Проблемы правового обеспечения государственного контроля в современной России | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №26 (368) июнь 2021 г.

Дата публикации: 27.06.2021

Статья просмотрена: 165 раз

Библиографическое описание:

Дадабоева, А. В. Проблемы правового обеспечения государственного контроля в современной России / А. В. Дадабоева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 26 (368). — С. 162-164. — URL: https://moluch.ru/archive/368/82797/ (дата обращения: 27.04.2024).



В статье рассмотрены понятия государственного контроля и надзора. Анализируется проблема содержания государственного контроля с учетом актуальных положений законодательства.

Ключевые слова: государственный контроль, государственный надзор, контрольно-надзорная деятельность

The article deals with the concepts of state control and supervision. The problem of the content of state control is analyzed taking into account the current provisions of the legislation.

Keywords: state control, state supervision, control and supervisory activities

В настоящий момент что теоретико-правовые, что законодательные основы государственного контроля размыты, достаточно сказать, что фактически нет корректного единого подхода к понятию «государственный контроль», а сами термины «контроль» и «надзор» употребляются то как синонимы, то как отдельные направления государственной контрольно-надзорной деятельности, то как частное и общее понятия.

До сих пор легальное понятие государственного контроля закреплено в положениях ст. 2 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее — Закона о защите прав). В рамках данной статьи контроль (надзор) определяется как деятельность уполномоченных органов государственной власти, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений законодательства юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями путем проведения соответствующих проверок. При этом, как видим, разделение понятий контроля и надзора отсутствует.

При этом отметим, что с 1 июля 2021 г. за исключением положений, для которых установлены иные сроки, вступает в силу Федеральный закон «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее — Закон о контроле), который, казалось бы, должен был компенсировать существующие противоречия. Однако определение термина контроль (надзор) практически без изменения формулировок перекочевало в п. 1 ст. 1 принятого закона из Закона о защите прав. Основная проблема данного определения заключается в том, что оно громоздкое и фактически отражает не суть, а именно общий порядок проведения контроля.

Данное определение нецелесообразно еще и потому, что государственный контроль (надзор) разделяется на различные виды. Например, С. В. Бойко вслед за В. И. Лукьяненко разделяет контроль на политический, административный и судебный. Ясно, что каждый из данных видов контроля, несмотря на общий механизм, выражающийся в предупреждении и выявлении нарушений путем проведения проверок, имеет свою специфику. Например, административный контроль осуществляется органами исполнительной власти в соответствии с регламентами и законами, регулирующими их полномочия, в том числе на основе Закона о защите прав. В то же время судебный контроль осуществляется всеми судами РФ и, значит, осуществляется на основе законодательства о судах.

Также отметим, что, исходя из общего смысла терминов, понятию «контроль» свойственно определение именно контролирующих функций, то есть в данном контексте контроль это деятельность уполномоченных органов, направленная на обеспечение правомерности деятельности подконтрольного объекта. В то же время под «надзором» уместнее понимать «деятельность, направленную в том числе на применение мер государственно-принудительного воздействия в отношении субъекта, нарушающего правовые предписания» [4].

Таким образом, в рамках Закона целесообразно разделить понятия «контроль» и «надзор», дать общие определения данных понятий с указанием их целей.

Например, начало ст. 1 Закона о контроле может выглядеть следующим образом:

«Статья 1. Государственный контроль (надзор), муниципальный контроль в Российской Федерации.

1. Под государственным контролем, муниципальным контролем в Российской Федерации (далее — государственный контроль, муниципальный контроль) в целях настоящего Федерального закона понимается деятельность контрольных (надзорных) органов, направленная на обеспечение правомерности деятельности граждан и организаций. Под государственным надзором понимается применение мер государственно-принудительного воздействия в отношении граждан и организаций, нарушающих обязательные требования.

2. Государственный контроль (надзор), муниципальный контроль выражается в предупреждении, выявлении и пресечении нарушений обязательных требований в пределах полномочий указанных органов посредством профилактики нарушений обязательных требований, оценки соблюдения гражданами и организациями обязательных требований, выявления их нарушений, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению выявленных нарушений обязательных требований, устранению их последствий и (или) восстановлению правового положения, существовавшего до возникновения таких нарушений.

