Роль казахской этнопедагогики в развитии ценностного отношения к Родине в условиях реализации идеи «Мәңгілік ел» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №24 (366) июнь 2021 г.

Дата публикации: 15.06.2021

Статья просмотрена: 300 раз

Библиографическое описание:

Агбаева, У. Б. Роль казахской этнопедагогики в развитии ценностного отношения к Родине в условиях реализации идеи «Мәңгілік ел» / У. Б. Агбаева, Зарина Абильдаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 24 (366). — С. 319-320. — URL: https://moluch.ru/archive/366/82350/ (дата обращения: 29.04.2024).



В статье рассматривается роль казахской этнопедагогики в развитии ценностного отношения к Родине, важность повышения роли человека в формировании материальных и духовных ценностей в формировании и развитии всесторонне развитой гармоничной личности.

Ключевые слова: ценностное отношение, Родина, патриотическое воспитание.

В современной казахской системе образования усиливается роль воспитания. В послании Первого президента Республики Казахстан Н. А. Назарбаева народу Казахстана стратегия «Казахстан-2050» говорится, что «воспитание детей — это огромные инвестиции в будущее. Мы должны подходить к этому вопросу так, чтобы стремиться дать нашим детям лучшее образование» [1]. Сегодня национальная идентичность, культура, народные традиции и обычаи возрождаются через нравственность и культуру поведения. Повышение роли человека в формировании материальных и духовных ценностей способствует формированию и развитию всесторонне развитой гармоничной личности.

Реализация этих задач зависит от реализации образовательного потенциала народной педагогики. Анализу проблем народной педагогики занимались отечественные ученые: К. Б. Жарыкбаев, К. К. Жампеисова, А. Н. Нысанбаев, С. Ж. Пралиев, К. Н. Нарикбаев, С. Т. Иманбаева, С. И. Калиева, С. А. Узакбаева, К. К. Шалгынбаева и др.

Народная педагогика представляет собой накопленные и проверенные знания, полученные многими поколениями, сохранившиеся в традициях, обрядах, обычаях, устном народном творчестве, направленные на разностороннюю подготовку молодого поколения к дальнейшей жизни. Этнопедагогика являет собой научную точку зрения на феномен воспитания и анализирует социальные и педагогические процессы, взаимосвязи, взаимодействия, взаимовлияния педагогики на культурные традиции народа [2].

Этнопедагогика анализирует процесс общественного взаимодействия и воздействия, в ходе которого воспитывается, формируется личность, присваивающая общественные нормы, ценности, установки; накапливает и классифицирует народные знания о воспитании и обучении подрастающего поколения, народную мудрость, представленную в религиозных учениях, преданиях, сказках, притчах, песнях, загадках, пословицах и поговорках, играх итд.

Казахская этнопедагогика — уникальное явление, образовавшееся за счет своеобразия этнической культуры казахов, проявляющееся в традициях, языке, обрядах, религии, своеобразном этническом мировосприятии, которое находит свое выражение в национальном самосознании, отношении, чувствах.

Она представляет собой составную часть педагогической науки, которая объединяет в своем составе этнологию, этнопсихологию, этнокультуру, этнофилософию, и является интегрированной отраслью знания.

Ключевым фактором образования и развития нации является государство. В связи с этим термин «нация» нередко применяется не в этническом, а в государственно-политическом смысле [3].

В каждой стране в зависимости от уровня ее социально-экономического развития, национальных, этнических и религиозных особенностей начали определяться свои приоритеты и подходы к воспитанию молодых людей. воспитание имеет не абстрактный, а конкретный характер и отражает, прежде всего, национально-этническое своеобразие морали, обычаев, традиций, нравов того или иного народа и осуществляется с опорой на его культуру, создание этнокультурной среды и максимальное использование средств народной педагогики [4].

