под внеаудиторной деятельностью «целенаправленную организацию свободного от учебных занятий времени обучающихся, ориентированную на развитие креативности, ответственности, инициативности, мобильности студентов и способствующую формированию основ индивидуального стиля будущей профессиональной деятельности, приобретению специальных знаний, навыков и умений» [6].

В данной статье мы придерживаемся определения Поповой В. И.: «внеаудиторная деятельность — это расширяющееся жизненное пространство, в рамках которого студент получает возможность приобретения социально и личностно значимого опыта, как синтеза знаний, умений и навыков, способов деятельности и мышления, стереотипов поведения, интериоризованных жизненных смыслов и социальных установок, запечатлённых ощущений и переживаний» [1].

Гугин Д. Н. отмечает, что внеаудиторная деятельность имеет следующие присущие ей специфические особенности:

– носит преимущественно индивидуальный характер и представляет собой «самодеятельность» человека;

– находится в тесной связи с аудиторной и научно-исследовательской деятельностью;

– не включается в учебный план, т. е. не имеет строгих рамок;

– характеризуется отсутствием принуждения к ней и духовной самостоятельностью;

– представляет собой сочетание самостоятельной деятельности и деятельности в сотрудничестве с преподавателем;

– включает в себя разнообразные методы стимулирования активности и формы проведения, способствующие удовлетворению индивидуальных потребностей личности [3].

Функциями внеаудиторной деятельности являются:

– информативно-образовательная;

– аксиологическая;

– мобилизационно-регулятивная;

– функция коррекции;

– функция, способствующая развитию коммуникативных умений;

– развлекательная;

– компенсаторная [4].

Обобщая всё вышеизложенное, можно сказать, что внеаудиторная деятельность является частью целостного педагогического процесса, имеет большой потенциал для формирования профессиональных и личностных качеств, необходимых будущим специалистам.

Существуют разнообразные формы внеаудиторной деятельности, способствующие достижению цели экологического образования. Некоторые из них в большей степени характерны для аудиторных занятий, другие обычно оставляют для самостоятельной работы. Но и те, и другие можно использовать для достижения поставленной цели.

В зависимости от дидактической цели виды внеаудиторной деятельности, направленные на выполнение задач экологического образования, можно условно разделить на четыре группы.

  1. Виды деятельности, целью которых является приобретение, закрепление, углубление, структуризация и систематизация знаний, а также овладение умением самостоятельно приобретать знания:

– поиск и сбор информации по конкретной теме, определение достоверности и научности найденной информации;

– работа с различными источниками информации (учебная, справочная литература, Интернет-ресурсы);

– создание конспектов;

– составление глоссария;

– подготовка сообщений, рефератов, докладов;

– написание эссе на заданную экологическую тему;

– упражнения на определение признаков понятия, разделение их на существенные и несущественные;

– составление таблиц, схем, кластеров, кроссвордов;

– создание электронных презентаций;

– выполнение наблюдений;

– «круглый стол», во время которого студенты выдвигают свои варианты решения представленной экологической задачи, обсуждают их и стараются прийти к общему мнению, наиболее целесообразному в данных условиях;

– посещение природоохранных учреждений и знакомство с особенностями и содержанием их работы;

– прохождение туристических маршрутов.

  1. Виды деятельности, целью которых является формирование и совершенствование умений и навыков:

– мастер-классы;

– кейс-стади (разбор ситуаций, приближенных к тем, которые обычно возникают в реальной профессиональной деятельности);

– проведение опытов;

– моделирование;

– разработка плана по работе с целевыми группами;

– подготовка и проведение групповой дискуссии, дебатов.

  1. Виды деятельности, целью которых является раскрытие творческого потенциала студентов и формирование умения применять творческий подход при использовании приобретённых знаний:

– выставки фотографий, книг и т. д.;

– создание стенгазет, плакатов, буклетов и т. п.;

– разработка и проведение досуговых мероприятий;

– создание видеороликов, освещающих какую-либо экологическую проблему и возможные пути её решения.

  1. Виды деятельности, непосредственно направленные на решение реальных экологических проблем:

– помощь волонтёрским организациям;

– участие в экологических акциях;

– организация выездных лекций и презентаций;

– реализация индивидуального или группового экологического проекта.

Перечисленные выше виды внеаудиторной деятельности преподаватель и студенты могут использовать при составлении собственной программы, выбирая и комбинируя их нужным образом.

Таким образом, внеаудиторная деятельность в экологическом образовании имеет свои специфические особенности: вариативность программы, ориентированность на практические формы занятий и творческий характер деятельности.

Литература:

  1. Абдуразакова Д. М. Технология организации внеаудиторной деятельности студентов / Д. М. Абдуразакова, М. К. Гамидов // Мир науки, культуры, образования, 2017. — № 5 (66). — С. 52–53.
  2. Валеева О. Н. Внеаудиторная деятельность студента как фактор формирования личностно-профессионального имиджа / О. Н. Валеева //
  3. Гугин Д. Н. Формирование общей культуры студентов вуза во внеаудиторной деятельности: диссертация на соискание учёной степени кандидата педагогических наук. — Нижний Новгород, 2007. — 167 с.
  4. Казьмерчук А. В. Внеаудиторная деятельность как средство интенсификации профессионального обучения в высшем учебном заведении / А. В. Казьмерчук // Вестник ТГПУ, 2013. — № 9 (137). — С. 54–60.
  5. Норец А. И. Формирование социально активной личности студентов вуза во внеаудиторной деятельности: диссертация на соискание учёной степени кандидата педагогических наук. — Магнитогорск, 2002. — 187 c.
  6. Петрова М. С. Особенности организации внеаудиторной деятельности в высшей школе / М. С. Петрова // Вестник КГУ имени Н. А. Некрасова, 2015. — Т. 21. — № 3. — С. 151–152.
Основные термины (генерируются автоматически): внеаудиторная деятельность, вид деятельности, экологическое образование.


