Театр и журналистика: рука об руку много веков | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Искусствоведение

Опубликовано в Молодой учёный №2 (397) январь 2022 г.

Дата публикации: 17.01.2022

Статья просмотрена: 993 раза

Библиографическое описание:

Петрова, А. Н. Театр и журналистика: рука об руку много веков / А. Н. Петрова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 2 (397). — С. 365-368. — URL: https://moluch.ru/archive/397/87809/ (дата обращения: 29.04.2024).



В данной статье проанализирована трансформация театральной журналистики в самые яркие исторические периоды. Рассмотрена взаимосвязь сфер журналистики и театра на протяжении многих веков.

Ключевые слова: журналистика, театр, искусство, история, печатные издания.

Театральное искусство и журналистика — два древнейших вида деятельности. Они все время развиваются и модернизируются под влиянием инноваций и различных социальных процессов. Оба вида деятельности подстраиваются под любые предлагаемые обстоятельства, что можно заметить по историческому аспекту. К примеру, когда только появился кинематограф, люди были уверены, что он вытеснит сценическое искусство, однако спустя век зрители все еще наполняют залы на спектаклях. Также и журналистика с приходом новых технологий и, в первую очередь, Интернета не исчезла, а продолжила развиваться и трансформироваться, открывая новые горизонты для своей деятельности.

Журналистика стала главным помощником в процессе развития и продвижения театра на протяжении всей истории существования этих сфер. Еще во времена Древней Греции на городских площадях глашатаи сообщали во всеуслышание о предстоящих мероприятиях [7, с. 19]. Таким образом появились первые анонсы, которые позже начали печатать в газетах. Там же, на агоре, граждане могли обсудить прошедший спектакль и поделиться мнением о нем, что явилось прообразом современных рецензий. В Средние века в Европе функции глашатаев уже исполняли герольды, оповещавшие о придворных спектаклях, рыцарских турнирах и прочих зрелищах.

На Руси ситуация складывалась идентично: люди узнавали о предстоящих событиях из уст глашатаев вплоть до 1729 года, когда в газете «Санкт-Петербургские ведомости» впервые опубликовали театральное объявление о спектакле иностранной труппы [1]. В то время сценические зрелища уже начинали набирать свою популярность. И, когда театральное ремесло решило сделать большой шаг на пути к развитию, создав в 1750 году первый русский профессиональный театр имени Федора Волкова [7, с. 203], журналистика тоже не осталась стоять на месте: «анонсы» на площадях и маленькие объявления в газете сменились на полноценные печатные афиши. С 1792 года их издавали в типографии императорских театров, складывали и рассылали подписчикам [1]. И чем больше сценическое искусство проникало в жизнь социума, тем чаще выпускали афиши, пока не начали делать это каждый день.

Театр постепенно становился важной частью общества, на спектакли приходило все больше людей. И такая заинтересованность в этом виде искусства не могла обойти стороной журналистику. Возникла необходимость создать тематическое издание, которое могло бы больше рассказать людям о театральной жизни.

На этом моменте мнения историков расходятся, ведь в различных источниках в качестве первого журнала о театре отмечают разные издания. Здесь важно уточнять содержание и целевую аудиторию.

С одной стороны, первым театральным периодическим изданием можно назвать «Russische Theatralen» (с нем. «Русский театрал»), выпущенный в 1784 году в Петербурге актером Иоганном Карлом Зауервейдом [1]. В журнале публиковали тексты зарубежных пьес, а также рассказывали о деятельности трупп Западной Европы на российских сценах. Однако некоторые исследователи не считают его первым российским изданием о театре, поскольку журнал публиковался только на немецком языке и предназначался в основном для иностранных читателей.