Все мы знаем, что «Мәңгілік ел» — это благородная мечта наших предков на протяжении многих лет. Это была мечта стать независимым государством с равным окном для остального мира, мечта стать процветающей, процветающей и счастливой страной, в которой будущие поколения будут иметь уверенность в завтрашнем дне. В образовании идея «Мәңгілік ел» направлена на воспитание у детей и молодежи высокой духовности, гражданской ответственности, социальной ответственности, готовности работать на благо казахстанского общества, нового казахстанского патриотизма и чувства единства.

В рамках реализации идеи «Мәңгілік ел» в основное содержание учебных программ социально-гуманитарных дисциплины обучают студентов духовно-нравственным качествам и патриотическим чувствам, стремлению к реализации национальной идеи «Мәңгілік ел», формированию гражданской ответственности, развитию национальной идентичности и толерантности, укреплению светских и сознательных ценностей.

Известно, что организация обучения и воспитания в соответствии с современными требованиями, анализируя мировой опыт, является ключевым вопросом в современном глобализированном мире. Основные направления повышения функциональной грамотности учащихся включают обновление содержания системы образования и повышение квалификации учителей с учетом роли семьи в жизни учащегося. Модернизация образования связана не только с формированием у студентов знаний, но и навыков их применения, в частности, функциональной грамотности или компетентности. Основная цель — научить студентов эффективно применять знания в жизни. Это основа для радикального изменения парадигмы среднего образования. Развитие функциональной грамотности студентов является важнейшим условием вхождения Казахстана в 30-ку самых конкурентоспособных стран мира.

В рамках обновленного содержания образования на всех ступенях образования в новой редакции внедрена система ценностей «Мәңгілік ел», таких как казахстанский патриотизм и гражданская ответственность, уважение, сотрудничество, труд и творчество, открытость, непрерывное обучение. Содержание учебной программы направлено на формирование духовно-нравственных качеств учащихся, стремление к казахстанскому патриотизму и национальной идее «Мәңгілік ел», развитие толерантности и коммуникативных навыков в межнациональном и межкультурном общении.

Литература:

  1. Послание Президента Республики Казахстан — Лидера нации Нурсултана Назарбаева народу Казахстана «Стратегия «Казахстан-2050»
  2. Асанов Ж. Болашақ мұғалімдердің этнопедагогикалық даярлығының теориясы мен практикасы. — Алматы: Ғылым, 2010. — 212 с.
  3. Ипполитова Н. В. Патриотическое воспитание студентов педагогического вуза в современных условиях — М.: МАНПО, 2009. — с. 197–202.
  4. Джилкишиева М. С. Гражданско-патриотическое воспитание студенческой молодежи Казахстана // Современные проблемы науки и образование. — 2016. — № 4. — С. 17–21.
Основные термины (генерируются автоматически): народная педагогика, гражданская ответственность, казахстанский патриотизм, казахская этнопедагогика, национальная идентичность, национальная идея, развитая гармоничная личность, развитие, формирование, ценностное отношение.


Похожие статьи

Особенности гражданско-патриотического воспитания...

Многие просветители казахского народа внесшие вклад на развитие народной педагогики подверглись изгнанию.

Формирование в будущем поколении национальных ценностей общества.

Этнопедагогика – основа народного воспитания.

Особенности гражданско-патриотического воспитания...

Многие просветители казахского народа, внесшие вклад в развитие народной педагогики, в свое время подверглись изгнанию.

В формировании национального патриотизма традиции играют важную роль.

Этнопедагогика — основа народного воспитания.

Патриотическое воспитание казахстанской молодежи: история...

Проявил патриотизм Алихан Бокейханов — казахский общественный деятель

Казахстан, казахский народ, народная педагогика, урок, Родина, подрастающее поколение

гражданско-патриотическое воспитание, патриотическое воспитание, формирование...

Мотивы нравственно-правового воспитания в творчестве...

В период формирования казахской народности и казахского ханства широкое

Интересные мысли о личности кочевника, об особенностях хорошего и плохого человека высказывали

Формирование гражданско-патриотического воспитания... Роль батыров в сохранении...

