Мотивация достижения в учебной деятельности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №42 (384) октябрь 2021 г.

Дата публикации: 11.10.2021

Статья просмотрена: 423 раза

Библиографическое описание:

Виноградова, Н. В. Мотивация достижения в учебной деятельности / Н. В. Виноградова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 42 (384). — С. 151-153. — URL: https://moluch.ru/archive/384/84561/ (дата обращения: 26.04.2024).



В данной статье рассмотрена мотивация достижения в учебной деятельности. Любая деятельность имеет свою иерархию мотивов. Есть мотивы, связанные со смыслом, с наличием поводов и с содержательной стороной. Также есть и побудительные мотивы, которые являются двигателем прогресса, заставляют действовать в конкретном направлении, идти вперед. В статье высказано интересное наблюдение о том, что если результат достигается совсем легко и без усилий, то это может вызывать разочарования. Некоторым людям намного интереснее преодолевать трудности и явные сложности, чем получать всё слишком быстро, без труда. Блестящие результаты нередко достигаются за счёт вложения огромного количества сил, за счёт преодоления барьеров. Легко достижимая цель в действительности сильно может огорчить, и тогда человек теряет энтузиазм.

Ключевые слова: мотивация, мотивы, мотивация достижения, учебная деятельность, деятельность студентов, достижения.

Достижения в учебной деятельности играют не последнюю роль. Ориентируясь на результат, имея должный уровень мотивации, можно достичь заметных высот. Любая деятельность имеет свою иерархию мотивов. Есть мотивы, связанные со смыслом, с наличием поводов и с содержательной стороной. Также есть и побудительные мотивы, которые являются двигателем прогресса, заставляют действовать в конкретном направлении, идти вперед, то есть мотивы, связанные со стимулом и толчком к действию [1].

Есть связь также и с интересами, приоритетами человека. Если учебная деятельность действительно интересна, если проявлен энтузиазм и присутствует заинтересованность, то человек может сделать на самом деле многое. Тогда ярче проявлено намерение [3].

Есть два вида мотивации в учёбе:

— внутренняя;

— внешняя.

И внутренние, и внешние факторы играют роль. Например, может быть внутренняя убежденность, что делать что-либо необходимо (внутреннее желание), и также могут проявляться ориентиры на высокое положение в обществе.

В этом же контексте можно выделить два подхода к обучению, бессмысленный и осмысленный: в первом случае учиться человека заставляет окружение, во втором — его внутреннее желание [4].

Э. Диси и Р. Райан также выделяют внутреннюю и внешнюю мотивацию. Однако если в отечественной традиции внутренняя мотивация разделяется на отдельные мотивы или группы мотивов, то у Э. Диси и Р. Райана внутренняя мотивация — это единый конструкт [4].

Для мотивации очень важна потребность в компетенции. То есть человек намерен стать эффективнее, плодотворнее, не сдаваться и быть на выходе поистине компетентным специалистом. Для мотивации студентов значимо выстраивать и правильные отношения с людьми; чем больше поддерживает окружение, тем лучше. Разумеется, мотивация связана и с похвалами, с тем, чтобы человека заметили, выделили среди прочих [5].

Огромную роль играет ценность самой деятельности. Приносить пользу людям крайне важно, и это сильно мотивирует.

Особое внимание стоит уделить сознательному и волевому компоненту. То есть студент не просто замотивирован что-то делать, тут играет роль волеизъявление [2].

Также нужно подчеркнуть, что виды мотивов могут быть самыми разными. Это касается и учебы, сферы образования.

Выделение тех или иных видов зависит от степени осознания, от того, что именно побуждает студента, обучающегося действовать, от множества факторов. Основания действительно могут быть разноплановыми, многогранными, и это нужно всенепременно учитывать.

Классификация мотивов представлена на рисунке 1.

Мотивы, действующие в системе обучения

Рис. 1. Мотивы, действующие в системе обучения

Достижения связаны со следующими возможностями и навыками:

— умением выдерживать конкуренцию;

— проявлять свои таланты и способности;

— преодолевать все возникающие на пути препятствия стойко, мужественно, смело;

— соперничать;

— не оглядываться на других, а ориентироваться на свои ценные навыки, умения, таланты.

