Обзор основных несоответствий образовательных программ среднего профессионального образования требованиям ФГОС на основе анализа заключений по результатам аккредитационных экспертиз в 2020 году | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №24 (366) июнь 2021 г.

Дата публикации: 10.06.2021

Статья просмотрена: 70 раз

Библиографическое описание:

Павлова, М. В. Обзор основных несоответствий образовательных программ среднего профессионального образования требованиям ФГОС на основе анализа заключений по результатам аккредитационных экспертиз в 2020 году / М. В. Павлова, Е. Ю. Салдаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 24 (366). — С. 349-351. — URL: https://moluch.ru/archive/366/82223/ (дата обращения: 29.04.2024).



Одним из ключевых механизмов обеспечения стабильного экономического и социального развития государства является образование. Качественное образование позволяет говорить о стабильности и перспективах общества и государства. Обеспечение качества образования — это многоаспектный процесс, важной составляющей которого в Российской Федерации является государственная аккредитация образовательной деятельности. Цель государственной аккредитации — подтвердить соответствие образовательной деятельности образовательных организаций и организаций, осуществляющих обучение, федеральным государственным образовательным стандартам.

Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) — совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

Государственная аккредитация призвана обеспечить доверие потребителя образовательных услуг и государства к образовательной деятельности аккредитованного образовательного учреждения, ее успешное прохождение подтверждает то, что образовательная организация достигла соответствующего уровня развития, и постоянно улучшает качество работы и услуг, которые предоставляет.

Свидетельство о государственной аккредитации образовательной деятельности подтверждает статус образовательной организации, уровень реализуемых образовательных программ, соответствие содержания и качества подготовки выпускников требованиям ФГОС. Дает право:

— на участие в открытом публичном конкурсе по распределению контрольных цифр приема;

— выдачу выпускникам документов государственного образца;

— стипендию, учебный отпуск, льготный проезд;

— отсрочку от призыва на военную службу.

Перспективы трансформации процедур лицензирования и государственной аккредитации вузов стали предметом обсуждения на последнем в этом году заседании Общественного совета при Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки.

Заведующий кафедрой МГТУ им. Баумана Юрий Песоцкий поднял вопрос перевода процедуры аккредитации вузов в цифровой формат. В настоящее время удаленная возможность прохождения процедуры аккредитации реализована Рособрнадзором, но при этом вузы все равно должны готовить и подавать для аккредитации значительный объем документов и проходить процедуру подтверждения аккредитации каждые шесть лет. По мнению Юрия Песоцкого, вузы могли бы просто размещать и актуализировать всю нужную информацию на своих сайтах, а эксперты Рособрнадзора обращаться к ней по мере необходимости. Он предложил разработать «дорожную карту» трансформации процедуры аккредитации в цифровую форму [1].

Информационная открытость данных о результатах проведения процедур государственной аккредитации выполняет следующие задачи:

— информирует потенциальных абитуриентов, студентов и других заинтересованных лиц о ситуации с вузами;

— стимулирует вузы повышать качество образования;

— информирует образовательные организации о результатах проведения процедур аккредитации (для тех, кто хочет учиться на чужих ошибках).

Анализ содержания заключений по результатам аккредитационных экспертиз в 2020 году показывает, что все замечания можно условно разделить на группы:

1 группа — нарушения п.2.2 ФГОС СПО.

«Общий объем образовательной программы на базе основного общего образования не соответствует требованиям ФГОС» [2].

2 группа — нарушения п.2.4 ФГОС СПО

«В общем гуманитарном и социально-экономическом, математическом и общем естественнонаучном циклах образовательной программы не выделяется объем работы обучающихся во взаимодействии с преподавателем по видам учебных занятий» [3].

3 группа — нарушения п.2.7 ФГОС СПО

«При изучении дисциплины общепрофессионального цикла «Безопасность жизнедеятельности» в объеме 68 ак.ч., на освоение основ военной службы (для юношей) выделено менее 70 % от общего объема времени, отведенного на указанную дисциплину» [3].

4 группа — нарушения раздела III ФГОС СПО.

«Планируемые результаты обучения по дисциплинам общепрофессионального цикла не могут быть достигнуты, так как тематика тестов и перечень теоретических вопросов к экзамену и дифференциальному зачету не соответствует тематике лекций и не позволяет определить сформированность компетенций» [3].

5 группа — нарушения п.7.1 ФГОС среднего профессионального образования (далее СПО).

«Основная образовательная программа — программа подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ), не разработана совместно с заинтересованными работодателями; ППССЗ ежегодно не обновляется с учетом запросов работодателей, особенностей развития региона, науки, культуры, экономики, техники, технологий и социальной сферы в рамках, установленных настоящим ФГОС СПО» [2].

6 группа — нарушения п.7.14 ФГОС СПО.

«При разработке программы учебной и производственной практики образовательной организацией не определены цели и задачи, программы и формы отчетности по каждому виду практики» [2].

7 группа — нарушения п.7.15 ФГОС СПО.

«Реализация программы ППССЗ не обеспечивается педагогическими кадрами, имеющими высшее образование, соответствующего профилю преподаваемой дисциплины (модуля)» [2].

8 группа — нарушение п.8.1 ФГОС СПО.

«Оценка качества освоения программы подготовки специалистов среднего звена не включает промежуточную аттестацию обучающихся по всем дисциплинам, предусмотренным учебным планом» [2].

Подведя итоги анализа итоговых аккредитационных заключений образовательных программ СПО за 2020 год, можно сделать вывод о том, что при подготовке к государственной аккредитации образовательные организации могут ознакомиться с несоответствиями, указанными в заключениях экспертов, и учесть их в своей деятельности.