Формирование национальной идентичности | Статья в журнале...

Данная работа рассматривает понятия слов «идентичность» и «национальная идентичность». Описывает возникновение и использование их в системе образования. Определяет задачи в воспитании у учащихся национальной идентичности и способы их решения.

Национальные ценности – это основа системы непрерывного...

Национальные ценности – это наши национальные традиции и обычаи, культура и искусство нашего народа. Связывая национальные ценности с передовыми технологиями в деле воспитания и обучения нового поколения, необходимо в каждом молодом человеке воспитать...

Актуальность патриотического воспитания молодежи...

Это — эпохи национального испытания, национального возрождения и становления новых

Патриотизм — это и любовь к своей стране, и огромное уважение к ее истории и культуре, и

В конечном счете это высокое чувство причастности к истории и ответственность за будущее...

Исторический аспект патриотизма и его роль в жизни общества...

Так, с помощью единой национальной идеи и патриотизма, сильного правительства и дальновидной политике одной незаурядной личности Республика Казахстан за

Патриотизмнациональная идея России. Сейчас необходимость воспитания патриотизма у россиян, а...

Особенности формирования этнической толерантности...

Особенности формирования этнической толерантности и национальной идентичности у детей старшего дошкольного возраста в

Ключевые слова: национальная идентичность, этническая толерантность, поликультурное воспитание, старший дошкольный возраст.

Похожие статьи

Особенности гражданско-патриотического воспитания...

Многие просветители казахского народа внесшие вклад на развитие народной педагогики подверглись изгнанию.

Формирование в будущем поколении национальных ценностей общества.

Этнопедагогика – основа народного воспитания.

Особенности гражданско-патриотического воспитания...

Многие просветители казахского народа, внесшие вклад в развитие народной педагогики, в свое время подверглись изгнанию.

В формировании национального патриотизма традиции играют важную роль.

Этнопедагогика — основа народного воспитания.

Патриотическое воспитание казахстанской молодежи: история...

Проявил патриотизм Алихан Бокейханов — казахский общественный деятель

Казахстан, казахский народ, народная педагогика, урок, Родина, подрастающее поколение

гражданско-патриотическое воспитание, патриотическое воспитание, формирование...

Мотивы нравственно-правового воспитания в творчестве...

В период формирования казахской народности и казахского ханства широкое

Интересные мысли о личности кочевника, об особенностях хорошего и плохого человека высказывали

Формирование гражданско-патриотического воспитания... Роль батыров в сохранении...

Формирование национальной идентичности | Статья в журнале...

Данная работа рассматривает понятия слов «идентичность» и «национальная идентичность». Описывает возникновение и использование их в системе образования. Определяет задачи в воспитании у учащихся национальной идентичности и способы их решения.

Национальные ценности – это основа системы непрерывного...

Национальные ценности – это наши национальные традиции и обычаи, культура и искусство нашего народа. Связывая национальные ценности с передовыми технологиями в деле воспитания и обучения нового поколения, необходимо в каждом молодом человеке воспитать...

Актуальность патриотического воспитания молодежи...

Это — эпохи национального испытания, национального возрождения и становления новых

Патриотизм — это и любовь к своей стране, и огромное уважение к ее истории и культуре, и

В конечном счете это высокое чувство причастности к истории и ответственность за будущее...

Исторический аспект патриотизма и его роль в жизни общества...

Так, с помощью единой национальной идеи и патриотизма, сильного правительства и дальновидной политике одной незаурядной личности Республика Казахстан за

Патриотизмнациональная идея России. Сейчас необходимость воспитания патриотизма у россиян, а...

Особенности формирования этнической толерантности...

Особенности формирования этнической толерантности и национальной идентичности у детей старшего дошкольного возраста в

Ключевые слова: национальная идентичность, этническая толерантность, поликультурное воспитание, старший дошкольный возраст.

Задать вопрос