Государственный контроль (надзор), муниципальный контроль должны быть направлены на достижение общественно значимых результатов, связанных с минимизацией риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, вызванного нарушениями обязательных требований».

Таким образом, мы разделим определение понятия государственного контроля, его общий механизм и цели.

При этом Закон о контроле, как и ранее Закон о защите прав, не содержит исчерпывающего перечня видов государственного контроля (надзора), что является явным минусом. Вместе с тем Закон содержит общие основания установления видов контроля (надзора). Так, в соответствии с частью 8 статьи 1 Закона, «виды контроля (надзора) разного уровня устанавливаются федеральным законом о виде контроля, которым должны быть определены наименование вида контроля (надзора) с отнесением к федеральному, региональному контролю (надзору) или муниципальному контролю (часть 10 статьи 1 Закона). Законом определены и иные положения, относящиеся к видам контроля (надзора), которые должны быть определены федеральным законом о виде контроля» [2].

В целом это положительный момент, однако он явно противоречит некоторым изначальным целям принятия рассматриваемого закона. В частности, при разработке законопроекта была заявлена цель снизить избыточное административное давление на хозяйствующих субъектов и граждан, чему как раз и способствовало бы наличие исчерпывающего перечня видов государственного контроля. В нынешнем же виде количество и характер видов контроля (надзора) ничем не ограничено, достаточно лишь регистрировать их в соответствующем реестре на основании общих требований к государственному контролю (надзору).

Закон о контроле также устанавливает «важнейший принцип приоритета профилактики при осуществлении контрольно-надзорной деятельности, устанавливая новую линейку из семи профилактических мероприятий (информирование, обобщение правоприменительной практики, меры стимулирования добросовестности, объявление предостережения, консультирование, самообследование, профилактический визит)» [3].

В целом принятие нового Закона о контроле является важным этапом реформирования данной сферы. Тем не менее, в целях установления закрытого перечня всех видов государственного контроля и надзора необходимо еще больше конкретизировать законодательство в данной сфере. Несмотря на текущее реформирование законодательства, вопрос совершенствования механизмов осуществления государственного контроля и надзора остается одним из приоритетных направлений развития административно-правовой политики в России.

Литература:

1. О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля: федер. закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ (ред. от 08.12.2020) [Электронный ресурс] — СПС «Консультант Плюс». — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_83079/ (дата обращения: 29.01.2021)

2. О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации: федер. закон от 31.07.2020 N 248-ФЗ (не вступил в силу) [Электронный ресурс] — СПС «Консультант Плюс». — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_358750/ (дата обращения: 03.02.2021)

3. Бойко, С. В. Государственный контроль в Российской федерации / С. В. Бойко, Р. А. Коннов // Colloquium-journal. — № 1. — 2019. — С. 7–12

4. Сосновская, Ю. Н. Нормативные правовые основы и виды государственного контроля и надзора в Российской Федерации / Ю. Н. Сосновская, Э. В. Маркина // Вестник Московского университета МВД России. — № 3. — 2019. — С. 221–223.

Основные термины (генерируются автоматически): государственный контроль, муниципальный контроль, надзор, вид контроля, контроль, Российская Федерация, государственно-принудительное воздействие, государственный надзор, контрольно-надзорная деятельность, общий механизм.


Похожие статьи

Соотношение понятий государственного контроля...

 В статье рассмотрены вопросы соотношения государственного контроля и надзора на основании нормативного закрепления. Предлагаются пути разграничения и совершенствования данных дефиниций. Ключевые слова: государственный контроль, государственный надзор...

Соотношение понятий «контроль» и «надзор» в российской...

 Работа посвящена актуальной проблеме сравнения понятий «контроль» и «надзор» с целью установления их соотношения в российской правовой системе. Данная необходимость сложилась ввиду того, что Российская Федерация имеет достаточно разветвленную систему...

К вопросу о соотношении понятий «государственный контроль»...