Другим дебютным изданием историки называют «Драматический словарь…»[1] 1787 года. Это самый первый отечественный справочник по театру, в котором был дан аннотированный перечень 339 пьес, написанных на русском языке или переведенных. В «Драматическом словаре…» можно найти разные сведения о культурном уровне и театральной жизни того времени: даты первых постановок и первых публикаций пьес, некоторые факты об авторах, переводчиках, спектаклях и артистах. И все же это было не периодическое издание.

Издавались в конце XVIII века и другие журналы, имеющие отношение к теме театра: «Российский театр, или Полное собрание всех российских театральных сочинений», «Собрание некоторых театральных сочинений, с успехом представленных на Московском Публичном театре» и др. Однако это были не совсем журналистские издания, поскольку там печатали только тексты пьес, поставленных на российской сцене.

Большинство исследователей сходятся во мнении, что первым отечественным периодическим изданием о театре стал «Драматический вестник». Журнал был организован в 1808 году драматургом князем Александром Шаховским. В своей статье В. В. Борзенко отмечает, что в то время «театр занимает своими успехами общество не только в одни часы представления, но даже на обедах и вечерних собраниях, где суждение об авторах и актерах бывает часто предметом разговора» [1]. А в первое десятилетие XIX века как раз начался активный рост количества периодических изданий, что и привело к созданию «Драматического вестника». В журнале публиковали тексты всевозможных на тот момент жанров: анонсы, новости, анекдоты о театральных деятелях, статьи из теории и истории театрального искусства, новые произведения в стихах и прозе, рецензии на важные театральные события.

В те годы начали активно издавать все больше театральных журналов. Такое разнообразие было обусловлено необходимостью удовлетворить вкусы любителей театра, которых на тот момент было очень много не только в Москве и Петербурге, но и в малых городах Российской Империи. На этом этапе стали популярны толстые театральные журналы, которые вмещали в себя материалы разных рубрик и жанров. Их главное преимущество было в том, что за годовую подписку жители провинции получали 12 изданий (почти книг, если судить по объему) с разнообразным материалом, который мог удовлетворить их любопытство.

С того времени издание театральных журналов практически не прекращалось, за исключением нескольких лет, когда они не выходили по цензурным ограничениям. Однако даже в это время о театре продолжали писать, но совсем мало, и печатали только на страницах общественно-популярных и литературно-художественных периодических изданий.

К концу XIX века журналистика в сфере театра начинает расширяться: появляются рекламные и информационные типы изданий. Это было связано с отменой цензуры на театральные газеты и журналы, а также с тем, что в стране появились первые коммерческие театры [7, с. 458]. В это время начала активно развиваться театральная критика.

Когда в феврале 1917 года была полностью отменена цензура в театре, и появилась возможность ставить на сцене любые постановки, журналисты стали писать открыто и прямо. В газетах начали печатать все более и более «смелые» тексты, критикуя теперь не только переводы пьес и игру актеров, но и театральную систему, постановки, репертуар, реформы. Более всего в тот год стали популярны статьи о проблемах театра, которые писал каждый журналист [2].

В годы гражданской войны театральные журналы стали более яркими, начиная от иллюстраций и заголовков и заканчивая текстами с подчеркиваниями, выделениями жирными линиями. Почти все издания были частными, поэтому авторы свободно выражались в сатирической и язвительной форме. Тем более, в отсутствии цензуры.

В 1920-е годы в театр стали привлекать новых зрителей: простых рабочих людей, крестьян. Для этого даже стали устраивать небольшие представления на улицах, которые основывались на актуальных публицистических статьях. Такие инсценировки называли «Живыми газетами». В это время журналистика помогала театру, публикуя материалы, ориентированные на новую публику. Как отмечает В. В. Борзенко, «многие заметки писались для того, чтобы зритель, неизбалованный театром, увидел в спектакле проблемы нынешнего дня» [2]. Таким образом они вызывали у простых людей интерес к театру. Для таких целей даже специально нанимали рабочих, которые писали рецензии о спектаклях. Получалось косноязычно, однако доступно и понятно для массового читателя.