Причём имеет вес в этом вопросе предвкушение победы, расчет на успех. Недаром для достижений характерно наличие предварительного плана, продумывание некой выверенной стратегии поведения и так далее. При этом мотив достижения выступает как черта или свойство личности, обеспечивающее устойчивость деятельности достижения по отношению к внешним воздействиям. Мотив достижения — не статичное свойство. Меняется отношение к достижениям, сама система очень гибкая, подвижная, допустимы сотни вариаций и разная подоплека [2].

Мотивация — это явление довольно сложное, многогранное, в том числе имеет смысл указать на то, что задействуются и довольно активно сразу и аффективные, и, соответственно, когнитивные процессы.

Анализ литературы и проблемы, затрагиваемой в статье, позволяет также указать на то, что само достижение предполагает некоторые нижеописанные условия и аспекты:

— конкретные задачи, грамотно выстроенное целеполагание;

— успешность проделанной работы;

— приверженность стандартам и критериям;

— оценка извне (окружением, друзьями, одногруппниками и т. д.);

— самооценка, то есть то, как человек оценивает свои достижения и полученные, зримые результаты.

Те студенты, которые действительно обладают высокой мотивацией, готовы взять на себя ответственность. Они понимают, что от них зависит результат, что их деятельность важна, вплоть до того, что плоды труда могут стать весомым вкладом в жизнь общества.

Новаторство также очень важно в этом вопросе. Умение искать новые пути, посмотреть на происходящее свежо и нестандартно, помогает достичь небывалых результатов. Большие достижения напрямую связаны с оригинальностью, это, по факту, залог успеха.

Некоторые люди боятся провалов. Из-за страхов они не могут и шагу ступить. Но по-настоящему заметные результаты достигаются теми, кто не боится трудностей, идет напролом. Неудачи закаляют, делают сильнее, решая сложности и сметая препятствия на пути, человек растет как личность [3].

При этом очень важно не бросать дело на полпути. Сделанное должно быть закончено, завершено. Способность идти до конца означает воистину высокую мотивацию, наличие искреннего желания преодолеть все трудности помогает добиться целей, какими бы сложными, масштабными они ни были.

Эффективно достичь чего-то можно за счёт последовательности. Должны быть поэтапные осмысленные шаги, проще ориентироваться на план, чем импровизировать, иначе начинается хаотичное движение и могут выполняться ошибочные действия.

Если результат достигается совсем легко и без усилий, то это может вызывать разочарования. Некоторым людям намного интереснее преодолевать трудности и явные сложности, чем получать всё слишком быстро, без труда. Блестящие результаты нередко достигаются за счёт вложения огромного количества сил, за счёт преодоления барьеров. А открытый доступ к возможностям может огорчить, и тогда человек теряет энтузиазм. Но многое зависит от психотипа, от мышления, не всех огорчают легко достигаемые цели, всё сугубо индивидуально.

В целом же, для профессионального становления, для развития человека мотивация играет немалую роль, это справедливо практически для любой отрасли и сферы.

Итак, мотивация достижения важна и для группового решения задач, и для индивидуальной работы. Высокую эффективность логично связать с достижениями, с целеполаганием, с настойчивостью и преданностью своему делу. Мотивация, связанная с достижениями и результатами, значима для студентов. Вне зависимости от того, какое направление обучения выбрал студент, выпускником какого вуза он будет, для студенческой молодежи важно проявлять себя, показывать свои сильные стороны. Недаром медали, награды, отметки о прекрасном выполнении работы могут подвигнуть на дальнейшие результаты, прорывы. Разных людей мотивирует разное, нельзя здесь обобщить и вывести некую универсальную формулу. Но похвала, всеобщее одобрение, признание, а также достижение целей заставляет людей самовыражаться, презентовать себя, задействовать резервные ресурсы и все силы для достижения поставленных целей в студенческие годы.