В настоящее время понятия «государственный контроль» и «государственный надзор» активно используются как в научной правовой доктрине, так и в российском законодательстве. Несмотря на это, указанные понятия не получили до сих пор четкого законодательного...

Государственный контроль (надзор) в сфере...

И, наконец, существует мнение, что контроль и надзор представляют собой самостоятельные явления действительности. Так, Спектор А. А. в ряде различий данных видов государственной деятельности уполномоченных органов приводит пример о разном предмете контроля и...

Контрольно-надзорная деятельность в Российской Федерации

Учет проводимых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля плановых и внеплановых проверок

муниципальный контроль, государственный контроль, надзор, Российская Федерация, контрольно-надзорная деятельность, орган...

Закон о государственном контроле (надзоре) и муниципальном...

В статье рассматривается реформирование контрольно-надзорной деятельности в Российской Федерации в части разработки и принятия

Библиографическое описание: Губа, Д. В. Закон о государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле как один из...

государственный контроль, Российская Федерация, надзор...

Государственный контроль как правовой институт известен и востребован во всем мире.

[4] Вопрос о создании эффективной системы государственного контроля в Российской Федерации в очередной раз поднимается в Указе Президента России от 25 июля 1996 года №...

государственный контроль, Российская Федерация, надзор...

Для определения форм государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, которые должны быть применены при осуществлении конкретного вида государственного контроля (надзора) и муниципального контроля необходимо руководствоваться...

Государственный контроль и надзор за осуществлением...

Государственный контроль (надзор) в области предпринимательской деятельности — это система проверки и наблюдения за следованием коммерческими и некоммерческими организациями, и также индивидуальными предпринимателями (ИП) требований...

Похожие статьи

Соотношение понятий государственного контроля...

 В статье рассмотрены вопросы соотношения государственного контроля и надзора на основании нормативного закрепления. Предлагаются пути разграничения и совершенствования данных дефиниций. Ключевые слова: государственный контроль, государственный надзор...

Соотношение понятий «контроль» и «надзор» в российской...

 Работа посвящена актуальной проблеме сравнения понятий «контроль» и «надзор» с целью установления их соотношения в российской правовой системе. Данная необходимость сложилась ввиду того, что Российская Федерация имеет достаточно разветвленную систему...

К вопросу о соотношении понятий «государственный контроль»...

В настоящее время понятия «государственный контроль» и «государственный надзор» активно используются как в научной правовой доктрине, так и в российском законодательстве. Несмотря на это, указанные понятия не получили до сих пор четкого законодательного...

Государственный контроль (надзор) в сфере...

И, наконец, существует мнение, что контроль и надзор представляют собой самостоятельные явления действительности. Так, Спектор А. А. в ряде различий данных видов государственной деятельности уполномоченных органов приводит пример о разном предмете контроля и...

Контрольно-надзорная деятельность в Российской Федерации

Учет проводимых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля плановых и внеплановых проверок

муниципальный контроль, государственный контроль, надзор, Российская Федерация, контрольно-надзорная деятельность, орган...

Закон о государственном контроле (надзоре) и муниципальном...

В статье рассматривается реформирование контрольно-надзорной деятельности в Российской Федерации в части разработки и принятия

Библиографическое описание: Губа, Д. В. Закон о государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле как один из...

государственный контроль, Российская Федерация, надзор...

Государственный контроль как правовой институт известен и востребован во всем мире.

[4] Вопрос о создании эффективной системы государственного контроля в Российской Федерации в очередной раз поднимается в Указе Президента России от 25 июля 1996 года №...

государственный контроль, Российская Федерация, надзор...

Для определения форм государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, которые должны быть применены при осуществлении конкретного вида государственного контроля (надзора) и муниципального контроля необходимо руководствоваться...

Государственный контроль и надзор за осуществлением...

Государственный контроль (надзор) в области предпринимательской деятельности — это система проверки и наблюдения за следованием коммерческими и некоммерческими организациями, и также индивидуальными предпринимателями (ИП) требований...

Задать вопрос