С 30-х годов прошлого века в прессе начала активно развиваться критика, поскольку в стране стало очень много театров, в том числе и провинциальных, появились детские спектакли, а также новые жанры и разные прочтения классики. Театральная критика в советский период могла как возвести на пьедестал славы того или иного режиссера или актера, так и навсегда загубить его карьеру, ведь журналы и газеты стали обязательным атрибутом в квартире каждого советского гражданина. Влияние журналистики на жизнь театра стало очень велико в этот период.

Конечно, во время Великой Отечественной войны театральная периодика приостанавливает свою деятельность: актеров и режиссеров отправляют на фронт, и почти все полосы в газетах и журналах заполнены новостями с фронта. Публикации о театре сводятся лишь к небольшим заметкам о состоявшихся спектаклях в перерывах между боями и к некрологам о погибших артистах.

Уже после победы в 1945 году начали возрождать театральную журналистику. Довоенные журналы возобновляют свою работу. Критики вновь стали обращать внимание на недостатки постановок, игру актеров, работу режиссеров. Главной целью театральной журналистики, как и в довоенные годы, было не только привлечение зрителей на спектакли, но и освещение важных проблем театра. Также выходили статьи о жизни и творчестве видных театральных деятелей, критика их работы. Не канули в лету сборники пьес, печатные издания отдельных театров, сатирические и толстые журналы.

В советский послевоенный период появлялись издания, освещающие и другие аспекты театра. Например, выпускали бюллетени с официальными постановлениями и приказами, а также рекламные сборники. Начали издавать журналы, посвященные драматургии или технике сцены [2]. Последние рассказывали о закулисной работе над спектаклями, о костюмерах и сценографах. Журналистика вновь стала популяризировать театр и продвигать его в массы.

С распадом СССР в 1991 году для театральной журналистики начался абсолютно новый этап. Цензура была отменена. Начали писать статьи и биографии о театральных деятелях, чьи имена были под запретом в советское время. Начинают работать те издания, которые мы можем читать и сегодня. Журналы становятся универсальными, поскольку обращены к широкому кругу читателей. Они имеют множество рубрик, в которых отражены разные стороны театра: биографии, рецензии, исторические материалы. Важным для каждой редакции становится и то, что в изданиях печатают рекламу, потому что государственной поддержки они по большей части не получают, и приходится самостоятельно искать спонсоров и выживать за счет рекламодателей.

В XXI веке с распространением сети Интернет все больше театральных журналов перешли в электронный формат. Теперь каждый человек имеет доступ к любой информации о театре.

Электронные СМИ стали более интерактивными, что дает театральной сфере больше возможностей. Например, даже во время пандемии, когда все люди вынуждены были продолжительное время сидеть дома, а мероприятия были под запретом, театры продолжали жить, «переместившись» в Интернет. Творческие коллективы и театральные издания завели свои блоги, которые становились популярными за счет трансляций спектаклей, мастер-классов, интервью, новостей. Как отмечает в своей статье Е. Ю. Коломийцева, «теперь стало возможно собрать значительно больше людей на различные мероприятия, которые, в свою очередь, становятся доступнее по цене» [5, с. 150]. У издательств и театров появилась уникальная возможность таким способом завоевать огромную аудиторию интернет-читателей и зрителей. Театральные блоги помогают рядовому зрителю понять искусство во всех его проявлениях, будь то классическая или современная постановка.

Журналистика стала важнейшим фактором в развитии театра. Каждый этап в истории сценического искусства непременно находил отклик в периодических изданиях. Обе сферы под влиянием исторических факторов и новых технологий трансформировались вместе. Журналистика с начала существования и до сих пор отражает текущую деятельность сценического искусства, анализирует и оценивает значение театра, участвует в организации театрального дела. И даже сейчас новые тренды, меняющие сценическую деятельность, трансформируют информационную повестку и театральные СМИ в целом.

