Нейродинамические упражнения в работе с детьми, имеющими ОВЗ | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Акатова, Э. В. Нейродинамические упражнения в работе с детьми, имеющими ОВЗ / Э. В. Акатова, Н. Г. Кан, С. Н. Попова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 24 (366). — С. 320-323. — URL: https://moluch.ru/archive/366/82192/ (дата обращения: 29.04.2024).



Работая с детьми с ОВЗ, мы используем различные здоровьесберегающие технологии. Одной из технологий является нейродинамические упражнения. То есть упражнения, направленные на стимуляцию мозжечка и смежных с ним областей мозга , а также развитие межполушарных связей . Выполняя нейродинамические упражнения, мозг постоянно вынужден интегрировать двигательные и сенсорные функции, а также функции моторного планирования. Таким образом, количество нейронных связей увеличивается, а передача информации из одного участка мозга в другой улучшается и ускоряется, также уменьшается время перевода любых умений в навыки. Всё перечисленное значительно повышае т эффективность процесса обучения и улучшает результаты коррекционной работы.

В научно литературе выделяют два основных способы стимуляции мозжечка :

через развитие чувства равновесия (сюда входят упражнения без использования оборудования и с использованием оборудования);

посредством выполнения ритмичных движений в определенном темпе ;

Развитие равновесия без использования оборудования — это упражнения статического и динамического характера, направленные на удержания равновесия в различных позициях. При этом данные упражнения направлены на решение и других коррекционных задач.

Так, выполняя упражнение «Солдатик », дети не только удерживают равновесие, но и развивают ориентировку в схеме собственного тела:

На одной ноге постой-ка,

Если ты солдатик стойкий,

Ногу левую к груди

Да смотри не упади!

Выполняя статическое упражнение «Обнимашки », дети одновременно выполняют дыхательную гимнастику:

Поставили ножки по одной дорожке,

Руки раскрываем — воздух мы вдыхаем,

Крепко обнимаем — воздух выдыхаем

При выполнении динамического упражнения «Качели» дети не только, приседая за руки, удерживают равновесие, но и синхронизируют темп своей речи и скорость движения:

Еле-еле, еле-еле,

Закачались вдруг качели.

А потом быстрей, быстрей.

Приседайте веселей.

Тише, тише, не спешите.

И качели остановите!

Развитие равновесия c использованием оборудования включает в себя упражнения на фитболах, массажных балансировочных кочках, оборудовании тренажёрного комплекса ТИСА, различных балансировочных досках.

Мы сочетаем проведение упражнений по коррекциизвукопроизношения и совершенствованию мелкой моторики с развитием чувства равновесия, по средствам усаживания детей на фитболы. Располагаясь на таком «стуле», ребёнок вынужден удерживать равновесие с помощью двух своих ног. Такое неустойчивое положение активизирует вестибулярную систему.

На своих занятиях мы активно используем оборудование из тренажёрного комплекса ТИСА. Работа начинается сначала с использования досок с неровным основанием (полусферы), с улучшением чувства равновесия данные доски заменяются на балансиры. Детям предлагается, стоя на балансировочном оборудовании, выполнять различные задания, связанные с синхронизацией двигательных и когнитивными функций, а так же зрительно-моторной координацией.

Так, я использую балансировочные доски на индивидуальных занятиях по коррекции звукопроизношения. Ребёнок, стоя на балансире, перебрасываться с педагогом мячом, при этом проговаривать речевой материал по автоматизации или дифференциации тех или иных звуков. Данное оборудование возможно использовать при работе с подгруппой. Дети встают на балансиры, им предлагается, удерживая равновесие, выполнять какое-либо задание на развитие, лексико-грамматического строя речи, например:

Вы на досочки вставайте,

Равновесье не теряйте!

Мяч скорей передавайте,

Овощ с грядки называй!

Необходимо отметить, что моторная

программа постоянно посильно усложняется.

Одно из любимых упражнений детей — «Балансомёт». Стоя на балансировочном оборудовании, ребёнок, удерживая равновесие, метает мешочек или мячик в заданную педагогом цель, расположенную на напольной мишени.

В зависимости от того, какой демонстрационный материал будет размещён в карманах напольной мишени, одновременно решаются различные образовательные задачи: расширения и активизация словаря по различным лексическим темам; закрепление знания цифр, букв, цветов, геометрических форм; закрепление понимания и употребления в речи предлогов, автоматизации и дифференциации звуков.

Второе направление работы по улучшению функциональных возможностей мозжечка по средствам тренировки чувства ритма.