Похожие статьи

Формирование экологического мышления у студентов вузов во...

Экологическое поведение личности в быту, в условиях производственной деятельности и отдыха должно быть экологически оправданным и целесообразным [5]. Также М. Н. Маркова выделяет следующие требования к формированию экологического мышления

Педагогические условия воспитания экологической культуры...

Ключевые слова: внеурочная воспитательная работа, понятие «внеурочная деятельность», цель внеурочной деятельности, формы и методы внеурочной работы, индивидуальные и групповые виды внеурочной работы. Младший школьник, общаясь с природой, изучая ее...

Организация разных видов деятельности детей в процессе...

Ключевые слова: экологическое образование дошкольников, экологизация среды ДОУ, виды детской деятельности, осознанно-правильное отношение к природе. Дошкольное детство — самое благодатное время для формирования осознанно-правильного отношения к явлениям и...

Формирование экологической культуры младших школьников...

Внеурочная деятельность по экологии в начальном звене образования формирует у детей: – мотивацию, готовность и потребность к повышению экологической грамотности

В таких видах организации внеурочной деятельности будут наиболее ценными те исследования...

Реализация внеурочной деятельности эколого-биологической...

Программы внеурочной деятельности «Экоклуб. Здоровая среда» и «Практическая экология» строятся с учетом следующих принципов

3) принцип связи экологического образования с потребностями практико-преобразовательной деятельности человека и общества

Внеаудиторная деятельность как условие творческой...

2. Какие виды внеаудиторной деятельности вы посещаете? 3. Что дает как будущему педагогу внеаудиторная деятельность?

Очень важно искать различные формы внеаудиторной деятельности такие как экологический туризм, образовательные путешествия, актуальный...

Экологическое образование во внеурочной деятельности...

Библиографическое описание: Коржова, С. А. Экологическое образование во внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС / С. А

 Реализация внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению – это обучение детей бережному отношению к...

Актуализация роли внеаудиторной деятельности в новой...

ОКА, внеурочная деятельность, внеаудиторная деятельность, профессиональное образование, компетенция, основная профессиональная образовательная программа, студент, личностное развитие, внеурочная... Внеаудиторная деятельность как условие творческой...

Экологическое образование учащихся в процессе трудового...

Экологическое образование во внеклассное время позволяет повысить активность и самостоятельность учащихся, прививать им интерес к проблемам взаимосвязи общества и природы, техники, экологической трудовой деятельности...

Экологическое образование и воспитание обучающихся

Ключевые слова:экологическое образование, воспитание, мышление, экологическая культура, окружающая среда.

Экологическая культура выражается в готовности к ответственному поведению и деятельности в соответствии с моральным долгом и нормами...

Похожие статьи

Формирование экологического мышления у студентов вузов во...

Экологическое поведение личности в быту, в условиях производственной деятельности и отдыха должно быть экологически оправданным и целесообразным [5]. Также М. Н. Маркова выделяет следующие требования к формированию экологического мышления

Педагогические условия воспитания экологической культуры...

Ключевые слова: внеурочная воспитательная работа, понятие «внеурочная деятельность», цель внеурочной деятельности, формы и методы внеурочной работы, индивидуальные и групповые виды внеурочной работы. Младший школьник, общаясь с природой, изучая ее...

Организация разных видов деятельности детей в процессе...

Ключевые слова: экологическое образование дошкольников, экологизация среды ДОУ, виды детской деятельности, осознанно-правильное отношение к природе. Дошкольное детство — самое благодатное время для формирования осознанно-правильного отношения к явлениям и...

Формирование экологической культуры младших школьников...

Внеурочная деятельность по экологии в начальном звене образования формирует у детей: – мотивацию, готовность и потребность к повышению экологической грамотности

В таких видах организации внеурочной деятельности будут наиболее ценными те исследования...

Реализация внеурочной деятельности эколого-биологической...

Программы внеурочной деятельности «Экоклуб. Здоровая среда» и «Практическая экология» строятся с учетом следующих принципов

3) принцип связи экологического образования с потребностями практико-преобразовательной деятельности человека и общества

Внеаудиторная деятельность как условие творческой...

2. Какие виды внеаудиторной деятельности вы посещаете? 3. Что дает как будущему педагогу внеаудиторная деятельность?

Очень важно искать различные формы внеаудиторной деятельности такие как экологический туризм, образовательные путешествия, актуальный...

Экологическое образование во внеурочной деятельности...

Библиографическое описание: Коржова, С. А. Экологическое образование во внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС / С. А

 Реализация внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению – это обучение детей бережному отношению к...

Актуализация роли внеаудиторной деятельности в новой...

ОКА, внеурочная деятельность, внеаудиторная деятельность, профессиональное образование, компетенция, основная профессиональная образовательная программа, студент, личностное развитие, внеурочная... Внеаудиторная деятельность как условие творческой...

Экологическое образование учащихся в процессе трудового...

Экологическое образование во внеклассное время позволяет повысить активность и самостоятельность учащихся, прививать им интерес к проблемам взаимосвязи общества и природы, техники, экологической трудовой деятельности...

Экологическое образование и воспитание обучающихся

Ключевые слова:экологическое образование, воспитание, мышление, экологическая культура, окружающая среда.

Экологическая культура выражается в готовности к ответственному поведению и деятельности в соответствии с моральным долгом и нормами...

Задать вопрос