Литература:

  1. Борзенко, В. В. Русские театральные журналы и газеты XIX века / В. В. Борзенко. — Текст: электронный // Наше Наследие: [сайт]. — URL: http://www.nasledie-rus.ru/red_port/001700.php (Дата обращения: 22.08.2021)
  2. Борзенко, В. В. Театральные журналы и газеты. От революции до войны / В. В. Борзенко. — Текст: электронный // Наше Наследие: [сайт]. — URL: http://www.nasledie-rus.ru/red_port/tea.php (Дата обращения: 24.08.2021)
  3. Борзенко, В. В. Типология российских театральных изданий. Обзор источников / В. В. Борзенко. — Текст: электронный // Научно-культурологический журнал: [сайт]. — URL: http://www.relga.ru/Environ/WebObjects/tgu-www.woa/wa/Main?textid=1281&level1=main&level2=articles (Дата обращения: 15.08.2021)
  4. Дадамян, Г. Г. Театр в культурной жизни России. 1914–1917 / Г. Г. Дадамян. — М.: Дар-Экспо, 2001. — 196 c.
  5. Коломийцева, Е. Ю. Новые медиа в пандемию: пути трансформации / Е. Ю. Коломийцева. — Текст: электронный // CYBERLENINKA: [сайт]. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/novye-media-v-pandemiyu-puti-transformatsii/viewer (Дата обращения: 24.08.2021)
  6. Махонина, С. Я. История русской журналистики начала XX века / С. Я. Махонина. — М.: Флинта: Наука, 2004. — 240 c.
  7. Пивоварова, Н. С. История русского драматического театра от его истоков до конца XX век /Н. С. Пивоварова. — М.: ГИТИС, 2009. — 700 c.
  8. Трыков, В. П. Античная протожурналистика / В. П. Трыков. — Текст: электронный // Знание. Понимание. Умение: [сайт]. — URL: http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/2008/4/Trykov/ (Дата обращения: 24.08.2021)

[1] «Драматический словарь, или Показания по алфавиту всех российских театральных сочинений и переводов, с обозначением имен известных сочинителей, переводчиков и слагателей музыки, которые когда были представлены на театрах и где и в которое время напечатаны. В пользу любящих театральные представления, собранной в Москве в типографии А. А. 1787 года».

Основные термины (генерируются автоматически): театр, журнал, журналистика, издание, сценическое искусство, театральная журналистика, время, спектакль, Драматический словарь, театральная жизнь.


Ключевые слова

театр, искусство, история, журналистика, печатные издания

Похожие статьи

Театр как культурное наследие России (глазами актёров малого...)

Фактором успешного развития театральной культуры как культурного наследия России является развитие потребности в театральном искусстве у зрителей театра. В статье был проведён анализ изменений в современной публике, а также рассмотрены перспективы развития театра...

Проблема взаимодействия СМИ с театральной средой региона...

Владимир, спектакль, режиссер, театр, режиссерский театр, театральное искусство. Особенности театральной системы Б. Брехта (на примере...) Театры ставят его пьесы. Не является исключением и Ульяновский областной драматический театр имени И. А. Гончарова.

Журнал «Московский Телеграф» как арена межкультурных связей...

Публикация наглядно показывает актуальность событий театральной жизни Германии в свете романтических тенденций.

Библиографическое описание: Барышникова, О. Г. Журнал «Московский Телеграф» как арена межкультурных связей: немецкий театр глазами...

Соотношение понятий драматический, драматургический...

Соотношение понятий драматический, драматургический, театральный текст. Автор: Защепкина Виктория Владимировна.

Несмотря на это П. Пави в «Словаре театра» говорит о возможности пригодности любого текста к мизансценированию, когда он используется на сцене.

Российский театр как актор международной культурой политики

Русское театральное искусство, которое в XVII веке основывалось прежде всего на

Драматургия и театральное искусство сохранили свою самобытность и народные традиции.

Люди, приходя в этот театр, обсуждали спектакли, театральные и общественные ситуации.