Литература:

1. Российский Союз ректоров обсудил перспективы трансформации процедур лицензирования и аккредитации вузов [Электронный ресурс] // URL: http://obrnadzor.gov.ru/news/obshhestvennyj-sovet-pri-rosobrnadzore-obsudil-perspektivy-transformaczii-proczedur-liczenzirovaniya-i-akkreditaczii-vuzov/ (дата обращения 29.01.2021 г.) ;

2. Заключение экспертов, составленное по результатам аккредитационной экспертизы http://obrnadzor.gov.ru/search_ron_docs/?post_date=16112020+19122020&_sfm_vid_dokumenta=zakluchen&sf_paged=4 (дата обращения 23.11.2020 г.) ;

3. Заключение экспертов, составленное по результатам аккредитационной экспертизы http://obrnadzor.gov.ru/search_ron_docs/?post_date=01062020+16072020&_sfm_vid_dokumenta=zakluchen&sf_paged=2 (дата обращения 27.11.2020 г.).

Основные термины (генерируются автоматически): государственная аккредитация, образовательная деятельность, группа, образовательная организация, III, военная служба, нарушение, образовательная программа, общепрофессиональный цикл, сфера образования.


Похожие статьи

Нормативно-правовое регулирование образовательной...

образовательная деятельность, Российская Федерация, государственная аккредитация, Россия, сфера образования, образование, педагогическая деятельность, РФ, современный этап, временное свидетельство.

Правовая основа документирования процедуры проведения...

Целью государственной аккредитации образовательной деятельности является

Письмо Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 02.02.2014 №

образовательная деятельность, образовательная организация, Российская Федерация...

Формы участия работодателя в планировании, реализации...

образовательная деятельность, образовательная организация, Российская Федерация, сфера образования, образование, образовательная сфера, РФ, система образования, правовое регулирование... Управление образовательным учреждением в условиях...

Сайт образовательного учреждения как инструмент реализации...

Кроме того, сайт образовательного учреждения является инструментом реализациигосударственной политики в сфере образования. В соответствии с проектом Закона обобразовании Российской Федерации ккомпетенции образовательного учреждения...

образование, образовательная инноватика, профессиональное...

‒ Федеральные государственные образовательные стандарты (в которых закреплены особенности реализации образовательной деятельности в зависимости от уровня и направленности образования. В частности, в соответствии с ФГОС ООО — необходимо...

Что такое лицензирование и аккредитация вуза — Молодой ученый

Лицензию получает образовательная организация, а аккредитациюобразовательная программа. В этом материале мы разъясним, как влияет на принятие решения, куда поступать, наличие лицензии и аккредитации. Что такое лицензия на образовательную деятельность.

Система и компетенция государственных органов управления...

8) государственная аккредитация образовательной деятельности организаций

Федеральный государственный контроль качества образования и федеральный

Положение Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 15 июля 2013 №.

Нормативно-правовое регулирование образовательной...

Ключевые слова: управление, образовательная организация, правовое регулирование.

Понятие образования как единого целенаправленного процесса обучения и воспитания, выступающего общественно значимым благом и осуществляемого в интересах семьи, человека...

Особенности муниципального управления образованием и его...

Сочетание различных типов и видов образовательных учреждений, разнообразных

Образовательные сети, которые будут объединять учреждения различных типов, уровней образования

организация управления качеством образования. В нашей стране принята...

Похожие статьи

Нормативно-правовое регулирование образовательной...

образовательная деятельность, Российская Федерация, государственная аккредитация, Россия, сфера образования, образование, педагогическая деятельность, РФ, современный этап, временное свидетельство.

Правовая основа документирования процедуры проведения...

Целью государственной аккредитации образовательной деятельности является

Письмо Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 02.02.2014 №

образовательная деятельность, образовательная организация, Российская Федерация...

Формы участия работодателя в планировании, реализации...

образовательная деятельность, образовательная организация, Российская Федерация, сфера образования, образование, образовательная сфера, РФ, система образования, правовое регулирование... Управление образовательным учреждением в условиях...

Сайт образовательного учреждения как инструмент реализации...

Кроме того, сайт образовательного учреждения является инструментом реализациигосударственной политики в сфере образования. В соответствии с проектом Закона обобразовании Российской Федерации ккомпетенции образовательного учреждения...

образование, образовательная инноватика, профессиональное...

‒ Федеральные государственные образовательные стандарты (в которых закреплены особенности реализации образовательной деятельности в зависимости от уровня и направленности образования. В частности, в соответствии с ФГОС ООО — необходимо...

Что такое лицензирование и аккредитация вуза — Молодой ученый

Лицензию получает образовательная организация, а аккредитациюобразовательная программа. В этом материале мы разъясним, как влияет на принятие решения, куда поступать, наличие лицензии и аккредитации. Что такое лицензия на образовательную деятельность.

Система и компетенция государственных органов управления...

8) государственная аккредитация образовательной деятельности организаций

Федеральный государственный контроль качества образования и федеральный

Положение Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 15 июля 2013 №.

Нормативно-правовое регулирование образовательной...

Ключевые слова: управление, образовательная организация, правовое регулирование.

Понятие образования как единого целенаправленного процесса обучения и воспитания, выступающего общественно значимым благом и осуществляемого в интересах семьи, человека...

Особенности муниципального управления образованием и его...

Сочетание различных типов и видов образовательных учреждений, разнообразных

Образовательные сети, которые будут объединять учреждения различных типов, уровней образования

организация управления качеством образования. В нашей стране принята...

Задать вопрос