Для данной цели я в своей работе использую метроном, прыжки на батуте и через резиночку.

Упражнения с метрономом — это отличный способ активизировать работу мозжечка . Ребёнок слышит ритмичные удары метронома и пытается синхронизировать с ними свои движения: хлопает, топает, стучит деревянными палочками, подбрасывает мячик ловит его, перекладывает кинезиологические мешочки.

Можно выполнять когнитивно-ритмические упражнения. Например, ребёнок под метроном называет геометрические фигуры. Рисование геометрических фигур, печатных букв под метроном.

Способствуют стимуляции мозжечка прыжки на батуте или через резиночку в заданном ритме. Ритм может быть задан метрономом или педагогом. Сначала ребёнок просто прыгает в определенном ритме, а затем добавляются задания по развитию слогового анализа или рассказывает считалку, ритмичное стихотворение.

Помимо мозжечковой стимуляции мы в свою работу включаем нейродинамические упражнения, направленные на развитие межполушарных связей.

Нейроскакалка это незаменимый тренажер, так как для движения на ней нужна разнонаправленная работа ног. Одна нога совершает прыжки, а другая должна совершать вращательные движения. При этом улучшается межполушарное взаимодействие, работа вестибулярной системы, гармонизируется работа мозга! А если включить музыку или метроном и скакать в ритм, будем развивать ещё и правое полушарие, если на каждый круг скакалки считать 1–2–3–4, либо произносить какие-либо автоматизированные ряды (времена года, месяца, дни недели), будем развивать также левое полушарие.

Способствует развитию межполушарных связей и игра «Стопы и ладони». Ребёнок должен пройти по всей дорожке след в след, ставя свои руки и ноги на соответствующие отпечатки.

К нейродинамическим упражнениям относится и ползанье . Оно необходимо для координации движений нижней и верхней половины тела, для поочередного включения правого и левого полушария головного мозга. Ученые сделали интересное наблюдение, что многие дети, имеющие дислексию и дисграфию, в своё время пропустили стадию ползания. Поэтому мы активно ползаем, а чтобы это проходило ещё более увлекательно используем и скутер доску ребёнок лёжа на доске «ползёт по-пластунски» — при этом одновременно работает левая нога и правая рука, а затем наоборот.

Включение нейродинамических упражнений в канву коррекционной работы, превращают занятия в увлекательную и интересную игру, значительно повышают эмоциональный настрой как у детей, так и у педагога.

Основные термины (генерируются автоматически): упражнение, использование оборудования, ребенок, балансировочное оборудование, вестибулярная система, коррекционная работа, левое полушарие, напольная мишень, развитие равновесия, тренажерный комплекс ТИСА.


Похожие статьи

Мозжечковая стимуляция как эффективный метод речевого...

– совершенствование работы вестибулярной системы оказывает прямое, значительное и положительное влияние на работу всех остальных сенсорных систем

Ребенок, стоит на балансировочной доске и удерживает равновесие. Перед ним находится напольная мишень (доска для отбивания) на которой находятся картинки с изображением игрушек.

Кинезиологические упражнения как средство повышения...

Библиографическое описание: Краснова, Т. Н. Кинезиологические упражнения как средство повышения эффективности

 Современный мир меняется стремительно: запросы общества таковы, что ребенок должен быть готов воспринимать большой

Людей можно разделить на 3 типа: у кого преобладает правое полушарие — творческие люди, и у кого преобладает левое...

Телесно-ориентированные практики в работе с детьми.

Телесно-ориентированные практики в работе с детьми. Метод замещающего онтогенеза.

Каждый из уровней коррекции имеет свою специфическую «мишень» вздействия и направлен на все три блока мозга.

В коррекционный процесс поэтапно должны быть включены упражнения 1-го, 2-го и 3-го уровня, однако уделенное время применения тех или иных...

Здоровьесберегающие технологии как основное средство...

В предложенной нами системе работы по формированию зрительно-моторной координации с использованием ЗСТ и нетрадиционных приемов условно может быть выделено 3 блока

Традиционно развитие зрительно-моторной координации у детей предполагает и работу по коррекции зрительного внимания и восприятия, а также мелкой моторики рук.

Развитие детей с ОВЗ посредством кинезиологических упражнений

Итак, значение упражнений на развитие межполушарного взаимодействия для детей с ОВЗ трудно переоценить. Такие тренировки позволяют улучшить эмоциональное состояние ребенка, сделать его более стрессоустойчивым и общительным, научат проявлять свои творческие способности в процессе игры, а потом и в учебной деятельности.

Использование специальных тренажеров в развитии мелкой...