Литература:

  1. Бакшаева Н. А. Психология мотивации студентов. — М.: Изд-во Логос, 2016. 184 с.
  2. Бирюкова И. А. Мотивация достижения успеха как фактор развития профессиональных качеств студентов. Поволжский педагогический вестник. — 2014. № 2. С. 43–47.
  3. Богинская Ю. В. Формирование мотивации достижений у современной молодежи. Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. — 2016. № 4. С. 45–52.
  4. Вилюнас В. К. Психологические механизмы мотивации человека. — М.: Лидер, 2019. 206 с.
  5. Гордеева Т. О. Особенности мотивации достижения и учебной мотивации студентов, демонстрирующих разные типы академических достижений (ЕГЭ, победы в олимпиадах, академическая успеваемость). Психологические исследования. — 2012. Т. 5. № 24. С. 121–126.
Основные термины (генерируются автоматически): учебная деятельность, достижение, мотив, мотивация достижения, внутреннее желание, внутренняя мотивация, высокая мотивация, двигатель прогресса, иерархия мотивов, мотив достижения.


Похожие статьи

Иерархия ведущих мотивов учебной деятельности в аспекте...

В статье представлен анализ иерархии ведущих мотивов учебной деятельности в аспекте преемственности образования. Исследование проводилось в контрольной (традиционные образовательные учреждения)

Последнее место в списке доминирующих мотивов учебной деятельности у выпускников ПГУАС контрольной группы занимает мотив «Не отставать от сокурсников», что подтверждает результаты тестов на достижение успехов и избегание неудач.

Мотивация учебно-профессиональной деятельности и её влияние на становление будущих специалистов. Учебно-профессиональная деятельность – это особая форма учебной деятельности, результатом которой является формирование профессиональных знаний...

Теоретические основы исследования учебной мотивации...

Учебная мотивация — это частный вид мотивации, включенной в учебную деятельность [3]. В более широком смысле мотивация обучения может быть рассмотрена в качестве общего названия для процессов, методов, средств побуждения учащихся к продуктивной познавательной деятельности, к активному освоению содержания образования [2]. Как и любой другой вид мотивации, она системна и характеризуется в первую очередь направленностью, устойчивостью и динамикой. Соответственно при анализе мотивации учебной деятельности необходимо не только определить доминирующий побудитель (мотив), но и учесть всю структуру мотивационной сферы человека.

Формирование положительной учебной мотивации у школьников

Мотивация — это внутренняя психологическая характеристика личности, которая находит выражение во внешних проявлениях, в отношении человека к окружающему миру, различным видам деятельности. Деятельность без мотива или со слабым мотивом либо не осуществляется вообще, либо оказывается крайне неустойчивой.

У детей с высокой успеваемостью ярко выражена мотивация достижения успеха — желание хорошо, правильно выполнить задание, получить нужный результат. В начальных классах эта мотивация нередко становится доминирующей. Мотивация достижения успеха, наряду с познавательными интересами, — наиболее ценный мотив, ее следует отличать от престижной мотивации.

Использование внутренней мотивации в обучении

Такая внутренняя мотивация не обязательно награждается извне, однако она может подкреплять интересы человека и улучшать творческое мышление. Теория самодетерминации как раз и изучает взаимодействие между внешними и внутренними мотивами. Исследование теории самодетерминации и ее составляющих позволит построить процесс обучения таким образом, чтобы студенты были мотивированы и, соответственно, показывали лучшие результаты.

Учебная мотивация — это частный вид мотивации, включенной в учебную деятельность [3]. В более широком смысле мотивация обучения может быть рассмотрена в качестве общего названия для процессов, методов...

Современные теории мотивации в образовательной...

Так, Крукс и Шмидт описывают мотивацию как ориентацию обучаемых по отношению к овладению предметом [3]. Согласно Стирc и Потеру, мотивация может быть охарактеризована в качестве потребностей (ожиданий), поведения, целей и определенной формы обратной связи [4]. Райан и Деки утверждают, что быть мотивированным означает движение к тому, чтобы что-то делать [5]. Ученые обращают внимание на то, что уровень (степень) мотивации индивидов к получению образования может быть различным. Согласно Маклелланду индивиды с сильной степенью мотивации характеризуются постановкой реалистичных целей и постоянными действиями по пути их достижения.