театральное искусство, театр, ситуация, реальная жизнь...

Его театральный спектакль и сценическое действие не совпадают с фабулой пьесы. Фабула постоянно прерывается лирическими отступлениями, авторскими комментариями, зонгами, речитативами, а иногда даже и демонстрацией физических опытов и чтением газет.

Методическая разработка «В мире театра» | Статья в журнале...

Здесь уже есть словарик театральных терминов, цитаты о театре и театральном искусстве

Ребятам выдаётся заготовка-шаблон, в котором уже есть рубрики «Театральный словарь»

Театр – это единственный вид искусства в школе, который в последнее время был лишен...

Театральная режиссура: теория и практика | Статья в журнале...

Ключевые слова: режиссура, театральное искусство, драматургия, история искусства. Теоретические основы современной режиссуры заложены в искусстве театра, в его генетической природе, в самой его истории. Появление и стремительное развитие...

Особенности использования PR-технологий в театральной...

В статье рассматриваются некоторые аспекты применения пиар-технологий в театральной индустрии. Сделана попытка охарактеризовать особенности влияния PR на личность, раскрыть специфику связей с общественностью в театральной сфере, а также выделить группу форм и...

Похожие статьи

Театр как культурное наследие России (глазами актёров малого...)

Фактором успешного развития театральной культуры как культурного наследия России является развитие потребности в театральном искусстве у зрителей театра. В статье был проведён анализ изменений в современной публике, а также рассмотрены перспективы развития театра...

Проблема взаимодействия СМИ с театральной средой региона...

Владимир, спектакль, режиссер, театр, режиссерский театр, театральное искусство. Особенности театральной системы Б. Брехта (на примере...) Театры ставят его пьесы. Не является исключением и Ульяновский областной драматический театр имени И. А. Гончарова.

Журнал «Московский Телеграф» как арена межкультурных связей...

Публикация наглядно показывает актуальность событий театральной жизни Германии в свете романтических тенденций.

Библиографическое описание: Барышникова, О. Г. Журнал «Московский Телеграф» как арена межкультурных связей: немецкий театр глазами...

Соотношение понятий драматический, драматургический...

Соотношение понятий драматический, драматургический, театральный текст. Автор: Защепкина Виктория Владимировна.

Несмотря на это П. Пави в «Словаре театра» говорит о возможности пригодности любого текста к мизансценированию, когда он используется на сцене.

Российский театр как актор международной культурой политики

Русское театральное искусство, которое в XVII веке основывалось прежде всего на

Драматургия и театральное искусство сохранили свою самобытность и народные традиции.

Люди, приходя в этот театр, обсуждали спектакли, театральные и общественные ситуации.

театральное искусство, театр, ситуация, реальная жизнь...

Его театральный спектакль и сценическое действие не совпадают с фабулой пьесы. Фабула постоянно прерывается лирическими отступлениями, авторскими комментариями, зонгами, речитативами, а иногда даже и демонстрацией физических опытов и чтением газет.

Методическая разработка «В мире театра» | Статья в журнале...

Здесь уже есть словарик театральных терминов, цитаты о театре и театральном искусстве

Ребятам выдаётся заготовка-шаблон, в котором уже есть рубрики «Театральный словарь»

Театр – это единственный вид искусства в школе, который в последнее время был лишен...

Театральная режиссура: теория и практика | Статья в журнале...

Ключевые слова: режиссура, театральное искусство, драматургия, история искусства. Теоретические основы современной режиссуры заложены в искусстве театра, в его генетической природе, в самой его истории. Появление и стремительное развитие...

Особенности использования PR-технологий в театральной...

В статье рассматриваются некоторые аспекты применения пиар-технологий в театральной индустрии. Сделана попытка охарактеризовать особенности влияния PR на личность, раскрыть специфику связей с общественностью в театральной сфере, а также выделить группу форм и...

Задать вопрос