Большую коррекционную направленность имеет использование тренажеров и специального оборудования. При систематическом использовании тренажеров улучшаются эластичность

На основе анализа научных исследований и практических разработок, нами систематизирована информация о тренажерах и оборудовании для развития ручной и пальцевой моторики.

Комплексная работа с детьми со сложной структурой дефекта

В системе комплексной работы реализуется основной принцип — это принцип коррекционной направленности при соблюдении

Целью комплексной работы с детьми со сложной структурой дефекта, является формирование, коррекция и развитие произвольной

В процессе работы по развитию произвольной моторикиудетей с тяжелыми и множественными нарушениями...

Нейропсихологический подход в работе с дошкольниками как...

Применение педагогами системы упражнений с нейрокоррекционным воздействием оказывает положительное воздействие на сформированность мозговых процессов детей, с условием правильной организации этой технологии. Такой подход способствует достижению возрастных нормативов в общем развитии.

Использование технологии логоритмических игр и упражнений...

Коррекционная работа на дошкольном логопункте с использованием сюжетно-игровой основы, логоритмических игр и упражнений способствует повышению уровня мотивации

В них я предлагаю использование логоритмических игр и упражнений в работе с детьми на дошкольном логопункте на примере свистящих звуков с сюжетно-игровой основой, в том числе...

Похожие статьи

Мозжечковая стимуляция как эффективный метод речевого...

– совершенствование работы вестибулярной системы оказывает прямое, значительное и положительное влияние на работу всех остальных сенсорных систем

Ребенок, стоит на балансировочной доске и удерживает равновесие. Перед ним находится напольная мишень (доска для отбивания) на которой находятся картинки с изображением игрушек.

Кинезиологические упражнения как средство повышения...

Библиографическое описание: Краснова, Т. Н. Кинезиологические упражнения как средство повышения эффективности

 Современный мир меняется стремительно: запросы общества таковы, что ребенок должен быть готов воспринимать большой

Людей можно разделить на 3 типа: у кого преобладает правое полушарие — творческие люди, и у кого преобладает левое...

Телесно-ориентированные практики в работе с детьми.

Телесно-ориентированные практики в работе с детьми. Метод замещающего онтогенеза.

Каждый из уровней коррекции имеет свою специфическую «мишень» вздействия и направлен на все три блока мозга.

В коррекционный процесс поэтапно должны быть включены упражнения 1-го, 2-го и 3-го уровня, однако уделенное время применения тех или иных...

Здоровьесберегающие технологии как основное средство...

В предложенной нами системе работы по формированию зрительно-моторной координации с использованием ЗСТ и нетрадиционных приемов условно может быть выделено 3 блока

Традиционно развитие зрительно-моторной координации у детей предполагает и работу по коррекции зрительного внимания и восприятия, а также мелкой моторики рук.

Развитие детей с ОВЗ посредством кинезиологических упражнений

Итак, значение упражнений на развитие межполушарного взаимодействия для детей с ОВЗ трудно переоценить. Такие тренировки позволяют улучшить эмоциональное состояние ребенка, сделать его более стрессоустойчивым и общительным, научат проявлять свои творческие способности в процессе игры, а потом и в учебной деятельности.

Использование специальных тренажеров в развитии мелкой...

Большую коррекционную направленность имеет использование тренажеров и специального оборудования. При систематическом использовании тренажеров улучшаются эластичность

На основе анализа научных исследований и практических разработок, нами систематизирована информация о тренажерах и оборудовании для развития ручной и пальцевой моторики.

Комплексная работа с детьми со сложной структурой дефекта

В системе комплексной работы реализуется основной принцип — это принцип коррекционной направленности при соблюдении

Целью комплексной работы с детьми со сложной структурой дефекта, является формирование, коррекция и развитие произвольной

В процессе работы по развитию произвольной моторикиудетей с тяжелыми и множественными нарушениями...

Нейропсихологический подход в работе с дошкольниками как...

Применение педагогами системы упражнений с нейрокоррекционным воздействием оказывает положительное воздействие на сформированность мозговых процессов детей, с условием правильной организации этой технологии. Такой подход способствует достижению возрастных нормативов в общем развитии.

Использование технологии логоритмических игр и упражнений...

Коррекционная работа на дошкольном логопункте с использованием сюжетно-игровой основы, логоритмических игр и упражнений способствует повышению уровня мотивации

В них я предлагаю использование логоритмических игр и упражнений в работе с детьми на дошкольном логопункте на примере свистящих звуков с сюжетно-игровой основой, в том числе...

Задать вопрос