К вопросу о мотивации профессиональной деятельности

Мотив (от лат.mоvеге — приводить в движение, толкать) в словарях чаще всего обозначается как субъективная причина (осознанная или неосознанная) того или иного поведения, действия человека; психическое явление, непосредственно побуждающее человека к выбору того или иного способа действия и его осуществлению, как внутренняя устойчивая психологическая причина поведения или поступка человека [5].

Бихевиористские теории мотивации объясняют поведение через схему стимул- реакция», рассматривая раздражитель как активный источник реакции организма. Авторы данного подхода стали рассматривать мотивацию как состояние, функция которого в снижении порога реактивности организма на некоторые раздражители.

Развитие внутренней мотивации учебной деятельности...

Для исследования учебной мотивации была применена «Методика диагностики учебной мотивации старшеклассников», разработанная Н. В. Калининой и М. И. Лукьяновой. Коррекционная программа была направлена на развитие внутренней мотивации учебной деятельности подростков. Задачами программы выступали: актуализация представлений о личностных чертах, знаниях и навыках

В зависимости от ситуации может актуализироваться мотив достижения успеха или мотив избегания неудачи. У 8,33 % участников экспериментальной группы выражена внутренняя мотивация, что является признаком стремления к успеху в учебной деятельности и реализации учебных мотивов в поведении.

Мотивация учебной деятельности школьника

Мотивацию можно лишь стимулировать, повышать и развивать, но нельзя тренировать у учащихся непосредственно, как например, навыки чистописания, нельзя мотивации и научиться, как какому-либо учебному предмету. И поэтому в своей ежедневной работе учителя, как правило, не придерживаются какого-то одного из этих подходов, потому что мотивация — это не навык, и не информация. В значительной степени под влиянием психоаналитических представлений в конце 50-х годов исследователи мотивации достижения обратились к изучению особенностей семейного воспитания, которые могли бы объяснить существенные индивидуальные различия в степени выраженности мотива достижения [4].

Мотивация как основная составляющая в процессе обучения

Мотивация — это сила, основанная на глубинном желании, которая заставляет людей стремиться к достижению своих целей. С одной стороны, это несколько абстрактное и неведомое, но дает возможность осознавать и осуществлять задуманное. Мотивация должна двигать вперед к новым вершинам и целям, но как их достичь, если сперва мы не обозначим эти цели?

Ключевое понятие мотивациимотив. Это идеальный и не обязательно существующий в материальном мире предмет, на достижение которого направлена деятельность личности. Чтобы достичь определенных целей, нужно приложить максимум усилить и быть очень активным.

Похожие статьи

Иерархия ведущих мотивов учебной деятельности в аспекте...

В статье представлен анализ иерархии ведущих мотивов учебной деятельности в аспекте преемственности образования. Исследование проводилось в контрольной (традиционные образовательные учреждения)

Последнее место в списке доминирующих мотивов учебной деятельности у выпускников ПГУАС контрольной группы занимает мотив «Не отставать от сокурсников», что подтверждает результаты тестов на достижение успехов и избегание неудач.

Мотивация учебно-профессиональной деятельности и её влияние на становление будущих специалистов. Учебно-профессиональная деятельность – это особая форма учебной деятельности, результатом которой является формирование профессиональных знаний...

Теоретические основы исследования учебной мотивации...

Учебная мотивация — это частный вид мотивации, включенной в учебную деятельность [3]. В более широком смысле мотивация обучения может быть рассмотрена в качестве общего названия для процессов, методов, средств побуждения учащихся к продуктивной познавательной деятельности, к активному освоению содержания образования [2]. Как и любой другой вид мотивации, она системна и характеризуется в первую очередь направленностью, устойчивостью и динамикой. Соответственно при анализе мотивации учебной деятельности необходимо не только определить доминирующий побудитель (мотив), но и учесть всю структуру мотивационной сферы человека.

Формирование положительной учебной мотивации у школьников

Мотивация — это внутренняя психологическая характеристика личности, которая находит выражение во внешних проявлениях, в отношении человека к окружающему миру, различным видам деятельности. Деятельность без мотива или со слабым мотивом либо не осуществляется вообще, либо оказывается крайне неустойчивой.

У детей с высокой успеваемостью ярко выражена мотивация достижения успеха — желание хорошо, правильно выполнить задание, получить нужный результат. В начальных классах эта мотивация нередко становится доминирующей. Мотивация достижения успеха, наряду с познавательными интересами, — наиболее ценный мотив, ее следует отличать от престижной мотивации.

Использование внутренней мотивации в обучении

Такая внутренняя мотивация не обязательно награждается извне, однако она может подкреплять интересы человека и улучшать творческое мышление. Теория самодетерминации как раз и изучает взаимодействие между внешними и внутренними мотивами. Исследование теории самодетерминации и ее составляющих позволит построить процесс обучения таким образом, чтобы студенты были мотивированы и, соответственно, показывали лучшие результаты.

Учебная мотивация — это частный вид мотивации, включенной в учебную деятельность [3]. В более широком смысле мотивация обучения может быть рассмотрена в качестве общего названия для процессов, методов...

Современные теории мотивации в образовательной...

Так, Крукс и Шмидт описывают мотивацию как ориентацию обучаемых по отношению к овладению предметом [3]. Согласно Стирc и Потеру, мотивация может быть охарактеризована в качестве потребностей (ожиданий), поведения, целей и определенной формы обратной связи [4]. Райан и Деки утверждают, что быть мотивированным означает движение к тому, чтобы что-то делать [5]. Ученые обращают внимание на то, что уровень (степень) мотивации индивидов к получению образования может быть различным. Согласно Маклелланду индивиды с сильной степенью мотивации характеризуются постановкой реалистичных целей и постоянными действиями по пути их достижения.

К вопросу о мотивации профессиональной деятельности

Мотив (от лат.mоvеге — приводить в движение, толкать) в словарях чаще всего обозначается как субъективная причина (осознанная или неосознанная) того или иного поведения, действия человека; психическое явление, непосредственно побуждающее человека к выбору того или иного способа действия и его осуществлению, как внутренняя устойчивая психологическая причина поведения или поступка человека [5].

Бихевиористские теории мотивации объясняют поведение через схему стимул- реакция», рассматривая раздражитель как активный источник реакции организма. Авторы данного подхода стали рассматривать мотивацию как состояние, функция которого в снижении порога реактивности организма на некоторые раздражители.

Развитие внутренней мотивации учебной деятельности...

Для исследования учебной мотивации была применена «Методика диагностики учебной мотивации старшеклассников», разработанная Н. В. Калининой и М. И. Лукьяновой. Коррекционная программа была направлена на развитие внутренней мотивации учебной деятельности подростков. Задачами программы выступали: актуализация представлений о личностных чертах, знаниях и навыках

В зависимости от ситуации может актуализироваться мотив достижения успеха или мотив избегания неудачи. У 8,33 % участников экспериментальной группы выражена внутренняя мотивация, что является признаком стремления к успеху в учебной деятельности и реализации учебных мотивов в поведении.

Мотивация учебной деятельности школьника

Мотивацию можно лишь стимулировать, повышать и развивать, но нельзя тренировать у учащихся непосредственно, как например, навыки чистописания, нельзя мотивации и научиться, как какому-либо учебному предмету. И поэтому в своей ежедневной работе учителя, как правило, не придерживаются какого-то одного из этих подходов, потому что мотивация — это не навык, и не информация. В значительной степени под влиянием психоаналитических представлений в конце 50-х годов исследователи мотивации достижения обратились к изучению особенностей семейного воспитания, которые могли бы объяснить существенные индивидуальные различия в степени выраженности мотива достижения [4].

Мотивация как основная составляющая в процессе обучения

Мотивация — это сила, основанная на глубинном желании, которая заставляет людей стремиться к достижению своих целей. С одной стороны, это несколько абстрактное и неведомое, но дает возможность осознавать и осуществлять задуманное. Мотивация должна двигать вперед к новым вершинам и целям, но как их достичь, если сперва мы не обозначим эти цели?

Ключевое понятие мотивациимотив. Это идеальный и не обязательно существующий в материальном мире предмет, на достижение которого направлена деятельность личности. Чтобы достичь определенных целей, нужно приложить максимум усилить и быть очень активным.

Задать вопрос